Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении

Освоение любой деятельности младшего школьника сопряжено с определёнными трудностями. Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями. Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие — только путём мобилизации всех своих ресурсов, третьи — вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.

Особую остроту данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть. Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребёнком обязательной школьной программой. Именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой. Диагностирование причин трудностей в обучении и оказание ребёнку своевременной коррекционной помощи поможет справиться с неуспеваемостью.

Цель работы: выявление психолого-педагогического сопровождения младших школьников с трудностями в обучении.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №40 города Сатка, 4 «Б» класса.

Предметом исследования является психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении.

Объектом исследования является трудности обучения у младших школьников.

  1. Теоретическая часть.
    1. Понятие «Психолого-педагогического сопровождения»

Переход из детского сада в начальную школу является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка.

При переходе из класса класса в класс, родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке).

16 стр., 7903 слов

» ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

... Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе проходит по-разному. Согласно М. М. Безруких, процесс адаптации первоклассников к обучению ... – первоклассники, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями (тяжелая форма адаптации): отмечаются ... Ряд авторов определяет адаптацию как уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических ...

Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал «на счет раз», постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания.

Проблема образования в школьном возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью к школьному обучению.

Характеризуя сопровождение как комплексный метод, многие авторы (Э.М. Александровская, Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова и др.) выделяют этапы диагностики, поиска решения проблемы, консультации и первичной помощи в ходе реализации принятого плана.

Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.

Задачи:

  • сохранение здоровья детей;
  • предупреждение отклонений в развитии и задержки психического развития;
  • оптимизацию школьной адаптации;
  • профилактику проблем в обучении;
  • гармонизацию интеллектуального и личностного развития учащихся;
  • выявление детей, имеющих те или иные специальные способности;
  • сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей;
  • первичное профессиональное самоопределение школьников.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.

Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:

  • реализация тех возможностей, которые ребенку открывает

данный этап возрастного развития;

  • реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Конечно, эти две составляющие не должны находиться в противоречии, они должны согласовываться, взаимодополнять друг друга. Привести их в соответствие – задача всего педагогического коллектива. Но особая роль здесь принадлежит педагогу-психологу. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это еще и метод работы педагога-психолога, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.

Эта работа является одной из наиболее сложных, поскольку протекает внутри социальных систем и предметом ее является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой. Психолог должен определять не только программу своей собственной деятельности, но и деятельности всех взаимодействующих социокультурных систем. Это требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций и проектированию деятельностей, направленных на их разрешение. Последнее невозможно без соответствующего (методологического) обеспечения.

13 стр., 6045 слов

Педагогические аспекты музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

... Объект исследования, Предмет исследования Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и ...

Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах Э.М.Александровской, Г.Бардиер, М.Р.Битяновой, Е.И.Казаковой и др. в трех основных плоскостях:

  • ценностно-смысловые основания метода сопровождения;
  • организационные модели сопровождающей деятельности;
  • содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения;

М.Р.Битянова указывает ценности, на которые опирается метод сопровождения.

Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика.

Во-вторых, это ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка, имеющем право на существование и самореализацию.

В-третьих, это ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых – сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями.

Таким образом, можно выделить одно точное, общее понятие, которое содержит все основы психолого-педагогического сопровождения.

1.2 Трудности обучения в начальной школе

Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Эти дети могут учиться в коррекционном или в обычном классе, и нередко по одним предметам — чаще всего, устным — они еще успевают, а по письму, чтению или арифметике — нет. Некоторые из них «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья — и физического, и психического. Это и есть дети с трудностями учения, о которых мы и хотим поговорить.

Письмо и чтение являются базовыми школьными навыками, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. На основе письма и чтения строится все дальнейшее обучение, если эти навыки недостаточно сформированы или плохо сформированы, невозможно обучение русскому языку и математике, литературе и природоведению, иностранному языку и другим предметам. Кроме того, письмо и чтение – сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Письмо и чтение являются составными единого процесса – письменной речи. Важно подчеркнуть, что обучение технике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки письменной речи. Именно в этом культурно-исторический смысл обучения ребенка письму и чтению, который выделял Л.С. Выготский, когда писал, что существующие методики обучения (а принципы этих методик не изменялись до настоящего времени) «не учитывают главное, и вместо письменной речи дают ребенку письменные навыки». Следует добавить – механические навыки и письма, и чтения, которые к тому же несовершенны и неэффективны. Учитель должен не просто знать, к чему приводит неадекватная методика обучения, но должен понимать механизмы формирования этих навыков и глубоко разбираться в причинах проблем, возникающих в процессе обучения. Несформированность навыков письма, чтения и письменной речи – очень серьезная социальная проблема, т.к. ведет к первичной и функциональной неграмотности. В то же время овладеть письменной речью можно «…только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи». То есть, с одной стороны, при обучении письму и чтению должно идти освоение технической стороны этих навыков, с другой – «обучение письму, как навыку, приводит именно к нежизненному письму, к гимнастике пальцев, а не к культурному развитию ребенка». В отношении механического чтения у Л.С. Выготского еще более жесткое суждение: «чисто механическая способность читать, скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка.

43 стр., 21093 слов

Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного ...

... устной речи, а дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, потенциально являются дисграфическими и дислексиками. (дети с нарушениями письма и чтения). Преодоление общей недоразвитости языка достигается с помощью целенаправленной логопедической работы по исправлению ...

Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, т.е. частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций изучает особая отрасль психологии — нейропсихология, создателем которой в нашей стране является А.Р. Лурия (1902-1977).

Согласно нейропсихологии, чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.

4 стр., 1708 слов

Классификация психических явлений

... деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека. Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – ... бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям: 1) мотивационно- ...

Проведенный А.Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций (ВПФ) и их мозговой локализации позволил ему выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации — задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль — передними (лобными) отделами коры (III блок).

Развитие психических функций у ребенка — длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие — позже. В это общее для всех людей «расписание» каждый ребенок вносит свои «поправки», определяющиеся индивидуальной генетической программой и средой (Егорова, Марютина, 1992).

Вследствие этих вариаций психические функции у каждого ребенка развиваются неравномерно: у одного лучше по сравнению с другими детьми (и остальными его функциями) развит слух, у другого — зрительное восприятие или ориентировка в пространстве.

В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает не соответствовать социальным требованиям, что мы замечаем по его трудностям в учении.