«Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших школьников»

Курсовая работа

До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе [7].

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Особое внимание специалистов привлекает проблема школьной неуспеваемости в начальных классах, так как начальное образование – фундамент, на котором строится всё среднее образование. Именно младший школьный возраст имеет значение для последующего становления личности [10].

Проблема неуспеваемости детей младшего школьного возраста и ее причины – одна из центральных проблем в психолого-педагогической науке. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Но не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о сущности самой неуспеваемости, о психолого-педагогических причинах ее проявления в современной начальной школе.

Психолого-педагогические причины неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников рассматривались многими педагогами и психологами: М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и др. [1, 4, 9].

В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления психолого-педагогических причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование детей.

2 стр., 712 слов

Значение психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях ФГОС

... считаю, что эта тема очень актуальна и с каждым годом все более интересна. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения ... учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует педагогической гибкости, умения искать инновационные варианты работы. В настоящее время созрела необходимость совершенствования методической ...

Не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.

Таким образом, анализ работ психолого-педагогической направленности, анализ реальной практики работы начальной школы позволяет констатировать, что вопрос о выявлении психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников до сих пор находятся на стадии осмысления и обобщения. Необходимость дальнейшего более глубокого изучения данной проблемы в современных образовательных условиях очевидна.

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) Теоретически изучить особенности психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников;

3) Провести анализ методик исследования психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников .

Этапы исследования:

1) Подготовительный: определение темы исследования, параметров введения;

2) Рабочий: сбор фактических данных, реализация стратегии исследования;

3) Заключительный: обработка результатов исследования, анализ, систематизация, формулировка выводов, оформление исследования.

Методологическая база исследования:, Методы исследования:, Теоретическая и практическая значимость:, ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения психолого-педагогических причин неуспеваемости

1.1 Основные подходы к изучению неуспеваемости в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [2] .

В психолого- словаре

И.В. трактует

Неуспеваемость выражается том, что имеет слабые чтения, счета, владеет интеллектуальными анализа, обобщения. неуспеваемость ведет педагогической запущенности, которой понимается негативных качеств , противоречащих требованиям , общества. Это крайне нежелательное опасное с , социальной и позиций.

Педагогически дети часто школу, пополняют риска. Неуспеваемость – и многогранное школьной действительности, разносторонних подходов ее изучении [11] .

неуспеваемости, прежде , дидактическое понятие, с основными дидактики – содержанием . Оно дано учебных программах, и методических . Выделяют следующие компоненты: знания, , навыки, эмоционально- отношение к .

4 стр., 1915 слов

Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления

... и рассмотрение путей и средств, которые необходимы для предупреждения и исправления неуспеваемости. Задачи исследования: Проанализировать обучение и развитие в школьном возрасте, выявить пути преодоления неуспеваемости школьников, определить причины неуспеваемости учеников[1]. 1. ПОНЯТИНЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Под неуспеваемостью ... и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и ...

В качестве неуспеваемости выступают недостатки в содержанием обучения:

1) владеет минимально операциями творческой , комбинирование и в новой имеющихся знаний, и навыков;

2) стремится получать знания теоретического ;

3) избегает трудностей деятельности, пассивен столкновении с ;

4) не стремится оценке своих ;

5) не стремится свои знания, умения и ;

6) не усвоил в системе

черты составляют понятия «неуспеваемость» тех учебных , в которых роль принадлежит творческого характера, на знаниях, и навыках.

характеризуется наличием перечисленных показателей деятельности. В же обучения возникнуть отдельные неуспеваемости, они- и предстают отставания.

Неуспеваемость отставание взаимосвязаны. – это невыполнение , которое имеет на одном промежуточных этапов того отрезка процесса, который временной рамкой определения успеваемости. «отставание» обозначает процесс накапливания требований, и отдельный случай невыполнения, т. . один из этого процесса [5] .

неуспеваемости синтезированы отставания, она – процесса отставания. отставания, если не преодолены, , переплетаются друг другом, образуют, конечном счете, .

В определении неуспеваемости необходимо на дидактическую, и психологическую , используя программы учебники, а результаты наблюдений процесса.

Способы отставаний представляют своеобразное сочетание наблюдения и . Важно также , что способы признаков отставаний привносятся в процесс извне, изыскиваются в самом, выбираются числа необходимых обучении действий и учащихся.

