Формирование интеллектуальной культуры личности

Контрольная работа

Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.

Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.

Глава 1. Понятие «интеллекта»

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации[20, с.88.]. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ей.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом существует диалектическая взаимосвязь как продукта с процессом: с одной стороны, знания являются результатом познавательной деятельности, а с другой — включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры. [25, с.71].

Знания, составляющие основу интеллекта, неоднородны: здесь и научное знание, и обыденное. Наличие в интеллекте обыденного знания не противоречит его сущности, потому что весьма широкий круг знания, хотя и является теоретически обоснованным, но не может быть всегда и полностью выведен из них. Отрицать же за ними право на объективную истину не может быть признано правомерным. И все же, чем выше степень присутствия в интеллекте научного знания, отражающего наиболее общие законы, тем, по-видимому, выше уровень интеллектуальной культуры. Если быть более точным, то такое знание дает методология.

12 стр., 5701 слов

Боруленков Ю.П. Правовое мышление как интеллектуальная составляющая ...

... людей разные и противоречивые контексты. Целеобразование выступает ключевым моментом становления и развития смысла в деятельности индивида. Правовое мышление ... интеллектуальной деятельности человека, являющаяся непременным атрибутом любого уровня познания и общения, каждого психического процесса. В узком смысле это есть компонент исключительно мышления ... понимание есть знание. Процесс понимания ...

Если мышление рассматривается как процесс, то интеллект выступает как качественное его своеобразие. Это позволяет нам понимать интеллектуальную культуру как определенный уровень и характеристику познавательной деятельности. Можно предположить, что эти свойства формируются на основе интеллектуальных действий и стратегий, позволяющих проникнуть в глубинный смысл получаемой информации.

Глава 2. Понятия «интеллектуальная культура»

Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй — его интеллектуальное развитие.

Общего содержательного определения интеллектуальной культуры нет. Чаще всего под интеллектуальной культурой понимается «некое симбиотическое явление, соединяющее в себе различные стороны и особенности мышления», а иногда она просто сводится к духовной или профессиональной культуре человека. Эти отождествления неверны. Это динамическая, постоянно совершенствующаяся, целенаправленно развивающаяся система, формами которой являются — идеология, наука, мораль, литература и искусство. Несводима она и к мышлению, хотя оно и является одной из ее составляющих.

Для понимания сущности интеллектуальной культуры необходимо проследить процесс ее становления во взаимосвязи с развитием интеллекта. Каждая историческая эпоха, каждая форма общества обладает своим, только ей свойственным уровнем развития интеллекта. Это уже видно по тому, какие изменения претерпевает процесс мышления в процессе исторического развития. Ф. Энгельс [8, с. 363.] писал, что теоретическое мышление каждой эпохи — это исторический продукт, принимающий в различные времена различные формы и вместе с тем различное содержание. Если признать наличие качественных изменений в развитии общества и культуры и одновременно принять тезис о социальной детерминированности мышления, то нужно признать и исторические, качественные изменения интеллектуальной культуры. Различия в развитии интеллектуальной культуры в разные исторические эпохи обусловлены изменениями и различиями в деятельности (теоретической и практической) людей, и естественно, в тех задачах, которые людям приходилось решать в различные эпохи.

Вместе с развитием человечества, вместе с ростом общественного (научно-технического) прогресса интеллектуальная культура развивалась, приобретала конкретные очертания. Зарождение новых форм интеллектуальной культуры не означало разрыва в ее развитии, уничтожения прежних форм, отказа от культурного наследия. Каждый последующий этап развития вбирал в себя лучшее, проверенное практикой, жизнью.

13 стр., 6007 слов

Уровень интеллектуального развития и успешность деятельности

... интеллектуальной деятельности представителей разных культур. 1.Познавательное действие приобретает способность выходить за пределы непосредственного практического опыта в область логических рассуждений. Замечено, что культура оказывает своё влияние не на собственно уровень развития интеллекта, ...

Чем выше степень присутствия в интеллекте научного знания, отражающего наиболее общие законы, тем выше уровень интеллектуальной культуры. Если быть более точным, то такое знание дает методология.

Методологическая культура, аккумулированная в законах диалектики, в философской методологии составляет сердцевину интеллектуальной культуры.

Глава 3. Функции обучения

Образовательная функция;

  • Воспитывающая функция;
  • Развивающая функция.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

Глава 4. Становление интеллектуальной культуры в обществе

На протяжении длительного исторического развития бережно сохранялись и преумножались традиции образования, интеллектуальные и культурные ценности общества.

Благодаря совместным усилиям ученых, меценатов, благотворителей открывались институты, школы, библиотеки, музеи. Таким образом создавались условия не только для трансляции знаний, культурных, духовных ценностей, но и дальнейшего полноценного развития и функционирования социальной среды.

