«Социально-психологическая характеристика конфликта»

Содержание скрыть

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Однако в коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется благоприятным психологическим климатом. Чем сплоченнее и дружнее группа, тем эффективнее она работает на развитие каждой личности.

Актуальность исследования

Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что так или иначе влияет на возникновение конфликтов между отдельными членами группы и различными группами.

Умение оптимально вести себя в конфликтных ситуациях предполагает понимание причин возникновения конфликтов, психологических механизмов их действия, динамики развития конфликтов, что позволяет выработать правильный способ поведения людей в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта. Знание сущности конфликтов, их основных причин, типологии конфликтов нужны для того, чтобы в любой конкретной ситуации принять правильное решение, уметь выйти из конфликта с наименьшими потерями для дела. Учет социально-психологической сущности конфликта и механизмов его развития позволяет лучше ориентироваться в методах и способах их разрешения. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования:

  1. Определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена.

  2. Выявить основные причины и стадии конфликтов.

  3. Изучить стратегии поведения в конфликте.

  4. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа его результатов выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между оптимальным поведением в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом в этом коллективе.

    3 стр., 1199 слов

    Устранение конфликта в коллективе

    ... в групповой конфликт в качестве одного из участников, он фактически теряет возможность управлять ситуацией, перестает быть управленцем, оставаясь руководителем только формально. Межгрупповой конфликт Таким образом, коллектив, в ходе конфликта ... членов коллектива, отвлекая от работы, оказывая негативное воздействие на психологическое состояние людей. Многие считают, что такого рода конфликты являются ...

Гипотеза исследования, Методология исследования., Теоретико-методологическую базу исследования, Эмпирические исследования., Элементы новизны.

Анализ различных подходов к понятию конфликта позволил сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей его реализации в коллективе на сегодняшний день продолжается. На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство изученных нами авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство авторов солидарны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива, и наряду с негативными выполняет и позитивные функции.

В связи с вышеизложенным, новизна данного исследования, на наш взгляд, заключается в том, что выявлена зависимость социально-психологического климата в коллективе от стратегий поведения в конфликте членов этого коллектива.

Научная и практическая значимость работы, Глава 1. Социально-психологическая характеристика конфликта

1.1. Общая характеристика понятия «конфликт»: структура, признаки, функции и классификация

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.

Конфликты поджидают нас повсюду – дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине. «В мире существует лишь одно место, где нет конфликтов – это кладбище», — утверждает французский социолог Б.Гурней.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.

Но следует различать конструктивные, созидательные конфликты, которые помогают нам решить наши проблемы, и деструктивные, разрушительные. Этими вопросам занимается специальная прикладная отрасль знаний – конфликтология, которая интегрирует в себе более 15 других наук – психологию, педагогику, этику, социологию, юриспруденцию и пр.

Существуют различные точки зрения в определении понятия «конфликт».

В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л. А. Петровской, содержит четыре категориальных группы:

  • структура конфликта,

  • его динамика,

  • функции и

  • типология.

А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым дополнена эта схема: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Под конфликтом эти авторы понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

К. К. Платонов и В. Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.

А. А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения.

Н. В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.

Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

А. Г. Ковалев считает, что конфликт – это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

К. Г. Гусаева утверждает, что конфликты – это зона повышенной социальной напряженности, основой которой являются проблемы, вызванные нереализованными потребностями социальных групп, личности.

Конфликт

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Признаками конфликта

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,

  • неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;

  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.

Предмет конфликта

субъект конфликта

социального конфликта

Уровень и масштабность социального конфликта зависят от вида социальных общностей, выступающих конфликтующими сторонами. Конфликты между обществами (между народами многих стран) относятся к глобальным; между крупными социальными группами внутри данной страны – к макроконфликтам (межклассовые, региональные, национальные); между отдельными группами местных обществ – к местным конфликтам.

