Технология организации внеклассной воспитательной работы

Курсовая работа
Содержание скрыть

Сегодня обществом уже признается, что воспитательный компонент дея­тельности школы должен являться неотъемлемой составляющей общего социо­культурного пространства Российской Федерации. Под воспитанием в общеоб­разовательной организации понимается создание условий для развития лично­сти ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизнен­ному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, роди­телей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач [1, с.38]. В настоящее время общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Современное воспитание школьников сопровождается многими процессами негативного характера, которые происходят в нашем современном обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности [1, с.39]. Ситуация выживания, в которой находится наше общество, рождаются такие формы социального поведения, связанные с агрессией, жестокостью, борьбой и конкуренцией. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. В настоящее время мы можем наблюдать изменения происходящие в основном социальном институте — семье. Воспитательные функции перестали выполнять свои основные воспитательные задачи. Некоторым семьям не хватает материальных благ, другим элементарной духовной близости родителей и детей.

В последние годы наблюдается снижение воспитательной функции школы, т.е. появление несоответствия между процессами обучения и воспитания. Данная ситуация разрушает целостность педагогического процесса. Воспитание в стенах общеобразовательного учреждения изложены лишь в концептуальных нормативных документах, а практическая реализация воспитания не практикуется. Каждый ребенок должен получить воспитание, связанное с привитием таких качеств, как человечность, доброта, четкая позиция гражданственности и патриотизма, бережность к своей природе, культуре и мировому наследию. Это самые главные ценности, которые должны поступать со стороны педагогического коллектива, в процессе взаимосвязи перечисленных позиций строится вся воспитательная система школы [1, с.39].

14 стр., 6550 слов

Станислав Теофилович Шацкий и концепция школы – центра воспитания ...

... педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании. Биография Родился Станислав Теофилович Шацкий ... в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество ... ближайшие дни, – комиссии, к которой переходят функции министра народного просвещения, его товарищей и ...

Объект исследования – воспитательная система.

Таким образом, проанализировав существующие взгляды на понятие развития можно сделать вывод, что развитие — это динамический процесс, который свойственен любым явлениям. Все сферы природы, человеческая жизнь, регион, государство, мир все время находятся в движении, то есть меняются. В результате развития объект приобретает новое качественное состояние, в виде изменения его состава, структуры, свойств. Вследствие развития объекта могут возникать, изменяться или исчезать его элементы или связи. На рисунке изображены определения категории развитие и дано его собственное определение, которое является более обоснованным и учитывает пространственно -временные характеристики. Очевидно, что указанные свойства присущи многим сферам жизни и деятельности человека, государства, а особенно экономике.

Предмет исследования – проектирование воспитательной системы обра­зовательного учреждения в современных условиях.

Е??? рав?ых прав ? возмож?остей же?щ?? ? мужч??», пр??ятом в 2005 году.Этот зако? преследует цель постав?ть же?щ?? ? мужч?? ?а од?? урове?ь во всех сферах ж?з?? общества через обеспече??е правового пар?тета рав?ых прав ? возмож?остей же?щ?? ? мужч??, л?кв?дац?? д?скр?м??ац?? по оз- ?атворю пола ? устра?е??я д?сбала?са между возмож?остям? же?щ?? ? мужч?? реал?зовывать рав?ые права. На пут? м?ровой ? европейской ??теграц?? РФ пр?з?ала ?еобход?мость ?ос

Цель исследования – изучить и проанализировать основы воспитательной системы в условиях школы.

2) пр?вес?и анализ ?пы?н?-эксперимен?альн?й дея?ельн?с?и п? ?рганизации в?спи?а?ельн?й раб??ы в шк?ле.

Для достижения поставленной цели выдвинем ряд задач:

В современной науке выделяются различные виды развития, такие как экономическое развитие, социальное развитие, инновационное развитие, экологическое развитие. Экономическое развитие является одним из наиболее исследуемых вопросов современности и относится к важнейшим понятий макроэкономической науки. Экономическое развитие — это качественные изменения во времени в производственных процессах, системе счетов, структуре экономики и других сферах, связанных с народным хозяйствованием в стране или регионе. Необходимо отметить, что в данном определении не учтено влияние окружающей среды и необходимость пространственной координации изменений, построения пространственного каркаса экономики региона, страны. Важным показателем любого государства является социальное развитие — процесс изменения структуры, состава населения, его ценностей, уровня жизни, образованности, здоровья и других показателей жизни. В учебной литературе нередко используют термин » социально — экономическое развитие», подчеркивая тем самым тесную связь между уровнем экономического развития и решением социальных проблем региона.