способами обнаружения служат: наблюдение реакциями учащихся трудности в , на успехи неудачи; вопросы или его сформулировать то иное положение; самостоятельные работы классе. При самостоятельных работ получает материал суждения, как результатах деятельности, и о ее протекания. наблюдает за учащихся, выслушивает отвечает на вопросы, иногда [12] .

Неуспеваемость можно на общую специфическую. Под неуспеваемостью подразумевается , относительно длительное ученика по основным предметам программы: языку математике.

Специфическое отставание затрагивает один из предметов при или даже успеваемости по предметам школьного . При общем специфическом отставании круг причинных , которые являются анализа в определения причин .

11 стр., 5255 слов

По педагогике "Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее ...

... иные отставания, постоянно ставит перед учащимися вопросы, поощряет их вопросы к нему и друг к другу. 1.2. Причины неуспеваемости. У каждого отстающего ученика своя причина, но ... др. I. Теоретические основы профилактики неуспеваемости учащихся 1.1. Неуспеваемость как дидактическое понятие Неуспеваемость – высокая степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведенное время не ...

Нередко наблюдаются разного рода от индивидуального учебной деятельности. этих детей не находят реализации, их развитие совершенствуется , чем это бы быть условиях поклассной [7] .

Исследователь А.. Бударный выделяет типа неуспеваемости:

— неуспеваемость – выражена «2» и «1» и с минимальными школьной программы.

— неуспеваемость – характеризуется познавательной нагрузкой учащихся, которые бы превысить требования, и с минимальными школьной программы возможностями отдельных [4].

Исследователь Г.. Щукина представляет классификацию, построенную зависимости от отставания. Они три степени неуспеваемости и её возникновения каждом случае:

— и глубокое (по многим всем предметам время);

— частичная, относительно стойкая (по 1-3 наиболее предметам);

— эпизодическая (по разным в разное ) [17].

Таким образом, определяется как подготовки учащихся требованиям школы усвоении знаний, умений, навыков, опыта творческой и воспитанности отношений, может в определенных , отражающих результат , напрямую связана содержанием и обучения, может в процессе и тогда через понятие и его .

1.2 Классификация причин

В практической учителя целью установление причин отдельного ученика связи с неуспеваемости. Учитель обращается к обстоятельствам, которые предшествовали получению неудовлетворительных оценок могли повлиять его успеваемость.

первую очередь в глаза обстоятельства, как уроков, невыполнение заданий, невнимательность на уроке. , по сути , акты поведения , его поступки. тут могут самые различные: болезнь ученика, его недисциплинированность, слабохарактерность, и бытовые условия, его конфликты учителями и . Из числа самых разнообразных учитель выбирает , которые могли роль в данного ученика. и эти являются следствием , более общих более глубоких.

мнению исследователя .С. Цетлин, практической деятельности анализа идет индивидуального случая к самым обстоятельствам, вызвавшим явление. Результаты анализа соединяют и разноплановые представлены в , распределены в с их . Разработка такой – есть задача . Уже имеются тем или образом сгруппировать неуспеваемости [20].

Так, , исследователь А.. Гельмонт поставил соотнести причины с ее . Им выделены трех категорий : глубокого и отставания (первая ); частичной, но устойчивой неуспеваемости ( категория); эпизодической (третья категория) [5].

качестве причин категории отмечены:

— уровень предшествующий ученика;

— неблагоприятные разного рода ( дефекты, болезнь);

36 стр., 17702 слов

«Формирование самостоятельности учащихся на х биологии» ...

... мы сформулировали тему исследования: «Формирование самостоятельности учащихся на уроках биологии». В соответствии с темой исследования были ... к развитию личности ученика в целом. В настоящее время существует немало работ, раскрывающих самостоятельность в ... целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной. По мнению специалистов, самостоятельность и активность – это ...

— бытовые условия;

— местожительства от ;

— отсутствие заботы .

Для второй указаны:

— недоработка предыдущих классах ( должной преемственности);

— интерес ученика изучаемому предмету;

— воля к трудностей.

Для категории выявлены:

— преподавания;

— непрочность ;

— слабый текущий ;

— неаккуратное посещение ;

— невнимательность на ;

— нерегулярное выполнение заданий [14].

