ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ)

Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразова­тельное и профессиональное обучение, выполняют воспита­тельную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства исправительного воздействия на осужден­ных определил воспитательную работу.

Воспитательная работа как одно из средств достижения це­ли наказания – исправления осужденных и предупреждения со­вершения ими новых преступлений представляет собой ком­плексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.

Эта тема нашла отражение в трудах следующих авторов: А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, Кузнецова Л.П., В.А. Никитин, Мудрик А.В. и д.р. Однако хотелось бы сказать, что труды современных авторов во многом полагаются лишь на концепции А.С. Макаренко и Л.В. Мардахаева, что говорит о том, что данная тема относительно нова и требует дальнейшей разработки.

Тема данной курсовой работы: «Воспитательная работа в исправительных учреждениях на примере ИК-14 ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области п. Пуксинка (особый режим)».

Объект исследования:, Предмет исследования:

Ориентируясь на объект и предмет исследования, определим его цель:

определение роли социального педагога в воспитательной деятельности в исправительном учреждении.

Задачи исследования:

1. Определить понятие воспитательной деятельности в исправительном учреждении.

2. Выявить сущность и содержание воспитательной работы в исправительных учреждениях.

3. Определить специфику контингента, осуществляющего воспитательную работу в ИУ.

4. Дать характеристику принципов работы социального педагога (СП) в исправительном учреждении.

5. Провести статистический анализ заключенных ИК-14 п. Пуксинка.

6. Определить направления работы СП в ИУ, опираясь на статистические данные о заключенных.

7. Определить проблемы и роль воспитательной деятельности СП в ИУ.

8. Дать рекомендации СП по дальнейшему осуществлению воспитательной деятельности в ИУ.

Актуальность данной работы, Гипотеза:, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ИУ)

1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в ИУ

Лица, нарушившие установленные в государстве законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК) для несовершеннолетних и исправительных колониях (ИК) для взрослых.

6 стр., 2771 слов

Организация воспитательной работы в образовательном учреждении ...

... 2014; 2015. Отв. за организацию предпрофильной подготовки2. Воспитательная деятельность. Воспитание гражданина: 1. Воспитание чувство гордости за ... данного конкретного заведения).Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9%. Однако, ... видоизменениях, обусловленных условиями одновременного пребывания и одновременной работы нескольких классов в одном помещении под ...

Перед государством стоит задача не только наказать человека за совершенное преступление, но перевоспитать и возвратить обществу социально-здорового человека. Решение ее возложено на пенитенциарные (исправительные) учреждения.

ИУ представляют собой специализированные (преимущественно государственные) организации, предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Деятельностью в этих учреждениях занимается особая отрасль социальной педагогики. Она изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, воздействует на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения свободы) и получила название исправительной педагогики[1].

В специальной литературе встречается выражение «исправительно-трудовая педагогика». Под ней понимают отрасль социально-педагогической науки, исследующей организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания – как связанным, так и не связанным с лишением свободы[2].

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х гг. Это было связано с существенными изменениями, происшедшими в этот период в исправительно-трудовой деятельности[3].

В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории исправительно-педагогической работы:

1. Научно-теоретическое исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений.

2. Выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных.

3. Исследование процесса перевоспитания, его принципов, содержания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

4. Прогнозирование развития педагогической системы в органах исполняющих наказания.

5. Исследование возможностей уголовного наказания как метода социально-педагогического воздействия на личность осужденного.

6. Определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения.

7. Исследование действенности исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений.

8. Разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;

9. Социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива.

10. Изучение отечественного и зарубежного опыта исправительной педагогики, возможностей его применения в наших условиях.

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях ИУ. К таким условиям относятся[4]:

12 стр., 5884 слов

Правовые основы социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России

... целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения. При этом социальная работа с осуждёнными столкнулась с такой ... важно в сложившихся социально-экономических условиях в Российском государстве. Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника, и социальной работы в целом, было ...

  • частичная или полная изоляция осужденных от общества;
  • отдельное содержание в течение длительного времени мужчин

или женщин;

  • процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания;
  • жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией;
  • особый статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.

Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступле­ния, то наиболее важные вопросы ее организации урегулирова­ны уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужден­ными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д.

Однако в силу того, что воспитательная работа с осужден­ными носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, ме­тоды и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбы­вания наказания.

Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осуж­денных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоци­альных свойств личности осужденных нереально – она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбы­вания наказания[5].

Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводи­мых воспитательных мероприятиях учитывается при определе­нии степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как ак­тивное участие или безразличное отношение осужденных к про­водимым воспитательным мероприятиям является одним из ре­альных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопро­сов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д[6].

Необходимо отметить, что в учреждениях и органах, испол­няющих наказания, распорядок дня предусматривает проведе­ние мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.

Исправительно-воспитательный процесс включает системную последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели. Он состоит из нескольких этапов и обеспечивается субъектами, направляющими свою социально-педагогическую деятельность на определенный объект[7].