Роль социальных норм в обществе

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них — моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, групповые, обычаи, традиции, деловые обыкновения и др. Нормы — это определенные стандарты, образцы, эталоны поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие тем более общество, государство. Поэтому тема социальных норм никогда не потеряет своей актуальности.

Социальные нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Целью данной работы является изучение и анализ научной литературы, затрагивающих правоотношения, возникающие в обществе. Основными задачами, которые ставит перед собой автор, являются:

  1. Определение сущности и понятия социальных норм;
  2. Классификация социальных норм;
  3. Рассмотрение социальных норм через призму истории;
  4. Определить роль социальных норм в обществе.

1.Сущность и понятие социальных норм

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях( “Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.).

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы — это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил).

Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

2 стр., 922 слов

Социальное поведение (3)

... этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др. Внутренние регуляторы поведения человека Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека ...

3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

2. Классификация социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

  • по способу их у становления (создания);
  • по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

  • Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
  • Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
  • Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
  • Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
  • Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

  • Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

28 стр., 13562 слов

Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

... работы, при котором управление социальным поведением работников становится одним из основных факторов эффективной работы компании. Чтобы контролировать социальное поведение, контролирующие субъекты используют все средства для воздействия на сознание и подсознание человека. ...

3. Социальные нормы через призму истории

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. Социальные нормы в обществе формируются в течение большого периода времени и функционируют на протяжении всей жизни общества, может быть, видоизменяясь под воздействием определенных общественно-политических и социально-экономических факторов, исторических или же природных катаклизмов и т.д. Некоторые из них исчезают, уступая свое место новым социальным нормам, ибо появляются иные формы общественных отношений и возникает потребность регулировать эти отношения. Но ни одна из этих социальных норм не возникает по желанию или капризу какого-то одного человека или даже группы лиц. Вся проблема заключается в том, что эти социальные нормы вырабатываются самим обществом в целом и подвергаются изменениям в силу общественных представлений о справедливом или несправедливом, положительном или отрицательном, хорошем или плохом и т.д.

В процессе своего исторического развития человечество доводит эти социальные нормы до той степени совершенства, что они начинают восприниматься как само собой разумеющиеся правила поведения людей.

Без традиционных социальных норм, которые являются проверенными временем и людьми регуляторами общественных отношений, существование современного общества нам представляется невозможным. Противостояние между тем, что допустимо, и тем, что недопустимо в поведении людей, наблюдается во все исторические времена.

В обществе часто возникает вопрос: «имею право» или «не имею права», «имеет право» или же «не имеет права». Многие моменты в жизни общества состоят из своих тонких нюансов, и эти нюансы тесно взаимосвязаны с традициями, обычаями, моралью и канонами религии, которые каким-то таинственным образом очень прочно укоренились в сознании людей и оказывают воздействие на выбор этими людьми определенной модели поведения, соответствующей их представлениям о норме.

Ни одна из традиционных социальных норм, а в их числе и обычаи, и мораль, и религиозные нормы, не настраивала людей друг против друга, а наоборот, призывала к всеобщей толерантности и спокойствию. В то же время «для того, чтобы толерантность стала характерной чертой ментальности населения, нужна адекватная субъективная реальность из коллективных представлений и смысловых систем… Высокая степень толерантности общественного сознания становится возможной, когда объективные функциональные альтернативы входят во взаимодействие с субъективной социальной реальностью, содержащей смысловые системы, предрасполагающие индивидов к высокой социальной мобильности с акцентом на солидарное, партнерское взаимодействие» 1 .

«В основе всех социальных явлений (государство, право, семья, школа, религия и т.п.) лежат общественные отношения, поскольку именно они в конечном итоге формируют все то, что является целью общественного, человеческого интереса, социальные ценности, имея объективную основу, отражают общественные отношения и интересы всего общества», отмечает С. Белов2 . Поэтому традиционные социальные нормы и дополняют жизнь современного общества своей специфичностью. Например, признание государством права на частную собственность, равноправия всех форм собственности предполагает отсутствие зависти и чувства ревности со стороны тех, у кого этой собственности нет. В противном случае массовое проявление этих чувств и эмоций способствует созданию революционной ситуации, беспорядков и хаоса. Объявление свободы труда без наличия возможности заниматься предпринимательством создает такую ситуацию, когда решения органов государственной власти не воспринимаются теми слоями трудящихся масс, которые являются потенциальными представителями формирующегося среднего класса, от энергичности которого зависит индустриальное или же постиндустриальное будущее общества. А трудолюбие, старательность, деловитость и мастеровые навыки испокон веков ценились как самые лучшие человеческие качества и, во-первых, способствовали процветанию государства, во-вторых, вызывали восхищение даже у представителей противоборствующих сторон.

