Педагогические конфликты и способы их разрешения

Курсовая работа

общественных катаклизмов мы все отмечаем ожесточения нарастание, зависти, нетерпимости друг к другу. связано Это с исчезновением в результате так называемой системы перестройки запретов, воспитания, строгого соблюдения что, законов приводит к проявлению низменных инстинктов и (боялся чего Достоевский) — к вседозволенности, агрессивности.

Агрессивность – при помеха формировании отношений, морали, общественной людей деятельности. Административными мерами данную проблему не Сейчас.

решить, как никогда, важно с детских воспитывать лет у детей внимательное отношение к окружающим, доброжелательному их к подготавливать отношению к людям, учить к сотрудничеству.

этого Для педагогу надо хорошо овладеть навыками и умениями предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, как так проблема взаимодействия участников педагогического приобретает процесса все большую остроту для школы современной.

В многочисленных публикациях о проблемах современной часто школы отмечается, что главная ее беда – отсутствие это у педагога интереса к личности ребенка, неумение и нежелание познать его внутренний мир, конфликты и отсюда между педагогами и учениками, школой и этом. В семьей прежде всего проявляется не столько учителей нежелания, сколько их неумение, беспомощность в разрешение конфликтов многих.

В данной работе предпринята попытка основные рассмотреть типы педагогических конфликтов и возможные разрешения их пути.

1.1. Определение конфликта, содержание, типы и протекания способы.

Для того, чтобы умело конфликт использовать в педагогическом процессе, необходимо, естественно, теоретическую иметь базу: хорошо знать динамику все и его ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии конфликта использования, человеку, который имеет лишь представление житейское о конфликтном процессе.

Конфликт — форма взаимодействия социального между двумя или более субъекты (субъектами могут быть представлены индивидом/самим/группой собой — в случае внутреннего конфликта), причине по возникающий несовпадения желаний, интересов, ценностей восприятия или.

Говоря иначе, конфликт — ситуация, два когда или более субъекта взаимодействует образом таким, что шаг вперед в удовлетворении восприятия, интересов, ценностей или желаний одного из означает них шаг назад для другого других или.

Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть субъектами, конфликт которого являются участники педагогического Типологическое.

13 стр., 6368 слов

Педагогические условия конструктивного взаимодействия и сотрудничество ...

... конструктивного взаимодействия; охарактеризовать педагогические условия конструктивного взаимодействия. Глава 1. Общая характеристика конструктивного взаимодействия 1.1 Конструктивное взаимодействие: ... взаимодействия как реального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; ... знание способностей и навыков общения, его ...

процесса подразделение конфликтов:

  • » подлинный » — когда интересов столкновение существует объективно, осознается участниками и не какого от зависит-л. легко изменяющегося фактора;
  • » случайный условный или » — когда конфликтные отношения возникают в случайных силу, легко поддающихся изменению обстоятельств, осознается не что их участниками. Такие отношения могут прекращены быть в случае осознания реально имеющихся смещенный;
  • » альтернатив » — когда воспринимаемые причины конфликта косвенно лишь связанны с объективными причинами, лежащими в основе его. Такой конфликт может быть истинных выражением конфликтных отношений, но в какой-л. символической неверно;
  • » форме приписанный » — когда конфликтные отношения тем не приписываются сторонам, между которыми разыгрывается конфликт действительный. Это делается либо преднамеренно с спровоцировать целью столкновение в группе противника, «затушевывая» самым тем конфликт между его истинными либо, участниками непреднамеренно, в силуотсутствия действительно истинной существующем о информации конфликте;
  • » скрытый » — когда конфликтные силу в отношения объективных причин должны иметь актуализируются, но не место;
  • » ложный » — конфликт, не имеющий объективных возникающий и оснований в результате ложных представлений или Следует.

недоразумений различать понятия «конфликт» и «конфликтная разница», ситуация между ними очень существенна.

ситуация Конфликтная

То борьбы в процессе развития столкновения конфликтная всегда ситуация предшествует конфликту, является его Выделяют.

основой четыре вида конфликтов:

внутриличностный,

межличностный

межгрупповой

  • личностно-групповой возникает в случае поведения несоответствия личности групповым нормам и ожиданиям.

спрогнозировать Чтобы конфликт, надо сначала разобраться, проблема ли имеется, которая возникает в тех случаях, есть когда противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. устанавливается Далее направление развития конфликтной ситуации. определяется Затем состав участников конфликта, где внимание особое уделено их мотивам, ценностным ориентациям, особенностям отличительным и манерам поведения. Наконец, анализируется инцидента содержание.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. них Среди:

  • кризис (в ходе кризиса обычные поведения нормы теряют силу, и человек становится крайности на способным – в своем воображении, иногда на самом недоразумение);
  • деле (вызывается тем, что какая-то связана ситуация с эмоциональной напряженностью одного из участников, приводит что к искажению восприятия);

инциденты

напряжение

интуитивное

Педагогически важно отслеживать свидетельствующие, сигналы о зарождении конфликта.

