Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмондом и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (5)
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:
Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт).
Изучение и анализ проблемной ситуации.
Определение целей и задач совместной работы.
Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой.
Оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п. Для эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.).
Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность. Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы.
Метод групповой социальной работы не имеет некоего «застывшего» вида. В настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии.
Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
... тема курсовой работы, раскрываются причины, по которым семья попадает в группу риска, особенности работы социального педагога с этими семьями в микрорайоне. В третьей главе разработан вариант работы с семьями из группы риска. 1. Профессиональный портрет социального педагога 1.1 ...
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. (31)
Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения. Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизацию развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность. Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы.
Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более, что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.
1.2. Принципы социальной работы
Необходимо отметить, что деятельность социального работника в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах, в частности:
- зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д.);
- фактический уровень обеспеченности необходимыми ресурсами, возможность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями (государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.);
- границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса.
Важной особенностью методологии теории социальной работы является использование ряда общенаучных принципов. Основными принципами социальной работы выступают интегрированные принципы философии и социальной психологии. Перечислим их:
Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность социальных явлений экономическими и политическими факторами, которые определяют состояние общественных отношений, специфику их формирования проявления
Принцип гносеологического подхода ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов в обществе, учит видеть их специфику, тенденции развития и закономерности.
Принцип личностного подхода требует при изучении социальных процессов учитывать, что их носителем всегда выступает конкретная личность с ее потребностями и интересами, ценностными ориентациями, чувствами и мыслями.
Технология критического мышления как средство формирования мыслительной ...
... проблем. Этому можно и нужно научить. Технология развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, можно добиться стопроцентного усвоения программного материала всеми ... у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Деятельность учащихся - делают предположения, «вспоминают», что им известно по ...
Принцип единства сознания и деятельности вооружает социальную работу правильным пониманием того или иного вида деятельности, в которую вовлечен социальный клиент, и учитывает влияние уровня сознания на развитие этой деятельности, своеобразие ее форм и результаты.
Принципы социальной работы выступают важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Принято выделять следующие группы принципов теории социальной работы.
Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.
Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархческих связей и отношений (социально-технологическая компетентность кадров, принцип единства прав и обязанностей и др.).
Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность работы социальной работы.
Специфические принципы, социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся; принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.
Понятийно-категориальный аппарат служит важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания — это совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения логических операций и образует структуру науки.
Социальное обслуживание базируется на принципах: (32)
равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
- профилактической направленности;
- законности и учета международных стандартов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. (1) При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
Для педагогов «Работа с одаренными детьми в современной ...
... таким образом: «Работа с одаренными детьми в современной начальной школе» Объектом Предметом Целью Гипотеза · учитель изучит сущность и особенности психического развития одарённых детей; · работа с одаренными детьми будет вестись на диагностической основе; · в организации работы с одаренными детьми будут применяться ...
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая — необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Современные социальные работники достаточно широко используют различные психологические теории в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (пользователям) в условиях социальной дезадаптации. Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повышении его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, в изменении мотивации. Сложные ситуации, в которые попадают люди, всегда несут в себе позитивную и негативную функцию. Негативная функция определяет необходимость преодоления трудностей, а позитивная особую открытость к новому опыту. (29)
К психологическим принципам социальной работы относятся: принцип конгруэнтности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности. Характер системы труда профессионального социального работника определяется многими требованиями. Данные принципы выступают в качестве основополагающих моментов долженствования психологического аспекта его деятельности. (11)
Принцип конгруэнтности предполагает единство выдвигаемых социальным работником целей, задач и направлений деятельности, связанных с решением проблем клиента. Профессиональная компетентность социального работника является необходимым условием реализации данного принципа. В каждом конкретном случае социальный работник должен относительно объективно оценивать возможности и потребности индивидов и социальных групп, с которыми он взаимодействует.
Принцип беспристрастности требует не допускать предвзятого отношения к любому человеку или организации. Отношение социального работника не может зависеть от субъективного мнения или требования третьих лиц. Социальный работник проявляет интерес к клиенту без личной заинтересованности в нем. Беспристрастность не противоречит гуманистическому подходу, но предполагает возможность его реализации. Социальная дистанция (т. е. степень психологической близости) между социальным работником и клиентом должна быть средней. Отношения не должны быть чрезмерно формализованы (большая социальная дистанция) и, в то же время не могут быть фамильярными (отсутствие социального дистанцирования).
