Планирование социального развития коллектива в организации

Вопрос социального развития коллектива организации в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Так как именно предприятия с эффективной системой социального развития персонала смогут максимизировать свои рыночные усилия и предложить рынку свои услуги и получить за их осуществление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты, а также существенно повысят эффективность своих торговых и производственных проектов. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала, персонала.

Предметом исследования данной курсовой работы является управленческая деятельность на предприятии.

Объектом исследования — социальное развитие коллектива организации.

Цель работы — изучение теоретических основ социального развития коллектива, анализ структуры и основных функций отдела социального развития на примере ОАО «Молочный Мир», изучение процесса социально планирования на предприятии, а также разработка направлений по совершенствованию корпоративного планирования исследуемого предприятия.

Задачи данной курсовой работы:

1) изучить теоретические основы социального развития персонала;

2) проанализировать работу отдела социального развития ОАО «Молочный Мир»;

3) проанализировать систему планирования социального развития коллектива компании;

4) разработать рекомендации по совершенствованию социального планирования ОАО «Молочный Мир»

В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические основы, направления и показатели социального развития коллектива. В ней также описываются сущность и проблемы теории и практики социального планирования.

Во второй главе описывается практическое исследование по выбранной теме, на примере ОАО «Молочный Мир». Приведена хозяйственная характеристика предприятия, анализ структуры управления социальным развитием, задачи и основные функции отдела социального развития коллектива.

В третьей главе приведены основные направления по развитию трудового потенциала коллектива в компании «Молочный Мир».

3 стр., 1406 слов

Разработка плана социального развития коллектива предприятия

... Цель работы: разработать план социального развития. Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет. Теоретические основы планирования социального развития коллектива ...

1. Сущность социального развития коллектива

1.1 Необходимость социального развития коллектива

В современных условиях главным ресурсом эффективного хозяйствования является взаимодействие организации с ее социальной средой. Резко возрастает роль социальной полезности организации обществу, приоритета гуманистического подхода при осуществлении процесса управления. От социальной направленности и полезности организации, от умения работников взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития фирмы, учреждения, экономического района.

Каждая организация в своей основе имеет две движущие силы:

  • Желание выжить, сохранить себя, иметь определенную стабильность.
  • Желание совершенствоваться, развиваться, получение прибыли является предпосылкой развития фирмы.

Развитие предприятия является разносторонним и совершается по ряду направлений, включая техническое, экономическое и непременно социальное, предусматривающее повышение интеллектуального потенциала персонала организации и его профессионально- квалификационных качеств, учитывающее традиции и предпочтения, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, взаимоотношения и морально-психологическую атмосферу в коллективе.

Если организация ориентируется только на технические и экономические изменения в мире или стране, и не реагирует на изменения в социальной среде, социально не развивается — то такая социально-экономическая система обрекает себя на саморазрушение.

Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации. В целом оно включает весь сложный механизм, приводящий в действие человеческую активность, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.

Развитие социальной среды — непременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть управления персоналом. По своему назначению управление социальным развитием ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий.

Эффективность социального развития — характеристика социальной среды организации, выражающая соответствие между воздействием на персонал результатов социальных мероприятий, в том числе внедрения новых социальных технологий, и затратами материально-финансовых и иных ресурсов на их осуществление. Социальная эффективность, ее определение и оценка основываются на качественных показателях и признании приоритетности социальных целей: чем в большей степени то или иное мероприятие способствовало решению конкретных социальных проблем, тем оно социально эффективнее.

Основу социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. У каждого из них — свои физические и интеллектуальные способности, потребности, свое мировоззрение, образ и стиль жизни. В трудовой жизни реализуются присущие работнику свойства — его квалификация, опыт, знания, работоспособность, отношение к труду и ряд других, совокупность которых должна обеспечить такой процесс труда, который будет соответствовать определенным правовым нормам, характеризующим эталон трудовой деятельности.

3 стр., 1085 слов

Эмоциональные свойства личности и управление эмоциями

... описывая эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных. Управление эмоциями Наши эмоции могут быть ...

Управление социальным развитием организации предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. В современный период развития общества существенно возрастает роль личности во всех сферах жизнедеятельности. Личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а значит, и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе и на уровне организаций. Не случайно центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависят от развития целостной системы стимулов активизации человеческой деятельности. Особенно это важно учитывать, понимая, что цели организации и цели личности не совпадают. Так, организация задает личности определенные цели и нормы поведения (например, цель — производить качественную продукцию и нормы в соответствии с этой целью) иные, нежели собственные цели личности (например, приобрести машину, квартиру и т.д.), и нормы поведения, естественно сложившиеся в социальных группах (т.е. инструментальные цели и нормы личности).

Поэтому звену управления организации необходимо обеспечить эффективную работу каждого сотрудника путем создания атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки этических норм, систем мотивации, оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации.

Особенность нового общества в том, что труд превращается из средства к существованию (способа достижения инструментальных целей) в способ жизнедеятельности и постоянной самоактуализации человека. Здесь мотивом становится не удовлетворение потребностей и не реализация веры «в светлое будущее», а удовлетворение в самоактуализации. Поэтому сами инструментальные цели личности начинают действовать как средство ее самоактуализации в профессиональной деятельности.

В этой связи социальное развитие организации становится:

1.условием самоактуализации человека в профессиональной деятельности;

2.фактором синергии целей организации и инструментальных целей работника;

3.фактором повышения эффективности организации.

Поэтому цель планирования социального развития организации — обеспечение таких условий производства и быта работников, которые способствуют самоактуализации личности в профессиональной деятельности. Соответственно объектом социального планирования организации является трудовой коллектив, а предметом становятся формы и методы планирования социального развития трудового коллектива.

Ознакомившись с понятием и содержание социального развития коллектива организации, уяснив его необходимость, нужно выяснить по каким направления это развитие осуществляется.

4 стр., 1715 слов

Организация социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического ...

... подходов в организации социальной работы с молодежью / К.В. Хадисова // В сборнике: инновационное развитие: ... Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова. – СПб.: Питер, 2005. – 225 с. Электронные ресурсы 69. Официальный сайт БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» ... 64. Фокин, В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом: учебное ...

1.2 Направления социального развития коллектива

Как отмечалось выше социальное развитие организации — это изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников.

Социальное развитие организации осуществляется по следующим направлениям:

  • Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.
  • Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.
  • Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.
  • Повышение профессионализма менеджеров.
  • Совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально- квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня;
  • Улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников;
  • Стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
  • Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
  • Обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;