Формируются новые научные направления, научные школы, увеличивается число высших учебных заведений, появляется новая плеяда интеллигентов — интеллектуалов, способных вдумчиво и аналитически решать серьезные проблемы дальнейшего развития. Высшее образование было в целом ориентировано на подготовку не просто высококлассных специалистов, но и на воспитание широко образованных людей, стремящихся к познанию нового, к саморазвитию, способных создавать новые знания и интеллектуальные ценности, и тем самым способствовать укреплению интеллектуальных традиций, накопленных разными школами, и распространению их в социуме.

Таким образом, постепенно формировалась интеллектуальная культура общества. В развитии цивилизации основными тремя источниками развития интеллектуальной сферы являлись ученые — интеллектуалы, образование, библиотеки. Поэтому взаимодействие всех этих компонентов системы интеллектуального развития необходимо для нормального функционирования социума, распространения новых теорий, знаний, инноваций, технологий, обмена интеллектуальным опытом.

9 стр., 4421 слов

Интеллектуальный капитал, его формы и развитие (2)

... их части, определены подразделы, ответственные за состояние и развитие элементов интеллектуального капитала предприятия. Глава 1.Интеллектуальный капитал, его формы и развитие 1.1. Понятие интеллектуального капитала Экономический успех любого государства и предприятия в XXI веке будут определять новые ...

Сегодня большую роль в интеллектуализации общества во всем мире играют новые информационные технологии, бесспорно, расширяющие познавательные возможности человека. Формируемая новая информационная коммуникативная среда открывает разнообразные возможности для приращения интеллектуального капитала в социальном пространстве. Характерной чертой интерактивного информационного пространства является стремительный рост книг, газет и журналов, конференций, баз и банков данных, представленных на электронных носителях. Таким образом, на электронной основе сегодня формируется новая информационная среда, в которой создаются принципиально иные, отличные от привычных нам, условия производства, распространения, восприятия и хранения информационных и интеллектуальных ресурсов, часть которых уже сегодня включена в оцифрованные коллекции электронных библиотек. И электронные библиотеки также, на равных правах с традиционными библиотеками, архивами, музеями, могут рассматриваться как часть интеллектуальной культуры общества.

Современные электронные коммуникативные средства, которые широко используются сферой образования и библиотеками в процессах трансляции информационных ресурсов и знаний, являются на сегодняшний день одним из важнейших составляющих в формировании интеллектуальной культуры информационного общества. Для эффективной интеллектуализации социума необходимо использовать опыт международной интеграции и дифференциации в развитии научных школ, науки в целом. Для построения общества знания важны объединенные усилия науки, бизнеса и государства, сочетание как государственного, так и корпоративного управления.

Итак, интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами.

Интеллектуальная культура зависит от соответствующего развития интеллектуальной сферы общества, а также от умственных и аналитических способностей каждой конкретной личности.

Глава 5. Характеристика формирования

интеллектуальная культура личность

Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип.

Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается характер.

В процессе реализации образовательных программ создано новое социокультурное пространство, направленное, прежде всего, на развитие интеллектуальных качеств личности, углубление предметных знаний, ориентированных на индивидуальное развитие культуры личности.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже).

42 стр., 20724 слов

«Развитие творческого воображения младших школьников с интеллектуальной ...

... проблеме развития воображения, в том числе творческого, в младшем школьном возрасте. Выделены особенности развития воображения у младших школьников. Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов изобразительной деятельности по развитию творческого воображения. ...

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность — обучение (Л.С.Выготский).

В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

Смысл интеллектуальных занятий в системе образования состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные — могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Формирование интеллектуальной культуры становится более успешным, если оно основано на добровольности и интересе школьника к предмету.

Интеллектуальное воспитание личности — фактически реализация права ребенка быть умным.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Становится очевидным, что интеллектуальная культура является сферой творческого приложения и реализации способностей участников образовательного процесса. В процессе освоения интеллектуальных ценностей личность набирает свои индивидуальные силы, реализует свои природные свойства, вступает в процесс гармонизации интеллекта.

Заключение

Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.

Интеллект — это способность понимать. Интеллект включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности.

4 стр., 1695 слов

Интеллект и интеллектуальные способности. Оценка интеллекта

... деятельности», который осознается или не осознается субъектом. Таким образом, можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Развитие общих способностей ...

Исследование интеллекта многообразны и в них отражены различные подходы к нему и с различных позиций.

Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом существует диалектическая взаимосвязь как продукта с процессом: с одной стороны, знания являются результатом познавательной деятельности, а с другой — включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры. Знания, составляющие основу интеллекта, неоднородны: здесь и научное знание, и обыденное. Наличие в интеллекте обыденного знания не противоречит его сущности, потому что весьма широкий круг знания, хотя и является теоретически обоснованным, но не может быть всегда и полностью выведен из них.

В процессе освоения интеллектуальных ценностей личность набирает свои индивидуальные силы, реализует свои природные свойства, вступает в процесс гармонизации интеллекта.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/intellektualnaya-kultura-lichnosti/

Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. Заведений /В.А. Сластёнин , И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с.

Педагогика: учеб. Пособие/ под ред. П.И. Пидкасистого. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 502 с. — Серия: Основы наук.