Актуальность проблемы диалога культур обусловлена несколькими факто-рами. Во-первых, процесс глобализации неизбежно втягивает локальные цивили-зации в мировые транснациональные сетевые отношения, финансовые, торговые и информационные потоки, способствует трансплантации политических, соци-ально-экономических и культурных моделей, усиливает миграционные процессы и т.д. В условиях глобализации нашего мира ни у кого не вызывает сомнения факт, что для успешной кооперации и взаимодействия в мировом политическом, экономическом, культурном и т.д. пространстве необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны.
Во-вторых, проблема диалога культур принципиально важна для нашей страны, в которой совмещались и сосуществуют поныне европейские и азиатские цивилизационные традиции и которая в силу своего особого географического по-ложения открыта разнообразным влияниям со стороны Востока и Запада.
В-третьих, в условиях, когда процесс формирования информационного об-щества уже может считаться завершенным, когда общество находится на пути к созданию так называемого «открытого общества», особое значение и место начи-нает приобретать не столько сама информация, относящаяся к какой-либо отрасли человеческого знания или опыта, но гораздо большее значение сегодня приобре-тает умение сохранять и передавать эту информацию, установить диалог двух языковых систем, обеспечивая тем самым стабильный контакт различных знаний, культур и национальных традиций.
Внимание к проблеме диалогичности культуры обусловлено философским мировоззренческим влиянием М.М. Бахтина, рассматривающего гуманитарное мышление как большой диалог образовательных культур. Обращение в педагоги-ке к диалогу культур как основе образовательного процесса рассматривается в ра-ботах H.И. Толстого, Р. Штайнера, С. Френе и др., на уровне теоретических кон-цепций существует авторская Школа диалога культур B.C. Библера, на уровне конкретных педагогических практик проблема диалога культур решается в иссле-дованиях Ю.И. Зуева, С.Ю. Курганова, Е.В.Кучеровой, В. Литовского, Г.В. Леви-на, В.Ю. Соколова и др.
Цель данной работы заключается в изучении проблемы диалога культур как пути гуманизации педагогического процесса.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- провести аналитический обзор работ по проблеме исследования;
- разработать и провести занятие, теоретико-методологической основой ко-торого являются принципы концепции диалога культур;
- проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: диалог культур.
Поликультурное образование как фактор сохранения культурного многообразия
... поликультурной программы в дополнительной системе образования, Программа ... этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. ... культуру и спорт следует рассматривать как эффективное средство решения проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Важной частью деятельности современной школы является мониторинг образовательного процесса, культурных ...
Предмет исследования: диалог культур как путь гуманизации педагогиче-ского процесса.
Гипотеза: специально организованные занятия, в основе которых лежат принципы концепции диалога культур, будут способствовать расширению и обо-гащению ментального опыта учащихся, повышению их познавательного интереса к занятиям, а также развития личности учащихся как субъектов культуры.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме ис-следования, метод изучения результатов деятельности, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ.
Выдержка из работы.
1.1. Гуманизация как целевой ориентир образования
Образование является частью процесса социализации личности, представ-ляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответст-вующих социальных институтов.
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют дея-тельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходя-щей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастаю-щих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реали-зации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных уч-реждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, универси-теты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизирован-ными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования [15, с. 32].
В традиционном обществе получение образования в учебных заведениях было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священ-ники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества процесс образования ограничивался спонтанным перениманием социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения .
Процесс индустриализации стимулировал потребность в учебных заведени-ях. Постепенно стало появляться образование в его современной форме, предпо-лагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов, в специаль-но построенном здании по специальным учебным программам. В настоящее вре-мя в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены со-временного общества должны не только обладать базовыми умениями и навыка-ми (чтение, письмо, счет), но и иметь представления об окружающем их физиче-ском мире, о жизни общества, его хозяйственной деятельности. Важно также, чтобы люди умели учиться сами, порождая новые и порой весьма специфические формы знаний.
Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
... образования РФ на современном этапе. Задачи дипломной работы: 1) определить понятие интегрированного подхода в образовании; 2) изучить проблему интегрированного обучения ... развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Л.С. Выготский подчеркнул, что при всех своих достоинствах наша коррекционная ... обучения с социализацией и самореализацией личности. Работа ...
XX век стал переломным в развитии системы образования. Изменились це-ли образования к идеализированности, существенно возросло количество людей, имеющих высшее образование, научные звания [15, с. 43].
Проблемы развития современной системы образования связываются с его гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией.
Гуманитаризация предполагает акцентирование внимания на изучении об-щественных дисциплин.
Интернационализация образования ведет к созданию единой системы обра-зования для различных стран.
Гуманизация образования предполагает направление большего внимания интересам, запросам личности, ее нравственному развитию [14, с. 102].
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, ут-верждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования при этом становится развитие личности, что означает изме-нение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка.
Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель?ученик» ? установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, соци-ально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии об-разования.
М.П. Попов выделяет следующие закономерности гуманизации образова-ния:
1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной сре-дой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит пе-ред окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную дея-тельность, речевое и мыслительное общение).
2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития систе-мы образования можно выделить главную — ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессио-нальное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на пси-хические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему раз-витию.
4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только ба-зовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на ос-нове которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных по-требностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой за-кономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания об-разования.
«Проблемы позитивного диалога в системе взаимоотношений ...
... с учениками. В первую очередь здесь необходимо обратить вни- мание на личностные качества самого педагога, значимые в профессиональ- но-педагогическом взаимодействии. К таким качествам относят: педагогическую направленность личности; гуманизм; ...
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/dialog-kultur-kak-put-gumanizatsii-pedagogicheskogo-protsessa/
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: «АСТ-ВЛАДОС», 2004. – 472 с.
2. Библер В.С. Замыслы. – М.: Сфера, 2002. – 326 с.
3. Вознесенский, И. Школа диалога культур // Обучение и карьера. – 2006. – № 7. – С. 34-37.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М.: Сфера, 2002. – 345 с.
5. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. — СПб.: Питер, 1998. – 154 с.
6. Елисеев О.П. Практикум по психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград, 2002. – 324 с.
8. Курганов С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школь-ников // Вопросы психологии. – 1990. — №4. – С. 31-35.
9. Лапшин А.Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сб. ст. – Вла-димир, 1999. – С. 45-50.
10. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: «Академия», 2001. – 375 с.
11. Минеева С.А. Риторическая деятельность как диалог // Диалог в образо-вательной деятельности. Часть III. – Пермь: ЗУУНЦ, 2001.
12. Ольшанский, Д.А. Социолингвистика как культурное явление нового тысячелетия. — Екатеринбург: УрГУ, 1999. – 204 с.
13. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.Сфера, 1983. – 415 с.
14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 576 с.
15. Попова М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое по-собие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 60 с.
16. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Академический проект, 2005. – 374 с.
17. Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Просвещение, 1989. – 472 с.
18. Сагатовский В.Н. Диалог культур и «русская идея» // Возрождение куль-туры России. Диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4. – СПб., 1996. – 388 с.
19. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Ас-пект Пресс, 2001. – 460 с.
20. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирова-ния педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. – 272 с
21. Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Под ред. В.С. Собкина. — М.: ЦСО РАО, 2006. — 166 с.
22. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана. – М.: Академия, 2005. – 459 с.
23. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – С. 24.
24. Яценко Е.А. Восток и запад: взаимодействие культур // Культура в со-временном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 1. – М., 1999. – С. 32-37.