4 стр., 1639 слов

Международные конфликты и механизмы их урегулирования

... Но под данную формулировку подпадают далеко не все категории международных конфликтов. Особенностью урегулирования конфликта по сравнению со спором является то, что в его ... признанию ученых и политиков, наиболее оптимальным и эффективным средством урегулирования международных конфликтов по емкости затрачиваемых ресурсов, устойчивости положительного результата являются мирные средства. ...

Объект конфликта

Конфликты происходят в пространстве, во времени и с участием множества субъектов временный (продолжительность конфликта во времени), пространство (определение территории, на которой происходит конфликт) e субъективный (количество основных участников) его границы.

В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико.

Как отмечалось ранее, социальный конфликт исследуется широким кругом дисциплин, и в каждой из них присутствует множество различных типов конфликтов. Такое разнообразие типов конфликтов и неизбежно, и оправдано. Изучая конфликт с множества точек зрения, исследователи могут выявить самые разнообразные, существенные для их конкретных целей основы классификации и, как следствие, получить разные типы типологии. В связи с этим любая попытка предложить уникальную, так сказать, истинную классификацию конфликта представляется заведомо необоснованной. Поскольку данная статья преследует методологические цели, мы ограничимся рассмотрением проблемы типологии с некоторыми методологическими замечаниями. Тип конфликта играет важную методологическую роль. Он служит не только средством понимания и организации накопленных знаний, что само по себе очень важно, но также часто играет важную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранной основы классификации часто обнаруживают совершенно новые аспекты конфликтов, ранее ускользавшие от внимания исследователя.

Классификация конфликтов

Принципиально разделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые).

функции.

деструктивные функции

Точно так же деструктивные функции конфликта проявляются в межгрупповых отношениях. Отметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его развития: этап объективной конфликтной ситуации, этап его осознания сторонами, этап конфликтного поведения, а также этап разрешения конфликта. Особенно сильно разрушительные эффекты конфликта обычно обнаруживаются в фазе конфликтного поведения, конфликтующих действий.

Конструктивные воздействия

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению стагнации (стагнации), служит источником нововведений, развития (появления новых целей, норм, ценностей и т.д.)

Конфликт, особенно в фазе конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и исправления образов ситуации, имеющихся у сторон. Более того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на этапе разрешения, конфликт освобождает группу от факторов, которые ее подрывают, и тем самым способствует ее стабилизации.

5 стр., 2242 слов

Бурные и быстротекущие конфликты

... быстротекущие, остро длительные; слабовыраженные вялотекущие; слабовыраженные быстротекущие конфликты. Быстротекущие конфликты - отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда такого рода конфликты заканчиваются тяжелыми и трагическими исходами. В основе таких конфликтов ... предпосылки для конфликта. Предконфликтную ситуацию можно ...

также известно, что внешний конфликт может играть интегративную функцию, объединяя группу перед лицом внешних опасностей и внешних проблем.

Основные функции конфликтов можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 1

Функции конфликтов

Положительный

Негативные

ослабление напряженности между конфликтующими сторонами

высокие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте

получить новую информацию о противнике

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплотить команду организации в противостоянии с внешним противником

рассматривать побежденные группы как врагов

стимулировать изменения и развитие

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия за счет работы

снятие синдрома покорности с подчиненных

после окончания конфликта — снижение степени взаимодействия между частью сотрудников

диагностика способностей соперников

сложное восстановление деловых отношений («конфликтный поезд»)

Конструктивные функции конфликта, как и его деструктивные функции, могут проявляться на всех этапах развития конфликта.

Таким образом, конфликт — это противостояние между публичными акторами с целью реализации их конфликтующих интересов, позиций, ценностей и точек зрения. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий их интересов как членов определенных социальных групп с интересами других субъектов.

Конфликт имеет определенную структуру: субъект, объект, субъект, участники, конфликтные действия, конфликтная ситуация.

Конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

1.2. Основные причины и стадии конфликтов

Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.

