Процесс формирования культуры межличностного общения как один из важнейших аспектов воспитательной работы

В настоящее время все стороны государственной и общественной жизни претерпевают изменения. В результате происходят изменения и в требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества. Это не может не отразиться на образовательном и воспитательном процессе высших учебных заведений. В первую очередь любой вуз ставит своей задачей подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональной культуры. Таким образом, овладение студентом культурой общения становится важной составляющей его профессионально-личностного формирования. Вопросам целенаправленного формирования культуры межличностного общения уделялось достаточно много внимания и со стороны педагогов-классиков. Процесс формирования культуры межличностного общения, как один из важнейших аспектов воспитательной работы. В их число входит и высокий уровень общей культуры человека, которая включает в себя культуру межличностного общения.

межличностный отношения культура психологический

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы повышения культуры межличностных отношений

1.1 Изучение культуры межличностного общения

Вопросы межличностного отношения, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимания представителей различных наук. Каждая наука исследует свое проблемное поле общения.

Центральным понятием среди всех прочих, характеризующих общение человека, является культура общения.

Поиск его смыслового значения зарождается на определении линий пересечения двух ее основополагающих понятий культуры и общения.

Ключевым для формирования воспитанности является понятие культуры. Понятие «культура» в современных научных источниках трактуется довольно широко. На обыденном уровне культура, в том числе и поведенческая, понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также иногда отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное свойство личности. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Существует понимание культуры как творческой деятельности человека и человеческого общества в целом, во всех сферах бытия.[1] Также культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, характеристику уровня развития общества и конкретного человека, творческую деятельность по созданию, сохранению, освоению и передаче ценностей. В нашем рассмотрении культура — это устойчивая характеристика личности, объединяющая мировоззренческий ее компонент и определяющая отношение человека к окружающему миру, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться путем обучения у взрослых людей. В социологии под культурой понимают общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения.

56 стр., 27762 слов

Общение в системе межличностных и общественных отношений

... взаимоотношения между воспита­телями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений; информативную; возможно не только ... мировоз-е – это не только система знаний и опыта, но и еще система убеждений, переж-е к-х сопров ... ­циатива и ее реализация принадлежат воспитанникам; <li-результаты: информационный обмен, выработка обще­го решения, общественно значимый ...

Материальные и духовные ценности культуры, созданные предшествующими поколениями общающихся индивидов, представляют для живущих сейчас практическую ценность. В этих ценностях содержатся одновременно нравственно сущее и нравственно должное, определяющие правила общения людей друг с другом.

Культура — это достояние общества в целом, и, говоря о культурных нормах общения, в первую очередь необходимо отталкиваться от общечеловеческих ценностей. Общественной формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии является мораль. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое. Характерные особенности морали — объективность, общезначимость, необходимость.

Мораль (этика) общения — это совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов отношений между людьми. В качестве норм человеческих отношений гуманизм утверждает уважение достоинства личности, принципы равенства, справедливости, человечности. В системе ценностных ориентаций нравственные привычки, потребности, чувства, убеждения являлись и являются важнейшими мотивами поведения человека.

Этикет — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий; поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Педантичное следование правилам этикета не делает общение высоко культурным. Все внешние формы, способы общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению.

Другим, немаловажным понятием, является и общение.

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и социальных групп), в котором может происходить обмен информацией, деятельностью, настроением, опытом, способностями, умениями и навыками.

Решение воспитательных задач в вузе невозможно без изучения различных аспектов общения. Успешность различных видов деятельности человека зависит от знания специфики общения как явления действительности. Характер общения, возникающего в процессе разнообразных видов деятельности предопределен функциональными связями между людьми, а его результат обуславливается личностными качествами участников, их способностями, знаниями, умениями, ценностными ориентациями, установками.

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, является ведущим видом взаимодействия людей друг с другом и одним из существенных компонентов здорового образа жизни. Оно включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, органично и непринужденно реализуемых им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношениями с окружающей жизнью в целом, предпосылка эффективности его учебной и трудовой деятельности.