В практике социального больше педагога интересует не столько устранение инцидента, анализ сколько конфликтной ситуации. Ведь инцидент заглушить можно путем “нажима”, тогда как ситуация конфликтная сохраняется, принимая затяжную форму и влияя отрицательно на жизнедеятельность коллектива.

4 стр., 1812 слов

Конфликты и конфликтные ситуации

... того что­бы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения. Типы конфликтов и уровни конфликта в организации С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый — это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что ...

На конфликт смотрят как, сегодня на весьма значимое явление в педагогике, нельзя которое игнорировать и которому должно быть особое уделено внимание. Ни коллектив, ни личность не могутразвиваться наличие, бесконфликтно конфликтов есть показатель нормального Считая .

развития конфликт эффективным средством воспитательного личность воздействия, ученые указывают, что преодоление ситуаций конфликтных возможно только на основе специальных педагогических-психолого знаний и соответствующих им умений. Между многие тем учителя отрицательно оценивают всякий как конфликт явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательнойработе. У педагогов большинства по-прежнему сохранилось настороженное отношение к слову самому “конфликт”, в их сознании это понятие ухудшением с ассоциируется взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением для вредным воспитательного процесса. Они стремятся конфликтовлюбыми избегать способами, а при наличии их пытаются внешнее гасить проявление последних.

Большинство ученых что, считает конфликт – это острая ситуация, как возникающая результат столкновения отношений личности с нормами общепринятыми. Другие определяют конфликт как взаимодействия ситуацию людей либо преследующих взаимоисключающие недостижимые или одновременно обеими конфликтующими сторонами либо, цели стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях ценности несовместимые и нормытакое противоречие между людьми, характеризуется которое противоборством как явление создающее сложную весьма психологическую атмосферу в любом коллективе старшеклассников, школьников особенно, как трудноразрешимое противоречие, острыми с связанное эмоциональными переживаниями как критическую есть, то ситуацию ситуацию невозможности реализации субъектом необходимостей внутренних своей жизни (мотивов, стремлений, как и пр.); ценностей внутреннюю борьбу порождающую внешние, данные объективно противоречия, как состояние, рождающее целой неудовольствие системой мотивов, как противоречие потребностями между и возможностями их удовлетворения.

На основании изложенного сделать можно вывод, что в течение длительного отсутствовали времени единые взгляды на природу и причины конфликтов возникновения; не признавался сам факт существования конфликтов и противоречий; само наличие конфликтов воспринималось негативное как явление, мешающее нормальному функционированию системы педагогической и вызывающее ее структурные нарушения.

Установлено, противоречия что, возникающие среди подростков, не всегда конфликту к приводит. От умелого и чуткого педагогического руководства вырастет, зависит ли противоречие в конфликт или найдет разрешение свое в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение зависит конфликта подчас от той позиции, которую педагог занимает по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, конфликтов избежание целесообразное вмешательство в конфликт).

Управлять прогнозировать, конфликтом его развитие и уметь разрешать – техника “своеобразная безопасности” педагогической деятельности.

Различают подхода два в подготовке к разрешению конфликтов:

  • изучение передового имеющегося педагогического опыта;
  • второй – овладение закономерностей знанием развития конфликтов и способами их предупреждения и путь; (преодоления более трудоемкий, но более эффективный, как так дать “рецепты” на всевозможные типы невозможно конфликтов).
    10 стр., 4526 слов

    Конфликты и пути их разрешения (2)

    ... взглядов. Слово «конфликт» — латинское и буквально означает «столкновение». Каждый конфликт основан на противоречии, которое обычно приводит либо к ... требования. Во втором случае конфликт был вызван нарушением принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут также возникать из-за ... и возможные варианты этих решений, тем глубже может быть конфликт. Мотивирующие конфликты. В последние годы так много ...

В.М.Афонькова утверждает, что успешность вмешательства педагогического в конфликты учащихся зависит от позиции Таких. педагога позиций может быть, как четыре, минимум:

позиция авторитарного вмешательства в конфликт –

позиция нейтралитета –

воспитанников избежания конфликта –

позиция целесообразного вмешательства в конфликт –

педагога Действия в четвертой позиции позволяют контролировать и конфликтом управлять.

Однако педагогу достаточно часто не культуры хватает и техники взаимодействия с воспитанниками, что взаимному к приводит отчуждению. Человек с высокой техникой характеризуется общения стремлением не только верно разрешать понять, но и конфликт егопричины. Дляразрешения конфликтов среди весьма подростков уместен метод убеждения как примирения путь сторон. Он помогает показать подросткам некоторых нецелесообразность форм, которые они используют разрешения для конфликта (драки, присвоение кличек, время и т.п.).

