Поликультурное образование как фактор сохранения культурного многообразия

Содержание скрыть

Глава 2. Экспериментальная модель поликультурного образования и ее воспитательная эффективность.

2.1 Поликультурное содержание общеобразовательных дисциплин

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения воспитательных задач на разных уровнях образования. Усиление воспитывающей функции дисциплин общеобразовательного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса на разных уровнях образования обусловлено как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

Реализация основных направлений развития воспитания в системе образования призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

  • сохранение исторической преемственности поколений;
  • развитие национально культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • формирование духовно- нравственных качеств личности;
  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
  • развитие культуры межэтнических отношений;
  • формирование социальной и коммуникативной компетентности студентов, средствами всех учебных дисциплин.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.

Определяющее значение в разработке современного содержания образования, целей и методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно- урочной системы, так и во внеурочное время.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, которая диктует предоставление студентам реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

Организационные формы учебной деятельности студентов должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально- нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности.

2 стр., 674 слов

«Дополнительное образование как фактор нравственного становления ...

... дополнительного образования в становлении личности и воспитании нравственности ребенка Дополнительное образование - процесс обучения, развития и воспитания личности, направленный на удовлетворение потребностей и интересов детей, основанный на постоянном обновлении содержания. Влияние дополнительного образования в становлении личности ...

Принципы гумманизации и гумманитаризации напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодежи в диалог разных культур.

Построение школьных курсов с учетом принципа экологизации способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции.

Представляется необходимым включить детей и подростков в деятельность органов самоуправления школы, воспроизвести модель социально-экономического взаимодействия людей, дать школьникам опыт политических дискуссий, личное участие в общественно значимой деятельности краеведческих объединений школа, школьные музеи, взаимодействие с общественными детскими объединениями и гуманитарными организациями, социальными учреждениями, государственными структурами и другие формы социальной практики.

Одна из основных идей модернизации естественнонаучного образования — усиление его общекультурной значимости, что способствует повышению образовательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, когда учащиеся овладевают научно-естественным методом познания, необходимо делать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы для экологического благополучия планеты. На уроках цикла естествознания учащиеся могут развить эстетическое отношение к объектам природной среды, расширить опыт практической деятельности, значимой для окружающей среды, даже во внеурочное время, в результате включения учащихся в школу лесные работы, детские экологические центры, экологические игровые программы детских общественных объединений и др

21 стр., 10410 слов

Создание нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности ...

... обеспечения деятельности образовательной организации. Предмет: нормативно-правовая деятельность в условиях Федерального Закона №273. Задачи: Изучить и проанализировать теоретические вопросы организации нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Проанализировать и определить перечень локальных нормативных ... на общественные отношения гарантирует их порядок и стабильность и тем ...

Предметы направления «Искусство» помогают выполнять целый ряд образовательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у студентов умения эмоционально реагировать на культурные и эстетические достижения народов разных стран, умения понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание студентов в контексте лучших традиций национальной и мировой культуры позволяет им приобщиться к духовным и нравственным ценностям. Знание философии, религии, истории искусства помогает школьнику сформировать собственное видение мира. Знание школьников разными видами искусства, живописи, музыки, архитектуры способствует воспитанию человека, готового участвовать в диалоге культур, уважая богатства цивилизации, своей национальной культуре.

Физическая культура — одна из составляющих общей культуры человека, она во многом определяет его отношение к учебе, поведение в повседневной жизни, в общении. Участие детей и подростков в различных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом — один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению спасательных технологий в школьную практику и пропаганде здорового образа жизни. Физическую культуру и спорт следует рассматривать как эффективное средство решения проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Важной частью деятельности современной школы является мониторинг образовательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияние воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное и деятельностное развитие детей личность, его духовно-нравственное образование.

При подготовке и переподготовке педагогических кадров усилия должны быть направлены на формирование среди учителей позиции воспитателя, заключающейся в том, что внутреннее психологическое отношение к решению учебных задач, на формирование представлений о воспитательном влиянии собственного личность на социально-нравственное становление студента. Педагогу необходимо знать суть, содержание, критерии эффективности учебного процесса, методы обучения и навыки практической реализации образовательных технологий.

Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическое сообщество участников образовательного процесса, основанное на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей нравственные установки, характерные для русской культуры. При работе с детьми и подростками важно преодолеть декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечить их постепенное развитие детьми — от привития им любви к своей малой родине — до формирования планетарного сознания, осознания ответственности за будущее страны, человечества и Земли.

2 стр., 1000 слов

Образование и культура

... культур, представленных в стране национальных меньшинств в рамках сохранения мировой культуры. Формирование культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа, приобщение его к художественному творчеству, к гуманистическим ценностям культуры. Социальная политика государства в сфере культуры ...

Реализация образовательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную образовательную среду, формализовать целостную образовательную систему и качественно повысить уровень подготовки выпускников к самоопределению жизни.

2.2 Реализация поликультурной программы в дополнительной системе образования, Программа проведение внеклассных мероприятий.

Кабардино-Балкарская средняя школа «Конструктор».

На базе КБ лицея «Строитель» была разработана программа по воспитанию толерантной личности, которая направлена на достижение следующих целей:

  • Приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума направленного на сохранение национальных культур народов России
  • Гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих ценностей;
  • Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе, что призвано стать важным звеном в процессе гармонизации межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

Реализуя поликультурную направленность дополнительного обучения, лицей решает следующие задачи:

1.Ознокомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.

2. Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей — психологии, этикета, традиций — того или иного народа) в многонациональном коллективе.

Овладевая знанием культуры своего этноса и получая четкие представления об этнокультуры, особенностях психологии других народов, студенты учатся на практике, в процессе общения, осознанно ментальности каждого из народов, корректно относиться к их этническому своеобразию.

Реализация поликультурного компонента в условиях лицея осуществляется через:

  • Поликультурный компонент дополнительного образования;
  • самостоятельное обучение.
  • Реализацию воспитательной программы.

Реализация поликультурной программы обучения в процессе дополнительного образования происходит:

  • путем тестирования;
  • путем проведения классных часов;
  • путем проведения национальных вечеров;

Изучение указанного материала преследует цели:

  • расширение кругозора учащихся;
  • выработка умения видеть взаимосвязь взаимопонимание культур, определять общность и различия в историческом, культурном развитии разных народов;
  • осознание ценности самобытности этнокультур;
  • воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.

Дополнительное образование.

Дополнительное образование, реализуя объективно существующую взаимосвязь с основным образованием, органично включает в себя вариативный компонент поликультурной направленности.

Содержание дополнительного образования определено с учетом следующих факторов:

  • свободный выбор учащимися области знаний в соответствии с его склонностями и интересами;
  • необходимость гармоничного процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гумманизации межнациональных отношений;
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Дополнительное образование в поликультурной программе представлено в следующими направлениями:

  • изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное);
  • народные промыслы;
  • хореография (национальные танцы);
  • дни национальных культур;
  • фестивали народных искусств;
  • конкурсы;
  • выставки и др.

По каждому из указанных направлений разработаны экспериментальные программ

Самостоятельная

  • углубление и расширение знаний учащихся учебно-воспитательного поликультурного центра по предметам этноцикла (включая различные виды народного творчества);

Воспитание.

воспитания

В процессе осуществления нравственного воспитания реализуется задача превращения общечеловеческих принципов морали, обогащенных нравственным опытом своего этноса, знанием и пониманием этических ценностей других народов, в нравственные личные качества. (Именно в учебном заведении учащийся должен осознать собственное «я», выработать умение критически оценивать себя, правильно определять соотношение собственных, национальных и общественных интересов).

Приоритетным направлением в системе воспитания является формирование мировоззрения, основанного на знании и понимании самобытности культур разных народов, умении бережно относиться к национальным ценностям, этническим особенностям, осознании необходимости сохранения культуры мира.

Управление.

управляющим и координирующим органом по реализации программы поликультурного образования является научно-методический совет лицея.

  • Разрабатывает перспективный план развития лицея;
  • Руководит разработкой методических рекомендаций по реализации поликультурной программы образования;
  • Подготовкой к научно-практическим конференциям;
  • Созданием системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей (с учетом поликультурной направленности обучения);
  • Анализирует и обобщает опыт работы педагогов.

Наша экспериментальная работа велась на протяжении всего учебного года. Она включает в себя несколько этапов: диагностический, экспериментальный и заключительный.

2.3 Диагностика воспитательной эффективности поликультурного образования

Решить проблему формирования толерантности у студентов возможно при условии целенаправленной работы учителей.

Данное исследование направлена на воспитание толерантности у студентов. В целях исследования данной проблемы мы обратились к практике работы ГОУ КБ лицей «Строитель».

Мы взяли для исследования две группы: экспериментальная 223АЭС и контрольная 223ФС. В экспериментальной группе 21 человек из них девочек 12, мальчиков 9. а в контрольной группе 20 человек, из них 5 мальчиков, 15 девочек.

Любая воспитательная работа начинается с целепологания и планирования, нами были изучены планы воспитательной работы кураторов экспериментальной и контрольной группы. В них мы анализировали качества написания характеристики группы, постановку воспитательных задач, воспитательные мероприятия.

В характеристике группы куратор пишет общее количество учащихся, количество девочек и мальчиков. Описывается так же тип семьи, в котором воспитывается учащийся. Отражено состояние здоровья студентов, успеваемость и качество знаний. В раскрытии уровня воспитанности учащихся не имеется сведений об овладении учащимися терпимостью, чуткостью, доброжелательностью, способностью к самопожертвованию. Говорится в основном об успеваемости учащихся, пишет, что группа нацелена на учебу, серьезно относится к предметам.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод что проблеме формирования толерантности в характеристике группы не уделяется должного внимания. Точно такая же картина наблюдается и в характеристике куратора контрольной группы.

Далее мы изучали задачи воспитательной работы кураторов экспериментальной и контрольной группы.

Так как предмет нашего исследования процесс формирования толерантности у учащихся, то мы наблюдаем за тем, как куратор экспериментальной группы реализует соответствующие задачи, а именно как воспитывают в духе гуманности и толерантности, как учат уважать мнение других людей, вести дискуссии, умению слушать, способности сопереживать.

Наблюдали за тем, как куратор контрольной группы реализует соответствующие задачи.

После того как мы ознакомились с задачами, которые ставят перед собой кураторы, нами были проанализированы мероприятия, которые проводятся в экспериментальной и контрольной группе. Все мероприятия направлены на воспитание терпимости к чужой культуре и вере.

Так как и экспериментальная и контрольная группы многонациональные группы, и мы видели на переменах их взаимоотношение в процессе учебы, через некоторое время провели анкетирование .(Приложение 1)

Тест поможет приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условие: надо отвечать быстро, не задумываясь. Входили в эту анкету следующие вопросы:

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

3. В твоей группе есть ребята другой национальности. Ты

относишься к ним:

4. Вызывают ли у вас неприязнь однокурсники, которые нарушают, правила общественного поведения:

5. Можете ли вы легко найти контакт с однокурсниками, которые

имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

6. Как вы реагируете на шутку, объектом, которого становитесь:

7 .Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие однокурсники пытаются делать «не своё дело», стремятся казаться «лучше, чем есть»:

8 Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

90 3ащитишь ли ты своего однокурсника, если о нем говорят плохо в твоем присутствий:

10. Вы поймали золотую рыбку, но она исполнит только одно ваше желание. Что вы выберете?

Если «в» ответов больше., Если «б» ответов больше., Если «а» ответов больше.

Итак, проследим результаты входного диагностического исследования учащихся. Результаты были сведены в приложений 2 и 3. На основе полученных индивидуальных результатов была составлена таблица 1

Таблица 1, Результаты анкеты учащихся по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности»

Вопросы

Кол-во учащихся экспериментальной группы (всего 20 учащихся)

Кол-во учащихся контрольной группы (всего 21 учащихся)

а

б

в

а

б

в

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол -во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

9

45

7

35

4

20

9

43

6

29

6

29

2

7

35

8

40

5

25

4

19

11

52

6

29

3

7

35

8

40

5

25

11

52

5

24

5

24

4

5

25

9

45

6

30

6

29

9

43

7

33

5

6

30

6

30

8

40

8

38

7

33

6

29

6

8

40

6

30

6

30

7

33

9

43

5

24

7

4

20

6

30

10

50

8

38

5

24

8

38

8

6

30

5

25

9

45

5

24

8

38

8

38

9

10

50

6

30

4

20

6

29

8

38

7

33

10

12

60

5

25

3

15

9

43

5

24

7

33

Данные, приведенные в таблице 1 свидетельствуют о том, что только у 4 студентов, что составляет 20% учащихся экспериментальной группы и 5.

студентов, что составляет 25% твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью ума. Эти ребята могут принимать любую идею, с пониманием относятся к чужому мнению. Они критичны к себе и считают свое мнение истиной в последней инстанции, способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

На вопрос как ты относишься к однокурсникам другой национальности только 7студентов, что составляет 35% учащихся из экспериментальной и 11 студентов, что составляет 52% учащихся из контрольной группы ответили, что они относятся также как и к другим однокурсникам другой национальности. 8 учеников, что составляет 40% учащихся из экспериментальной группы и 5 студентов, что составляет 24% из контрольной группы ответили, что они относятся к ребятам другой национальности безразлично; 5 студентов, что составляет 25% учащихся из экспериментальной и 5 студентов, что составляет, 24% учащихся из контрольной группы ответили, что будут относиться к своим однокурсникам другой национальности совсем по-другому, осторожно;

— Только 6 студентов, что составляет 28% учащихся экспериментальной группы и 8 студентов, что составляет, 40% учащихся контрольной группы способны отстаивать свои убеждения, но порой способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент они могут выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Эти ребята не в полной мере умеют отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

Большинство студентов (52%) в экспериментальной и (35%) контрольной группах обладают высокой степенью упрямства и непреклонностью, часто стараются навязать свое мнение другим. С таким характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем они.

После проведения анкеты на этапе входного диагностического исследования мы проанализировали все результаты, которые сведены в приложений 2. На основе полученных результатов была составлена следующая таблица.