5 стр., 2206 слов

Этика и культура речевого поведения человека

... постоянно повышать свою культуру общения, культуру общения в обществе, соблюдать правила и нормы этикета при общении. Цель исследования: рассмотреть этику и культуру общения человека в различных ситуациях, сформулировать ... В процессе такого общения особую роль играют: облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения, прическа. Когда люди знают друг друга, ...

Однако, нельзя представлять себе процесс обучения общению как самостоятельную деятельность подростка или студента. Стихийность приобретения умений и навыков межличностного и делового общения часто становится причиной трудностей в адаптации как к процессу обучения, так и к последующей трудовой деятельности. Следствием подобной дезадаптации являются как затруднения в межличностных взаимоотношениях, так и конфликтность в деловой сфере. Исследования показали, что одной из причин дезадаптации является несформированность у учащихся знаний, умений и навыков реализации разных видов общения, неспособность взаимодействовать на разных уровнях, определять способы поведения, адекватные реальным ситуациям общения. В связи с этим возникает необходимость включения в процесс формирования культуры общения обучения умениям и навыкам осуществлять разные виды общения. Запросы социальной практики обусловили исследования разных аспектов проблемы общения именно с позиции понимания его как условия формирования личности, ее социализации, адаптации к учебному процессу и необходимости выполнения личностью определенных видов деятельности, когда общение становится фактором ее эффективности.

Общение является мощным фактором адаптации личности, поскольку оно активно формирует нормы поведения. Общение выступает как функция коллективных форм деятельности, среди которых ведущее место принадлежит деятельности в рамках учебного коллектива. Это и создает объективные предпосылки для установления личных контактов и связей учащихся. Следовательно, личностное общение предполагает в качестве духовной основы единство взглядов, интересов, запросов, целей. С помощью личностного общения учащийся осуществляет непосредственное взаимодействие со средой, которая и оказывает на его поведение большое влияние тем или иным видом группового контроля (общественным мнением, групповыми нормами поведения, оценками).

В процессе общения происходит взаимное согласование ритма, темпа и способов работы на основе растущего взаимопонимания и взаимооценки. В общении происходит взаимный обмен информацией между людьми, планирование совместных действий, распределение функций, социальных ролей, групповых прав и обязанностей.

В процессе общения обеспечивается жизнедеятельность человека и общества, изменяется структура и сущность социальных субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и все разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация человека, становление его как личности. Общение — процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности, коллектива или общества в целом. Общение — то, что обеспечивает коллективную деятельность.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем, как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Это безусловный спутник человеческой истории и повседневной деятельности людей.

6 стр., 2684 слов

Личность и деятельность Петра I

... данной работы: характеристика личности Петра I и анализ оценки его реформаторской деятельности в отечественной историографии. Задачи: 1. Охарактеризовать Петра I как личность. 2. Рассмотреть основные направления реформаторской деятельности Петра I и ... этого человека к простой жизни и к грубым шумным удовольствиям, к близкому общению с простым людом -- все это в царе, слишком громко и ...

В общении людей немаловажную роль играет культура. Развитие культуры общения предполагает, прежде всего, развитие способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей, хотя бы в общем виде определить характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия.[2] Исходя из этого — искать адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности.

Воспитанность является связующим звеном между внутренней, нравственной культурой личности и внешней культурой поведения, принятой в обществе. Категория «культура» взаимосвязана с категорией «деятельность». Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает овладение способами практической, деятельностной ее реализации. Пропуская через себя, свою индивидуальность общекультурные ценности, обучаемый создает личные ценностные установки, реализуя, таким образом творческий компонент воспитательного процесса. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру.

Культуры общения опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которая в норме присуща каждому, но мера ее развитости не­одинакова в зависимости от половых, социокультурных, возрастных особенностей человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией — способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, по­нимать их переживания, мысли, чувства — сопереживать и сочувствовать им.

Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.[3]

Культура межличностного общения предполагает и овладение человеком приёмами невербального общения, умением интерпретировать жесты и мимику партнёра по общению. Иногда, невербальная коммуникация даже превосходит по своей действенности вербальные формы. Невербальная коммуникация подразумевает передачу информации без использования языка слов. При этом мы получаем информацию посредством зрения, фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевую экспрессию, жесты, позу, мимику, внешний вид в целом. Внешний облик человека также является неотъемлемой частью культуры общения. Так же общение делят на формальное и неформальное, утверждая, что неформальным следует считать общение, на которое не наложены никакие ограничения, и для поддержания такового общения знание норм поведенческой культуры не требуется. Такое деление представляется условным: можно выделить только ту или иную степень формализации в общении и соответственно ту или иную степень задействованное норм поведенческой культуры в этом общении.

4 стр., 1599 слов

Общение как психологическая деятельность людей

... человеческой потребности в общении с реальными людьми в психологии называется aутизмом. Именно в обществе в человеке начинает развиваться личность, он приобретает множество навыков - поведения в обществе, налаживания взаимоотношений и др. В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие ...

Кроме того, культура межличностного общения предполагает соблюдение человеком этических, моральных и нравственных норм поведения.

Итак, культура общения как социальное явление понимается по-разному, но есть и главная его черта — его нормативность. Социальные нормы — это правила поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц. Благодаря появлению этих правил общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке.

Такие науки как философия, психология, культурология, социология, лингвистика, педагогика и др. постепенно расширяют объем знаний в сфере человеческих взаимоотношений, коммуникации, общения в целом.

Подводя итоги, можно отметить, что, с одной стороны, культура общения общества — это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения, определенный уровень овладения ими, и степень их использования.

1.2 Элементы и функции культуры общения личности

Только гармоничное сочетание представленных в структуре культуры общения элементов обеспечивает ее действенное функционирование. Следовательно, культура общения, это не просто способности, или совокупность знаний и умений, или простое следование нормам этикета. Это личностное образование характеризует, в первую очередь, значение для личности накопленных обществом духовных богатств в сфере общения, которая отражается в личностно-значимом элементе культуры общения человека и находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности. Информация о ценности культуры общения, ее функциях, нормах может вызывать как положительное так и отрицательное эмоционально-рациональное отношение к ней личности. В случае признания у человека появляется желание культурно общаться, формируется интерес к нормам и ценностям общения, складывается убеждение в необходимости следования культурным нормам во взаимоотношениях с другими людьми, вырисовывается цель-идеал высоко культурно-общающегося человека.

Отсутствие осознания полезности культуры общения как ценности приводит к тому, что индивид, если и следует культурным нормам общения, то делает это вопреки своему влечению и интересам. Личность в этом случае склоняется перед нормой, но не возвышается до нее. Только когда общественно-значимое становится личностно значимым, осуществление культурных поступков является не просто долгом, но и потребностью. Таким образом, компонент культуры общения характеризует не просто значение последней для личности, но и ее мотивацию к культурному взаимодействию.

Когнитивный элемент составляют знания в области общих положений о культуре общения, этики, этикета, психологии общения.

Поведенческий элемент культуры общения личности характеризует реализацию усвоенных ценностей, норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения, ее коррекцию, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл.

18 стр., 8590 слов

Выпускная работа КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ ...

... другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь педагога – основное ...

В процессе усвоения культуры общения социума происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного опыта общения. Таким образом, в соответствии со структурой личности, личностная форма культуры общения, прежде всего, затрагивает опыт личности (знания, умения, привычки) и ее направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения).

Социальные ценности культуры общения переходят в структуру направленности личности, а накопленные человечеством и конкретным народом знания — в личностный опыт.[4]

И.Ф. Петровой предлагается следующая иерархия основных функций культуры общения личности:[5]

  • ценностная, предоставляющая личности возможность выбора ценностей, соответствующих ее потребностям, интересам и идеалам;
  • познавательная, состоящая в познании самого себя через познание другого человека;
  • регулятивно-нормативная, осуществляемая через систему правовых, нравственно-этических норм и требований общества, традиций и обычаев;
  • информативная, обеспечивающая сохранение и передачу социального опыта, а также организацию совместной деятельности;
  • семиотическая, представляющая накопленный человечеством культурный опыт в виде определенных знаков и способствующая приобщению личности к культуре своего времени;
  • социально-психологическая, направленная на создание в общении оптимальных с психологической точки зрения условий.

