Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований. Цель управления дошкольным учреждением – обеспечить оптимальное функционирование систем, высокую эффективность
Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – медицинского – обслуживающего – детского.
Организационная структура управления в ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.
Одной из форм руководства ДОУ являются педагогические советы и совещания.
Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и заместителей заведующих по УВР дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?
Рассмотрим их структуру, функции и особенности более подробно.
1. Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе
Педагогический совет – одна из форм осуществления методического руководства ДОУ.
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
По словам Землянской Е.Н., педагогический совет образовательного учреждения сегодня – это профессиональное объединение, постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы образовательных учреждений. По ее признанию, именно на педсовете вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни образовательного учреждения, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы образовательного учреждения и его отдельных подсистем.
По словам Голицыной Н.С., педсовет – орган коллегиального самоуправления дошкольным учреждением, решения которого обязательны для всех и имеют силу закона в дошкольном учреждении.
Педагогика Управление образовательными системами и педагогический менеджмент
... самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, ... содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом ...
Педагогический совет – место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.
Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным.
Он выполняет
- управленческие;
- методические;
- воспитательные;
- социально-педагогические.
Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического
Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития учреждения, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами Устава МДОУ, единых требований к воспитанникам, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы ДОУ в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.
В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии воспитательно-образоватеьного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых ДОУ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление: это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, методических объединений, методического кабинета и работы каждого педагога над своей методической темой.
Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского
... времен» в Учебном комитете Ведомства императрицы Марии. Педагогическая деятельность Ушинского в Смольном институте, длившаяся три с ... Почти полгода он оставался без официальной работы. И лишь в феврале 1850 г. ... советом института и высочайше утверждался, Ушинский в начале апреля 1859 г. подает в Министерство народного образования прошение о разрешении ему издания критико-философского, педагогического ...
Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все педагоги, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину педагогов, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:
- в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, воспитанниками, с педагогическими коллективами других ДОУ;
- в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: детского сада, семьи, общественных организаций;
- согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
- социальной защите детей и педагогических коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам образовательного процесса (здоровых условий работы, социального обеспечения, приема и увольнения и т.
д.).
Новая социально-экономическая ситуация предъявила и новые требования к дошкольным учреждениям. Закон ПМР «Об образовании» дает право ДОУ самостоятельно определять функции педагогического совета. Поэтому это следует рассматривать и использовать в качестве рекомендаций. Руководители-практики настойчиво пытаются переосмыслить и расширить функциональное назначение педагогических советов, они ищут и осваивают новые подходы к их подготовке и проведению.
2. Система подготовки заседаний Совета педагогов
Чтобы педсовет был действенным, каждому заседанию предшествует подготовка: знакомство с темой, просмотр всей работы, анализ каждым воспитателем своей деятельности с выводами: что не удается в работе с детьми и почему [2, c.26].
Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения
Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.
Алгоритм подготовки педсовета.
1.Определение целей и задач.
2.Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
3.Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
4.Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме — за 2 месяца).
5.Разработка анкет и проведение анкетирования.
6.Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
7.Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
8.Систематизация и подготовка окончательного материала.
9.Семинарские занятия по теме педсовета.
10.Проведение творческих мастерских опытными, педагогами.
11.Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
12.Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
13.Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
14.Подготовка проекта решения педсовета.
15.Анализ работы педсовета.
16.Итоговый приказ о поощрении педагогов.
17.Оформление копилки с материалами педсовета;
18.Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.
Развернутый план подготовки педагогического совета.
Недели |
Председатель педагогического совета |
Заместитель-заведующей по УВР |
Специалисты |
1 |
Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета. Определяет тему семинара и назначает лектора. Организует работу малой творческой группы |
Определяет условия просмотра открытых. занятий. Подбирает вопросы анкетирования теме. Включается в работу малой творческой группы |
Формулируют теоретические основы проблемы педсовета. Определяют свою роль в подготовке педсовета Подбирают методическую литературу и оформляет каталог |
2 |
Проводит координационное совещание по работе малой творческой группы |
Посещает и анализирует занятия по определенной схеме Анализирует результативность педагогической работы с детьми |
Принимают активное участие в подготовке и проведении открытых просмотров. Анализируют уровень развития детей Оформляют пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии и др.) |
3 |
Организует теоретический семинар с приглашением специалистов. |
Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий педагогами |
Проводят срезы уровня развития детей Формирует банк диагностических материалов |
4 |
Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы. Обсуждает форму проведения педсовета |
Организует coвместный открытый просмотр по определенной схеме |
Готовят педагогов к открытым занятиям Осуществляет сбор опросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий |
5 |
Знакомится с итогами открытых просмотров |
Обрабатывает данные открытых занятий |
Готовят к выступлению педагогов. Подготавливают собственные тезисы Оформляет итоги просмотра открытых мероприятий |
6 |
Организует работу творческой мастерской по теме |
Работа творческой мастерской по теме педагогического совета. Готовит пакет методических материалов |
|
7 |
Анализирует цифровой материал. Готовит проект решения педсовета |
Формируют банк творческих находок. Определяют целостную структуру |
|
8 |
Утверждает сценарий проведения педсовета |
Разрабатывают сценарий педсовета. Готовят предложения. Готовит зал и оборудование к проведению педсовета ; |
|
9 |
Творческая неделя: все члены педагогического коллектива, приглашенные (родители и др.) участвуют в работе педагогического совета. |