В группировке мы типичное для подхода объединение явлений: акты учеников ставятся один ряд тем, что эти акты, – с опосредующим, – с общим, внутреннего плана отграничиваются от .

Есть и попытки сгруппировать неуспеваемости. Они всего отвечают требованиям. Интерес схема П.. Борисова. В рассматриваются три причин неуспеваемости:

1) причины;

2) Психофизиологические ;

3) Социально-экономические социальные причины.

первой группы , как считает , недостатками учебно- работы учителей. эти причины на дидактические ( принципов и дидактики) и (главным образом внеклассной и работы с ).

Вторая группа обусловлена нарушениями физического, физиологического интеллектуального развития .

К числу причин относятся: состояние здоровья, недостатки, индивидуальные особенности и черты характера.

третьей группы, П.П. , непосредственно не от воли и учащихся. ним он слабую материально- базу школы, уровень дошкольного детей, не проблем языка , домашние условия учащихся, культурный родителей, отношения семье [3].

Ближе к решению описания системы -следственных связей , отвечающей теоретическим , подошел Ю.. Бабанский. Он учебные возможности , объединяя в понятии два фактора успеваемости.

возможности, в Ю.К. , составляют некий личности в деятельности и синтез особенностей личности и взаимодействий с влияниями. В подходе важным попытка определить «причина неуспеваемости» ( рассматривается как характеристика учебных ).

Причины неуспеваемости .К. Бабанский на причины и внешнего . К причинам плана он дефекты здоровья , их развития, объём знаний, и навыков [1].

9 стр., 4038 слов

Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие младших школьников

... младших школьников. Теоретическо-методологической основой исследования: если исследуется негативное влияние компьютерных игр, ... игры, благоприятная атмосфера на занятиях. 3) коммуникативная — развитие коммуникабельности и общительности обучаемых, сплочение коллектива. 4) психотехническая — формирование у учащихся навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности. ...

причинам внешнего отнесены в очередь педагогические:

— дидактических и воздействий;

— организационно- характера (организация в школе, база);

— недостатки планов, программ, пособий и .д.

К внешнего порядка также недостатки влияний, включая семью [6].

Очень в схеме .К. Бабанского , что показаны между группами , различаются явления и второго соотносящиеся между как причины следствия. Так, , отрицательное влияние связано с ученика. Связи рассматриваются в ; на каждый момент изучения ученика выделяется в комплексе его неуспеваемости, движение от причины к [1].

Таким образом, настоящее время несколько классификаций неуспеваемости (классификация .М. Гельмонт, .П, Борисова, .К. Бабанского), этих классификация школьной неуспеваемости на три . Причины школьной тут могут самые различные: болезнь ученика, его недисциплинированность, слабохарактерность, и бытовые условия, его конфликты учителями и . В практической путь анализа школьной неуспеваемости от индивидуального к самым обстоятельствам, вызвавшим явление. Результаты анализа соединяют и разноплановые , которые представлены системе и в соответствии их иерархией.

по 1 главе

1)

2)

ГЛАВА 2. Особенности -педагогических причин младших школьников

2.1 -педагогические особенности младшего школьного

Младший школьный является наиболее этапом школьного . Основные достижения возраста обусловлены характером учебной и являются многом определяющими последующих лет : к концу школьного возраста должен хотеть , уметь учиться верить в силы [17].

Младший возраст

Ребенок в возрасте приобретает:

— позицию школьника;

— мотивацию.

Дети этом возрасте и впечатлительны, позволяет формировать них такие , как эмоциональное , альтруизм.

По Е.Е. младший школьный является сенситивным:

— формирования мотивов , развития устойчивых потребностей и ;

— развития продуктивных и навыков работы, «умения »;

— раскрытия индивидуальных и способностей;

— навыков самоконтроля, и саморегуляции;

— адекватной самооценки, критичности по к себе окружающим;

— усвоения норм, нравственного ;

4 стр., 1619 слов

Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников

... работы, как кружки, секции, клубы, мастерские и т. д. Объектом исследования является внеучебная деятельность учащихся в современной школе. Предмет исследования – внеучебная деятельность младших школьников ... собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, ... и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Для ...

— развития навыков со сверстниками, прочих дружеских [18].

Ведущей

характера и учебной деятельности развитие личности школьника. Также детей данного периода развивается сфера, происходит начал наук ( науки и ).

Школьная успеваемость важным критерием ребенка как со стороны и сверстников. отличника или отражается на ребенка, его и самопринятии. учеба, осознание способностей и качественно выполнять задания приводят становлению чувства – нового аспекта , который наряду развитием сферы можно считать новообразованием младшего возраста.

Если компетентности в деятельности не , у ребенка самооценка и чувство неполноценности; развиваться компенсаторные и мотивация. деятельность – социальная по усвоению форм мышления. процессе этой дети: овладевают учиться; способностью теоретическими знаниями [19].

деятельность характеризуется

Сформированная произвольность процессов является из основных важнейших показателей ребенка к в среднее так, как развитие произвольности полноценное функционирование психических функций поведения в . Дети с сформированной произвольностью включаются в обучения, и при нормальном интеллектуального развития школьники могут в группу [13] .

Важнейшие новообразования во всех психического развития: интеллект личность, отношения. Ведущая учебной деятельности этом процессе исключает того, младший школьник включен и другие виды , в ходе совершенствуются и новые достижения .

  1. Самоконтроль – это реагировать на себя, контролировать реакции по волевой регуляции. должен уметь организовать и собственную деятельность. является необходимым успешного обучения. его значение предупреждения психологических , повышенной утомляемости. считается сформированным, ребенок: умеет свое поведение ; сверять действия образцом, с условий; изменять в заданных .

  2. Внутренний план (интеллектуальное новообразование).

    внутреннее действие, помогает ребенку контролировать ход задачи, поскольку предусмотреть возможные «» при решении , сопоставить разные решения. Развитие плана действий возможность решать в «уме», внутреннем плане, возможные промежуточные и сопоставлять с условиями и конечной решения. Обеспечивает ориентироваться в задачи, выделять них наиболее , планировать ход , сравнивать, предусматривать оценивать возможные решения, ориентируясь разные условия .

  3. Рефлексия (на поведение, на действия) Это размышлять, заниматься ; самоанализ, осмысление, предпосылок, условий результатов собственной , внутренней жизни. (в пер. лат. — «обращение ») ­ принцип человеческого , направляющий его осмысление и собственных форм предпосылок; предметное самого знания, анализ его и методов ; деятельность самопознания, внутреннее строение специфику духовного человека. Благодаря ребенок открывает себя смысл действий, осознает поступки, преобразует действия в их осмысления [12].

    3 стр., 1148 слов

    Физическая подготовленность школьников младшего юношеского возраста

    ... это дать общую характеристику физической подготовленности и физического развития школьников младшего юношеского возраста, то есть 11-13 лет. 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста, согласно литературных ... четко проявляются целенаправленность, формирование у школьников нравственных чувств и развитие разносторонних качеств умственной деятельности, таких как широта, глубина, ...

проживание этого , его позитивные являются необходимым , на котором дальнейшее развитие как активного познаний и . Основная задача в работе детьми младшего возраста – создание условий для и реализации детей с индивидуальности каждого [18].

Таким образом, -педагогические особенности младших школьников центральные новообразования: новый уровень произвольной регуляции и деятельности; , анализ, внутренний действий; развитие познавательного отношения действительности; ориентация группу сверстников.

2.2 причин неуспеваемости школьников

Психологические , лежащие в неуспеваемости детей школьного возраста, .В. Дубровина другие психологи в две , к первой которых отнесли познавательной деятельности широком смысле , а ко – недостатки в мотивационной сферы школьников.

Ряд (И.В. , М.Е. , Е.С. ) рассматривают особенности детей младшего возраста, отличающихся правильных приемов деятельности. Об учащихся, по этого психолога, сказать, что не умеют -настоящему учиться. деятельность, как всякая другая, владения определенными и приемами. в уме, букв по , заучивание стихотворений – даже такие точки зрения человека несложные можно выполнять одним, а разными способами. все они правильными, одинаково . Ребенок, поступивший школу и с необходимостью новую для учебную деятельность, не в самостоятельно найти способы работы. его не специально необходимым и приемам, будет интуитивно их сам, не всегда будут правильные эффективные навыки приемы [6, 25].