Культура общения является одной из сторон базовой культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющий жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Культура общения — это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития личности.

Как уже было отмечено, культура общения личности рассмотренная в своем предметном бытии характеризует некий результат вхождения отдельно взятой личности в мир культурных человеческих взаимодействий. Однако мы не можем считать данную характеристику личности итоговой. Период усвоения культуры не имеет каких-либо возрастных или временных границ, продолжается всю жизнь и никогда не завершается. Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен.

Развитие человека, в том числе его культурное развитие, идет в направлении совершенствования личностных качеств, обеспечивающих возможность существования личности как индивидуальности и как единицы общества. Через присвоение ценностей и норм общения происходит развитие культуры общения личности.

Уже в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет), когда ребенок только начинает входить в мир социальных отношений, он постепенно овладевает нормами поведения, осваивает первоначальную идентификацию взаимодействия людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду.

5 стр., 2204 слов

Язык и речь. по курсу Русский язык и культура речи

... культуре речи определяется несколько норм, такие как: языковой вкус, языковая норма и речевая агрессия. Цель данной работы является изучение языкового вкуса, норм и речевой агрессии. К числу основных задач относится рассмотрение понятия языкового вкуса, чутье языка, причины изменения языкового вкуса, ...

Особенно заметно развитие культуры общения происходит в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет).

Ребенок учится позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

Младший школьник знает обязанности и понимает их значение, может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом, может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях, учится сопереживанию, состраданию, сочувствию и сорадости другому.

Отрочество (от 11-12 до 14-15 лет) Ц период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками, легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.

Рассмотрение некоторых возрастных новообразований позволяет нам сделать вывод о том, что культура общения личности это динамическая развивающаяся система. В течение жизни может происходить процесс изменения, перехода культуры общения из одного состояния в другое, более совершенное, от низкого уровня ее развития к высшему.

Кроме того, культура общения приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и т.д.), объективных (окружающие условия — информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т.п., личность преподавателя, приемы и методы преподавания);

— Как динамическая система, культура общения личности может управляться, причем, как бессознательно, так и осознанно, как силами самой личности, так и с помощью косвенного управления (создания определенных условий, обеспечивающих культурное общение) и прямого управления (формирования преподавателем, психологом знаний и умений культурного общения).

Культура общения может выступать не только как уровневая характеристика общения, но и как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. В соответствии с этим, мы можем говорить о коммуникативной, перцептивной и интерактивной культуре общения человека. В качестве отдельного рассмотрения нуждаются также эмоциональная и нравственная культуры общения личности. Это связано с большим значением эмоционального и нравственного климата для человеческого общения.

1.3 Компоненты культуры общения личности и способы ее повышения

Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры общения личности, является нравственная культура общения — уровень усвоения, применения и обогащения человеком моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.

Уровень нравственного общения — это высший уровень субъект-субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному. [6]

Для человека с развитой нравственной культурой общения само общение выступает как духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и самости.

В межличностных отношениях нередко возникают проблемы, затрудняющие контакты, но не являющиеся конфликтами. Они, например, могут быть результатом не столько антагонистических стремлений, сколько индивидуальных различий : разных способов проведения времени; различий в жизненной активности и инициативности, темпераменте и интересах. Ведущую роль в разрешении таких проблем играет умение полностью осознать их характер и определить, насколько далеко могут завести индивидуальные различия и при каких условиях они станут угрозой взаимоотношениям.

В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные ( безличные ) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений.

В конфликтных ситуациях стереотипы и негативные установки углубляют раскол между оппонентами и затрудняют урегулирование и разрешение межличностного конфликта. Нередко причиной межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим).

Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Представления у людей бывают разные, порой противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствие к достижению цели. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определённым образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

Уровень взаимной терпимости, готовности принимать человека таким, как он есть, зависит от того, насколько привлекательными кажутся отношения с ним. Взаимная терпимость (толерантность) является результатом способности к сосуществованию с другим.