В то же запугивание педагоги, используя этот метод, типичную допускают ошибку, ориентируясь только на логику доказательств своих, не учитывая взглядов и мнений самого логика. Ни подростка, ниэмоциональность не достигают цели, если игнорирует педагог взгляды и опыт воспитанника.

Теоретический психолого анализ-педагогической конфликтологии приводит к следующим выводам предварительным:

  • в основе конфликта часто лежит противоречие объяснимое, а сам конфликт может носить деструктивный и конструктивный характер;
  • у большинства педагогов сохраняется отношение настороженное к конфликтам среди учащихся;
  • конфликтов не бояться “следует”, поскольку они закономерны;
  • конфликты подростков среди в силу их возрастных особенностей- явление обычное и распространенное;
  • к конфликту часто приводит высокий накал “эмоциональный” в общении;
  • причиной конфликта может утверждение служить своего “Я”;
  • внутриличностный конфликт может причиной стать межличностного конфликта;
  • вмешиваться педагогам в целесообразно конфликт не столько для того, чтобы его устранить, сколько для оказания помощи познании в подростку самого себя, своего товарища, учебного своего коллектива;
  • прежде чем вмешиваться в необходимо, конфликт знать причины его возникновения, вмешательство иначе может приобрести педагогически негативный конфликтная;
  • характер ситуация и конфликт при умелом механизмов использовании управления могут стать эффективными воспитательного средствами воздействия;
  • социальному педагогу необходимы специальные глубокие знания для успешного управленияконфликтами подростков среди.

Конфликты могут инициироваться не только субъективными, но и объективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, существует что более или менее независимо от процесса педагогического, и что создает потенциальную возможность Субъективные. конфликта условия составляют уровень воспитанности и детей развития, осознание степени конфликтности ситуации ее морально, их участниками-ценностные ориентации.

По своей направленности делятся конфликты на следующие виды:

  • социально-педагогические – проявляются они как в отношениях между группами, отдельными и с так людьми. В основе этой группы конфликты лежат – нарушения в области взаимоотношений. Причинывзаимоотношений быть могут следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, мотивированное не ничем неприятие человека человеком, вызывающего у сторон из одной или одновременно у каждой из них эмоциональные неприятные состояния. Причинами может быть лидерство за борьба, за влияние, за престижное положение, за внимание, окружающих поддержку;
  • психолого-педагогические конфликты – в их основе противоречия лежат, возникающие в учебно-воспитательном процессе в дефицита условиях гармонизации складывающихся в нем отношений;
  • конфликт социальный – ситуативные конфликты от случая к случаю;
  • конфликт психологический – происходит вне общения с людьми, внутри происходит личности.

Выделяют конфликты по степени их происходящее на реакции:

4 стр., 1504 слов

Конфликт интересов – основа коррупции

... личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Способы урегулирования конфликта интересов Закон о противодействии коррупции предусмотрел несколько способов ...

  • быстротекущие конфликты – отличаются большой окрашенностью эмоциональной, крайними проявлениями негативного отношения Иногда. конфликтующих такого рода конфликты заканчиваются трагическими и тяжелыми исходами. В основе таких конфликтов всего чаще лежат особенности характера, психического личности здоровья;
  • острые длительные конфликты – возникают в случаях тех, когда противоречия достаточно устойчивые, труднопримиримые, глубокие.

Конфликтующие стороны контролируют свои поступки и реакции. Разрешать такие конфликты непросто;

  • вялотекущие слабовыраженные конфликты – характерны для противоречий, очень не носящих острый характер, либо длястолкновений, в активна которых только одна из сторон;
  • вторая обнаружить стремится четко свою позицию или мере, по избегает возможности, открытой конфронтации. Разрешение рода такого конфликтов сложно, многое зависит от конфликта инициатора.

— слабовыраженные быстропротекающие конфликты – наиболее форма благоприятная столкновения противоречий, однако легко конфликт спрогнозировать можно только в том случае, был он если единственный. Если после этого подобные появляются конфликты внешне протекающие мягко, то может прогноз быть неблагоприятным.

Различают конфликтные ситуации педагогические по времени: постоянные и временные (дискретные, содержанию); по одноразовые совместной деятельности: учебные, организационные, межличностные, трудовые и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и общении неформальном. Деловые конфликты возникают на почве мнений несовпадения и поступков членов коллектива прирешении делового имипроблем характера, а вторые – на основе противоречий в интересах личностных. Личностные конфликты могут касаться оценки и восприятия людьми друг друга, реальной кажущейся или несправедливости в оценке их действий, результатов Большинство и т.п.

работы конфликтов по своей природе субъективны и своей в имеют основе одну из следующих психологических недостаточно:

  • причин хорошее знание человека;
  • неправильное его понимание намерений;
  • неверное представление о том, самом он на что деле думает;
  • ошибочная интерпретация совершенных мотивов поступков;
  • неточная оценка отношения человека данного к другому.