Основные принципы работы психолога-консультанта гуманистической ...
... помощи, но и для всей психотерапии в целом. Цель исследования - изучить принципы работы психолога-консультанта гуманистической направленности. Основное внимание в исследовании уделяется принципам психотерапии. Предмет исследования - принципы работы психолога ... психотерапии. Принципами любой деятельности являются определенные установки, определяющие методы, формы, характер этой деятельности. В ...
Средний уровень социальной дистанции обусловливает этикетные отношения и позволяет клиенту поддерживать уровень собственного достоинства и не чувствовать себя в роли жертвы, как это может произойти, если социальный работник ведет себя слишком авторитарно или фамильярно.
Принцип конфиденциальности означает, что информация о социальной поддержке не может быть разглашена, если объект социальной помощи испытывает некоторые психологические затруднения в связи с этим. Несмотря на то, что в современном обществе большинство людей не испытывают неловкости от того, что им оказывают помощь государственные или общественные организации, принцип конфиденциальности остается в силе. Он нацелен на то, чтобы уважать чувства людей, которые в определенный период своей жизни вынуждены принимать помощь со стороны. Ни процесс, ни результаты социальной работы не должны наносить ущерба пользователю, его репутации, психологическому состоянию, интересам, здоровью и т. д. Социальная работа предполагает безопасность применяемых методов и технологий профессиональной деятельности для клиента.
Принцип позитивно ориентированной активности ориентирован на целенаправленное участие социального работника в жизнедеятельности клиента, понимание положительных и отрицательных факторов его социальной адаптации. Как компетентное лицо, социальный работник обладает соответствующей информацией, определенными данными, на которые он опирается в решении некоторых проблем клиентов. Социальный работник реализует в своей деятельности консультационные, просветительские, организационные, профилактические, коррекционные и многие другие функции, которые определяют уровень его активности. В любом случае, эта активность предполагает инициирование собственный действий объекта его заботы.
Так же деятельность социального работника имеет много других аспектов: правовую, педагогическую, технологическую и т. д. Каждый аспект предполагает реализацию тех или иных принципов, которые обеспечивают достаточно высокий уровень профессиональной деятельности работника – уровень профессиональной зрелости.
Глава 2. Методы и принципы на примере социальной работы с детьми в трудной трудной жизненной ситуации">жизненной ситуации
Особенности возрастной специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально-психологического и социально-педагогического планов. В работах А.В. Запорожца, А.М. Прихожан, С.А. Расчетиной, Н.Н. Толстых, Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренера, И. Лангмейера, З. Матейчика и др. главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые (Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, З.И. Лаврентьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга) установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи (М.Б. Кондратьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.Б. Филонов) выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества. (22)
Социальная работа с детьми-инвалидами
... Цель курсовой - изучить работу социальных служб и взаимодействие с детьми инвалидами и их семьями. Основные задачи курсовой, изучить проблемы социальной работы с детьми инвалидами. Изучить нормативно – правовую базу и познакомиться с опытом социальной работы с детьми инвалидами. Объект моей курсовой работы, социальная работа с детьми инвалидами. Предмет особенности работы с детьми инвалидами. ...
Трудная жизненная ситуация детей определяется как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом.
На неспособность ребенка самостоятельно, без посторонней помощи, найти выход из сложившегося положения указывают Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Они утверждают, что данная ситуация усугубляется еще и тем, что ребенок не умеет, в силу отсутствия соответствующего опыта, попросить помощи у других. (17)
Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления сущности педагогической деятельности взрослого, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям. На основании исследований выделены следующие характеристики процесса социально-педагогической поддержки [4]: гуманистический характер деятельности, обеспечение права ребенка на свободу выбора и ответственности за этот выбор, ориентация на реальные проблемы жизни ребенка, опора на ожидание успеха в их решении. Педагогическая деятельность означает осуществление заботы и защиты со стороны социального педагога, организацию поддержки ребенка в осознании им проблемы, принятии собственного решения по ее преодолению и реализации, предполагающей активное включение всех участников микросоциума жизни ребенка в процесс сопровождения. (22)
Отделение экстренной помощи детям (ОЭПД), открыто в контексте реализации федерального закона «Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних». К специалистам отделения за помощью обращаются дети, находящиеся на территории района с других районов города и области. Основной контингент составляют безнадзорные и беспризорные дети, живущие на улице.