С зрения И.. Дубровиной неадекватные учебной деятельности носить и индивидуальный характер. , психолог К.. Бардин в исследованиях характеризует , которые при буквы по ориентировались на букву, а на образец, учительницей. Возможны такие случаи, дети формально учебные приемы, у учителя внешнюю сторону выполнения. Нередко ученики в усвоения учебных упрощают и их. Также категория учащихся, вообще не устойчивых способов и используют , не соответствующие заданий приемы [24].

младших школьников, , а неадекватными учебной работы, носить ярко избирательный характер проявляться только отношению к учебным предметам даже разделам программы. Но может иметь более общий и проявляться пробелах и усвоения многих всех учебных .

Если специально обратить внимания неправильные навыки приемы учебной , они могут и привести стойкому отставанию в учебе. закреплению их учебной деятельности такие ее , как, во-, относительная легкость труда в обучения, позволяющая первых порах малоэффективные способы заметного отставания учебе, и, -вторых, отсутствие контроля со учителя за учебной работы [17].

13 стр., 6401 слов

Психологические особенности неуспеваемости младших школьников

... актуальность курсовой работы. Цель: провести теоретический анализ проблем неуспеваемости младших школьников. Задачи: 1.Охарактеризовать понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе. 2.Проанализировать работы отечественных и зарубежных психологов, касающиеся проблем неуспеваемости у младших школьников, а также особенностей психологии младших школьников. ...

Психолого-педагогическая общего отставания учении у школьников (В.. Талонов, Ю.. Гильбух) включает поведенческих типа:

1) с низкой учебной деятельности.

2) с низкой учебной деятельности.

3) с сочетанием низкой интенсивности низкой эффективности деятельности [13].

Несформированность младшего школьника устойчивой мотивации учебной деятельности стать ведущей неуспеваемости. Несформированность сферы отрицательно на способность усвоению знаний, в итоге быть нанесён моральный ущерб ребёнка. Однако благоприятных педагогических она может своевременно компенсирована счёт развития положительных сторон ученика и, всего, за его старательности высокой работоспособности. был прав .К. Бабанский, , опираясь на работы с детьми, считал, развитие невозможно гармонического влияния всю психофизическую, жизнь человека. разработке путей неуспеваемости, важное имеет изучение изменений, какие в личности под влиянием воздействий. Создавая успеха, педагог формированию у положительного отношения процессу учения [1].

А.Ф. и С.. Костромина выделили

— низкий уровень фонематического слуха, концентрация внимания, приемов самоконтроля, -типологические особенности , низкий уровень мелкой моторики;

— уровень развития , несформированность приемов деятельности, низкий объема и внимания, низкий развития кратковременной , слабое развитие слуха;

— низкий развития произвольности, уровень объема , низкий уровень и устойчивости ;

— несформированность умения свои действия, развитие логического , низкий уровень развития и мышления, заниженная [16].

Как считает Е.С. , одной из -педагогических причин младших школьников неадекватное использование своих устойчивых -психологических особенностей, в отечественной изучаются в с учением типологичеких свойствах системы. Согласно представлениям, свойства системы имеют природу и этом смысле как практически , стабильные характеристики . Этот факт особо подчеркнуть, .к. он , что нельзя считаться с -типологическими особенностями не учитывать в педагогическом . Среди основных нервной системы силу и как наиболее и заметно на обучение человека.

Согласно -педагогическим исследованиям .С. Яроповец, и инертные своим нейродинамическим школьники хуже , они чаще к категории и слабоуспевающих, учащиеся с свойствами нервной [25].

Таким образом, младших школьников в прямой от уровня ребенка к , от сформированности психических процессов (, память), от его мотивационно , от свойств системы (уровня ), а также использования учащимися устойчивых индивидуально- особенностей.

2.3 Анализ исследования психолого- причин неуспеваемости школьников

Многие считают, что причин неуспеваемости – элемент в с детьми, главный критерий проблемы – неудовлетворительная по тому иному предмету. прогнозирование успеваемости , поскольку существует связь между обучения и развития ребенка, его психического физического здоровья, соответствия познавательных ребенка программным .

Диагностику неуспеваемости проводить на стадии неуспеваемости доступных для формах, а заинтересовывать и в работу неуспевающих школьников [23].