С психологической точки зрения, любой возникновение из этих причин, любого их сочетания практике на приводит к унижению достоинства человека, порождает с стороны его справедливую реакцию в форме обиды, вызывает которая такую же реакцию обидчика, при тот ни этом, ни другой человек не в состоянии понять и причины осознать взаимно неприязненного поведения.

31 стр., 15430 слов

Управление конфликтами в педагогическом коллективе материал

... отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта ... Стьюдента. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом ...

Все факторы субъективные, влияющие на конфликт, могут быть: ситуативными и характерологическими. К первым относятся устойчивые качества вторым, ко личности – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ненужности ощущение.

В конфликтных ситуациях их участники прибегают к формам различным защитного поведения:

  • агрессия (проявляется в вертикали по “конфликтах”, т.е. между учеником и учителем, между администрацией и учителем школы и т.п.;
  • она может быть других на направлена людей и на самого себя, нередко форму принимает самоунижения, самообвинения);
  • проекция (причины всем приписываются окружающим, свои недостатки видятся во людях всех, это позволяет справиться с излишним напряжением внутренним);
  • фантазия (что не удается выполнить в начинает, реальности достигаться в мечтах;
  • достижение желаемой происходит цели ввоображении);

регрессия

замена цели

неприятной от уход ситуации

В динамике развития существует конфликта ряд стадий:

1. Предполагающая стадия – появлением с связана условий, при которых может столкновение возникнуть интересов. К этим условиям относятся: а) бесконфликтное длительное состояние коллектива или группы, все когда себя считают свободными, не несут ответственности никакой перед другими, рано или возникает поздно желание искать виновных; каждый себя считает правой стороной, обиженной несправедливо, то конфликт порождает; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) переутомление постоянное, вызванное перегрузками, которые ведут к нервозности, стрессам, возбудимости, неадекватной реакции на самые безобидные и простые вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, жизненно недостаток важной информации, длительное отсутствие сильных, ярких впечатлений; в основе всего этого эмоциональная лежит перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие информации необходимой в широких общественных масштабах провоцирует слухов появление, домыслов, порождает тревогу (у подростков – рок увлечение-музыкой, как наркотиками); г) разные возможности, способности, условия жизни – все это зависти к ведет к преуспевающему, способному человеку. Главное, любом в чтобы классе, коллективе, группе никто не себя чувствовал обделенным, “человеком второго сорта”; д) организации стиль жизни и управления коллективом.

2. Стадия конфликта зарождения – столкновение интересов различных групп отдельных или людей. Оно возможно в трех формах основных: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение может одних быть реализовано определенно только за ущемления счет интересов других; б) столкновение интересов, затрагивает которое лишь форму отношений между задевает, но не людьми серьезно их материальных, духовных и других возникает; в) потребностей представление о столкновении интересов, но это кажущееся, мнимое столкновение, не задевающее интересов людей, коллектива членов.

3. Стадия созревания конфликта – столкновение становится интересов неизбежным. На этой стадии формируется установка психологическая участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая действовать готовность тем или иным образом, снять чтобы источники дискомфортного состояния. Состояние напряжения психологического побуждает к “атаке” или к “отступлению” от неприятных источника переживаний. Окружающие люди могут зреющем о догадываться конфликте быстрее, чем егоучастники, у более них независимые наблюдения, более свободные от оценок субъективных суждения. О созревании конфликта может психологическая и свидетельствовать атмосфера коллектива, группы.

4 стр., 1641 слов

Психологический анализ конфликтных ситуаций в системе отношений ...

... прямого выхода на учебно-воспитательный процесс, предметом нашего внимания являются отношения «учитель – ученик» в ходе образовательного процесса. Для определения типичных причин конфликтов мы предложили назвать эти причины учителям и ученикам 5 – 9 ...

4. Стадия конфликта осознания – конфликтующие стороны начинают осознавать, а не чувствовать только столкновение интересов. Здесь возможен вариантов ряд: а) оба участника приходят к выводу о конфликтующих нецелесообразности отношений и готовы отказаться от взаимных один; б) претензий из участников понимает неизбежность конфликта и все взвесив обстоятельства, готов уступить; другой идет участник на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. как стороны слабость; в) оба участника приходят к непримиримости о выводу противоречий и начинают мобилизацию сил решения для конфликта в свою пользу.

Объективное конфликтной содержание ситуации.

1. Участники конфликта.

Степень участия в конфликте может различной быть: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на конфликта ход. Исходя из этого выделяют: основных конфликта участников; группы поддержки; других участников.

участники Основные конфликта. Их часто называют сторонами противоборствующими или силами. Это те субъекты конфликта, непосредственно которые совершают активные (наступательные или действия) защитные друг против друга. Противоборствующие ключевое — стороны звено любого конфликта. Когда сторон из одна уходит из конфликта, то он прекращается. Если в конфликте межличностном один из участников заменяется новым, то и изменяется конфликт, начинается новый конфликт.

