Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах И.С. Кона, К.В. Гавриловца, Н.А. Шкуричевой и др.
Изучение общения и отношений со сверстниками детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста. Близкие, дружеские отношения, по мнению ряда исследователей возникающие именно в младшем школьном возрасте, становятся к концу этого возрастного этапа крайне значимой сферой отношений для самих детей. Исследования дружбы младших школьников, как правило, обращены к описанию ее формальных характеристик — устойчивости, длительности, описанию внешней стороны взаимодействия друзей и особенностей «концепции дружбы».
Актуальность нашего исследования в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [9] обусловлена базовыми национальными ценностями. Одной из них является социальная солидарность. В нее включены доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Эти качества помогут в развитии дружеских отношений между младшими школьниками.
Дружеские отношения младших школьников обусловлены необходимостью анализа различных планов развития личности ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.
Дружеские отношения можно рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии.
Для детей 7 – 10 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Семья как социальный институт формирования личности ребенка
... -родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка ...
Проблема нашего исследования заключается в ответе на вопрос: Как обеспечить дружеские отношения в процессе изучения предмета «основы светской этики»?
Целью нашего исследования стало изучение особенностей дружеских отношений в младшем школьном возрасте и разработки комплексов упражнений для их развития.
Объектом исследования является процесс формирование дружеских отношений между младшими школьниками.
Предметом исследования является возможности учебника «Основы светской этики» в развитии дружеских отношений между младшими школьниками.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Раскрыть сущность и значение понятия «дружба».
- Выявить особенности дружеских отношений младших школьников.
- Изучить возможности учебника «Основы светской этики» в развитии дружеских отношений младших школьников.
- Проанализировать результаты экспериментальной работы.
- Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников.
База исследования: данное исследование проводилось в городе Челябинске на базе МОУ СОШ № 15. В эксперименте приняли участие 23 человека.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, статистическая обработка данных педагогического эксперимента.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы особенностей в развитии дружеских отношений между младшими школьниками
1.1 Проблема формирования понятия «дружба» в работах отечественных педагогов и психологов
В психолого-педагогической литературе термин «дружба» авторы рассматривают как:
Дружбой, считал К.В. Гавриловец, называют отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями. К дружбе никогда нельзя принудить. Она — свободный союз людей. Другу мы доверяем самые сокровенные мысли, переживания, тревоги. Такое доверие позволяет совместно находить верные решения, преодолевать трудности, намечать планы на будущее, глубже осмысливать жизнь. Настоящий друг твою радость, твой успех переживает как личные, и это усиливает, продлевает в тебе окрыляющие, светлые настроения. Тяжесть невзгод, разделенная с другом, переносится легче. Дружба делает человека более жизнерадостным, жизнестойким, она питает наши духовные силы, вдохновение, уверенность в себе. Дружба — это обязательно признание равенства друг друга. [6, с. 3–4, 12]
В толковом словаре С.И. Ожегова, дружба понимается, как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. [16, с. 166]
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Философ рассматривает дружбу как «специфически человеческий факт, объяснение и цель которого следует искать без обращения к законам природы или к трансцендентному Благу, выходящему за рамки эмпирического существования». Иначе говоря, Аристотель подвергает дружбу не только философско-этическому, но и психологическому анализу.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... в отношении какого-либо объекта. Опрос — лучший способ сбора информации описательного характера. Как метод маркетингового исследования ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... менеджеров в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система представляет ...
Дружба, по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни».
Аристотель дает определение дружбы одновременно с нескольких позиций.
Во-первых, в зависимости от типа партнера он различает отношения отеческие, братские, родственные, супружеские, соседские, политические, товарищеские, эротические и основанные на гостеприимстве. Такая классификация объективна, но вместе с тем содержит указание на специфику связанных с данными отношениями эмоциональных переживаний.
Во-вторых, он разграничивает равные отношения и отношения, основанные на социальном или нравственном превосходстве одного партнера над другим.
В-третьих, он дифференцирует характер испытываемых человеком чувств, различая спокойное дружелюбие, расположение и приязнь вообще, индивидуализированные дружеские чувства и страстную любовь, влечение.