Таблица 2

Результаты исследования учащихся экспериментальной группы по методике «Твое отношение к одноклассникам другой национальности» (входная диагностика)

Уровень

Количество уч-ся

%

Высокий

4

20

Средний

6

28

Низкий

11

52

Как видно из этой таблицы, в экспериментальной группе 4 студентов, что составляет, 20% показали высокий уровень терпимости, уважения к чужому мнению. А у 11 студентов, что составляет, 28% показали средний уровень терпимости, низкий уровень показали 6 студентов, что составляет 52%.

Это говорит о том, что дети экспериментальной группы относятся к однокурсникам другой национальности неадекватно. Это связано с тем, что для повышения уровня толерантности у студентов лицея проводятся мероприятия, различные беседы, не систематично, т.е. от случая к случаю. Таким образом эффект от такой работы будет малым.

Эту же анкету мы провели и в контрольной группе. После входного диагностического исследования мы проанализировали результаты тестирования контрольной группы, которые сведены в приложений 3. На основе полученных результатов была составлена следующая таблица.

Таблица 3

Результаты исследования учащихся контрольной группы по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности» (входная диагностика)

Уровень

Количество уч-ся

%

Высокий

5

25

Средний

8

40

Низкий

7

35

Из этой таблицы видим, что из 20 студентов лишь у 5 студентов, что составляет 25%, высокий уровень терпимости, уважения к чужому мнению. У 8, что составляет 40% , средний уровень. А у 7, что составляет 35%, низкий уровень.

На основе таблицы 2 и 3 составлена диаграмма, представленная на рис.1

Рис. 4 Диаграмма уровня развития толерантности учащихся по методике «Ваше отношение к однокурсникам другой национальности» (входная диагностика)

Ознакомившись с проблемой нами было предложено ряд мероприятий, общей целью которых было воспитание толерантной личности (Приложение 4 ).

Куратору экспериментальной группы было предложено провести в октябре классный час на тему: «Толерантность, национализм, групповая враждебность» (Приложение 5).

Студенты приняли активное участие в беседе, наблюдалось заинтересованность в проведение бесед на другие темы. После беседы студентам было предложено подготовить выступление к 16 ноября, так как день по ЮНЭСКО «Всемирный день толерантности». Учащиеся экспериментальной группы предложили устроить день танца. По мнению студентов, это более всего может сплотить студентов. Танцы были проведены на улице, в этом мероприятии приняли участие все студенты лицея (Приложение 6).

В декабре куратор экспериментальной группы провел вторую беседу на тему: «Религия. Веротерпимость». План беседы представлен. (Приложение 7).

Студенты проявили живой интерес к теме беседы, и обсуждение темы заняло больше времени, чем предполагали.

В феврале темой для обсуждения стала «Диалог культур. Отношение между культурами». План беседы представлен в приложении 8. Здесь уже наблюдалось более мягкое отношение к высказываниям друг друга.

В апреле куратору экспериментальной группы было предложено последняя тема для беседы: «Гуманизм. Есть ли место гуманизму в современном мире». План беседы представлен в приложении 9.

В мае месяце запланировано было «круглый стол» для подведения итогов.

Чтобы узнать, изменилось ли отношение студентов к однокурсникам другой национальности, если «да», то на сколько, мы провели повторную диагностику в экспериментальной и контрольной группах. Предложили студентам повторно анкету, которую мы им дали до эксперимента. Результаты отражены в приложений 10 и 11, на основе которого составлена таблица4.

Таблица 4, Результаты анкеты учащихся по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности»

Вопросы

Кол-во учащихся контрольной группы (всего 20 учащихся)

Кол-во учащихся экспериментальной группы (всего 21 учащихся)

а

б

в

а

б

в

Кол-во

%

Кол-во ¦

%

Кол -во

%

Кол-во/

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

6

30

8

40

6

30

7

33

7

33

7

33

2

5

25

9

’45

6

30

2

10

9

43

10

48

3

7

35

7

35

6

30

6

29

8

38

7

33

4

5

25

8

40

7

35

1

5

11

52

9

43

5

7

35

6

30

7

35

5

24

8

38

8

38

6

9

45

5

25

6

30

3

14

12

57

6

29

7

4

20

6

30

10

50

3

14

9

43

9

43

8

5

25

5

25

10

50

3

14

11

52

7

33

9

8

40

7

35

5

25

5

24

12

57

4

19

10

11

55

5

25

4

20

10

48

7

33

4

19

Данные, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о том, что только у 5 студентов, что составляет 25% учащихся контрольной группы и 15 студентов, что составляет 72% твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью ума. Эти ребята могут принимать любую идею, с пониманием относятся к чужому мнению. Они критичны к себе и считают свое мнение истиной в последней инстанции, способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Только 6 студентов, что составляет 28% учащихся экспериментальной группы и 9 студентов, что составляет 45% учащихся контрольной группы

способны отстаивать свои убеждения, но порой способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент могут выиграть

спор с собеседником, у которого слабый характер. Эти ребята не в полной

мере умеют отстаивать свою точку зрения. Ни одного студента из учащихся экспериментальной группы не нашли с высокой степенью упрямства и непреклонностью; 6 студентов, что составляет 30% учащихся контрольной группы стараются навязать свое мнение другим. С таким характером трудно поддерживать нормальные отношения с детьми, которые думают по-другому.