О. Г. Денисова подчеркивает, что конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

  • наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;

  • присутствие противоборства между различными людьми, группами;

  • разрыв отношений между определенными группами и внутри них;

    5 стр., 2248 слов

    Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты

    ... в поведении. Непременной составляющей депривации является безнадзорность и девиантное поведение. Неадекватные стили и тактики воспитания. Очень важным фактором риска появления социальной дезадаптации в семье ... в семьях, причем они проявляются в весьма широком спектре семейных ситуаций и, как правило, воспроизводятся в ... личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и ...

  • появление и доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия между членами общества и группами.

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.

пять основных факторов (причин) конфликтов:

  1. Информационный фактор – это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация и т.д.

  2. Структурный фактор – формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.).

  3. Ценностный фактор – те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Эти ценности таковы:

  • личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

  • групповые системы верований и поведения;

  • системы верований и поведения общества;

  • ценности всего человечества;

  • профессиональные ценности;

  • религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

  1. Фактор отношения – удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие.

  2. Поведенческий фактор – это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).

В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов:

  • социально-экономические – конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;

    8 стр., 3981 слов

    Правомерное поведение: социально-психологические и юридические аспекты

    ... виды правомерного поведения:2 Социально-активное поведение – высокая степень ответственности субъекта. Он действует ... поведение», принуждаемое правом» В юридической науке, в связи с массовостью критериев правомерного поведения также выделяют: Конституционное правомерное поведение – ответственное поведение, ... Признание поведения правомерным, означает возможность его защиты его со стороны государственных ...

  • социально-психологические – конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;

  • социально-демографические – конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованиям.

В основе конфликта, по мнению Е. М. Бабосова, лежат субъективно-объективные противоречия. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации.

Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.

факторов и причин:

  • объективных,

  • организационно-управленческих,

  • социально-психологических,

  • личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.

Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.

объективных причин

Предконфликтная ситуация, по мнению Г.И.Козырева, — это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.

Субъективные причины

этапы развития:

  1. возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

  2. осознание ситуации как конфликтной;

  3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

  4. разрешение конфликта.

Схематично этапы развития конфликта можно представить следующим образом:, Рассмотрим эти стадии подробнее., Возникновение объективной конфликтной ситуации., Более детально возможны следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

  1. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно понимают существо реального конфликта, т. е. правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. В этом случае перед нами адекватно понятый конфликт.

    3 стр., 1318 слов

    Политические конфликты

    ... данной власти - президента, депутата, министра, судьи, лидера политической партии и т.п. Нередко за «чисто» политическими конфликтами скрываются социально-экономические, культурные и другие интересы, которые могут ... Понятия “субъект и участник” конфликта не всегда тождественны. Субъект – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих ...

  2. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности. Это случай неадекватно понятого конфликта.

  3. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами. В этом случае мы, по сути, не имеем дело с конфликтом как социально-психологическим явлением, поскольку психологически он не существует для сторон и они конфликтным образом не взаимодействуют.

  4. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные. В этом случае мы имеем дело с так называемым ложным конфликтом.

  5. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне осознания.

Осознание ситуации как конфликтной, Конфликтное поведение

Вместе с тем этой же стадии свойственны и тенденции противоположного характера. Дело в том, что конфликтные действия выполняют в известном смысле познавательную функцию. Стороны вступают в конфликт с некоторыми гипотетическими, априорными картинами своих интересов, возможностей и т. п., намерений, ценностей другой стороны и определенными предположительными оценками среды. В ходе конфликтных действий стороны сталкиваются с самой действительностью, которая корректирует их первоначальные априорные картины. Эта коррекция приводит к более адекватному пониманию сторонами имеющейся ситуации, что, в свою очередь, обычно способствует разрешению конфликта, по крайней мере, в форме прекращения конфликтных действий. Нередко конфликт отождествляют со стадией конфликтного поведения. Такое отождествление представляется ошибочным: конфликт – значительно более сложное, многогранное явление. Однако справедливо, что переход к конфликтному поведению означает вступление конфликта в свою открытую, явную и обычно наиболее острую стадию. И поэтому естественно, что в первую очередь на устранение конфликтного поведения бывают направлены различные способы разрешения конфликта.

