Неприспособленность предметной стороне учебной деятельности.
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.
Неспособность произвольно управлять своим поведением.
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений).
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы).
Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.
Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречия между семейными и школьными «мы».
Ребенок не может выйти за границы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем).
2.2 Анализ результатов исследования
Методика «Краски»
Гриша Ш.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»).
Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Ксюша Г.
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «урок», «тетрадь», «одноклассники». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Это говорит о негативном отношении к основным понятиям процесса обучения.
Настя С.
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «физкультура». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Кирилл Б.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Алеша К.
В тёмные тона окрасил кружки («звонок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»).
Возбуждённое отношение к словам «учитель», «портфель», «класс». Ребёнка можно охарактеризовать как активного, подвижного, возбуждённого, с негативным отношением к процессу обучения в целом.
Валера Б.
В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Ярослава Р.
В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.
Оля Б.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («учитель», «книга», «портфель», «тетрадь», «домашнее задание»).
Девочка трудно привыкает, скованна. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Андрей Б.
В тёмные тона окрасил кружки «звонок», «физкультура», «домашнее задание». Слова «класс», «тетрадь» закрашены красным цветом. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Ульяна Т.
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Рис 1. Эмоциональные отношение к школьному обучению
Таким образом, большинство детей испытывают негативное эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. 80% испытуемых составляют дети с негативным отношением к обучению, а 20% первоклассников в целом положительно воспринимают процесс обучения.
Таблица 2 Методика «Классификация»
Испытуемые |
Ошибки |
Баллы |
|
Настя С. |
6 |
0 |
|
Ульяна Т. |
4 |
0 |
|
Ксюша Г. |
2 |
2 |
|
Ярослава Р. |
4 |
0 |
|
Оля Б. |
8 |
0 |
|
Гриша Ш. |
4 |
0 |
|
Андрей Б. |
4 |
0 |
|
Кирилл Б. |
6 |
0 |
|
Алеша К. |
1 |
3 |
|
Валера Б. |
2 |
2 |
|
Рис. 2 Уровень понятий
Таким образом, большинство детей сделали много ошибок и набрали 0 баллов и только один ребёнок допустил всего лишь 1 ошибку: у 70% детей выявлен низкий уровень сформированности понятий, 20% — средний уровень, 10 % — высокий уровень сформированности понятий.
Таблица 3 Методика «Тест в картинках»
Испытуемые |
Баллы |
|
Настя С. |
1 |
|
Ульяна Т. |
1 |
|
Ксюша Г. |
2 |
|
Ярослава Р. |
2 |
|
Оля Б. |
2 |
|
Гриша Ш. |
1 |
|
Андрей Б. |
2 |
|
Кирилл Б. |
3 |
|
Алеша К. |
3 |
|
Валера Б. |
2 |
|
Ребенок№1. Все три выбора носят игровой характер. Так как не было выбора учебной деятельность, то у девочки низкий уровень мотивационной готовности (1 балл).
Ребенок№2. В первую очередь выбрала учебную деятельность, второй и третий выбор — трудовая деятельность, поэтому у ребёнка высокий уровень мотивационной готовности. При этом ориентация на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Ребенок№3. Учебной деятельности не выбрала, предпочла трудовую и игровую. Из этого следует низкий уровень мотивационной готовности (1 балл).
Ребенок№4. Учебную деятельность предпочла во вторую очередь, а в первую — трудовую. Это свидетельствует о среднем уровне мотивационной готовности и ориентации на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Ребенок№5. В первую очередь предпочла трудовую деятельность, а учебную выбрала во вторую очередь. Это говорит о среднем уровне мотивационной готовности и ориентации на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Ребенок№6. В первую очередь предпочёл трудовую деятельность, а учебную выбрал во вторую очередь. Поэтому у ребёнка средний уровень мотивационной готовности (2 балла).
Ребенок№7. В первую и вторую очередь выбрал учебную деятельность, что говорит о высоком уровне мотивационной готовности (3 балла).
Ребенок№8. В первую очередь выбрал учебную деятельность, во вторую — трудовую, в третью — игровую. Из этого следует высокий уровень мотивационной готовности, но с ориентацией на учебно-игровую деятельность (2 балла).
Ребенок№9. В первую и вторую очередь выбрал учебную деятельность. Преобладание ориентации на учебную деятельность говорит о высоком уровне мотивационной готовности (3 балла).
Ребенок№10 Не выбрал учебную деятельность, а предпочёл игровую. Это говорит о низком уровне мотивационной готовности (1 балл).
Рис. 3 Мотивационная готовность
Таким образом, по результатам данной методики видно, что 40% испытуемых имеют высокую мотивационную готовность, 30% среднюю и 30% низкую мотивационную готовность. При этом только 20% детей имеют ориентацию на учебную деятельность.
Таблица 4 Анкета для шестилеток (вопросы см. 2.1 часть)
Испытуемые |
Баллы |
Уровень Шк.А |
|
Настя С. |
16 |
||
Ульяна Т. |
16 |
||
Ксюша Г. |
25 |
высокий |
|
Ярослава Р. |
30 |
высокий |
|
Оля Б. |
7 |
негативное отношение |
|
Гриша Ш. |
21 |
средний |
|
Андрей Б. |
21 |
средний |
|
Кирилл Б. |
24 |
средний |
|
Алеша К. |
26 |
высокий |
|
Валера Б. |
13 |
низкий |
|
Рис. 4 Уровень школьной адаптации
Таким образом, подсчитав количество баллов по каждому ученику, получили следующее процентное соотношение: 30% — высокий уровень школьной мотивации, 30% — средний уровень, 20% — присутствие внешней мотивации, 10% — низкая школьная мотивация и 10% — негативное отношение к школе, школьная дезадаптации. Так как у 10% первоклассников выявлена школьная дезадаптации, то с целью снижения уровня дезадаптации и создания условий для последующего полноценного развития младшего школьника далее будут представлены рекомендации по адаптации ребенка к школьной жизни.
Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
Педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника.
Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть а каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;
- начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
- обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
- использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:
- оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий:
1. Фиксированный объем домашних заданий.
Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно. , Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня.
4. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей.
Эти и другие подобные меры, при полноценном (двух- или трехразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школьного обучения.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
адекватность поведения;
- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
- проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
- терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
— * способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций. Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки — это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.
Рекомендации педагога-психолога учителям 1-х классов по развитию тонкой моторики руки первоклассников:
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно — вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером).
, Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;
- для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать положительное, эмоциональное отношения к занятиям;
- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;
— Психическое развитие младших школьников и школьная адаптация. Оценка психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене, анализ уровня мотивации, школьной тревожности, коммуникативных способностей.
курсовая работа