Организация работы детей дошкольного возраста с природным материалом
... природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение. В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей в сенсорном развитии, которые непременно должны учитываться в работе с детьми: зрительное восприятие ... материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском ... что восприятие предмета с помощью разнообразных ...
Отделение экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, далее Отделение, является структурным подразделением Комплексного Центра социального обслуживания населения, далее Центр, и предназначается для оказания конкретных социальных услуг несовершеннолетним.
Основной целью деятельности Отделения является содействие развитию и укреплению мер по профилактике безнадзорности, а также для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Отделение выполняет следующие задачи:
- выявление детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации совместно со специалистами ОПБН и субъектами профилактики безнадзорности района;
- обеспечение экстренной круглосуточной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- определение и предоставление конкретных видов и форм предварительной медицинской, социально-педагогической и социально-психологической помощи детям и подросткам, потупившим в Отделение;
- создание максимальной защищенности, условий безопасного нахождения детей в Отделении и благоприятной психологической атмосферы для несовершеннолетних;
- содействие в разрешении проблем несовершеннолетних и их дальнейшего устройства;
- организация работы телефона «Доверия» для детей и подростков (горячей линии).
для обеспечения деятельности отделения привлекает благотворительные и иные некоммерческие организации.
Отделение экстренной помощи детям выполняет следующие функции:
- выявляет безнадзорных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
«Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/metodyi-sotsialnoy-rabotyi/
1.Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
2.Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
3.Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 172 с.
4.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. – М.: Инноватор, 1996. Вып. 6.
5.Антология социальной работы. В 5 т. – Т.1. / Сост. М.В. Фирсов – М., 1995. – 840 с.
6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, М., 1989.
7.Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.
8.Бочарова В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.- М., 1993.
9.Бурменская Г.В., Караванова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
10.Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
Аспекты работы сестры медицинского персонала
... стационарных отделениях, с круглосуточным режимом работы. Критерии отбора в группы: возраст, пол, медицинское образование. Методы исследования: 1. анонимное анкетирование медицинских сестер Оценка ... для консультации. Создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов ...
11.Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991.
12.Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997.
13.Кон И. С. Ребенок и общество.- М., 1988.
14.Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. – М., 2000.
15.Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982.
16.Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006. — 205 с.
17.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.
18.Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев и др., М, 1986.
19.Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 1999. – 368 с.
20.Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова – Барнаул; М., 1994.
21.Перлс Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.
22.Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
23.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд. группа «Прогресс» — Универс, 1994. – 480 с.
24.Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999.
25.Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1998. – 376 с.
26.Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. СПб., 1992.
27.Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. – М., 2000.
28.Словарь–справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000.
29.Социальная работа: Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992.
30.Социальная работа с семьей и детьми: Сб. статей. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2002. — 290 с.
31.Социальная работа в муниципальном образовании. Под ред. доц. Григорьевой И.А., проф. Келасьева В.Н. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2002. — 99 с.
32.Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой– М: Изд. дом «»Магистр-Пресс»», 2000. – С. 46 — 49.
33.Теория социальной работы / Под ред. профессора Холостовой Е.И. – М., 1999.
34.Урсано Р., Зонненберг С.,Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. М., 1992.
35.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
36.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002- 480 с.
37.Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.
38.Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
39.Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г.В. Осипова. — М.: Изд-во РАН, 1995. — 939с.
40.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001.
Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие
... процессов социальной работы и социальной педагогики. Объектом исследования выступает теория социальной работы Предметом работы является категориально-понятийное наполнение и сравнительный анализ процессов социальной работы и социальной педагогики в теоретическом и практическом ракурсе. Теоретико-методологическая основа работы. В работе ...