Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
К.Д.Ушинский отмечал, что личность учителя – это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, «… влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
В организации учебно-
Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного
Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных отечественных ученых, как Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлинг, В.Д.Небылицын, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.Я.Никонова, Н.А.Аминова, С.К.Кондратьев, Л.М.Митина, И.А.Зимняя и многих других.
В настоящее время резко возрос интерес к личности педагога, к индивидуально-
Профессия педагога. Личность учителя
... педагогов. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального ... профессиональной пригодностью Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная ...
Объект исследования: воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс.
Цeль исслeдoвaния: изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности
Гипoтeзa исслeдoвaния: воспитательный процесс будет более эффективным, если:
- раскрыта сущность понятия «воспитательный процесс»;
- определена роль личности педагога в воспитательном
процессе; - определены современные требования к личности педагога;
- выявлена роль диагностики в воспитательном процессе и установлено ее влияние на успешность педагогической
деятельности.
Исхoдя из цeли, гипoтeзы и учитывaя спeцифику прeдмeтa исслeдoвaния, oпрeдeлeны слeдующиe зaдaчи:
- раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
- определить роль личности педагога в воспитательном процессе;
- определить современные требования к личности педагога как условие успешного влияния личности педагога на воспитательный процесс;
- выявить роль диагностики в воспитательном процессе и установить ее влияние на
успешность педагогической деятельности.
Для дoстижeния цeли исслeдoвaния и рeшeния пoстaвлeнных зaдaч испoльзoвaлись слeдующиe мeтoды исслeдoвaния: тeoрeтичeский aнaлиз нaучнo- мeтoдичeскoй литeрaтуры, нaучных исслeдoвaний, изучeниe пeдaгoгичeскoгo oпытa.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Общая характеристика понятия «воспитательный процесс»
В сегодняшней социально-
Сейчас, по мнению Л.Б.Железновой, нередко приходится сталкиваться с трактовкой воспитания в искусственно-зауженной интерпретации, когда под значением этого термина понимают лишь воспитание моральности, общественно-приемлемого поведения. Происходит подмена всего существа вопроса лишь одним из его частых проявлений. Понятийная узость оформляется в узость деятельностную, в узость отношений, когда формальный авторитет вынужден искать подкрепление зачастую в принуждении и наказании. Не будучи воспитанием во всем, в любой деятельности, по отношению к различным нормам, проявляясь лишь в узком сегменте содержательно-практической деятельности, воспитание вырождается в свою противоположность, рождая внутренний протест воспитуемого. За всем этим следует разрушение целостности образования, призванной дать на выходе положительно-дееспособного и цивилизованного человека. А несбалансированное количественное приращение отдельных сторон и частей объекта, как известно, ведет к выражению качества[5, с.39].
Профессионально-важные качества личности педагога в образовательном процессе
... Цель: создание условий для формирования профессионально-важных качеств личности педагога в образовательном процессе, рассмотрение и обоснование самоотношения и ответственности ... 20. Орлов и самовоспитание характера. М.,2000. 21. Поляков воспитания. М., 1997. 22. Парыгин -психологический климат: пути ... 35. Щуркова технологии в воспитательном процессе.- М., 1997. 36. Юнг бессознательного. – М.,1994г.- ...
Однако размытость понятийного поля воспитания есть лишь самый верхний слой проявления проблемы. Основание ее лежит в отсутствии понимания педагогами законов, действующих внутри воспитательного процесса; знания факторов, которые могут позитивно или негативно влиять на эффективность воспитания; знания его сущности в целом и характеристик «
Что же такое воспитание? Рассматривая различные подходы к определению понятия «
- целенаправленность воздействий на воспитанника;
- социальная направленность этих воздействий;
- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение человеком комплекса социальных ролей.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы осваивать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).
В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности[19, с.16].
Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка.
Воспитательный процесс может рассматриваться как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения[13, с.115].
В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.
Движущей силой
Влияние системы воспитания на развитие личности
Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие личности. Оно определяет становление человека как индивидуального общественного существа. Маугли нельзя назвать личностью, он лишен речи, умения общаться, типичных человеческих качеств. Ученые считают этот процесс непознанным. ...
Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между
Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных
Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную, сторону воспитательного
В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты и внутреннего отражения, преломления их, возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса.
В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.