Главным принципом нравственной культуры общения должна быть толерантность — комплексное качество личности, состоящее в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к другому в ходе общения, способности видеть в другом полноценную личность, способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта.

Толерантность рождает взаимное понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, психологической лпритирке¬ характеров. Проявления доброжелательности, равнодушия или зловредности зависят от степени готовности личности следовать морали, обусловлены ее гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья. В нравственном общении выражается признание самоценной значимости человека, в нем как в зеркале отражается достигнутый уровень личностной культуры.[7]

Говоря о культуре общения, мы подразумеваем овладение человеком культурой речи, эмоциональной культурой, умением преодолевать коммуникативные барьеры, овладение приёмами невербального общения.

Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщен­ного отражения действительности.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. По речи судят об уровне культуры личности и всего общества. Культура речи затрагивает не только процесс создания речи (говорение, письмо), но и ее восприятие (слушание, чтение).[8]

Проводя воспитательную работу с молодёжью, а особенно со студентами высших учебных заведений, большое внимание необходимо уделять культуре речи. Она включает в себя знание норм современного литературного языка, умение выстраивать диалог и монолог, умение высказываться аргументировано, правильно подбирать языковые средства. Особые усилия педагогов должны быть направлены на борьбу с употреблением ненормативной лексики.

С целью формирования культуры речи педагогам следует приобщать студентов к чтению художественной литературы и к искусству, грамотной речи, умению аргументировано высказывать свою точку зрения.

Не малое внимание стоить уделять и тональности, в которой произносится речь. Очень важно, каким тоном говорится простая фраза. Педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке.

Говоря о таком аспекте культуры общения, как умение слушать своего собеседника, мы подразумеваем прежде всего соблюдение партнёрами по общению определённого такта. Большую роль при этом играет вежливость, как основа такта.

Для того чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения.

При этом необходимо иметь в виду, что в теории коммуникации существуют два вида коммуникативного процесса: аксиальный, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям и ретиальный, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Поэтому, культура речи тесно связана с ораторским искусством, умением выступать на публике, интерес к которому возник еще в Древней Греции.

Определяем, что речевая культура личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации.

Речь сопровождается действиями — жестами, мимикой. Поэтому речевая культура дополняется культурой невербальной коммуникации. Этот вид коммуникации, также широко привлекающий к себе внимание, включает жесты, мимику, пантомимику, качество голоса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз, других вкраплений, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.

Большое значение сегодня мы придаем эмоциональной культуре, которая включает в себя умения контролировать свои эмоции, распознавать эмоциональный настрой собеседника, подкреплять свою речь выразительностью. Говоря об этом важном качестве можно отметить, что тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку. Это торможение выражается в каждом физическом и психическом движении, в особенности оно проявляется в спорах и ссорах. Немаловажно уметь чувствовать настрой собеседника, соблюдать определённую дистанцию и уметь анализировать ситуацию в целом.

Эмоции — особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами (переживания радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха, гнева и др.).[8]

Эмоциональная культура общения личности характеризует адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

Эмоциональное отношение к другому человеку возникает в процессе его восприятия и познания. Процесс восприятия человека человеком получил название перцептивной стороны общения. Этот аспект общения имеет большое значение в установлении взаимопонимания между участниками общения.

Создание чувственного образа человека, познание его убеждений, потребностей, характера происходят, прежде всего, по внешним признакам. Во-первых, воспринимается физический облик человека — тип сложения, половой возраст и расовые особенности, мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь, поза и др. Во-вторых -одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки внешнего оформления, облика человека, которые оцениваются, как правило, окружающими с позиций, усвоенных ими этико-эстетических норм.

Невозможно говорить о наличии у человека высокого уровня культуры межличностного общения, если он не соблюдает этические, моральные и нравственные нормы поведения. Особое внимание уделяется внешнему виду человека, его аккуратности и опрятности. Как правило, мы не можем себе представить грязного, неряшливого человека культурным и образованным.