Социально — экономическое развитие — это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Социально — экономическое развитие — сложный противоречивый процесс, в котором взаимодействуют положительные и отрицательные факторы, а периоды прогресса сменяются периодами регресса. Политические и военные потрясения, социальные конфликты, экологические катастрофы могут приостановить развитие экономики любой страны, отбросить ее на несколько десятилетий назад, а иногда привести и к окончательной гибели, как это было с древними цивилизациями.

1) изучить теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций;

Мировое сообщество в прошлом веке пережило безпрецедент- ный переворот в статусе женщин, наиболее значимую трансформацию гендер- них отношений в мировой истории, начиная от права женщин участвовать в выборах и права на труд, с правом приема на работу во всех сферах об- польного деятельности , права поступления в высшее учебное заведение и на военно- кову службу.

В ХХ в.женщины вошли не только женами и матерями, но и активными участниками государства, ?ффективными работницами. В российском государстве также достигнут значительный прогресс в изучении и осмыслении женской и гендерной проблематики и решении гендерных проблем. Воплощение гендерных принципов в нашем государстве базируется на конституционных положениях, нормах Закона РФ «Об обеспеч

ении равных прав и возможностей женщин и мужчин», принятом в 2005 году.Этот закон преследует цель поставить женщин и мужчин на один уровень во всех сферах жизни общества через обеспечение правового паритета равных прав и возможностей женщин и мужчин, ликвидации дискриминации по оз- натворю пола и устранения дисбаланса между возможностями женщин и мужчин реализовывать равные права. На пути мировой и европейской интеграции РФ признала необходимость нос

ть формирования европейских ценностей по утверждению гендерного равенства в обществе.Ведь так называемая «общность интересов» мужчин и женщин, а также их потребностей и взглядов часто использовалась мужчинам ками для легитимизации их беспрекословного доминирование в структурах КУ на всех уровнях, в том числе в парламенте и правительстве. Однако гендерный анализ политических процессов позволил выявить, что мужчины и женщи

ны не всегда одинаковые взгляды и потребности, и представительство женщин в органах власти является чрезвычайно важным для того, чтобы их интересы были должным образом представлены в руководстве страной.Тем самым возникает задача обеспечения сбалансированного участия мужчин и женщин в процессе принятия управленческих решений и внедрении мероприятий, которые влияют на их жизнь. Эта проблема является актуальной как для РФ, так и для мирового сообщества. В частности, в Европейском Союзе в ближайшие пять лет гендерную неравенство стремятся преодолеть с помощью новой систе- мы, ко

торая получила название «Дорожная карта к равенству мужчин и женщин — 2006-2010 годы».Программа состоит из более 20 мероприятий и требует финансирования в 50 млн евро. Эти средства пойдут на пересмотр законодательства по гендерным вопросам государств-членов ЕС, повышение осведомленности граждан по принципам гендерного равенства и преодоления социального неравенства по признаку. Общеизвестно, что женщины часто сталкиваются с дискриминацией из-за своей гендерной принадлежности: им меньше платят; у них меньше пер- ва продвинуться по сл.

2) провести анализ опытно-экспериментальной деятельности по организации воспитательной работы в школе.

Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг.

Методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты в сфере образования, монографии и учебная литература, а также статьи из специальной периодической печати.

Таким образом, социально — экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. На протяжении всей истории человечества одним из ключевых факторов социально — экономического развития был и остается процесс получения, систематизации, практического применения и трансфера знаний об объективной реальности. С момента появления человечеством простейших орудий труда и элементарных технологий возможность распространения информации об изобретении и навыков его использования определяла способность социальных групп эффективно трансформировать окружения с целью обеспечения себя необходимыми для дальнейшего существования ресурсами и преодоления угроз, возникающих в результате негативных явлений внешней среды.

Методы исследования: концептуальный анализ психологической и педа­гогической литературы по проблеме исследования; системно-структурный ана­лиз феномена воспитательной системы образовательного учреждения; изучение и анализ опыта образовательных учреждений; метод включенного наблюдения.

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие — через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально — экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально — экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1.1 Обзор нормативных документов в сфере воспитательной деятельности

В ч. 2 ст.26 Конституции Российской Федерации определено: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества». Так же основным законом Россий­ской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания (ч. 1, ст.72) однако, непосредственное право воспитывать детей, согласно ч.2 ст.38 имеют только родители (права других субъектов на воспитание детей в Консти­туции РФ не обозначены) [13, с.3].

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 определено, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», а «воспитание — деятельность, направленная на развитие лично­сти, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в об­ществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и госу­дарства» [13, с.4].

Трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. В целом можно выделить следующие основные глобальные тенденции: — повышение значимости нематериальных форм производства, приводит к качественным изменениям ассортимента услуг — изменение роли традиционных услуг (торговли, транспорта ) как элементов обслуживающей инфраструктуры — развитие телекоммуникаций, финансовой сферы и комплекса наукоемких деловых услуг как весомого фактора конкурентоспособности, — резкое увеличение роли социальных услуг в обеспечении экономического роста, — развитие экономики услуг в интеграции с материальным производством.

Тем же законом в ч.1 ст.3 установлены основные принципы государст­венной политики в сфере воспитательной работы: «…воспитание взаимоуваже­ния, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рациональ­ного природопользования» [13, с.4].

Осуществление ?кономических реформ в РФ предполагает всестороннее развитие народнохозяйственного комплекса страны, охватывает две взаимосвязанные системы — сферу материального производства и индустрию услуг.Объективной закономерностью ?волюции мировой цивилизации приоритет социальных аспектов, по?тому современная наука, ставя в основу существования человека, социальных групп и общества в целом, выдвигает их как целевые ориентиры социально-?кономического развития, определяют весь комплекс преобразований, взаимосвязи ?кономических, социальных и ?кологических аспектов. Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей состояния социально-?кономического комплекса страны. Современные тенденции развития мирового хозяйства свидетельствуют о рос

те доли индустрии услуг в валовом внутреннем продукте стран Европы и Америки.Современное общество все больше превращается в общество услуг. Проблема заключается в том, что быстрые темпы автоматизации, роботизации процессов и операций в промышленности приводят к высвобождению рабочих рук, которые следует ориентировать на применение в индустрии услуг. Несмотря на важность отрасли услуг в народнохозяйственном комплексе страны, теоретическое обоснование концепции услуг не получило должного распространения. Одной из наиболее значимых причин отставания в развитии инд

устрии и сферы услуг в целом является недостаточная разработка и реализация приемлемых механизмов управления ими на государственном и региональном уровнях.Построение механизма управления развитием сферы услуг на государственном и региональном уровнях, что позволяет обоснованно определять производство востребованных видов и необходимых объемов услуг и степень удовлетворения ими потребителей, возможна только на основе маркетингового подхода. Таким образом, создание ?ффективного маркетингового механизма управления развитием предприятий сферы услуг является актуальной проблемой. Особенностью сов

ременного постиндустриального ?тапа развития мировой ?кономики является переход преимущественно к развитию сферы услуг.Сфера услуг, как сектор ?кономики, характеризуется динамичным развитием и занимает около 20% мирового рынка. Исследования услуги как ?кономической категории требует четкого раскрытия понятийного аппарата, характеризует содержат

ельную часть ?той категории.Специалисты-графические особенность услуги, которая отличает ее от ве.

В целях реализации государственной политики в сфере воспитания, на федеральном уровне, реализуется комплекс программ таких как «Дети России», «Программа развития воспитания в системе образования», в настоящее время действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

В данной научной работе мы попытаемся раскрыть теоретические и практические особенности поставленные в целях и задачах работы. Современное развитие общества требует прагматичного подхода к возникающим проблемам. Их необходимо кардинально и оперативно рассматривать и принимать необходимые решения для их оптимизации.

Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.

Проанализируем дополнительные ресурсы для организации воспитатель­ной работы в образовательной организации.

Изучение процесса глобализации имеет важное теоретическое и практическое значение поскольку ставит экономику в новые условия, меняет вектор ее развития. Формирование и развитие рыночной экономики в России диктует необходимость установления тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Также необходимо проведение такой международной и внутренней политики, которая позволит избежать или уменьшить уровень негативного влияния глобализационных процессов на национальную экономику страны.

Опубликованная в 2009 году Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) не является официальным нормативно-правовым актом, и в настоящее время может счи­таться лишь сборником рекомендаций от авторов — составителей данной Кон­цепции.

Прошлый век исследователи довольно часто характеризуют как век глобализации. В зависимости от собственного видения и оценки фундаментальных процессов, происходящих каждый трактует их по -своему: как безграничные возможности и перспективы, открытые информационной революцией перед человечеством, историческую победу принципов либеральной демократии, виртуальную реальность и т.д.. Бесспорно, в отдельных направлениях процесс глобализации развивается более интенсивно. Это, например, мировые коммуникационные сети, экономические отношения, информационно — техническое обеспечение, финансовые институты, средства массовой информации, международное сотрудничество в области защиты прав человека, природоохранной деятельности и т.п.. Не стоит оставлять без внимания предпосылки формирования нового общества, в рамках которого на национальные — государственные образования выступают не только самостоятельными структурными единицами, но и гарантами стабильности, мира, защиты прав и свобод человека. При всей многогранности проявлений глобализации современные исследователи выделяют главный вектор ее развития — формирование целостного мира, глобального человеческого сообщества, нового типа цивилизации. Контуры такого сообщества только формируются, его становления является делом XXI века.