После проведения анкеты на этапе входного диагностического исследования мы проанализировали все результаты,, которые сведены в приложений 10 и 11. На основе полученных результатов была составлена следующая таблица.

Таблица 5

Результаты исследования учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности» (повторная диагностика)

Уровень

Экспериментальная группа

(всего 21 учащихся)

Контрольная группа

(всего 20 учащихся)

Количество

%

Количество

%

Высокий

15

72

5

25

Средний

6

28

9

45

Низкий

0

0

6

30

Данные этой таблицы показывают, что повысилось количество студентов которые относятся к однокурсникам другой национальности как к своим. 15 студентов, что составляет 72 % относятся к однокурсникам другой национальности как к своим. 6 студентов, что составляет 28% — безразлично относятся к однокурсникам другой национальности, не обнаружили студентов, которые не общаются с однокурсниками другой национальности; в контрольном классе 5 учащихся, что составляет 25% относятся как к однокурсникам другой национальности как к своим, 9 студентов, что составляет 45% они относятся безразлично, 6 учащихся, что составляет 30% вообще не общаются с однокурсниками другой национальности.

На основе таблицы 5 составлена диаграмма сравнительной характеристики уровня толерантности учащихся контрольно и экспериментально группы на этапе повторной диагностики, представленная на рис. 2.

Рис.2 Диаграмма уровня развития толерантности учащихся по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности» (повторная диагностика)

Таким образом, результаты анкетирования по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности», показывают, что в экспериментальной группе видим определенный сдвиг к повышению уровня толерантности.

Заключение

действенной силой диалогического

Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной школе реализуется пока не в полной мере в связи с тем, что такое образование организуется, как правило, бессистемно, и не сопровождается психолого-педагогической диагностикой его эффективности и не отражает специфики локальной социокультурной среды.

Необходимыми условиями эффективной реализации воспитательного потенциала поликультурного образования в школе являются:

  • системный подход к построению (моделированию) его цели, задач, структуры, содержания и форм организации;

— психолого-педагогическая диагностика личностных качеств студентов. Поликультурное образование должно осуществляться с учетом специфики социокультурной среды (этнокультурного и конфессионального многообразия населения, особых культурно-исторических традиций, наличия многочисленных памятников культуры, музеев, театров и других учреждений культуры и т.д.).

Результатом нашей работы стало подведение итогов за круглым столом в присутствии членов научно- методического совета и участников программы. Были представлены результаты исследования, основными выводами которых стали повышение уровня терпимости к членам группы других национальностей, представителям других культур и вероисповеданий.

Таким образом, идея поликультурности — так, как она складывается в интеллектуальной российской традиции — играет роль интегрирующего фактора современной культуры. Ее изучению, несомненно, могут быть посвящены дальнейшие исследования.

Билиография

1. Балицкая И. В.Поликультурное образование.М.,2001г.

2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культур // Вопросы философии. 1986г. №12

3. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура. М.,1989г.

4. Библер В. С. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии.1889г. №6

5. Библер В. С. Нравственность. Культура. М. Современность 1988г.

6. Библер В. С. Философско-психологические предложения Школы диалога культур. М. 1998г.

7. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных

задач в национальной школе. Майкоп, 1987,

8. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности, (в контексте традиционных и современных традиций).

Майкоп,2000,

9. Бутенко А.П. Нация, национализм, суверенитет// Социально —

политический журнал. 1998 г. №3.

10. Веденина Л. Г. Межкультурное общение как полилог языка и культур.//Межкультурная коммуникация// Тез. докл. Иркутск 1993г.

11. Воробьев И.В. диалог культур в контексте единого образовательного пространства// Начальная школа 2002г. №4.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений . Т-3.М., 1983г.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991г.

14. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., Народное образование.1999г.

15. Гоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Тез. 2-го Междунар. Конгр. 15-20 сент. 1998 г. / Пятигор. гос. лингв, ун-т. Пятигорск, 1998.

16. Гусинский Э.Н. Образование личности. Личность. Формирование. Культура. Философские проблемы. М. 1994г.

17. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1980, Т.4.

18. Дворникова Е.И. Формирование культурной идентичности и толерантности.// Искусство и образование. 2003г.

19. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.

20. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.

21. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово, 1999г,

22. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.

23. Ильченко Л.П. Педагогика поликультурности и толерантности.//Начальная школа. 2003г. №8.

24. Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания — личность: (Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 — 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. — Ростов н/Д., 1999. — Т. 4.

25. Ионин Л.Г. Психология человеческих взаимоотношений. М. Просвещение 1992г.

26. История русской философии. М. 1991г.

27. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г.

28. Коменский Я.А. избранные педагогические сочинения. М. 1991г. Т 3.

29. Конева Е.В. Концентрация принципов толерантности. //Учительская газета.2003г.№5.

30. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность в книге «Век толерантности». М. 2001г.

31. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М. 1983г.

32. Лосский Н.О, Избранное. М., 1991г. Т4.

33. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М. 1991г.

34. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Вып. 2. М. 1993г.

35. Новикова Л. И. Воспитание толерантности у школьников, теория, методика, диагностика. М. АПК и ПРО 2003г.

36. образование в конце xx в. (материалы круглого стола) Вопросы философии — 1992 г. №9.

37. Пагодина А.А. Толерантность//История.2002,№Ц,

38. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Билингвиальное образование в контексте мирового опыта. Новгород, 1999г.

39. Педагогическая энциклопедия. Т.З. М.,1966.

40. Политология: Энциклопедический словарь. М.,1993,

41. Словарь иностранных слов. М.,1989

42. Степанов П. Феномен толерантности. М,2004г.

43. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №9, 2002, № 1,с.

44. Тарасов Е.Ф. , Сорокин Ю.А. Национально- культурная специфика речевого и неречевого поведения. В книге «Национально- культурная специфика речевого поведения». М. Наука, 1997г.

45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.,1994,

46. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. М. 2008г. том 8.

47. Философский энциклопедический словарь. М.,1997

48. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997,

49. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников/ автореферат. Казань, 1998г.

50. Шеламов Г.М. Толерантность; взгляд , поиск, решение. М., Вербум. 2004г.

51. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992г.

52. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.1992г.

53. Ялалов Ф.Г. Национально — региональный компонент образования: этнометодологический подход. //Начальная школа (журнал).

2001г.

54. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991г.

55. Интернет.

Приложение 1

1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает?

А) чтобы играли те, кто не знает правил:

Б)чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры:

В)

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

А) да;

  • Б) не всегда;

В) нет:

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши однокурсники:

  • А) нет;
  • Б) не знаю;

В) да:

4. Вызывают ли у вас неприязнь однокурсники, которые нарушают правила общественного поведения?

А) нет;

  • Б) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

В) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать:

5. Можете ли вы легко найти контакт с однокурсниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

А) легко;

  • Б) сравнительно легко;

В) вам всегда это трудно сделать:

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь?

А) легко;

Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме:

В) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников:

7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие однокурсники пытаются сделать «не свое дело», стремятся казаться «лучше чем есть».

А) нет;

Б) не всегда:

В) да

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

  • А) вы рады за знакомого;
  • Б).

    не подадите вида, что это вам не приятно;

В) вам не приятно, что внимание уделено ему, а не вам

9. Защитите ли вы своего однокурсника, если о нем говорят плохо в твоем присутствии?

А) да;

  • Б) не всегда;
  • В) нет.

10. Вы поймали золотую рыбку, но она исполнит только одно ваше желание. Что вы выберите?

А) мир во всем мире;

  • Б) не знаю;
  • В) загадаете блага только для себя.

Результаты:

Если больше ответов В, Если больше ответов Б, Если больше ответов А, Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы по методике «Твое отношение с однокурсниками другой национальности». (входная диагностика )

Количество учеников.

Количество вопросов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К.Екатерина

А

б

а

а

а

б

а

а

а

б

К.Рамета

в

в

а

б

в

б

б

в

в

а

Х .Залим

б

б

а

а

в

б

б

б

б

а

А.Марьяна

в

в

б

а

в

в

в

б

б

в

Т. Алим

б

б

б

а

б

б

а

б

в

а

З.Валентина

в

в

а

в

б

а

а

в

в

в

О.Елена

а

б

б

б

б

а

б

а

а

а

Ш.Полина

а

б

а

в

б

б

а

в

в

в

Ф.Артур

а

а

а

б

а

б

а

б

а

а

Ж ,Алим

а

в

а

в

в

в

в

б

б

в

К .Жанетта

в

в

а

в

б

а

в

в

б

б

Э.Инна

б

б

а

б

а

в

б

б

б

б

К, Залина

в

а

в

б

а

Б

в

в

в

в

А.Ислам

а

а

а

а

а

а

а

а

б

а

М. Грант

б

в

в

в

б

в

а

в

а

б

Ч. Анна

а

б

в

в

в

а

в

в

а

в

Г. Артак

б

б

б

б

а

а

в

б

Б

б

У. Айше

б

б

б

б

б

б

в

б

б

а

О. Зарина

а

б

в

б

в

в

в

а

в

в

О. Роман

а

а

а

б

а

б

а

а

а

а

К. Ильяс

в

б

в

В

а

а

б

в

в

А

Приложение 3

Результаты анкетирования учащихся контрольной группы по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности» (входная диагностика )