7 стр., 3096 слов

Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод ...

... сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина использует полномочия по надзору за соблюдением законов, предусмотренные ст. 22 вышеназванного закона, к числу которых относятся: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории ...

Профессор Мэрилендского университета (США) Т.Р. Гарр пишет о том, что «история отношений между группами различных социальных убеждений дает множество примеров геноцида, гражданских войн, общинных мятежей, репрессий, дискриминации и уходов в глухую оборону. Она дает также достаточно примеров корпоративного взаимодействия, чтобы продемонстрировать, что идеациональная согласованность одной группы не обязательно представляет собой угрозу убеждениям другой группы. Группы, придерживающиеся различных социальных мифов, иногда оказывались способными к сосуществованию в тесной ассоциации, не осуществляя насилия друг над другом, поскольку в некоторых случаях они перетолковывали мифы таким образом, что они представлялись взаимно совместимыми; в других случаях — благодаря нормам терпимости к различным убеждениям в одной или обеих группах; а во всех остальных случаях, включая гетерогенные западные общества, — вследствие того, что многие люди становились привычными к убеждениям и обычаям своих соседей вследствие регулярного их наблюдения» 3 .

Незыблемость прав и свобод человека не только официально признается современными государствами, но и подтверждается функционированием реального механизма обеспечения этих прав и свобод. Правда, этим могут похвастаться очень немногие государства, тем не менее наличие данного признака гражданского общества хотя бы в нескольких современных государствах говорит о возможности реализации этого признака наличия гражданского общества. Однако формирование механизмов обеспечения прав и свобод занимает огромное время в процессе исторического развития общества и государства.

Традиционные социальные нормы проблему прав и свобод решают очень просто: «живи сам и дай жить другим», «не копай яму другому, попадешь туда сам», «кто с мечом придет, тот от меча и погибнет» и т.д. Самым сложным для реализации в условиях современной Российской Федерации является последний из пяти перечисленных признаков, а именно наличие развитого самоуправления и цивилизованной правовой власти. Дело не только в том, что само по себе самоуправление как процесс организации жизнедеятельности людей требует соответствующей профессиональной подготовки. В принципе человека можно научить работать в соответствии с требованиями, которые предъявляются ему как специалисту. И даже не только в том, что самоуправление требует, в свою очередь, соответствующего отношения со стороны самих управляемых, главное заключается в том, чтобы люди были готовы к самоуправлению и при этом подчинялись тому принципу, чтобы, требуя от других подчинения каким-то правилам поведения, прежде всего сами соблюдали эти же правила поведения.

9 стр., 4197 слов

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина ...

... основных прав и свобод других членов российского общества, при определении верховенства и прямого действия Конституции РФ при реализации данных прав, свобод и обязанностей. Методы ... прав и свобод человека и гражданина в РФ, определяясь конституционным ограничением прав и свобод человека, представляет собой конституционно-правовое регулирование пределов ограничения данных основных прав и свобод. ...

Если в правовой культуре современного общества утвердятся перечисленные выше моменты, то это обязательно отразится на общем уровне и качественной характеристике общественного и правового порядка.

В.Д. Зорькин пишет, что «исторически правопорядок вырастает из насилия. Но социальный порядок невозможно упрочить на голой силе. Как известно, со штыком в руках можно сделать все. Однако усидеть на штыке невозможно. Не случайно человечество пришло к идеям правового государства и верховенства (господства) права как к ценностям, без которых не может успешно развиваться человек разумный. И цивилизация не сможет выжить. Только на основе права и справедливости можно избежать произвола и социального хаоса, обеспечить устойчивую замиренную среду, легитимный правопорядок и верховенство права как необходимое условие современной цивилизованной экономики и политики. Верховенство права как принцип социальной жизни и как ее режим не приходит само по себе. Реализация данного принципа зависит от того, как скоро будет преодолен правовой нигилизм и трансформировано правосознание — элиты, профессиональных сообществ, всего общества в целом. Без этого невозможно утвердить конституционную законность, не удастся воплотить принципы права и справедливости в систему нормативных правовых актов и правоприменительную деятельность исполнительной власти и судов, в деятельность государственных органов и должностных лиц, в поведение граждан» 4 .

Пока что понятия «ментальность российского общества» и «правовой нигилизм» стыкуются во многих плоскостях. Например, Л.А. Петручак пишет о том, что «правовое строительство в современном российском обществе объективно сталкивается с противоречием между устремлениями к правовому, демократическому государству и социальной реальностью, которая толкает граждан на осознанные или неосознанные, злонамеренные или вызванные безысходностью противоправные действия» 5 .