Вместе с тем, большинство образовательных учреждений при планирова­нии воспитательной работы ориентируются на Концепцию.

Аннотация.Проанализированы такие составляющие институциональной среды отечественных акционерных обществ, как нормативно-правовая, организационная и кадровая. Получили дальнейшее развитие обоснование воздействия институциональной среды на конкурентоспособность как на макро-, так и на микроуровне через идентификацию основных рисков и угроз, присущих акционерным обществам.Конкретизированы методические подходы к идентификации рисков, присущих ?той форме организации бизнеса. Ключевые слова: риски, угрозы, идентификация рисков, корпоративн

ое управление, институты, институциональная среда, акционерные общества.Вступление. Любое предприятие как субъект хозяйствования находится в среде, в определенной степени влияет на его результативность. Одной из составляющих ?той среды является институциональная. В общем смысле институты — ?то правила, механизмы, нормы поведения, регламентирующих взаимоде

25].Акцентируя внимание на акционерных обществах, подчеркнем актуальность ?той проблемы, которая исходит из публичного характера функционирования такой формы бизнеса.Согласование полярных интересов собственников и наемных работников акционерных обществ является пожизненной темой, которую обсуждают ученые и практики. Указанное указывает еще на одну составляющую институциональной среды акционерного общества — кадровое обеспечение, качество которого в определенной степени также влияет

на конкурентоспособность предприятия.Разным институциональным аспектам посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых, среди которых Д. Норт, В. Геец, А. Мокий, С. Варналий, Ю. Пахомова, Д. Буркальцева, А. Сухарев, С. Сорокина и др. Теоретические основы функционирования и управления предприятиями вообще и акционерными обществами в частности нашли свое отр

ажение в трудах В.Базилевича, А. Вакульчик, П. Демьяненко, Г. Герасименко, В. Евтушевского, Г. Козаченко, А. Кузьмина, Ю. Лупенко, И. Малого, В. Мищенко, Б. Нила, Р. Пайка, Е. Панченко, Ю. Петруни, А. Рыбалкин, С. Румянцева, М. Рупняк, А. Сера и др. Ситуация, связанная с усилением роли институтов в системе формирования конкурентоспособности государства, наблюдается на современном ?тапе, требует более детального исследования институциональной среды вообще. Исходя из того, что конкурентоспособность на макроуровне формируется за счет конкурентоспособности микроуровней, отметим необходимость исследований институциональной среды последних, в частности сосредотач.

Смысл разработки Концепции заключается в том, что в ней сделана по­пытка сформулировать систему базовых национальных ценностей, призванных служить основой консолидации российской гражданской нации.

В отличие от господствующих ранее представлений, согласно которым развитие общества — это в основном последовательный и якобы гарантированный переход человечества со ступеньки на ступеньку общественного прогресса ( в рамках таких подходов формировались представления и о прогрессе, с его мнимыми формационного стадиями, и о биполярности мира ), глобальное общество придерживается главным образом других конфигураций. Во-первых, решения более или менее значимых проблем человечества требует не столько их всестороннего понимания, сколько осмысление системы » человек- общество -природа «, динамично развивается, имея верхнюю и нижнюю границы своего существования. Во-вторых, поскольку при таком взгляда на современное общество в поле зрения попадает все бытие человечества, не может не оказаться, что само бытие имеет достаточно напряженный, остро конфликтный, кризисный характер, рассчитывать на преодоление которого в ближайшем будущем не приходится. В-третьих, если все различные конфликты и кризисы современности » пустить на самотек «, то они могут привести человечество к глобальной катастрофе, а то и гибели. Поэтому доминантой глобального мировосприятия управленческий императив, или такое отношение к действительности, когда естественно намерен осмыслить любую проблему для ее практического решения

Воспитательный компонент включен в федеральные государственные об­разовательные стандарты, данные меры предприняты впервые в российской системе образования. Прежде всего, это направлено на рост социального статуса воспитания в демократическом обществе, где главной задачей является духовно-нравственное воспитание личности, усиление воспитательного потенциала общего среднего образования, который призван обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении[13, с.5].

Смысл р?зр?б?тки К?нцепции з?ключ?ется в т?м, чт? в ней сдел?н? п?пытк? сф?рмулир?в?ть систему б?з?вых н?ци?н?льных ценн?стей, призв?нных служить ?сн?в?й к?нс?лид?ции р?ссийск?й гр?жд?нск?й н?ции.

Для успешной организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования

В современной науке выделяются различные виды развития, такие как экономическое развитие, социальное развитие, инновационное развитие, экологическое развитие. Экономическое развитие является одним из наиболее исследуемых вопросов современности и относится к важнейшим понятий макроэкономической науки. Экономическое развитие — это качественные изменения во времени в производственных процессах, системе счетов, структуре экономики и других сферах, связанных с народным хозяйствованием в стране или регионе. Необходимо отметить, что в данном определении не учтено влияние окружающей среды и необходимость пространственной координации изменений, построения пространственного каркаса экономики региона, страны. Важным показателем любого государства является социальное развитие — процесс изменения структуры, состава населения, его ценностей, уровня жизни, образованности, здоровья и других показателей жизни. В учебной литературе нередко используют термин » социально — экономическое развитие», подчеркивая тем самым тесную связь между уровнем экономического развития и решением социальных проблем региона. Социально — экономическое развитие — это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Социально — экономическое развитие — сложный противоречивый процесс, в котором взаимодействуют положительные и отрицательные факторы, а периоды прогресса сменяются периодами регресса. Политические и военные потрясения, социальные конфликты, экологические катастрофы могут приостановить развитие экономики любой страны, отбросить ее на несколько десятилетий назад, а иногда привести и к окончательной гибели, как это было с древними цивилизациями.

к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Примерная программа воспитания и социализации учащихся (далее Про­грамма) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте федерального государственного об­разовательного стандарта. Основная цель Программы — последовательное со­действие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучаю­щихся посредством создания для них условий позитивной социализации, куль­турной идентификации и самореализации.

При этом Программа рассматривается как базовый компонент для разви­тия инновационной воспитательной деятельности образовательных учрежде­ний, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моде­лей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокуль­турного

Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного про­цесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характе­ристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируе­мую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями[13, с.5].

Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравствен­ного развития обучающихся раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе деятельности образовательной организации.

Таким образом, в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

1.2 Технология организации внеклассной воспитательной работы

Проанализируем определенную последовательность организации внеклассной воспитательной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач.

Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации[11, с.145].

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель — формирование общительности, ведущая функция — формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели — повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной «Я-концепции» [11, с.146]. Дети в 1 классе доброжелательные, ласковые, но нелюбознательные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внеклассной работы — развитие познавательного интереса, ведущая функция — развивающая, конкретная цель — расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках рисования, он с удовольствием рисует, охотнее идет на контакт с педагогами. Выбрав в качестве содержания творческую деятельность, педагог на первом этапе работы с ребенком организует общеклассное занятие, на котором дети создают коллективное панно «Бабочки и цветы», раскрашивают трафареты бабочек и прикрепляют их к цветам. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок «обречен» на успех. Педагог использует метод поощрения, восхищаясь общим результатом, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

В случае с классом, где у детей низкая познавательная активность, педагог выбирает в качестве содержания познавательно развивающую деятельность детей, форму — экскурсию в Политехнический музей по теме «Часы».

И в этом и в другом случае он тщательно продумывает предстоящую работу, чем детальнее будет образ, тем больше нюансов он может заранее учесть.

3. Практическая реализация модели

4. Анализ проведенной работы

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели — усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы[11, с.147].

Таким образом, технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

1.3 Особенности организации воспитательной системы в условиях реали­зации ФГОС нового поколения

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспи­тательных задач, однако с появлением Стандарта второго поколения опреде­лены результаты воспитания : чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответст­венности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания лич­ности гражданина России .

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гра­жданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образова­нии», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собра­нию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образова­ния.

Концепция определяет:

характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и моло­дежи;

систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна ду­ховно-нравственная консолидация многонационального народа Рос­сийской Федерации;

основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравст­венного развития и воспитания обучающихся[11, с.152].

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социаль­ными институтами .

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В концепции четко прописан современный воспитательный идеал со­гласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требо­ваний к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконрав­ственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и бу­дущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях много­национального народа Российской Федерации.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в кон­кретно?исторических социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал является высшей целью образова­ния., Проанализируем цель и задачи духовно-нравственного развития и воспи­тания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, от­ветственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Система базовых национальных ценностей включает в себя:

патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству);

социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к лю­дям, честь, достоинство, милосердие, справедливость);

гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, сво­бода совести, вероисповедания);

семья (любовь ,верность, здоровье, достаток, почитание родителей, за­бота о младшем старшем, о продолжении рода);

труд и творчество (творчество ,созидание трудолюбия);

наука (познание, истина, сознание);

традиционные российские религии;

искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни);

природа ( жизнь. планета. земля.);

человечество ( Миру — мир, международное сообщество) [19].

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, ис­кусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко ду­ховно?нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере об­щего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школь­ной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллекту­альная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отно­шение к школе как единственному социальному институту, через который про­ходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально? нравственного состояния общества и государства.

В концепции новое отношение к компетентному подходу — владение оп­ределенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность (т.е. теряется ценность российского образования).

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

нравственный пример педагога;

социально-педагогическое партнёрство ;

индивидуально-личностное развитие;

интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

На основе концепции разрабатывается программа духовно-нравствен­ного и патриотического воспитания школьников

Программа духовно — нравственного развития прежде всего направлена на формирование целостного пространства духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Нововведением стандарта второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появле­ние внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровитель­ные занятия, рисование, музыку и т.д.

Представим в виде таблицы информацию об основных направлениях и видах внеурочной деятельности по требованиям ФГОС (Таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1, Основные направления и виды внеурочной деятельности по требованиям ФГОС

Основные направления

Виды деятельности

спортивно-оздоровительное;

художественно-эстетическое;

научно-познавательное;

военно-патриотическое;

общественно-полезная деятель­ность;

проектная деятельность.

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально- преоб­разующая добровольческая деятельность);

техническое творчество;

трудовая (производственная) деятель­ность;

спортивно-оздоровительная деятель­ность;

туристско-краеведческая. деятельность.

Таким образом, в ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеуроч­ной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка [19].

Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

2.1 Основные направления в развитии воспитательной системы

Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы нами проводился на базе МБОУ «СОШ №53» г.Набережные Челны.

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, федеральным государственным образовательным стандар­том второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства — это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст­венного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражда­нина России. Воспитательная компонента в деятельности МБОУ «СОШ №53» направлена на формирование «воспитательной системы», «вос­питывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитатель­ной деятельности», и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие ос­новные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так и на инновационных подходах, педагогических сис­темах и технологиях. Программой МБОУ «СОШ №53» опреде­лены следующие основные направления воспитательного процесса:

1) Развитие интеллектуальной и познавательной активности учащихся

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых ре­зультатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образо­ванию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучаю­щихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материаль­ными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информа­цией.

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, вообра­жения;
  • формирование первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями.

В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучаю­щихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуаль­ного труда, формирование представлений об ответственности за результаты на­учных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.).

Используются возмож­ности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.д.

Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демон­страция.

2) Правовое воспитание и культура безопасности.

Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам чело­века и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Основные задачи направления:

  • разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилак­тической направленности;
  • диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
  • правовое воспитание учащихся;
  • социально-педагогическое сопровождение;
  • формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.

В школе реализуется программа по профилактике безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обуче­ния и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семей­ного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркома­нии в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикома­ния, употребление наркотических препаратов).

Деятельность по реализации программы предполагает:

— составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное пове­дение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении», «подверженные стрессу», «частоболеющие дети»;

— организация социально-педагогического взаимодействия по профилак­тике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска»: взаимодействие классного руководителя, социального педагога, пси­холога, заместителя директора по ВР, директора школы, родителей);

— проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правона­рушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;

  • участие в операции «Подросток»;

— диагностика детей групп «риска», включение их во внеурочную дея­тельность в соответствии с их склонностями и интересами;

  • организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся;
  • проведение тематических классных часов, бесед, мероприятий, роди­тельских собраний, лекториев;
  • функционирование родительского патруля;
  • помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершен­нолетних;
  • выявление и постановку на учет неблагополучных семей;
  • систематическую работу психолога с детьми, имеющими проблемное поведение.

Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприя­тия, посещения на дому, беседы с родителями, встречи с работниками инспек­ции по делам несовершеннолетних.

3) Нравственное воспитание

Цель направления — обеспечение духовно-нравственного развития обу­чающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В ос­нову работы по данному направлению положены ключевые воспитательные за­дачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

— формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

  • воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компе­тентного гражданина России;
  • сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориента­ций
  • формирование основы культуры межэтнического общения.

Решение этих задач достигается путем включения школьников в следую­щие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, об­щения с другими людьми, которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования. Воспитательная работа по формированию нрав­ственности учащихся представляет формирование следующих моральных от­ношений:

— к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедли­вости, демократии и свободе народов;

— к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; не­терпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достоя­ния, бережливость, охрана природы;

— к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, вза­имное уважение, забота о семье и воспитании детей;

— к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность, сохранение своего здоровья.

Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следую­щие компоненты:

  • использование воспитательных этических моментов, включенных в со­держание учебных предметов;

— учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, куль­туры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый стол, посещение культурных учреждений, библиотек, музеев.

4) Гражданско-патриотическое воспитание

Реализация данного направления воспитательной деятельности предпола­гает:

формирование гражданской культуры: правовых и политических зна­ний;

— формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной куль­туры;

  • воспитание толерантности;

формирование ответственного отношения к окружающей среде, основы­вающееся на экологическое сознание;

формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориен­таций у детей и подростков.

В МБОУ «СОШ №53» формирование правовых знаний, по­литической грамотности, законопослушания и ответственности за правонару­шение осуществляется через:

  • профилактическую работу;

— взаимодействие школы с районными службами, работающими с моло­дежью и составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорно­сти и правонарушений среди учащихся;

— организацию нормативно-правового, научно-методического, информа­ционного сопровождения процесса воспитания;

  • социально-психологическая деятельность (работа с детьми группы «риска»);

— работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями, ликвидация отчуждения школы от семьи).

Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.

Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов, приобщения к опыту народного миропони­мания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.

Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и наро­дам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, Во­енно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенга­зет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ло­кальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народ­ного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках техно­логии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции, экскурсии в сельскую и районную библиотеки, музеи, посещение выставок.

5) Культуротворческое и художественно-эстетическое воспитание

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализу­ется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспи­тания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.

Основными задачами данного направления являются:

  • воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в дейст­вительности и в искусстве;
  • развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;
  • формирование эстетического отношения к жизни;
  • развитие творческих способностей, творческой инициативы и активно­сти.

6) Внеучебная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих спо­собностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуще­ствляется классными руководителями через систему разнообразных мероприя­тий.

Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действитель­ности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творче­ская деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе вне­классной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе доброволь­ного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обо­гащение их личности; организация свободного времени; регулирование воспри­ятия влияние средств массовой информации.

Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет ху­дожественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельност­ных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовы­ражения и самоутверждения личности.

Успешно решают задачи этого направления программы по дополнитель­ному образованию художественной направленности танцевального кружка «Ритмика и танец», музыкального кружка «Гармония», кружка «Умелые руки», реализуемые с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.

Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН, экскурсии в районные культурные учреждения, библиотеки, музеи.

7) Трудовое воспитание

Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образо­вания, уроки трудового обучения, процесс дежурства по уборке территорий и помещений, работа в летнем трудовой бригаде. Трудовая деятельность и трудо­вое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направ­лениями которой является:

  • предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;
  • вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
  • помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологи­ческой консультации;
  • организация экономического образования.

Формы деятельности: урок, субботники, генеральные уборки в классе, выставки поделок, посещения библиотек района, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебни­ков, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости.

8) Спортивно-оздоровительное направление

Мероприятия в рамках спортивно-оздоровительного направления при­званы решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяют детям сде­лать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, про­исходит формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствуют программа внеурочной деятельности «Чемпион», программа до­полнительного образования «ОФП».

Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги.

9) Развитие самоуправления школьников

Цель направления — активизация внутренних резервов обучающихся, спо­собствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступе­нях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных ком­петенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспита­тельные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

— формирование психологической культуры и коммуникативой компетен­ции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.

10) Воспитание семейных ценностей

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования лич­ности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в вос­питании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.

Работа осуществляется в следующих направлениях:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспита­тельного процесса;

— психолого-педагогическое просвещение: общешкольные лектории, про­свещение родителей класса, осуществляемое классным руководителем на ос­нове задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса;

— вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в подго­товке общешкольных традиционных форм работы; участие в профориентаци­онной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия; участие в работе классных и школьного родительского комитетов; оказание помощи в реализации различных классных и школьных дел;

— корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание пси­холого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различ­ных категорий детей (одаренных); оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся;

— взаимодействие с общественными организациями родителей: организа­ция работы с родительским активом и взаимодействие с общественными орга­низациями родителей;

— аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.

Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские соб­рания, «День открытых дверей», «Веселые старты», программа «День матери», «День семьи», родительский патруль, дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории школы.

11) Экологическое воспитание

Стратегические цели школьного экологического образования определя­ются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологиче­ского качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы должна спо­собствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценност­ного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окру­жающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Основными задачами являются:

— формирование умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологи­ческую грамотность в разных формах деятельности;

— овладение нормами экологического поведения, обеспечивающего со­хранение на земле человека и природы, их взаимодействия.

Решение этих задач достигается путем включения школьников в локаль­ные экологически целесообразные виды деятельности, направленных на фор­мирование готовности занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации. Приятие обучающимися принципов ненасилия, направ­ленных на установление гуманистического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанной на экологии природы и человека, овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование планетарного мышления способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.

Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и обще­российская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по во­просам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья на­селения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа Рос­сии. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, акции, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с экологами, экскурсии в природу, научно-практические конференции.

2.3 Внеурочная деятельность

Выполнение требований ФГОС осуществлялось не только через учебную деятельность школьников, но и через внеурочную, которая является принципи­ально новым требованием стандарта. Внеурочные занятия оказались востребо­ванными и детьми, и родителями.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, пе­дагога — дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда вклю­чался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организо­вывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков и т.д.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является прин­ципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи стало осущест­вление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В рамках внеурочной деятельности пятиклассников осуществлялась сле­дующая модель:, Таблица 2.3.1, Курсы во внеурочной деятельности

Название курса

Самоделкин

Туризм

Ритмика и танец

Гармония

Умелые руки

Развитие познавательных способностей

Исследовательская деятельность

Час общения

Экскурсионный час

Данные кружки были выбраны детьми и родителями через проведение индивидуальных бесед, презентаций кружков и анкетирования. Ежедневно в каждом классе работало по два кружка.

Руководителями кружков являются учителя-предметники, педагоги до­полнительного образования. Кроме того, учащиеся 5-х классах посещают заня­тия в Детской юношеской спортивной школе, в Музыкальной школе №13, в Центре детского творчества, объединения дополнительного образования в Доме дружбы народов «Родник». Занятия школьных кружков и занятия других учреждений со­гласованы, и составлены как единое расписание.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятель­ность» являлась неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в пятых классах, и, в частности, выбора ее содержательных направлений, педагоги прежде всего ориентировались на запросы родителей, законных представителей пятикласс­ников, на приоритетные направления деятельности школы. Содержание заня­тий реализовалось посредством различных форм организации, таких, как экс­курсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

Для каждого ученика составлен личный маршрут внеурочной занятости, который доведен до сведения учеников и родителей. Личное расписание ре­бенка прописано в дневнике. В конце года воспитанники каждого объединения участвовали в творческом отчете.

Вся система внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №53» была нацелена на предоставление детям возможности свободного вы­бора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внут­ренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, по­чувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Активно привлекались к организации внеурочной деятельности родители обучающихся (проведение походов, экскурсий, коллективно-творческих дел, тематических часов классного руководства).

В течение года с участием пяти­классников были проведены такие мероприятия как: «Моя семья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Конкурс социальных проектов », Новогодний праздник, научно-практическая конференция «Природа. Наука. Человек», Экологический фестиваль, в ходе которого были представлены реферативные и исследователь­ские работы, презентации, были организованы различные выставки творческих работ пятиклассников . Учащиеся 5 классов были активными участниками ак­ций «Посади дерево», «Чистое село», «Поздравь ветерана», «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасная дорога».

На каждого ученика 5-го класса заведено портфолио, в которое вносились лучшие достижения учебной и внеурочной деятельности ребенка. В рамках учебной деятельности дети делают индивидуальные и групповые проекты, ре­фераты, исследовательские работы которые также вкладываются в их портфо­лио.

В ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеуроч­ной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка [19].

Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценно­стями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и миро­воззрения растущего человека.

В состав этой среды входят нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучаю­щихся. Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-обра­зовательную среду, так и создавать ее. Воспитательная система — это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, обра­зовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компо­нентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гра­жданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов государствен­ной политики Российской Федерации в сфере образования.

Новая школа должны стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравствен­ного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и монито­ринг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38 — 42.

2. Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образователь­ного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.

3. Дармодехин, С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержа­нию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучаю­щихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. — М.: ИСРАО, 2009.

4. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. — М.: ИСВ РАО, 2010.

5. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и усло­виям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.

6. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

7. Дополнительное образование детей в национальной образовательной стра­тегии / Отв. ред. Я. В. Семичева. — Москва: Про — пресс, 2011.

8. Духовно — нравственное воспитание школьников. Нормативные доку­менты. Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Конда­ков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).

9. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание лично­сти в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 6. — С.48 — 52.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

17.

Список электронных ресурсов

18.