Культура поведения, степень ее усвоения проявляется в различных аспектах деятельности человека. Но особая роль в процессе формирования поведенческой культуры принадлежит общению: у личности вырабатываются ориентиры в окружающей действительности, прежде всего, в окружающих людях. В процессе общения происходит передача и восприятие социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека, воздействие на сознание и поведение людей. Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет особые требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Эти требования обусловлены и тенденциями современного социального развития, и проблемой гуманизации общения, когда актуализируются такие его аспекты, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимопомощь.

Основными механизмами восприятия человека человеком являются: идентификация — отождествление себя с другим; рефлексия — осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

С другой стороны, важно осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это явление называется рефлексией . Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение.[9]

На первый взгляд кажется неправомерным вопрос о культурности восприятия, поскольку оно является сложным психическим процессом, синтезом ощущений, результатом непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.

Вместе с тем, стремление понять позицию другого человека предполагает наличие гуманистической установки на партнеров по общению, потому что другой — это ценность, в нем заключен весь мир человеческой культуры, только посредством другого каждый может быть включен в социальное целое.

В содержательном аспекте для перцептивной культуры личности важны знания этико-эстетических норм оформления внешности, основ психологии восприятия человека человеком. От умений воспринимать любую информацию от партнера по общению — вербальную и невербальную зависит успешность коммуникации степень взаимопонимания между общающимися людьми.

Опираясь на ранее изученные положения, мы определяем перцептивную культура личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения в повседневном общении этико-эстетических норм оформления внешности, применения и расширения знаний в области эффективного восприятия человека человеком.

От уровня перцептивной культуры личности зависит не только эффективность коммуникации, но и взаимодействия между людьми. Взаимодействие или интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей.

Единый акт взаимодействия включает в себя позиции участников, ситуацию, стиль действий. Совпадение позиций участников взаимодействия является первым показателем его эффективности. Вторым — адекватное понимание ситуации. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Это могут быть официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Третьим показателем эффективности взаимодействия является адекватный стиль действия в конкретной ситуации. Он может быть ритуальным, манипулятивным, гуманистическим и др. Ритуальный стиль проявляется в исполнении обыденных ритуалов, таких, как приветствие, встреча, прощание, взаимодействия на некоторых официальных церемониях. Это требует знания норм поведения в таких ситуациях, предписываемых этикетом и этикой общения.

В зависимости от отношения партнеров по общению, их значимости друг для друга взаимодействие может протекать на различных уровнях. Например, на уровне манипулирования один партнер рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, а на уровне правового общения субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействия сторон нормы такого согласования.

На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют рассматривать культуру общения как системное образование, выступающее неотъемлемым компонентом социальной и личностной культуры.

Глава 2. Результаты исследования влияния межличностных отношений на психологическую атмосферу в группе

2.1 Методы исследования

В ходе исследования на характер влияния культуры межличностного общения в социальной группе и возникновение конфликтов всего было опрошено 20 человек. Исследование проводилось в два этапа:

1 этап — исследование межличностных отношений в группе;

2 этап — диагностика уровня тревожности и предрасположенности к конфликтам отдельных членов группы.

Первый этап осуществлялся с использованием методики, предложенной В. Шутцем.[10]

Студентам был предложен перечень утверждений, для каждого нужно выбрать верное, которое больше всего соответствует по их мнению .

У человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. В. Шутц указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:

1) биологические потребности возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и организмом;

2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;

3) хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: «включения», «контроля» и «аффекта». Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии ребенка со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так, развитие потребности «включения» зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность «контроля» зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель-ребенок» на свободу или контроль; потребность «аффекта» зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным, недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения в межличностных контактах. Сформированные в детстве, эти способы поведения продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичные особенности ориентации индивида в социальной среде.

Результаты опроса оцениваются при помощи «ключа». Каждому ответу, совпадающему с «ключом», присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале. Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.

На втором этапе для диагностики тревожности и предрасположенности к конфликтам отдельных членов группы была использована методика, разработанная Ч. Спилбергером.

Опросник Спилбергера состоит из 40 утверждений, касающихся состояний в зависимости от того, как опрашиваемый чувствует себя в данный момент (шкала ситуативной тревожности) и зависимости от того, как опрашиваемый чувствует себя обычно (шкала личной тревожности).