2. Предмет нем

противоречие конфликта — это то противоречие, из-за которого и разрешения ради которого стороны вступают в противоборство.

3. конфликта Объект

4. субъективные- и макросреда

Важными психологическими конфликтной составляющими ситуации являются устремления сторон, тактики и стратегии их поведения, а также их восприятие конфликтной информационные, т. е. те ситуации модели конфликта, которые имеются у сторон из каждой и в соответствии с которыми участники организуют поведение свое в конфликте.

Конфликты в условиях учебной Для

деятельности школы характерны разного рода Педагогическая. конфликты сфера представляет собой совокупность видов всех целенаправленного формирования личности, а ее сутью деятельность является по передаче и освоению социального опыта. именно Поэтому здесь необходимы благоприятные социально-условия психологические, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, родителям и ученику.

В народного сфере образования принято выделять четыре деятельности субъекта: ученик, учитель, родители и администратор. В того от зависимости, какие субъекты вступают во взаимодействие, выделить можно следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – учитель; администратор – учитель; учитель – родители; учитель – родители; администратор – родители; родители – администратор; администратор – Наиболее.

9 стр., 4178 слов

«Конфликтные ситуации в педагогической деятельности и пути ...

... является изучение типологии педагогических конфликтов и выявление путей их разрешения. Объект исследования - педагогическая деятельность. Предмет исследования - конфликтные ситуации в педагогической деятельности. Задачи исследования: 1. рассмотреть понятие педагогического конфликта и его ...

администратор распространены среди учащихся конфликты которых, в лидерства отражается борьба двух-трех группировок и их лидеров за первенство в классе. В средних классах конфликтуют, часто группапарней и группа девчонок. Может конфликт обозначиться трех-четырех подростков с целым или классом вспыхнуть конфликтное противостояние одного класса и школьника.

Большое влияние на конфликтное поведение оказывает школьников личность учителя . Ее воздействие может различных в проявляться аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия другими с учителя учениками служит примером для взаимоотношениях во воспроизводства со сверстниками. Исследования показывают, что общения стиль и педагогическая тактика первого учителя заметное оказывают влияние на формирование межличностных отношений одноклассниками с учащихся и родителями. Личностный стиль общения и сотрудничество “педагогическаятактика обусловливают наиболее бесконфликтные отношения друг детей с другом. Однако этим стилем незначительное владеет число учителей младших классов. начальных Учителя классов с выраженным функциональным стилем придерживаются общения одной из тактик (“диктат” или “которые”), опека усиливают напряженность межличностных отношений в Большое. классе количество конфликтов характеризует отношения в авторитарных “классах” учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-учитель, вторых обязан вмешиваться в конфликты учеников , Это их. регулировать, конечно, не означает их подавление. В зависимости от может ситуации быть необходимо административное вмешательство, а быть может — просто добрый совет. Положительное оказывает влияние вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, разрешении в участие конфликта других учеников, особенно класса лидеров, и т.д.

Процесс обучения и воспитания, как и развитие всякое, невозможен без противоречий и конфликтов. детьми с Конфронтация, условия жизни которых сегодня назвать нельзя благоприятными, является обычной составной реальности частью. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов учителем между и учеником выделяются следующие конфликты:

  • возникающие, деятельности по поводу успеваемости ученика, выполнения им заданий внеучебных;
  • поведения (поступков), возникающие по поводу учеником нарушения правил поведения в школе и вне ее;
  • возникающие, отношений в сфере эмоционально-личностных отношений учителей и учащихся.

Конфликты деятельности

вообще поступков в

правильно свою определить позицию в конфликте,

Конфликты отношений

Особенности педагогических конфликтов

Среди можно них выделить следующие:

  • ответственность учителя за правильное педагогически разрешение проблемных ситуаций: ведь модель — школа общества, где ученики усваивают отношений нормы между людьми;
  • участники конфликтов разный имеют социальный статус (учитель — ученик), определяется и чем их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном участников опыте порождает разную степень ответственности за при ошибки разрешении конфликтов;
  • различное понимание причин и их событий (конфликт “глазами учителя” и “глазами видится” ученика по-разному), поэтому учителю не всегдалегко глубину понять переживаний ребенка, а ученику — справиться с подчинить, эмоциями их разуму;
  • присутствие других учеников свидетелей их из делает участниками, а конфликт приобретает воспитательный для и смысл них;
  • об этом всегда приходится учителю помнить;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте его обязывает взять на себя инициативу в его первое и на разрешении место суметь поставить интересы как ученика формирующейся личности;
  • контролируя свои быть, эмоции объективным, дать возможность учащимся свои обосновать претензии, “выпустить пар”;
  • не приписывать свое ученику понимание его позиции, перейти на “Я-меня (не “ты высказывания обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
  • не ученика оскорблять (есть слова, которые, прозвучав, такой наносят ущерб отношениям, что все компенсирующие “последующие” действия не могут их исправить);
  • стараться не ученика выгонять из класса;
  • по возможности не обращаться к администрации;

не агрессию на отвечать агрессией, не затрагивать его личности,

12 стр., 5784 слов

Педагогические конфликты и способы их разрешения (2)

... не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов. В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения. 1.1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. Для того, ...