Разрешение конфликта.

В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином «разрешение конфликта». Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например, «затухание» (В. Бойко, А. Ковалев), «преодоление» (Н. Феденко, В. Галицкий), «пресечение» (А. Каменев), «пригашение» (А. Рапопорт), «саморазрешение» (А. Анцупов), «угашение» (В. Добрович), «урегулирование» (А. Хилл), «устранение» (Р. Аккоф, Ф. Эмери), «улаживание» (А. Гозман) и др. Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения. Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.

3 стр., 1363 слов

Прогнозирование конфликтов и способы их разрешения

... и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. конфликт прогнозирование трудовой Выделяют ... поэтому более целесообразным видится стремление спрогнозировать возможный социально-трудовой конфликт с последующей его профилактикой. Особенно остро эта ...

формы завершения конфликта:

Разрешение конфликта, Урегулирование конфликта, Затухание конфликта

устранением конфликта

Перерастание в другой конфликт

Таким образом, завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Исход конфликта – это результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Основными критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия и победа в нем правого оппонента.

Среди условий конструктивного разрешения конфликта выделяют: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общего в целях и интересах, снижение негативных эмоций, изменение своего отношения к оппоненту, снижение негативных эмоций оппонента, объективное обсуждение проблемы, учет статусов (должностного положения) друг друга, выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта. На результативность разрешения конфликта влияют факторы: времени, третьей стороны, своевременности, равновесия сил, культуры, единства ценностей, опыта (примера) и отношений.

Непосредственно разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Основными стратегиями разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы.

Итак, в самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: социально-экономические, социально-психологические и социально-демографические.

В своем развитии конфликт проходит следующие стадии: возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации), осознание ситуации как конфликтной, конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт) и разрешение конфликта.

Завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Основными стратегиями разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы.

1.3. Стратегии поведения в конфликте

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Н. В. Гришина отмечает: «Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками».

стратегий (стилей поведения в конфликте):

Эти стили описаны в теории Килмера – Томаса:

  1. Конкуренция (доминирование, соперничество, борьба, напористость) – каждая из сторон в конфликте стремится реализовать свои собственные интересы в ущерб интересам другой стороны.

В случае использования этого стиля конфликт часто развивается по деструктивному пути тотального взаимного разрушения.

Однако этот стиль будет уместен, когда нет другого пути, а предмет спора чрезвычайно важен для сторон. Также его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как, кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать.

  1. Сотрудничество (кооперация, интеграция) – конфликтующие стороны вступают в диалог и находят выход, который помогает каждой из них максимально реализовать свои интересы и сохранить долгосрочные партнерские отношения.

Этот стиль можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, необходимо принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы, но максимально эффективен. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснить свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

  1. Компромисс (взаимные уступки) – суть стиля в том, что конфликтующие стороны стремятся урегулировать разногласия при помощи взаимных уступок.

В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако, осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Этот стиль также помогает сохранить добрые долгосрочные отношения между сторонами.

  1. Уклонение (уход, избегание, игнорирование) – при этом стиле конфликтующие стороны не вступают в переговоры, не пытаются реализовать свои интересы или интересы другой стороны.

Такой стиль позволяет сохранить хорошие отношения, но не решает возникшее противоречие. Этот стиль реализуется в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Этот стиль возможен как временная тактика, если нужно собрать информацию о противоположной стороне, продумать план действий.

  1. Приспособление (уступчивость) – одна из конфликтующих сторон полностью отказывается от своих интересов в пользу другой стороны.

Такой стиль позволяет сохранить добрые отношения между сторонами, но не решает конфликт, оставляет одну из сторон полностью неудовлетворенной.

избегания и приспособления

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др.

Выводы:

Конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

Конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: социально-экономические, социально-психологические и социально-демографические.

