Формы и методы воспитательного процесса

Школа XXI века требует от учителя:

  • новейших знаний в аспекте науки, которые он будет преподавать;
  • хорошей информированности о выводах и гипотезах, об идеях и практических решениях психолого-педагогической науки;
  • понимание сложных законов Детства.

Воспитание дома и в школе, по природе своей — процесс творческий, созидающий, каждый раз и в каждом отдельном случае, нечто новое, не бывшее раннее никогда в опыте педагога. И не может быть по иному, поскольку, каждый человек, каждый класс, школа неповторимы в своем образе, истории и в своем социально-психологическом содержании.

воспитание характеризуется разносторонностью

Тем не менее, при решении ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике. При всем многообразии методов имеются такие, которые применяются при различном содержании воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные методы осуществления воспитательного процесса.

1. Методы осуществления воспитательного процесса

Метод воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Метод воспитания — это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:

  • «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
  • «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
  • «содействовать», значит помогать;
  • «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).

Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

В классификации С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

  • методы формирования социального опыта детей;
  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
  • методы самоопределения личности ребенка;
  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации Г.И.Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

4 стр., 2000 слов

Патронатное воспитание как форма принятия ребенка в семью

... передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому органом опеки и попечительства и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка (детей) на воспитание. При определении ребенка (детей) на воспитание патронатным ... мнению автора, в числе прочего заботиться о лицах, выпущенных из мест заключения, оказывая различную помощь тем из них, которые проявили стремление к ...

  • методы формирования сознания;
  • методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
  • методы стимулирования деятельности.

2. Классификация методов воспитания

Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или иной классификации.

Классификация методов воспитания ( по Г.И. Щукиной)

Методы воспитания

Методы формирования сознания

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

Методы стимулирования деятельности

Рассказ, беседа, диспут, пример

Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации

Соревнование, поощрение, наказание

методов формирования сознания

Рассмотрим некоторые методы данной группы:

Рассказ на этическую тему

При помощи рассказа на этическую тему может быть представлен идеальный образец, пример нравственного поведения, психологически достаточно близкий детям, чтобы взволновать их, вызвать стремление подражать этому примеру, равняться на него в своем поведении. Прекрасным материалом для рассказа на этическую тему являются сказки, рассказы, легенды и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума; они несут в себе те ситуации нравственного выбора, которые должны быть разрешены детьми с помощью воспитателя.

Этическая беседа

Диспут — разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают заинтересовавшую их проблему. Этот метод предназначен для учащихся средних и старших классов, поэтому диспут проводится в живой, яркой форме, учитывающей направленность юношеского возраста на проблемы мировоззренческого, ценностного, духовно-нравственного осмысления жизни. Диспут-это сложный метод, который требует высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя. При организации и проведении диспута педагог должен учитывать право воспитанника на выбор собственного мнения, проявлять максимальную деликатность и уважение к высказываниям учащихся.

Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений — короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый).

Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

Упражнение — неоднократное совершение поступков на основе общепринятой норм. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.

Приучение — побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется данный метод, начиная с раннего возраста, когда ребенок вовремя ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации — создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.

на основе перевода социальной ситуации в воспитывающую

Предъявление мира, Интонирование мира, Мобилизация сил

Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения.

Рассмотрим методы данной группы:

Соревнование — создание ситуации, в которой воспитанник стремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.

Поощрение — положительна я оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от воспитателя учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.

Наказание — отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: наказание должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием наказания становится появление чувства вины и раскаяния.

Методы воспитания (по Коротову)

Методы организации коллектива

Методы убеждения

Методы педагогического воздействия

Исходные методы

Единые требования

Информация

Требование

Ведущие методы

Самообслуживание

Поиск

Перспектива

Методы коррекции

Соревнование

Дискуссия

Поощрение — наказание

Методы самоорганизации

Самоуправление

Взаимное просвещение

Общественное мнение

Методы воспитания (по С.П.Баранову)

Методы формирования общественного сознания

Методы формирования общественного поведения

Методы стимулирования

Методы самовоспитания

— рассказ

— беседа

— разъяснение

— пример

— упражнение

— приучение

— поручение

— требования

— требование

— постановка перспективы

— соревнование

— метод «взрыва»

— поощрение

— наказание

— одобрение

— порицание

— личные обязательства

— самоотчет

— самоанализ

— самооценка

Педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.

Каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:

  • гуманизм отношений педагога к воспитанникам;
  • системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает, поправляет или уточняет другой;
  • выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который входят воспитанники.

3. Организационные формы воспитания школьников

Под « формой » понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» — это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

Мероприятия

Дела — общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

времени проведения

  • кратковременные,
  • продолжительные,
  • традиционные.

видам деятельности

  • формы учебные,
  • трудовые,
  • спортивные,
  • художественной деятельности.

способу влияния педагога

  • непосредственные,
  • опосредованные.

субъекту организации:

  • деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,
  • деятельность организуется на основе сотрудничества,
  • инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры).

Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном

Заключение

Воспитатель часто сталкивается с трудностями при выборе метода и формы воспитания. Причины затруднения:

  • методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;
  • множество условий для применения методов;
  • наличие единственного критерия эффективности — времени.

От чего зависит выбор метода воспитания?

цели и задачи воспитания.

содержания воспитания.

возрастные особенности воспитанников.

уровень сформированности коллектива.

индивидуальные и личностные особенности учащихся.

условия воспитания.

уровень педагогической квалификации.

время воспитания.

ожидаемые последствия.

Существует ряд требований и при выборе форм воспитания:

  • любая форма воспитания не существует без беседы;
  • одна и та же форма может решать разные воспитательные задачи. Это зависит от содержания;
  • формы должны использоваться в комплексе;
  • обязательное слово учителя;
  • нельзя ориентироваться только на одну форму;
  • выбор форм основывается на принципах воспитания.

Выбор форм зависит от:

содержания и направляющей задачи.

возраста учащихся.

уровня воспитанности и личного социального опыта детей.

особенностей коллектива, его традиций.

технический и материальных возможностей.

уровня профессионализма учителя.

Эффективность форм воспитания зависит:

  • от того, на сколько много детей вовлечено
  • от сочетания эмоциональных и рациональных факторов
  • от того, какие мотивы формируются
  • от сочетания руководства педагога и самостоятельности детей
  • от сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм
  • следует планировать систему воспитательных действий, а не одно отдельное мероприятие.

Искусство учителя заключается в том, чтобы с высоты своей образованности, жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/osobennosti-vospitatelnogo-protsessa/

1. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

2. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975.

3. Выбор медов обучения / Под ред. Ю.К. Бабанского, М., 1981.