оценку давать только его конкретным действиям;

  • себе дать и ребенку право на ошибку, не забывая ошибается “не что только тот, кто ничего не независимо”;
  • делает от результатов разрешения противоречия постараться не отношений разрушить с ребенком (высказать сожаление по поводу выразить, конфликта свое расположение к ученику);
  • не бояться учащимися с конфликтов, а брать на себя инициативу их конструктивного Специфика.

разрешения урегулирования педагогических конфликтов.

Мало проблем найдется между людьми или группами которые, людей можно было бы решить в один Успешное.

миг разрешение конфликтов поэтому обычно цикл включают, состоящий из определения проблемы, ее анализа, разрешению по ее действия и оценке результата. В любой конкретной следует ситуации выявить источник конфликта до того, заняться как разработкой политики по их разрешению.

Прежде надо, всего выяснить, что произошло. В чем этом На проблема? этапе важно изложить факты, все чтобы согласились с определением проблемы. Чувства и оценки ценностные должны четкоотделяться от фактов. И руководитель представить должен идеальное решение со своей стороны. Затем.

фактов спросим у всех заинтересованных лиц: чувства какие они испытывают и что бы хотели качестве в увидеть идеального решения? Возможно несколько Когда.

вариантов конфликт проанализирован, можно переходить к духе в совместному сотрудничества поиску шагов, чтобы всех привести к примирению.

Конфликты есть деструктивные и Деструктивный. конструктивные – когда он не касается важных рабочих разделяет, проблем коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт – открывается когда острая проблема, приводит к столкновению с проблемой реальной и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (сравнить Можно: в споре рождается истина.)

При конфликтов разрешении между учителем и учащимся необходимо анализа помимо причин конфликта, учитывать возрастной Наряду

фактор с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-нередки” ученик противоречия и личностного характера.

Как они, правило возникают из-за возникшего у подростка чувства стремления и взрослости признать себя таковым, а с другой отсутствием, стороны у педагога оснований для признания равным его себе. И в случае неверной тактики способно педагога привестик устойчивой личной взаимной даже и неприязни вражде.

Попадая в конфликтную ситуацию может учитель направлять свою активность либо на то, лучше чтобы понять своего собеседника, либо на собственного регуляцию психологического состояния с целью погашения или конфликта его профилактики. В первом случае конфликтной разрешение ситуации достигается путем налаживания между взаимопонимания людьми, устранения недомолвок, несогласованности. проблема Впрочем понимания другого человека довольно Опытные.

сложная педагоги знают, что следует отбор (сказать содержания в диалоге), как сказать (сопровождение эмоциональное разговора), когда сказать, чтобы цели достигнуть обращенной к ребенку речи (время и при), место ком сказать и зачем сказать (результате в уверенность).

В общении педагога с учениками большое имеют значение не только содержание речи, но и ее тон, мимика, интонация. Если при общении взрослыхинтонация нести может до 40% информации, то в процессе общения с ребенком интонации воздействие существенно увеличивается. Принципиально важно слушать уметь и слышать ученика. Это не так сделать легко по ряду причин: во-первых, трудно ученика от ждать плавной и связной речи, в силу взрослые чего часто прерывают его, чем больше еще затрудняют высказывание (“Ладно, все иди, понятно!”).

Во-вторых, учителям часто некогда ученика выслушать, хотя у того есть потребность когда, а поговорить учителю надо что-то узнать, уже ученик потерял интерес к разговору.

Реально конфликт возникающий между педагогом и учеником можно трех на проанализировать уровнях:

  • с точки зрения объективных организации особенностей учебно-воспитательного процесса в школе;
  • с зрения точки социально-психологических особенностей класса, коллектива педагогического, конкретных межличностных отношений учителя и точки;
  • с ученика зрения возрастных, половых, индивидуально-особенностей психологических его участников.

Конфликт может продуктивно считаться разрешенным, если налицо реальные субъективные и объективные изменения в условиях и организациивсего образовательного системе, в процесса коллективных норм и правил, в позитивных субъектов установках этого процесса по отношению к друг готовности, в другу к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

механизм Реальный установления нормальных отношений видится в количества снижении и накала конфликтов путем перевода их в когда, педагогическуюситуацию не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, такая хотя работа связана с определенными трудностями учителя для.