Количество учеников

Количество вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А.Светлана

б

б

б

в

б

б

б

б

а

а

Х.Шайма

а

в

в

в

в

б

в

в

а

а

Д. Хава

б

б

б

б

в

а

б

б

а

а

Г. Ксения

а

а

а

б

а

а

в

а

а

а

Д. Марина

а

а

б

б

в

в

б

б

б

б

Д. Зарина

а

а

б

б

б

б

в

б

б

а

Ж. Карина

а

а

а

а

в

а

в

а

б

а

Э. Мадина

а

в

в

в

в

а

в

в

а

б

Н. Вера

б

б

б

б

а

б

в

а

б

б

Б. Марина

в

в

а

в

б

в

в

в

в

б

Д. Султан

а

а

а

б

а

в

а

в

а

б

К. Радима

а

а

в

в

б

в

в

а

в

в

Л. Залина

б

б

в

б

в

б

б

б

а

а

Д. Зубейда

в

в

б

а

в

а

в

в

в

в

Т. Анзор

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

Б. Мухамед

в

в

а

б

а

в

в

в

в

а

З.Ислам

б

б

б

б

б

а

б

в

а

а

Г.Ася

в

б

в

в

в

б

а

в

б

а

Х.Залим

б

б

б

а

б

в

б

а

б

в

П. Юлия

б

б

а

а

а

а

а

в

а

а

Приложение 4

План проведения внеклассных мероприятий (классных часов)

Сентябрь Опрос студентов (анкетирование) .

Октябрь. Тема: «Толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность».

Ноябрь. 4 ноября День народного единства.

16 ноября Всемирный день толерантности.

Декабрь. Тема: «История и культура религии. Веротерпимость».

Февраль Тема: «Диалог культур. Отношение между культурами».

Апрель. Тема: «Гуманизм. Есть ли место гуманизму в современном мире».

Май. Подведение итогов. Круглый стол. Итоговое анкетирование.

Приложение №5, Классный час на тему «Толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность.»

Цель: развить стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм.

План беседы

1. Вопрос куратора: «Как вы думаете, что такое толерантность?»

Студент: «Толерантность — это терпимость.»

Куратор: «Толерантность — способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, не враждебно встречать высказывания, отличные от своего мнения. Толерантность привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений.»

2. Вопрос куратора: «А как вы думаете, каким должен быть толерантная личность?»

Студент: «Толерантная личность — это слабый человек, не умеющий отстаивать свое мнение.»

Студент: «Я с тобой не согласен. Толерантная личность — это человек, который может отстаивать свое мнение путем переговоров, диалога.»

Куратор : «Толерантная личность предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводится к единообразию, или в чью-то пользу. Толерантный человек — это человек, который умеет жить в гармонии как с собой, так и с окружающим миром людей. Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение к друг другу.»

3. Вопрос куратора: «мы часто слышим слова «национализм, групповая враждебность». Кто-нибудь знает значение этих слов?»

Студент: «Националисты, люди, которые исповедают идеи национального превосходства.»

Студент: «Националисты, люди, которые преданы своей стране, государству.»

Куратор: «Каждый их вас по- своему прав. Национализм- это идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и ее проблемы, отдающие национальному превосходству приоритет перед социальным.

Дальше идут понятия национальный эгоизм и групповая враждебность. Национальный эгоизм — это уверенность в правоте собственной культуры, склонность, либо тенденции отвергать стандарты другой культуры как не правильные, низкие, не эстетичные. Групповая враждебность есть ни что иное, как тонус общества отдельных социальных групп. Групповая враждебность- это состояние напряженности, конфликта значительных социальных групп. На основе национализма, возникают, зачастую, войны, крупные конфликты, которые приводят к смерти тысячи людей по всему миру.»

Подведение итогов.

Куратор: «Что вы нового узнали из нашей беседы?

Согласны ли вы с высказываниями?

Какой вывод вы сделали для себя?»

Вывод : в ходе беседы были усвоены новые понятия, все участнике беседы высказались за необходимость проявление терпимости к людям другой национальности и к другой культуре. Собеседники сошлись во мнении, что терпимость людей друг к другу- это единственный способ сохранить мир на Земле.

Приложение 6, Проведение национальных вечеров.

План проведений мероприятий.

1. Представление своего этноса.

2. Газеты по корпусу лицея и статья в газету КБ лицея «Строитель».

3. Группа предоставляет свой план проведения вечера:

а) танцы.

б) ритуалы.

в) историю.

г) национальную еду.

4. Группе предоставляется возможность проведения мероприятия в один или несколько дней.

5. Танцы на улице.

Каждой группе предоставляется месяц, в течение, которого они должны подготовить выступление, а также плакаты, газеты с историей своего народа.

Целью проведения мероприятий является.

  • Формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
  • Осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
  • Воспитание позитивного отношения к культурным различиям.
  • Развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур

на основе толерантности и взаимопонимания

Приложение 7, Тема беседы: «Религия. Веротерпимость.»