В-четвертых, он классифицирует мотивы заключения и поддержания дружеских отношений: утилитарная дружба — ради пользы, выгоды; гедонистическая дружба — ради удовольствия, приятности; совершенная дружба, в которой эти мотивы подчинены бескорыстной любви к другу как таковому. [3, c. 222–223]
Друг — наше «второе Я». Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает Аристотель, количество друзей всегда ограниченно. Близкая дружба — это дружба с немногими, «при товарищеской дружбе не бывает большого числа друзей, да и в гимнах говорится о парах». [12, c. 415]
Дружба в понимании Аристотеля уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением сексуального влечения, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением. [29, c. 190]
Философы рассматривают дружбу и как воплощение человечности. Если любовь, по словам английского философа Дэвида Юма (1711-1776), — это беспокойная, переменчивая страсть, то «дружба — это спокойная и тихая привязанность, направляемая разумом и укрепляемая привычкой, возникающая из долгого знакомства и взаимных обязательств, лишенная ревности или страхов и тех лихорадочных приступов жара или холода, которые вызывают такое сладостное мучение в любовной страсти». [28, c. 701]
По мнению французского философа Пьера Гассенди (1592-1655), дружба — одновременно добродетель, благо и удовольствие. Она завязывается обычно «с практической целью или ради какой-либо пользы», но затем приходит взаимная любовь, которая поддерживает дружбу безотносительно к ее первоначальной цели. [7, c. 397]
B 1955, 1956 и 1958 гг. в Гарвардском университете проходил специальный междисциплинарный семинар о дружбе как социальном явлении при участии крупнейших антропологов и социологов, включая выдающихся американских социологов Роберта Мертона и Пола Лазарсфельда [30, с. 18–66], опубликовавших большую совместную статью «Дружба как социальный процесс», в которой Мертон сформулировал содержательную (субстанциальную) теорию дружбы, а Лазарфельд — модель ее методологического анализа.
Классификация и функции социальных институтов
... отношение к детям, семейная жизнь); По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно-нормативные ... классификаций социальных институтов. Например, А. А. Радугин и К. А. Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов: 1) экономическо-социальные институты; 2) политические институты; 3) социокультурные и воспитательные институты; 4) нормативно-ориентирующие институты; ...
В результате объединения усилий социологов и антропологов было разработано несколько типологических моделей дружбы, которые можно условно разделить на ценностно-мотивационные и структурно-функциональные.
Ценностно-мотивационный подход классифицирует дружеские, отношения главным образом по их мотивам и по той ценности, которую они представляют для самих друзей. Эта модель, которую также можно назвать этико-психологической, имеет глубокие исторические корни. Уже Аристотель различал три вида дружбы:
- утилитарную, основанную на соображениях взаимной выгоды;
- гедонистическую, основанную на эмоциональной привязанности к человеку, общение с которым доставляет удовольствие;
- нравственную, когда друга любят бескорыстно, ради него самого. [3, с. 222–223]
Структурно-функциональный подход, тесно связанный с одно именной социологической теорией, старается быть безоценочным и безличным, классифицируя формы дружбы не по мотивам, а по их функциям в рамках социальной системы. При этом на первый план выступают социальные функции дружбы, ее взаимодействие с другими общественными институтами, а также собственная ролевая структура дружеских отношений (являются они добровольными или обязательными, равными или неравными и т. д.).
Реальное соотношение дружбы и других социальных институтов подвижно и многообразно. Это могут быть отношения слияния, замещения, дополнения или конкуренции.
В первом случае дружба сливается с какой-нибудь другой, более значимой, социальной ролью, выступая как ее частный аспект.
Во втором случае дружба замещает, компенсирует какие-нибудь недостающие роли.
B третьем случае дружба дополняет другие социальные роли, не сливаясь с ними.
В четвертом случае дружба выступает как антитеза другим социальным ролям, конкурирует с ними.
Хотя ценностно-мотивационный и структурно-функциональный подходы в известном смысле противоположны (первый исходит из подразумеваемых внутренних потребностей индивида, а второй — из нужд социальной системы), они вместе с тем взаимодополнительны.
Генезис дружбы – процесс, имеющий ряд автономных параметров.
Во-первых, поведенческие характеристики дружбы: круг людей, из которых выбираются друзья, уровень селективности такого отбора; преобладающие формы общения (диады, триады или многолюдные компании); степень устойчивости таких образований и т. д.
Во-вторых, когнитивные аспекты дружбы: представления о дружбе, характерные для данного возраста; термины, в которых описываются друзья и взаимоотношения с ними; уровень взаимопонимания, доступный на данном этапе развития и т. п.