В социальной психологии и педагогике выделено типов пять отношений:

отношения диктата

отношения нейтралитета

отношения опеки

отношения конфронтации

отношения сотрудничества

Говорить с ребенком намного чем, труднее со взрослым; для этого надо адекватно уметь оценивать по внешним проявлениям его внутренний противоречивый мир, предвидеть его возможную эмоциональную ответную реакцию на обращенное к нему слово, чувствительность его к фальши в общении со взрослыми. Слово обретает педагога убедительную силу воздействия лишь в случае том, если он хорошо знает ученика, нему к проявил внимание, в чем-то помог ему, т.е. ним с установил соответствующие отношения через совместную Между. деятельность тем начинающие учителя склонны что, считать их слово само по себе должно ребенка привести к послушанию и принятию их требований и установок.

принятия Для правильного решения педагогу часто времени недостает и информации, он видит факт нарушения урока хода, но ему трудно понять, чем вызвано это, что этому предшествовало, что неправильному к приводит толкованию поступков. Подростки, как более, правило информированы о причинах происходящего обычно об молчат этом, а при попытке объяснить учителю, ясность внести, тот нередко останавливает их (“Сам Учителю”).

разберусь трудно принять новую информацию, сложившимся противоречащую у него стереотипам, изменить отношение к свою и случившемуся позицию.

Объективными причинами возникновения уроке на конфликтов могут быть: а) утомление учащихся; б) предыдущем на конфликты уроке; в) ответственная контрольная работа; г) перемене на ссора, настроение учителя; д) его умение неумение или организовать работу на уроке; е) состояние иличностные здоровья качества.

Конфликт часто вырастает из учителя стремления утвердить свою педагогическую позицию, а протеста от также ученика против несправедливого наказания, оценки неправильной его деятельности, поступка. Правильно поведение на реагируя подростка, педагог берет ситуацию свой под контроль и тем самым восстанавливает Поспешность. порядок в оценках происходящего нередко к ошибкам, возмущение вызывает у учеников несправедливостью, вызывает к жизни Конфликтные.

конфликт ситуации на уроках, особенно в подростковых большинством, классах признаются типичными, закономерными. Для их учителю разрешения надо уметь организовать коллективную деятельность учебную учащихся подросткового возраста, усиливая взаимосвязь деловую между ними; дело доходит до как, конфликта правило, с учеником, плохо успевающим, “поведению” по трудным. Нельзя наказывать за поведениеплохими отметками по это – предмету ведет к затяжному личностному конфликту с Для. учителем того, чтобы конфликтная ситуация успешно была преодолена, она должна быть психологическому подвергнута анализу. Его основной целью создание является достаточной информационной основы для психологически принятия обоснованного решения в условиях возникшей Торопливая. ситуации реакция учителя, как правило, импульсивный вызывает ответ ученика, приводит к обмену “ударами словесными”, и ситуация становится конфликтной.

Психологический также анализ используется для переключения внимания с поступком возмущения ученика на его личность и ее проявление в поступках, деятельности, отношениях.

Существенную помощь социальному может педагогу оказать прогнозирование ответных реакций и учеников действий в конфликтных ситуациях. На это указывали педагоги многие-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Рыбакова, М.М.Поташник, Л.Ф.Спирин и др.).

Так, М.М.Поташник рекомендует вынужденно либо примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо целенаправленно и сознательно влиять на нее, т.е. творить новое.

М.М.предлагает Рыбакова учитывать ответные реакции учащихся в ситуаций конфликтных следующим образом:

  • описание возникшей конфликта, ситуации, поступка (участники, причина и место деятельность, возникновения участников и т.д.);
  • возрастные и индивидуальные особенности конфликтной участников ситуации;
  • ситуация глазами ученика и личностная;
  • учителя позиция учителя в возникшей ситуации, цели реальные учителя при взаимодействии с учеником;
  • информация новая об учениках, оказавшихся в ситуации;
  • варианты предупреждения, погашения и разрешения ситуации, корректировка поведения выбор;
  • учащихся средств и приемов педагогического воздействия и конкретных определение участников реализации поставленных целей в время настоящее и на перспективу.

Из литературы известно, что конфликтной разрешение ситуации целесообразно осуществлять по следующему анализ:

  • алгоритму данных о ситуации, выявление главных и противоречий сопутствующих, постановка воспитательной цели, выделение задач иерархии, определение действий;
  • определение средств и разрешения путей ситуации с учетом возможных последствий на анализа основе взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
  • планирование хода воздействия педагогического с учетом возможных ответных действий родителей, учеников, других участников ситуации;
  • анализ корректировка;
  • результатов результатов педагогического воздействия;
  • самооценка руководителя классного, мобилизация им своих духовных и умственных Основным.

сил условием разрешения конструктивного конфликта считают психологи открытое и эффективное общение конфликтующих которое, сторон может принимать различные формы:

передающие

открытые и личностно окрашенные высказывания

информация, содержащая связь обратную относительно того, как участник воспринимает конфликта партнера и толкует его поведение;

  • того демонстрация, что партнер воспринимается как вопреки личность критике или сопротивлению в отношении конкретных его поступков.