школьной неуспеваемости в себя следующих критериев :

— мотивационная сфера;

— умственные способности;

Для определения причины неуспеваемости школьника необходимо данные критерии. ним мы следующие методики.

1) изучения мотивационной учащихся, автор .В. Матюхина.

М.В. позволяет выявить , доминирующие

— широкие социальные ( долга и , самоопределения и );

— узколичностные (благополучия престижа);

— учебно- (связанные с и процессом );

— мотивы избегания .

Эта методика же является и помогает

Инструкция тесту

Проводится серии испытаний.

серия.

— в одну все карточки мотивами, которые очень большое для учения;

— вторую – просто значение;

— в – имеют небольшое ;

— в четвертую – очень малое ;

— в пятую – не имеют .

Вторая серия

Третья

Первая

Вторая

серия требует еще глубокого осознания отношения к .

Далее результаты соотнести с теста.

Ключ тесту:

Мотивы и ответственности: 1-2 ; самоопределения и : 3-4; благополучия: 5-6; аффилиации: 7-8; : 9-10; избегания неудачи: 11-12;

  • познавательные (содержание ): 13-14;
  • учебно-познавательные ( учения): 15-16;
  • коммуникативные: 17-18;
  • самореализации: 19-20;
  • достижения : 21-22.

Обработка результатов :

При обработке учитываются только совпадения, когда двух или сериях у наблюдались одинаковые , в противном , выбор считается и, как , не учитывается [15].

2) Ориентировочный Тест (), авторы В.. Бузин, Э.. Вандерлик.

Назначение : определение интегрального общих умственных детей младшего возраста.

Инструкция тесту:

Вам несколько простых . Прочтите внимательно страницу и команды не ее.

Тест, Вам будет сейчас, содержит 50 . На выполнение Вам дается 15 . Ответьте на вопросов, на сможете, и тратьте много на один . Если необходимо — бумагой для . О том, Вам не , спросите сейчас. время выполнения ответы на вопросы даваться будут.

После «Начали!» переверните и начинайте . Через 15 минут, команде, сразу прекратите выполнение , переверните страницу отложите ручку.

. Положите ручку от себя. команды.

Интегральный общих умственных (Ип) равен правильно решенных . Интерпретация результатов .

Анализ результатов начинать с уровня общих способностей. Для количество правильно задач (Ип) со шкалой .

30 баллов и – высокий уровень умственных способностей;

25-29 – уровень выше ;

19-24 баллов – средний ;

14-18 баллов – уровень среднего;

13 баллов меньше – низкий [11].

3) Личностная шкала тревоги (Дж. , адаптация Т..Немчина.

Методика для измерения тревожности младших .

Описание теста: состоит из 50 . Он может испытуемому либо , либо как карточек с .

Инструкция к :

Вам предлагается с набором , касающихся черт . Если вы с утверждением, «Да», если согласны – «Нет». не задумывайтесь, первый пришедший в голову .

Тестовый материал:

результатов теста

40-50

25-40 баллов

15-25 баллов

5-15 баллов

0-5 баллов

образом, диагностика неуспеваемости включает себя исследование критериев неуспеваемости: сфера, общие способности, тревожность. определения ведущей неуспеваемости младшего необходимо обследовать критерии. По мы подобрали методики: методика мотивационной сферы , автор М.. Матюхина; краткий тест (КОТ), В.Н. , Э.Ф. ; личностная шкала тревоги (Дж. , адаптация Т..Немчина.

Выводы по 2 главе

1) Психолого-педагогические особенности детей младших школьников имеют центральные новообразования: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.

2) Неуспеваемость младших школьников находится в прямой зависимости от уровня подготовленности ребенка к школе, от сформированности его психических процессов (мышление, память), от сформированности его мотивационно сферы, от свойств нервной системы (уровня тревожности), а также от использования учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей;

3) Диагностика школьной неуспеваемости включает в себя исследование следующих критериев неуспеваемости: мотивационная сфера, общие умственные способности, тревожность. Для определения ведущей причины неуспеваемости младшего школьника необходимо обследовать данные критерии. По ним мы подобрали следующие методики: методика изучения мотивационной сферы учащихся, автор М.В. Матюхина; краткий ориентировочный тест (КОТ), авторы В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик; личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчина).

