Организация педагогических советов и совещаний в процессе руководства ДОУ

Курсовая работа

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований. Цель управления дошкольным учреждением – обеспечить оптимальное функционирование систем, высокую эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – медицинского – обслуживающего – детского.

Организационная структура управления в ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

Одной из форм руководства ДОУ являются педагогические советы и совещания.

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и заместителей заведующих по УВР дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?

Рассмотрим их структуру, функции и особенности более подробно.

1. Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе

Педагогический совет – одна из форм осуществления методического руководства ДОУ.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

По словам Землянской Е.Н., педагогический совет образовательного учреждения сегодня – это профессиональное объединение, постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы образовательных учреждений. По ее признанию, именно на педсовете вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни образовательного учреждения, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы образовательного учреждения и его отдельных подсистем.

По словам Голицыной Н.С., педсовет – орган коллегиального самоуправления дошкольным учреждением, решения которого обязательны для всех и имеют силу закона в дошкольном учреждении.

21 стр., 10500 слов

«Развитие методической компетентности воспитателей учреждений ...

... Й 5. модели по развитию методической компетентности воспитателей РИ дошкольного образования. Объект исследования – методическая компетентность воспитателей ТО дошкольного образования. Предмет исследования – формы методической работы по развитию ЗИ методической компетентности воспитателей дошкольного образования. Методы: анализ педагогической, психологической, методической О литературы, сравнение, ...

Педагогический совет – место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.

Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным.

Он выполняет

  • управленческие;
  • методические;
  • воспитательные;
  • социально-педагогические.

Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.

Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).

Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса, выработка рекомендаций.

Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.

Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития учреждения, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.

Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами Устава МДОУ, единых требований к воспитанникам, о работе с родителями.

Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы ДОУ в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.

Информационное направление: сообщение о состоянии воспитательно-образоватеьного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния воспиаттельно-образовательного процесса, качества знаний и уровня воспитанности детей, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых ДОУ, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление: это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, методических объединений, методического кабинета и работы каждого педагога над своей методической темой.

21 стр., 10043 слов

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе

... об использовании и понимании термина « методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа – объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять ...

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем ее богатстве и многообразии.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все педагоги, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину педагогов, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.

Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции состоят:

  • в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, воспитанниками, с педагогическими коллективами других ДОУ;
  • в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: детского сада, семьи, общественных организаций;
  • согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
  • социальной защите детей и педагогических коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам образовательного процесса (здоровых условий работы, социального обеспечения, приема и увольнения и т.

д.).

Новая социально-экономическая ситуация предъявила и новые требования к дошкольным учреждениям. Закон ПМР «Об образовании» дает право ДОУ самостоятельно определять функции педагогического совета. Поэтому это следует рассматривать и использовать в качестве рекомендаций. Руководители-практики настойчиво пытаются переосмыслить и расширить функциональное назначение педагогических советов, они ищут и осваивают новые подходы к их подготовке и проведению.

2. Система подготовки заседаний Совета педагогов

Чтобы педсовет был действенным, каждому заседанию предшествует подготовка: знакомство с темой, просмотр всей работы, анализ каждым воспитателем своей деятельности с выводами: что не удается в работе с детьми и почему [2, c.26].

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.

Алгоритм подготовки педсовета.

1.Определение целей и задач.

2.Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.

3.Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.

4.Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме — за 2 месяца).

5.Разработка анкет и проведение анкетирования.

6.Посещение открытых просмотров педагогического процесса.

7.Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.

8.Систематизация и подготовка окончательного материала.

9.Семинарские занятия по теме педсовета.

10.Проведение творческих мастерских опытными, педагогами.

11.Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.

12.Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.

13.Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.

14.Подготовка проекта решения педсовета.

15.Анализ работы педсовета.

16.Итоговый приказ о поощрении педагогов.

17.Оформление копилки с материалами педсовета;

18.Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

Развернутый план подготовки педагогического совета.

Недели

Председатель педагогического совета

Заместитель-заведующей по УВР

Специалисты

1

Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета. Определяет тему семинара и назначает лектора.

Организует работу малой творческой группы

Определяет условия просмотра открытых. занятий. Подбирает вопросы анкетирования теме.

Включается в работу малой творческой группы

Формулируют теоретические основы проблемы педсовета. Определяют свою роль в подготовке педсовета Подбирают методическую литературу и оформляет каталог

2

Проводит координационное совещание по работе малой творческой группы

Посещает и анализирует занятия по определенной схеме

Анализирует результативность педагогической работы с детьми

Принимают активное участие в подготовке и проведении открытых просмотров.

Анализируют уровень развития детей Оформляют пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии и др.)

3

Организует теоретический семинар с приглашением специалистов.

Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий педагогами

Проводят срезы уровня развития детей Формирует банк диагностических материалов

4

Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы. Обсуждает форму проведения педсовета

Организует coвместный открытый просмотр по определенной схеме

Готовят педагогов к открытым занятиям Осуществляет сбор опросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий

5

Знакомится с итогами открытых просмотров

Обрабатывает данные открытых занятий

Готовят к выступлению педагогов. Подготавливают собственные тезисы Оформляет итоги просмотра открытых мероприятий

6

Организует работу творческой мастерской по теме

Работа творческой мастерской по теме педагогического совета. Готовит пакет методических материалов

7

Анализирует цифровой материал. Готовит проект решения педсовета

Формируют банк творческих находок. Определяют целостную структуру педагогического процесса и взаимодействия педагогов и специалистов. Готовит стенды с цифровым материалом, графики, таблицы

8

Утверждает сценарий проведения педсовета

Разрабатывают сценарий педсовета. Готовят предложения. Готовит зал и оборудование к проведению педсовета

;

9

Творческая неделя: все члены педагогического коллектива, приглашенные (родители и др.) участвуют в работе педагогического совета.