Организация методической работы в дошкольном учреждении

Курсовая работа

В новом тысячелетии особенно ощутим огромный разрыв между научно-техническим прогрессом, достижениями человека, состояния духовного развития, внутренней культуры культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Учёные, философы, педагоги видят путь выхода из кризиса в изменении самого человека: в повышении его духовного потенциала, роли и ответственности за судьбы всего человечества, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей. В связи с этим проблемы гуманизации приобрели в настоящее время особую актуальность.

Новая политическая концепция общества предполагает повышение социальной значимости образования и требует его качественного обновления. Гуманистические тенденции изменили и модель образования, интегрируя в него ценности культуры, диалоговый характер отношений участников педагогического процесса, обеспечивая целостное развитие личности каждого ребёнка и педагога, создавая условия для саморазвития, самопознания, объединяя субъектов образования для совместного достижения целей.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Проблемы управления образованием в контексте культуры актуализируются и обостряются в системе дошкольного образования, они переходят на новый уровень развития, потому что субъекты образования – педагоги и родители должны обеспечить оптимальные условия для творческого развития личности ребёнка и собственного профессионального развития. Вопросы управления системой дошкольного образования стали предметом исследования многих учёных и практиков – В.Г. Алямовской, К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, О.А. Князевой, Р.М. Литвиновой, Е.М. Марича, И.А. Малашихиной, М.д. Маханевой, Т.П. Морозовой, А.И. Остроуховой, В.С. Собкина, П.И. Третьякова, Р.М. Чумичёвой и др.

Проблема управления системой дошкольного образования рассматривалась с точки зрения системного подхода, изучались функции управленческой деятельности, качество деятельности учреждения по его результату, механизмы управления качеством образования, научные подходы и планирование деятельности, развитие культуры управленческой деятельности и др.

9 стр., 4451 слов

«Наука логики» Гегеля и её основные идеи. Роль диалектики ...

... 2. «Наука логики» Гегеля и её основные идеи Логическое учение излагается Гегелем в «Науке логики» (так называемая «Большая логика»), первой части ... эпоха характеризуется «объективацией» концепции бытия и одновременно развитием субъективистских концепций. Здесь необходимо подробнее остановиться на некоем ... решении проблем бытия. Для Европы, ее европейской культуры и сознания XIX век - век классики. ...

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

«Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом», определение Никишиной И.В. (24).

Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства. Именно этой проблеме, организация методической работы в ДОУ, будет посвящено мое исследование.

Предмет исследования — методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования – процесс организации методической работы в ДОУ.

Цель исследования — рассмотреть методическую работу в ДОУ на современном этапе.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно – методической литературы по данной теме: представить различные научные взгляды на основы методической работы в современной литературе.

2. Выделить основные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении: определить цели, задачи, направления методической работы.

3. Представить основы работы методического кабинета.

Методы исследования – анализ научно–теоретической и психолого-педагогической литературы.

Глава 1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально- педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.

Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической, представленной в виде методической работы по следующим причинам.

21 стр., 10043 слов

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе

... различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в ... дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы ...

Во-первых, роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно- методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми;

— Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОУ, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.

В — третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, переход от групповых форм работы к индивидуальным, предпочтение косвенным формам педагогических требований, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи педагогу, ребенку в их саморазвитии и т.д.

В 1994 году Министерство образования РФ выпустило письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ», где выделяются информационная, прогностическая, содержательная, инновационная и экспериментальная деятельность, повышение квалификации, аттестация педагогов. С 1996 года организация методической работы поручается специальным службам – методическим кабинетам, методическим центрам в структуре органов управления образованием и институтов повышения квалификации работников образования. [5]

Все это обусловило активную разработку понятийного аппарата по проблеме. В работах С.Ф. Багаутдинова рассмотрены вопросы об использовании и понимании термина «методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа – объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять этот термин [5].

На ее взгляд, понятие «методическая работа» можно использовать применительно к современному ДОУ, если правильно определить ее сущность. «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ» [5].

Далее рассмотрим разные подходы к определению методической деятельности. С.Ж. Гончарова рассматривает ее как деятельность, «направленную на создание, внедрение и применение методов» [14]

Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов функционирования или развития..

Следовательно, по мнению К.Ю. Белой (5), в дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников [5].

3 стр., 1338 слов

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

... методической помощи: студентам в учебной, учебно-исследовательской, научной и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы. Обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса. ... документов в системе среднего профессионального образования. Дополнительный перечень материалов должно определять ...

Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.

В качестве общих задач методической работы, С.Ф. Багаутдинова выделяла следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями [5].

Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы. В методической работе участвуют педагог –психолог и педагоги–специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.

Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, старшего воспитателя ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимо учитывать многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Однако сегодня, по мнению П.Н. Лосева, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования(19).

В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова в качестве существенного признака всякой системы указывают целостность. В трактовке Н.В. Кузьминой «педагогическая система» есть « множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» (5).

Совокупность отдельных педагогических систем образуют единую целостную систему образования. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально – педагогическая система. Следовательно, по мнению К.Ю.Белой(4) оно отвечает определённым свойствам: целеноправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

К.Ю. Белая выделяет, что, методическая работа в ДОУ — как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре:

49 стр., 24104 слов

Специальные образовательные условия в дошкольной образовательной организации

... с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. ... интерес для педагогических работников дошкольных образовательных организаций в инклюзии. Структурно работа состоит из введения, трех глав, ... М. Поваляевой [61] и др. (роль родителей в реализации инклюзивного образования); А. Колупаевой [38], С Шматко [82,83,84], ...

прогнозирование – программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция и анализ(5).

Таким образом, теоретический анализ различных научных взглядов на основы методической работы в современной литературе, показал, что методическая работа считается аспектом управления и рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Выделили её задачи: управление образовательным процессом, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Отметили, что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.