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема о психолого-педагогических причинах неуспеваемости младших школьников. Анализ работ психолого-педагогической направленности, анализ реальной практики работы начальной школы позволяет констатировать, что вопрос о выявлении психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников до сих пор находятся на стадии осмысления и обобщения. Необходимость дальнейшего более глубокого изучения данной проблемы в современных образовательных условиях очевидна.

Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, теоретически изучены особенности психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников, также нами был п роведен анализ методик исследования психолого-педагогических причин неуспеваемости младших школьников .

Неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.

Неуспеваемость младших школьников находится в прямой зависимости от уровня подготовленности ребенка к школе, от сформированности его психических процессов (мышление, память), от сформированности его мотивационно сферы, от свойств нервной системы (уровня тревожности), а также от использования учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Стоит отметить, что диагностика школьной неуспеваемости включает в себя исследование следующих критериев неуспеваемости: мотивационная сфера, общие умственные способности, тревожность. Для определения ведущей причины неуспеваемости младшего школьника необходимо обследовать данные критерии. По ним мы подобрали следующие методики: методика изучения мотивационной сферы учащихся, автор М.В. Матюхина; краткий ориентировочный тест (КОТ), авторы В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик; личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчина).

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/neuspevaemost-i-samootsenka-mladshih-shkolnikov/

1. Бабанский, Ю.К. Особенности обучения младших школьников: современные методы / Ю.К. Бабанский // Начальная школа. – 2016. – №11. – С. 39-44.

2. Блонский, П.П. Особенности школьной неуспеваемости: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов. – М.: Академия, 2013. – 401 с.

3. Борисов, П.П. Современные средства и методы обучения детей младшего школьного возраста / П.П. Борисов, Т.В. Барлас // Псих. журн. им.С. С. Корсакова. – 2015. – №4. – С. 38-42.

4. Бударный, А.А. Особенности неуспеваемости младших школьников / А.А. Бударный // Учитель Республики. – 2015. –№8(15).

– С. 13-19.

5. Гельмонт, А.М. Школьная педагогика: учебное пособие / А.М. Гельмонт. – М.: Академия, 2014. – 182 с.

6. Дубровина, И.В. Факторы школьной неуспеваемости: монография / И.В. Дубровина. – М.: Айрис, 2013. – 201 с.

7. Зинченко, В.П. Психологическая теория учебной деятельности: монография / В.П.Зинченко. – СПб.: Гриф, 2013. – 98 с.

8. Кондрашина, И.Н. Применение средств обучения в младшем школьном возрасте: монография / И.Н. Кондрашина. – М.: Академ, 2013. – 324 с.

9. Люсин, Д.В. Современные представления о школьной неуспеваемости / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – 2015. – № 2. – С. 54-65.

10. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2013. – 356 с.

11. Новиков, Б.И. Психолого-педагогические факторы, влияющие на успеваемость: монография / Б.И. Новиков. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.

12. Патрикеева, Э.Г. Влияние успеваемости на формирование личности младших школьников / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 694-697.

13. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.В. Петровский. — М.: Просвещение, 2013. – 288 с.

14. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2011. – 400 с.

15. Психология детей младшего школьного школьного возраста: развитие познавательных процессов: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Перо, 2014. – 216 с.

16. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. – 158 с.

17. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: учебное издание / А.А. Смирнов. – М.: Мир, 2015. – 382 с.

18. Усманова, Р.Г. Причины неуспеваемости в начальной школе / Р.Г. Усманова, Е.А. Соломонова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 102-110.

19. Чечель, И.В. Основные подходы к изучению неуспеваемости // Начальное образование. – 2016. – № 3. – С. 46-50.

20. Шмакова, А.С. Система интеллектуального развития младших школьников на уроках // Начальная школа. – 2014. –№2(7).

– С.99-108.

21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: МПИ, 2015. – 340 с.

22. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение: уч. пособие / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2010. – 365 с.

23. Якиманская, И.С. Развивающее обучение: монография / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с.

24. Ясенчук, Ф.В. Особенности обучения в начальной школе // Псих. журнал Научное Обозрение. – Минск, 2009. – №5 (9).

– С. 121-127.

25. Яроповец, Е.С. Причины школьной неуспеваемости: монография / Е.С. Яроповец. – Казань: Наука и Знание, 2015. – 329 с.