Действия педагога по изменению конфликта хода можно отнести к действиям, предупреждающим Тогда. его конфликтотерпимыми действиями можно будет неконструктивные назвать действия (отложить решение конфликтной пристыдить, ситуации, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – действия репрессивные (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и действия агрессивные (разорвать работу ученика, высмеять и др.).

видим Как, выбор действий по изменению хода ситуации конфликтной имеет приоритетное значение.

Приведем ситуаций ряд и поведение социального педагога при их невыполнение:

  • возникновении учебных поручений в связи с отсутствием знания, умения мотива (изменить формы работы с учеником данным, стиля преподавания, коррекция уровня “материала” трудности и др.);
  • неправильное выполнение учебных поручений оценку скорректировать результатов и хода преподавания с учетом причины выясненной неправильного усвоения информации);
  • эмоциональное учителя неприятие (изменить стиль общения с данным эмоциональная);
  • учеником неуравновешенность учащихся (смягчить тон, общения стиль, предложить помощь, переключить внимание учащихся остальных).

В разрешении конфликта многое зависит от педагога самого. Иногда следует прибегнуть к самоанализу того для, чтобы лучше осознать происходящее и положить попытаться начало переменам, тем самым границу проведя между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным себе к отношением.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит образом следующим:

  • воспринимать ситуацию такой, какая самом на она деле;
  • не делать поспешных выводов;
  • обсуждении при следует анализировать мнения противоположных избегать, сторон взаимных обвинений;
  • научиться ставить место на себя другой стороны;
  • не давать конфликту проблемы;
  • разрастись должны решаться теми, кто их уважительно;
  • создал относиться к людям, с которыми общаешься;
  • искать всегда компромисс;
  • преодолеть конфликт может деятельность общая и постоянная коммуникация между общающимися.

Разрешение, Затухание

  • истощения ресурсов обеих необходимых, сторон для борьбы;
  • потери мотива к снижения, борьбе важности объекта конфликта;

устранением

конфликта Устранение возможно с помощью следующих способов:

  • конфликта из изъятие одного из участников;
  • исключение взаимодействия длительное на участников время;
  • устранение объекта конфликта.

другой в Перерастание конфликт

  • устранение одной или сторон обеих;
  • приостановка конфликта с возможностью его победа;
  • возобновления одной из сторон (овладение объектом деление);
  • конфликта объекта конфликта (симметричное или согласие);
  • асимметричное о правилах совместного использования объекта;
  • компенсация равнозначная одной из сторон за овладение объектом отказ;
  • другойстороной обеих сторон от посягательств на данный Прекращение.

объект конфликтного взаимодействия —

Поиск общих близких или по содержанию точек соприкосновения

отношение понять, что проблему, из-за которой конфликт возник, лучше решать сообща, объединив Этому. усилия способствует, во-первых, критический анализ позиции собственной и действий. Выявление и признание собственных снижает ошибок негативное восприятие участника. Во-вторых, постараться необходимо понять интересы другого. Понять — не принять значит или оправдать. Однако это представление расширит об оппоненте, сделает его болееобъективным. В-целесообразно, третьих выделить конструктивное начало в поведении даже или в намерениях участника. Не бывает абсолютноплохих абсолютно или хороших людей или социальных каждом. В групп есть что-то положительное, на него и опереться необходимо при разрешении конфликта.

Заключение.

как Образование социокультурная технология является не только интеллектуального источником богатства, но и мощным фактором регулирования и общественной гуманизации практики и межличностных отношений. Педагогическая однако, действительность, порождает множество противоречий и конфликтных выход, ситуаций из которых требует специальной подготовки педагогов социальных.

Установлено, что поскольку в основе часто конфликта лежит противоречие, подчиненное определенным социальные, закономерностям педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, природу понимая их возникновения, использовать конкретные механизмы для воздействия успешного их разрешения в разнообразных педагогических Понимание.

ситуациях причин возникновения конфликтов и успешное механизмов использование управления ими возможны только наличии при у будущих социальных педагогов знаний и соответствующих умений личностных качеств, знаний и умений.

что, Констатировано практическая готовность социального педагога к конфликтов разрешению среди учеников представляет собой личностное интегральное образование, структура которого включает в мотивационно себя-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский качестве. В компоненты критериев этой готовности выступают целостность, мера и мера сформированности ее основных составляющих.

что, Показано процесс формирования практической готовности педагога социального к разрешению конфликтов среди подростков индивидуально носит-творческий, поэтапно и системно организованный Содержание. характер и логика этого процесса обусловлена компонентами структурными готовности и соответствующими образовательными технологиями.

использованной Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/konfliktyi-vo-vzaimodeystvii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa/