Интерактивные технологии в педагогике

интерактивный обучение мультимедийный

Главная цель образования — формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать новую ситуацию, оценить её и принять соответствующее решение — это гражданин общества.

Использование новых интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию -последовательность и темп изучения тем, систему заданий, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования -выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального смысла деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.

Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Информационно-коммуникационные и интерактивные технологии открывают уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования.

Интерактивное обучение

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

6 стр., 2821 слов

Анализ статьи «Методы организации учебно-творческой деятельности ...

... проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. В процессе обучения должны создаваться условия, побуждающие студента к самостоятельному творческому поиску. Предметная операционная и ценностная составляющие идеи Предметная составляющая идеи — это творческое мышление. ...

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования:, Задачи исследования

1. Определить понятия «интерактивное обучение», «интерактивная технология».

2. Изучить основные аспекты использования интерактивного оборудования в образовательной деятельности.

— Разработать занятия для детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста с использованием интерактивных средств обучения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

1.1 Понятие об интерактивном обучении и интерактивных технологиях, Интерактивное обучение

  • Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
  • По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
  • Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивное обучение

  • Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

— Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

— Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Уровни взаимодействия

линейное взаимодействие

реактивное взаимодействие

множественное или диалоговое взаимодействие

Иногда интерактивность в данной серии коммуникационного взаимодействия определяется как выражение степени, в которой третье по порядку (или позднее) сообщение, связано с уровнем взаимодействия предыдущего информационного обмена (сообщений) с еще более ранними обменами (сообщениями).

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.

Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.

Технология — это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

3 стр., 1241 слов

Индивидуальный подход в процессе обучения

... подхода к ученикам. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей ...

Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

Уровни взаимодействия 1

В структуру педагогической технологии входят:

  • Организация учебного процесса
  • Методы и формы учебной деятельности учащихся
  • Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
  • Диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Подведем итог: интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. На сегодняшний день нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под интерактивными технологиями. Интерактивность — это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещению каких-либо сведений. Оно (взаимодействие) включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Технология (педагогическая технология) — совокупность форм методов и приёмов средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение данного процесса. Главная проблема, которая решается с помощью технологии — управляемость процессом обучения.

1.2 Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности

Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.

Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

56 стр., 27692 слов

Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного ...

... механизмы реализации личностно-ориентированных технологий в начальной школе. Противоречие между потребностью подрастающего поколения в освоении новых знаний и недостаточным уровнем технологического обеспечения образовательного процесса и обусловило выбор темы дипломной работы «Личностно- ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в начальных классах». ...

Только 45 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Как здесь можно обойтись без всемогущего электронного помощника — компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не зависев от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.

В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.

Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Но современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, можно разработать учебные пособия, которые более наглядно будут показывать изучаемый материал. Одной из активных форм обучения, предлагающей использование компьютерных технологий является создание мультимедийного реферата или презентации. Цель мультимедийной презентации — донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Программа Power Point позволяет достаточно просто создавать мультимедийные презентации. Главное свойство этой программы заключается в том, что она поддерживает использование не только текстовой информации, но и позволяет вставлять и оперировать объектами, созданными в других программах. Примерами таких объектов являются аудио фрагменты, которые могут использоваться для звукового сопровождения, и графические объекты, что позволяет наиболее наглядно представить изучаемый материал. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

4 стр., 1556 слов

О применении интерактивной доски в начальной школе

... первоклассников и эффективность моего учительского труда. использования интерактивной доски в начальной школе В процессе обучения использую ИД: как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным ... ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, ...

При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивной доски в начальной школе">интерактивная доска. Она — одна из самых важных инструментов при получении знаний учащихся. При помощи этой доски учитель может провести урок более интересным и увлекательным. Интерактивная доска дает возможности использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.

Интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска, документ-камера, обеспечивают эффективность использования компьютеров при проведении уроков, занятий, внеклассных мероприятий, родительских собраний, совещаний, презентаций и др.

Интерактивная доска — это гибкий инструмент, совмещающий в себе простоту обычной маркерной доски с возможностями компьютера. В комбинации с мультимедиа проектором, данная доска становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого, можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. Все, что нарисовано или написано во время проведения занятия, можно сохранить в виде компьютерных файлов, распечатать, послать по электронной почте, сохранить в виде Web-страниц и разместить их в Интернете.

Интерактивная доска

Она реализует один из важнейших принципов обучения — наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Мультимедийная презентация — это современная и перспективная информационная рекламная технология. Создаваемый аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки.

6 стр., 2919 слов

Особенности проведения занятий по плаванию с детьми от 1 до 3 лет

... привлечения к занятиям плаванием маленьких детей. С чем это связано? 1) Имеются организационные сложности. Плавание должно осуществляться ... обучения дошкольника плаванию. Следует помнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение ... то же время плавание на груди с помощью доски из пенопласта (ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) ...

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, преподавателю остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящий ученикам истинное удовольствие.

Наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям. Использование интерактивной доски может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, — а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников.

интерактивные доски позволяют решать следующие задачи при организации образовательного процесса

— Уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Последняя хороша для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики ученика.

— Позволяют экономить время занятия за счет отказа от конспектирования материала. Ученики по окончании занятия получают файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

  • Повышают эффективность подачи материала. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки. Впрочем, еще пару десятилетий назад фотография и видеосъемка были уделом избранных;
  • возможно, в ближайшие годы в массы пойдет и режиссура.
  • Позволяет организовать групповую работу (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

53 стр., 26271 слов

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития ...

... Плешакова по дисциплине окружающего мира. Образцы тем презентации составлены ... основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития. ... учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне; - ... методы: теоретический анализ научных работ в области проблем ... практике обучения. Выявить значение ИКТ в формировании познавательного интереса ...

Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Таким образом, мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

Информационные и интерактивные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебно-воспитательной работы, повышают интерес к творчеству, а дальнейшее использование творческих работ, выполненных на компьютере, стимулирует познавательную активность учащихся. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя знания.

Но прежде всего следует помнить, что доска — всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Примеры заданий с использованием интерактивных средств обучения в старшей группе дошкольников ( первоклассников)

1. Задание на соотнесение числа с количеством (рис. 1).

Педагог предлагает детям найти карточку с цифрой и сопоставить её с карточкой с предметами. Дети поочерёдно подходят к интерактивной доске и двигают карточки с предметами к курточке с изображением соответствующего числа.

2. Задание на количественный счёт (рис. 2).

Воспитатель предлагает сосчитать количество заколок, цветочков на платье на фото куклы. Дети считают вслух хором.

Педагог раскрывает «ширму» и просит детей украсить прическу куклы бантами. Ребёнок передвигает банты на голову куклы, дети хором подсчитывают количество бантов.

Аналогично, дети «дарят» кукле цветы и считают их.

Хотелось бы отметить активное участие детей в выполнении практических заданий.

3. Задание на определение состава числа 7 из двух меньших (рис. 3).

Детям предлагается сложить путём передвижения число из двух полосок различного цвета (задание у доски выполняет один ребёнок, остальные за столами выполняют работу самостоятельно из набора Кюизнера).

После завершения задания ребятам предлагается сверить результат с тем, который находится за «ширмой».

Глава разработка занятия с использованием интерактивных средств обучения 1

. Задание на внимание, знание геометрических фигур, классификации по трем признакам: цвет, форма, величина (рис. 4).

Нужно расселить жильцов в домики, используя знаки-подсказки (задание у доски выполняет один ребёнок, остальные за столами выполняют работу самостоятельно с блоками Дьенеша).

32 стр., 15504 слов

«Формирование творческих способностей детей дошкольного ...

... детей, уровню их творческого развития, - будут продуманы этапы обучения и тематика работ; - осуществить индивидуально-дифференцированный подход в развитии детского творчества, который заключается при подборе разно - уровневых заданий, ... 78]. Этапы подготовки работы по аппликации в разновозрастной группе дошкольников должны включать такие педагогические условия как: интеграцию гуманитарных учебных ...

5. Задание на классификацию групп животных: домашние, дикие (рис. 5).

Дети передвигают к условным обозначениям изображения животных, называют их. При условии правильного выполнении задания, дети активизируют звуковое сопровождение, имитирующее голос животного.

6. Задание на составление загадки с опорой на схему (рис. 6).

Детям предлагаются картинки и схема. Ребятам необходимо озвучить текст загадки и отгадать её. В случае правильного ответа педагог отодвигает «ширму» и показывает картинку-отгадку.

Глава разработка занятия с использованием интерактивных средств обучения 2

. Задание «Кто, где живет?» на сопоставление (рис. 7).

Дети называют животного, его жилище и маркером проводят линии, соединяющие изображение животного с его жилищем.