2.2 Результаты исследования межличностных отношений (В. Шутц)

В результате исследования межличностных отношений можно построить групповые матрицы оценок отношений каждой их групп.

Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Каждый ответ студента оценивается в один балл, в случае совпадения ответа с ключом, в случае несовпадения — ноль баллов. Баллы по каждой шкале колеблются от 0 до 9. Здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Включение:

  • Ie — Высокие значения но этой шкале означают активное стремление человека принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей;
  • стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участи в его деятельности, проявляли к нему интерес.

Ie — Низкие значения говорят о том, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность избегать контактов.

Iw — Высокие значения по этой шкале свидетельствуют о стремлении индивида к тому, чтобы окружающие приглашали его принимать участие в их делах, «приглашали», прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже в тех случаях, когда он сам ничего не делает для этого.

Iw — Низкие значения предполагают, что человек проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляет поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к группам и общностям.

Контроль:

Се — Высокие значения свидетельствуют о стремлении индивида контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других.

Се — Низкие — показатель того, что индивид активно избегает принятия решений и взятия на себя ответственности.

Сw — Высокие значения отражают потребность индивида в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих, говорят о нежелании брать и, а себя ответственность.

Сw — Низкие значения предполагают, что индивид не принимает контроля над собой.

Аффект:

Aе — Высокие значения отражают стремление человека быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства.

Aе — Низкие — показатель большой осторожности и избирательности в установлении близких чувственных отношений.

Aw — Высокие показатели говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения.

Aw — Низкие показатели означают, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает интимные, глубокие отношения.

Количество баллов, которое может быть набрано по каждой из шести шкал опросника, колеблется от 0 до 9. От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:

0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, при этом поведение индивида приобретает компульсивный характер;

2-3 и 6-7 — низкие и высокие баллы, поведение индивида может быть описано в соответствующем направлении;

4-5 — пограничные баллы и в поведении человека могут наблюдаться тенденции, характерные как для высокого, так и для низкого уровня.

Таблица 1. Групповая матрица оценок студентов УП11-1

Студенты

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Iw

4

4

6

5

6

5

7

2

3

7

Ie

4

3

5

4

5

5

5

2

2

5

Сw

4

3

4

6

3

5

3

4

3

5

Сe

5

6

8

9

5

7

5

4

5

5

Аw

4

8

2

5

8

5

4

5

3

2

Аe

7

5

4

3

7

8

3

2

8

5

Исходя из «таблицы 1» можно сделать вывод:

Потребность «включения» (I):

Потребность «включения» — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, извести истиц одобрения. Быть человеком, непохожим на других, т.е. быть индивидуальностью — другой аспект потребности «включения». Оспенным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.

Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке, замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения.

1)Социально дефициентный тип — человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих.

2)Абдикрат — это личность с тенденцией к подчинению ,отказ от власти и отказу от влияния в поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Обычно — последователь кого-либо или лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными.

3)Автократ — это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она — искатель власти, конкурент стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за нею решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя

4)Демократ — это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их — в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.

5)Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.

Iw — требуемое поведение в области «включения».

40 % опрашиваемых имеют высокие значения по этой шкале. Эти значения свидетельствуют о стремлении индивида к тому, чтобы окружающие приглашали его принимать у частое в их делах, прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже в тех случаях, когда он сам ничего не делает для этого.

20 % опрошенных имеют низкие значения, это предполагает, что человек проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляет поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к группам и общностям.

40 % респондентов имеют средний пограничный балл, который можно отнести как к высокому, так и к низкому значению.

Ie — выраженное поведение в области «включения».

30 % испытуемых получили низкие значения, которые говорят о том, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность избегать контактов.

70 % опрошенных имеют средний балл, который аналогично предыдущей шкале, можно отнести как к высокому, так и к низкому значению.

Экстремально высоких или низких баллов никто не получил.

Потребность «контроля» (С):

Для каждой области описано также патологическое поведение. Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В.Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.

1) Социально дефициентный тип. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.

2) Социально чрезмерный тип — экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.