Цель: дать учащимся представление о развитии истории и культуры религии; дать представление о существовании различных мировых религий; подвести к тому, что люди любой национальности и вероисповедания имеют право на счастье.

План беседы:

1. Рассказ куратора, объяснение понятий

а) что такое религия?

б) структура религии.

в) функции религии.

2. Рассказ про мировые религии.

3. Веротерпимость.

а) что такое вера?

б) почему и как возникает нетерпимость к другой вере?

4. Рассказ о новых религиях (сектах).

а) как не попасть в секты?

б) что такое секты?

5. Подведение итогов со студентами.

Приложение 8, Тема беседы: «Диалог культур. Отношения между культурами.»

Цель: дать учащимся представление о существовании различных культур, подвести к тому, что люди любой культуры и вероисповедания имеют право на счастье.

План беседы:

Объяснение куратора

1. что такое культура?

2. культура поведения и общения.

3. Что такое «диалог» культур?

4. Отношение между культурами.

  • Отношение одной культуры к другой как к некоему объекту (утилитарное отношение)
  • Отношение неприятия одной культуре к другой.
  • Отношение взаимодействия и взаимообогащения

5.Выяснить к какому типу, по мнению студентов, относится наше общество.

6.Подведение итогов, обсуждение услышанного.

Приложение 9, Тема беседы: «Гуманизм. Есть ли место гуманизма в современном мире?»

Цель: дать представление о понятии гуманизма.

План беседы:

Объяснение куратора

1. Значение понятия «гуманизм».

2. Гуманизм в литературе.(на примере классических литературных произведений).

3. Есть ли место гуманизму в современном мире?

4. Что студенты считают проявлением гуманизма?

5. Подведение итогов, обсуждения студентами прослушанного материала.

Приложение 10

Результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы по методике «Твое отношение с однокурсниками другой национальности». (повторная диагностика)

Количество учеников

Количество вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К.Екатенина

в

в

в

в

в

б

б

в

б

б

К.Рамета

в

а

а

б

а

б

б

а

а

а

Х. Залим

б

в

а

а

в

б

б

б

б

а

А. Марьяна

в

в

б

б

б

а

в

б

б

б

Т. Алим

б

б

б

в

в

в

в

б

б

а

З.Валентина

в

в

в

в

б

в

а

б

б

б

О. Елена

в

б

б

б

б

б

б

в

б

а

Ш. Полина

а

в

а

в

б

б

в

в

в

в

Ф. Артур

а

в

б

б

б

б

б

б

а

а

Ж. Алим

а

в

а

в

в

в

в

б

б

в

К. Жанетта

а

в

б

б

б

б

а

б

б

б

Э. Инна

б

б

а

б

а

б

б

б

б

б

К. Залина

б

в

в

б

в

б

б

б

а

а

А.Ислам

в

б

б

в

в

в

в

в

б

а

М. Грант

б

в

в

в

б

в

б

в

в

б

Ч. Анна

а

в

в

в

в

б

в

в

а

в

Г. Артак

б

б

б

б

а

а

в

б

б

б

У. Айше

б

б

б

б

б

б

в

б

б

а

О. Зарина

а

б

в

б

в

в

в

а

в

в

О.Роман

а

а

а

б

а

б

а

а

а

а

К. Ильяс

в

б

в

в

а

а

б

в

в

а

Приложение11

Результаты анкетирования учащихся контрольной группы по методике «Твое отношение к однокурсникам другой национальности» (повторная диагностика)

Количество учеников.

Количество вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А.Светлана

б

б

б

в

в

а

в

в

в

в

Х. Шайма

а

в

в

в

в

б

в

в

а

а

Д. Хава

б

б

б

б

в

а

б

б

а

а

Г. Ксения

б

б

в

б

а

в

б

б

б

а

Д. Марина

в

в

а

а

а

а

б

б

б

б

Д.Зарина

а

а

б

б

б

б

в

б

б

а

Ж. Карина

а

а

а

а

б

а

в

а

б

а

Э. Мадина

а

в

в

в

в

а

в

в

а

б

Н. Вера

б

б

б

б

а

б

в

а

б

б

Б. Марина

в

в

а

в

б

в

в

в

в

б

Д. Султан

а

а

а

б

а

в

а

в

а

б

К. Радима

в

а

в

в

б

в

в

а

в

в

Л. Залина

б

б

в

б

в

б

б

б

а

а

Д. Зубейда

в

в

б

в

в

а

в

в

в

в

Т. Анзор

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

Б. Мухамед

в

в

а

б

а

в

в

в

в

а

З. Ислам

б

б

б

б

б

а

б

в

а

а

Г. Ася

в

б

в

в

в

б

а

в

б

а

Х. Залим

б

б

б

а

б

в

б

а

б

в

П. Юлия

б

б

а

а

а

а

а

в

а

а