В своем развитии конфликт проходит следующие стадии: возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации), осознание ситуации как конфликтной, конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт) и разрешение конфликта.

Завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий (стилей поведения в конфликте): соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др.

Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом в коллективе

2.1. Ход эксперимента

Исходя из теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, нами была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь между оптимальным поведением в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом в этом коллективе: если поведение будет оптимальным, то социально-психологический климат – благоприятным. При этом оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии поведения.

Для опровержения или подтверждения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором на условиях анонимности приняли участие 25 подростков. Возраст испытуемых – 14-15 лет.

Базой исследования послужил детский дом г.Электросталь Московской области., Цель исследования:

Задачи:

  1. Подобрать методики исследования.

  2. Рассчитать индекс групповой сплоченности (коэффициент взаимности (КВ) и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), характеризующие социально-психологический климат в коллективе.

  3. Определить стратегии поведения испытуемых в конфликте.

  4. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом в этом коллективе.

В ходе исследования были использованы следующие методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведения К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной, социометрия Дж. Морено.

2.2. Описание используемых методик

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной)

Тест адаптирован Н. В. Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент не только на разрешение конфликтов, но и на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый возможный вариант 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция испытуемым:, Обработка и интерпретация результатов теста

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов).

Тестовый материал и ключ методики представлены в приложении 1 к курсовой работе.

Социометрия

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Р. Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы, и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.

По мнению К. К. Платонова и В. Г. Казакова, социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.

В социально-психологическом климате Б. Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива.

Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива ( группы).

Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе.

Итак, социально-психологический климат – это целостное социально-психологическое состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

Социально-психологический климат бывает:

  1. благоприятный, характеризующийся взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общее благо;

  2. неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе;

  3. неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.

Для определения характера социально-психологического климата в организации мы использовали методику диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрию) Дж. Морено.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования отечественных психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Итак, социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия.

Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем бы Вы хотели встретить Новый год?»; «…поехать в командировку?», «…сидеть на одной партой (для школьников) и т.д. (приложение 2)

Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним.

Определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.

социометрический статус человека

Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды» — 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» — 3-4 выбора,

3 – «принятые» — 1-2 выбора,

4 – «не принятые» — 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого члена коллектива: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

коэффициент взаимности (КВ)

1 уровень – КВ = 15-20% (низкий),

2 уровень – КВ = 21-30% (средний),

3 уровень – КВ = 31-40% (высокий),

4 уровень – КВ = 40% и выше (сверхвысокий).

В рамках дипломной работы мы будем использовать социометрическую методику для выявления характера социально-психологического климата в коллективе подростков.

2.3. Анализ полученных результатов

тестирования

После обработки и анализа данных таблицы 2 нами были составлена таблица 3, в которой отражены результаты диагностики предрасположенности респондентов к конфликтному поведению.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике К. Томаса

испытуемого

Соперничест-во, Сотрудничест-во, Компромисс, Избегание, Приспособле-ние

1

6

5

7

7

3

2

9

12

2

4

3

3

3

4

9

4

9

4

6

6

6

5

5

5

7

6

5

5

4

6

6

5

4

7

7

7

8

5

7

6

4

8

9

3

9

4

5

9

4

6

6

7

7

10

7

5

7

4

5

11

10

10

4

2

4

12

3

7

6

8

4

13

8

6

5

5

6

14

6

5

4

7

7

15

6

5

7

7

3

16

7

6

5

5

4

17

6

6

6

5

5

18

8

5

7

6

4

19

6

5

4

7

7

20

7

5

7

4

5

21

6

7

7

5

5

22

6

5

7

7

3

23

6

3

7

7

7

24

4

2

11

4

9

25

4

6

6

7

7

Исходя из анализа этой таблицы, мы можем констатировать следующее:

  • у большинства испытуемых группы – у 19 человек, что составляет 76%, полученные в ходе тестирования баллы распределились практически равнозначно на все стратегии поведения в конфликте;

  • у 2 респондентов (8%) наибольшее количество баллов приходится на тактику сотрудничества и соперничества;

  • также 2 испытуемых (8%) избирают в конфликте компромисс и приспособление;

  • по 1 человеку (по 4%) – избегание + сотрудничество и соперничество + компромисс.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что абсолютное большинство испытуемых данной группы используют в конфликте практически все стратегии поведения.

социометрического исследования

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.

Статус члена группы определяется числом полученных им выборов. Испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

  • I статусная категория – «лидеры» — 5 и более выборов,

  • II статусная категория – «предпочитаемые» — 3-4 выбора,

  • III статусная категория – «принятые» — 1-2 выбора,

  • IV статусная категория – «не принятые» — 0 выборов.

Социограмма, В результате подсчетов мы определили статусные категории каждого испытуемого. В итоге получили:, В результате подсчетов мы определили статусные категории каждого испытуемого. В итоге получили:

  • «лидеры» ( I статусная категория) – 7 человек (28%);

  • «предпочитаемые» ( II статусная категория) – 7 человека (28%);

  • «принятые» ( III статусная категория) – 7 человек (28%);

  • «не принятые» ( IV статусная категория) – 4 человека (16%).

Количество взаимных выборов – 11., Используя эти данные, мы определили:

  1. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – высокий, т.к. в данной группе количество участников, имеющих благоприятный статус ( I и II ), больше на 3 человека, чем участников, имеющих неблагоприятный статус ( III и IV ).

  2. Коэффициент взаимности (КВ) – индекс групповой сплоченности, который выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ = 40% (из 25 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится к 3-ому уровню взаимности (высокий уровень).

Таким образом, значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения «завязаны» именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований. Это свидетельствует о том, что социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный.

Итак, на основании анализа результатов эксперимента, мы можем констатировать следующее:

  • уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности в группе высокие, т.е. социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный.

Выводы:

Исходя из теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, нами была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь между оптимальным поведением в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом в этом коллективе: если поведение будет оптимальным, то социально-психологический климат – благоприятным. При этом оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии поведения.

Для опровержения или подтверждения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование с использованием следующих методик: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведения К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной, социометрия Дж. Морено.

На основании анализа результатов эксперимента мы констатировали следующее: абсолютное большинство испытуемых данной группы используют в конфликте практически все стратегии поведения; уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности в группе высокие, т.е. социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

Конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: социально-экономические, социально-психологические и социально-демографические.

В своем развитии конфликт проходит следующие стадии: возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации), осознание ситуации как конфликтной, конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт) и разрешение конфликта.

Завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др.

Социально-психологический климат – это целостное социально-психологическое состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

Исходя из теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, нами была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь между оптимальным поведением в конфликте членов коллектива и социально-психологическим климатом в этом коллективе: если поведение будет оптимальным, то социально-психологический климат – благоприятным. При этом оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии поведения.

Для опровержения или подтверждения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование с использованием следующих методик: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведения К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной, социометрия Дж. Морено.

Результаты экспериментального исследования освещены во второй главе курсовой работы.

На основании анализа результатов эксперимента мы констатировали следующее: абсолютное большинство испытуемых данной группы используют в конфликте практически все стратегии поведения; уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности в группе высокие, т.е. социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

Проблема конфликта и социально-психологического климата в коллективе представляется весьма актуальной и предполагает проведение дальнейшего теоретического и экспериментального изучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-po-sotsialnoy-psihologii/

  1. Авксентьев, В.А. Этническая конфликтология: концепции и тенденции развития [Текст] // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. – М. – Ставрополь: СГУ, 2002. – 468 с.

  2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст] . – М.: Юнити, 2000. – 545 с.

  3. Бабосов Е.М. Конфликтология [Текст]. – Мн.: Харвест, 2001. – 390 с.

  4. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] . – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.

  5. Бойко, В.В. Ковалев, А.Г., Панферов, В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] . – М.: Мысль, 1983. – 207 с.