Управление поведением в конфликтных ситуациях

Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

  • определить сущность и роль конфликта;
  • провести оценку уровня состояния конфликта в организа ции.
  • разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления человеческими ресурсами.

В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к

управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия.

2

Глава 1. Теоретические основы управление поведением в конфликтных ситуациях

Приступая к исследуемой теме курсовой работы — управление поведением в конфликтных ситуациях, первым шагом является определение сущности конфликта.

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по

какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов и желаний. 1

3 стр., 1335 слов

Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

... – конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста. Цель данной работы – изучение особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. (5-6 лет). Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать сущностную характеристику понятия «конфликт»; рассмотреть специфику конфликтов, возникающих у детей старшего дошкольного возраста; ...

Конфликт представляет собой противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое ограничивает другого участника в достижении его целей.

Все существующие определения конфликта выделяют противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений.

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.

Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности).

Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально,

3

материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.

Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные).

Социальные конфликты могут возникать между:

  • персоналом (например, рабочими и менеджерами)
  • группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);
  • структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями;
  • разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).

Для возникновения конфликтных ситуаций необходимы следующие условия:

1) значимость ситуации для участников конфликта;

2) наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов

на пути к достижению цели других участников, даже если это субъективное препятствие;

3) превышение личной/групповой терпимости к возникшему препятствию относительно максимального уровня хотя бы у одной из сторон.

Субъектами конфликта являются отдельные личности, группы, коллективы и т.д.

Объектом конфликта является непосредственный предмет спора.

Формула конфликта может быть представлена следующим образом. Конфликт (K) есть конфликтная ситуация (F) плюс инцидент (I).

4

K = F + I.2

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создашь или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

3 стр., 1299 слов

Конфликт и агрессия

... выделяют участников - лица или группы в организации в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников г) в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников. Недостатки определения: конфликт - ...

«Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.»

Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано вили произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображений сторон.

Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта .

Третьей стадией развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут принимать следующие формы:

  • бойкот (отказ или уклонение от действий в интересах соперников);
  • саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);

5

  • травля (компрометация соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств);
  • словесная агрессия (обвинения, оскорбления, неблаговидные оценки с целью дискредитации противников);
  • массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д.

Четвертая фаза — окончание конфликта. Результатом конфликта могут быть:

1)перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности ит.п.);

2)распад или обновление коллектива;

3)кадровые перестановки;

4)поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных).

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, ценностях, представлениях, различия в уровне образования, манере поведения участников организации и т.д.

Вопрос о причинах конфликта — один из важных и сложных, ибо часто на главную причину конфликта наслаиваются второстепенные, побочные и разобраться в проблеме бывает нелегко.

Всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта.

Основные причины конфликтов:

1) ограниченность распределяемых ресурсов;

2) различие в целях – эта ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;

3) взаимозависимость задачи (если нарушается принцип синергии

6

и цели подразделения некогерентны, т.е.отсутствует взаимоувязка

целей подразделений и общей цели организации, то это является серьезной причиной возникновения организационных конфликтов);

4) различие личностных характеристик, участвующих во взаимоотношениях индивидов.

5 стр., 2163 слов

Военные конфликты в современном мире

... Автор этого подхода рассматривает вооруженный конфликт как одну из форм протекания политического конфликта. Ограниченность этого подхода проявляется в ... колонизаторов в осуществление права на самоопределение. В современном мире формально справедливыми, но неодобряемыми считаются войны, ... собственные автономные образования). К основным причинам недовольств в зоне конфликта можно отнести: 1. принятие 1 ...

Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными.