Потребности и мотивы деятельности человека

Курсовая работа

«Потребности и мотивы деятельности человека» — одна из значимых и важных тем на сегодняшний день.

Тема курсовой работы актуальна потому, что жизнь человека определяется его потребностями и мотивами к деятельности. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными.

Главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. мотивация психофизиологический корпоративный

Система потребностей (мотивационная сфера) является основным, управляющим блоком психики, активизирующим другие, исполнительные процессы. По сути это то, что называется познавательными и психомоторными процессами. Их активность всегда поддерживается или прекращается мотивацией.

Мотивационная система человека описывается исключительно широкой отраслью, содержащей в себе и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но дает ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение.

Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

Мотив, в отличие от мотивации,— это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Основная функция потребностей и мотивов — это целеполагание и активизация психики по достижению цели. Потребности и мотивы связаны с другими ее элементами, включая деятельность, как прямыми, так и обратными связями. Именно в этом случае мотив выступает одновременно и как причина активизации психики, и как предмет, на который направлена деятельность индивида.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бухарев А.М., Генкин Б.М., Гостик Э., Элтон Ч., Ильин Е.П., Шиповская Л.П. и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.

3 стр., 1358 слов

Мотивация как психологическая категория в деятельности студента

... мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека ...

Объект исследования — потребности и мотивы деятельности человека.

Предмет исследования — трудовая деятельность человека.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы — рассмотреть потребности и мотивы деятельности человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы потребностей и мотивации деятельности человека;

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о. системе потребностей и мотивов профессиональной деятельности человека;

3. Рассмотреть сущность и специфику предложений по совершенствованию мотивации;

4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.

В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.

Структура курсовой работы выражается в ее содержании.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Название глав отображает их содержание.

1. Классификация потребностей

Потребности людей классифицируют по различным признакам.

По происхождению потребности бывают естественными и культурными.

В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.

В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает различные культурные потребности.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне).

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо).

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные [24,c.432].

4 стр., 1978 слов

Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение ...

... по обществознанию Эссе на тему: Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Жизнь человека невозможна без деятельности. Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, а объектом – предмет или область, ...

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т.д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении. Духовные и материальные потребности неразрывно связаны. По степени осознания человеком потребности могут быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потребности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чувствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания, понимания того, как ее можно удовлетворить. По степени важности для человека различают потребности доминирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все остальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности [18,c.672].

1.1 Классификация потребностей по А. Маслоу

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены

необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

— Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)

  • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).

  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на врождённые, простые и сложные приобретённые. Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированный на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений.

Эмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении) [16,c.369].

3 стр., 1233 слов

Особенности педагогической деятельности тренера

... планов соответствия индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее ... футболе - учебно-тренировочный процесс. В работе тренера бывает и такое. "Знаменитый шотландский тренер ... потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвити…" (Н.В.Кузьмина. М.,1990). Как было отмечено выше, одним из важнейших компонентов педагогической деятельности, ...

А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви. Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире.

Потребность в самоактуализации. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании.

Эстетические потребности .Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Теория А.Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей.

Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность [14,c.248].

4 стр., 1854 слов

Мотив и мотивация

... одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Теория мотивации достижения успехов. Проявление тревожности. В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. ...

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)[26, c.296].

Рисунок 1 — Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

1.2 Понятие мотивы человека

Мотив «moveo» — двигаю — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, не осознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Виды мотивации:

  • Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
  • Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

  • Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

Индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза:

  • голод
  • жажда
  • избегание боли
  • стремление к температурному оптимуму и т. д.

Групповые:

  • забота о потомстве
  • поиск места в групповой иерархии
  • поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

Познавательные:

  • исследовательское поведение
  • игровая деятельность

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

18 стр., 8791 слов

«Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных ...

... класса с легкой степенью умственной отсталости (коррекционный класс) Тема исследования. Особенности учебной деятельности и особые образовательные потребности учащихся 1-х классов с легкой степенью ... учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного усвоения учебной деятельности, а ...

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.).

Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация).

При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация)
  • побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость.

15 стр., 7370 слов

Степень удовлетворенности потребителей розничной сети ‘Электроника’

... наших специалистов позволят расставить приоритеты в усилиях, направленных на повышение удовлетворенности клиентов. Оценка удовлетворенности потребителей основывается на исследовании 2 важных факторах: Первый - это понимание ... основные мотивы подтолкнули Вас на то, что вы решили попробовать приобрести нашу продукцию? и Что в наибольшей степени повлияло на решение прекратить покупать продукцию нашей ...

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.[12,с.512].

Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности?

Ученые выделяют четыре фактора:

  • значимость достижения успеха;
  • надежда на успех;
  • субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  • субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей [11,с.187].

Мотив аффилиации (affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению [13,c.590].

3 стр., 1097 слов

Обеспечение удовлетворенности потребителей

... Кано применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. Цель метода – определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителей по приоритетам, разделение требований потребителей по составляющим профиля качества. Теория ...

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки.

2. Удовлетворение потребностей

Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления действовать определенным образом для удовлетворения потребности. Интерес — положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо. Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоционален, бескорыстен.

В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении.

Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе определенной потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес — это стремление действовать определенным образом, то мотив — это особое состояние субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект поведения придает своим поступкам, выбор способа действий для реализации интересов субъекта в конкретных условиях действия факторов внешней среды. Структура мотивов трудового поведения мобильна, подвижна, она гибко реагирует на изменение системы внешних стимулов.

Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода “стартером” действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда человек достигает определенной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен, как закон результата.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Удовлетворение потребности — процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность — снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет туже самую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди, глубоко неудовлетворенные. Потребности — движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг общения) или психологическим (самоуважение).

11 стр., 5202 слов

Потребности современного человека

... производственную деятельность. 1. Понятие потребностей потребность человек мотивация маслоу В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений. «Потребность - в самом общем ... социальной психологии различных общественных групп. 1.1 Классификация потребностей Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или ...

Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы — индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему.

Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на то, чтобы уменьшить или увеличить данное напряжение. Окружающая обстановка в прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным человеком.

Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходимости учиться тому, как спать или передвигаться. Другие потребности прививаются нам социальной средой, и для их выражения необходимо проходить какое-либо обучение.

Потребности — это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изучают не ее денежный эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потребности — двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей? Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли, которые, кроме того, называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя.

При удовлетворении потребностей сталкиваются два процесса: стремление минимизировать силы, время и деньги и стремление максимизировать степень удовлетворения [23,c.352].

2.1 Удовлетворение потребностей на предприятии

В условиях жесткой конкуренции на современных промышленных рынках наблюдается значительное усиление роли бизнес-потребителей, в связи с чем возникает необходимость формирования стратегии управления взаимоотношениями с ними. Эффективное выстраивание взаимоотношений с корпоративными клиентами и постоянное взаимодействие с ними позволяет своевременно и качественно удовлетворять их потребности, что, в свою очередь, способствует удержанию и повышению лояльности покупателей.

Справедливо отмечено, что для компании любой сферы деятельности удовлетворение потребностей своих потребителей и предупреждение ожиданий клиентов точнее и быстрее, чем конкуренты, позволяет достигать наибольших коммерческих успехов и является стимулом для инноваций во всех направлениях бизнеса [1,с.544]. На этом акцентирует внимание классик менеджмента Питер Друкер: »Существует лишь одно правомерное обоснование цели бизнеса: создание удовлетворенного клиента» [5,с.603].

Несмотря на то, что вопросам взаимоотношений с потребителями посвящено немало трудов российских и зарубежных авторов, разработан большой арсенал статистических методов, но проблема оценки качества взаимоотношений с корпоративными клиентами и, в частности, измерения степени их удовлетворенности промышленной продукцией и услугами остается не до конца изученной.

Этапы взаимодействия промышленного предприятия с корпоративными клиентами.

Под корпоративными клиентами автор предлагает понимать совокупность потребителей первичного и вторичного рынков. Первая группа включает в себя компании, приобретающие промышленную продукцию для эксплуатации или для использования в собственном производстве в качестве комплектующих; во вторую группу входят компании, приобретающие промышленную продукция для последующей перепродажи (дилеры, дистрибьюторы)[6,с.256].

Автором предлагается алгоритм работы с корпоративными клиентами, который включает работу с потенциальными клиентами на этапе их поиска и привлечения, взаимодействие с существующими клиентами компании и повышение лояльности клиентов путем разработки и внедрения программы лояльности.

Каждое предприятие заинтересовано в увеличении количества повторяющихся сделок, когда клиент выбирает своего поставщика снова и снова. Поэтому важным этапом в алгоритме взаимоотношений с клиентами является построение и укрепление долгосрочного сотрудничества — то есть создание лояльного клиента. На этом этапе большое значение приобретает межличностное общение специалистов обеих компаний: простота получения консультаций по техническим и коммерческим вопросам, взаимные поздравления с национальными праздниками, рассылка корпоративных новостей и пр.

Кроме того, важное значение имеет укрепление конкурентных преимуществ производителя-поставщика в глазах своих клиентов: непрерывное совершенствование технических и потребительских свойств выпускаемой продукции, расширение и упрощение послепродажного обслуживания продукции, расширение товаропроводящей сети для максимальной приближенности к клиентам, продвижение бренда на международных рынках, создание безукоризненного имиджа предприятия и пр.

Рисунок 2 — Алгоритм взаимодействия с корпоративными клиентами

И, наконец, лояльный потребитель требует к себе индивидуального подхода, предложения уникальных технических и технологических решений, чтобы в дальнейшем производить высококачественную и высокотехнологичную и конкурентную продукцию. Таким образом, производитель-поставщик продукции промышленного назначения становится партнером конечного потребителя готового изделия и поэтому тоже заинтересован в повышении лояльности своих клиентов [19,c.224].

Анализ методов измерения удовлетворенности потребителей.

Прослеживается многообразие методических подходов к оценке удовлетворенности потребителей как товаров народного потребления, так и продукции промышленного назначения. Предлагаются различные этапы, методы и шкалы оценок, но мало исследований посвящено разработке универсальной методики оценки удовлетворенности потребителей.

Один из наиболее известных подходов — модель трех уровней удовлетворенности Н. Кано (1980 год), зависящая от уровня удовлетворенности качеством продукции или услуг [7,с.272].

Рисунок 3 — Три уровня удовлетворенности по Н. Кано

Удовлетворение клиента пропорционально функциональности продукта, т. е. чем более функционален продукт, тем более удовлетворен клиент, и наоборот. Ожидаемое качество товара характеризует то, что может побуждать или не побуждать к покупке. Желаемое качество товара подразумевает, что если товар совершенствуется, то возрастает удовлетворенность. Привлекающее или волнующее качество товара представляет собой неожиданный по уровню сервис. В таких случаях потребители бывают приятно удивлены, восхищены и даже ошеломлены. При этом такое волнующее качество вскоре превращается в ожидаемое. Изучение вышеописанных свойств качества товара начинается с ожидаемого.

Описание общей процедуры оценки уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей предлагает Ж.-Ж. Ламбен [2,с.320]. Она основывается на концепции мультиатрибутивной модели отношения и включает в себя три этапа: во-первых, оценивается среднее значение общей удовлетворенности продуктом или поставщиком; во-вторых, рассчитывается среднее значение удовлетворенности и важности по каждой характеристике, которая производится по десятибалльной шкале с добавлением варианта “не знаю”; и, наконец, делается оценка намерения совершить повторную покупку.

Для анализа полученных результатов рассчитываются среднеквадратичные отклонения, которые позволяют оценить разброс мнений респондентов. Дополнительно производится оценка соотношения удовлетворенность/важность, которая показывает, насколько высок уровень удовлетворенности по наиболее важным характеристикам, оказывающим решающее влияние на выбор потребителя[10,с.274].

Модель Gap, разработанная в 1985-1988 годах американскими исследователями А. Парашураманом, В.А. Зайтамл, Л.Л. Бери [9,с.240] предлагает измерять удовлетворенность потребителей сервисом путем анализа разрывов между ожиданиями и фактически оказанным уровнем услуг. (рис 3).

Под разрывом — Gap — подразумевается превышение ожиданий потребителей над оценкой услуги, полученной в действительности [3,с.480].

Модель Gap позволяет увидеть процесс предоставления услуги в целом, выявить возможные источник ее неудовлетворительного качества.

Шкала Лайкерта (Ликерта), предложенная Р. Лайкертом в 1932 году, — это метод многофакторной оценки, при котором респонденты оценивают перечисленные суждения, используя предлагаемые варианты ответов от одной критической позиции через нейтральную и до другой критической позиции, например, «полностью удовлетворен», «в некоторой степени удовлетворен» и т.д. Каждому критерию ставится в соответствие шкала оценок [4,с.448]. Это простой, но достаточно ненадежный подход, поскольку в нем не учитывается относительная значимость для потребителей отдельных критериев, по которым проводится оценка компании, что затрудняет определение сторон, требующих первоочередных усовершенствований с точки зрения клиента.

Как показало исследование Б. Миттала и В.М. Лассара [8,с.464], удовлетворенность влияет на лояльность: неудовлетворенность гарантирует нелояльность, тогда как только максимальная удовлетворенность обеспечивает лояльность. Поэтому полное удовлетворение потребителей является значимым фактором при создании лояльности, что требует регулярного проведения исследования для отслеживания динамики удовлетворенности потребителей и оперативного устранения выявленных несоответствий [20,c.234].

Для определения степени лояльности клиентов проводится исследование потребителей, оценивается степень их удовлетворенности компанией и производимой ею продукцией. Таким образом, возникает необходимость разработки маркетингового инструментария, дополняющего концепцию маркетинг-микса Д. Маккарти и направленного на определение качества взаимоотношений с клиентами, от которого напрямую зависит степень их удовлетворенности сервисом компании и качеством выпускаемой продукции [25,c.240].

Методический подход к оценке удовлетворенности корпоративных клиентов.

Автором разработан организационный механизм проведения исследования удовлетворенности корпоративных клиентов промышленного предприятия, который включает в себя несколько этапов:

1 этап. Устанавливается цель опроса: это может быть выявление критических показателей, повлекших за собой снижение спроса на продукцию; определение ожиданий покупателей для сохранения лидирующих позиций на рынке, сегментация клиентов по определенным показателям и прочее.

2 этап. Разрабатывается всеми службами компании перечень показателей, являющихся значимыми как для производителя, так и для потребителя и позволяющих получить ответ на поставленную цель исследования. Учитывая особенности продукции промышленного назначения и потребительского поведения в процессе покупки на рынке, авторами предложено включить в анкету две группы параметров. К первой группе относятся параметры качества продукции: соответствие технических характеристик продукции требованиям потребителя, соответствие ресурса эксплуатации продукции требованиям потребителя, качество и надежность упаковки (удобство вскрытия, складирования, хранения), срок гарантии. Вторая группа включает параметры уровня сервиса: надежность и стабильность поставщика, качество и своевременность выполнения договорных обязательств, своевременность исполнения сроков поставки, удобство работы с Отделом сбыта изготовителя и/или его Представителем (частота обращений, доступность, достаточность, оперативность, профессионализм сотрудников), качество, достаточность и удобство использования сопутствующей товару технической документации о продукции, качество и скорость гарантийного обслуживания и ремонта, возможность получения технических и конструкторских консультаций (потребность, доступность, частота обращений, достаточность консультаций, оперативность, профессионализм), своевременность поступления и качество информации о новых видах продукции.

3 этап. Подготавливается база данных компаний-респондентов.

4 этап. Разрабатывается опросный лист — анкета: формулируются вопросы, выбирается оценочная шкала.

5 этап. Рассылаются по факсу или e-mail именные анкеты компаниям-респондентам. Четко отслеживается их маршрутизация.

6 этап. Проводится анализ на основе собранных анкетных данных и оценивается удовлетворенность потребителей качеством продукции и уровнем сервиса [15,c.312].

Авторская методика оценки удовлетворенности бизнес-потребителей продукции и услуг промышленного назначения, представлена в таблице 1.

Авторская методика основана на теоретических подходах Ж.-Ж. Ламбена, А. Парашурамана, В.А. Зейтамл и Л.Л. Берри. В качестве инструментов анализа в методике используются: пятибалльная шкала Лайкерта, модель Gap.

Автором предложено проводить постоянный мониторинг удовлетворенности ключевых потребителей на выставках, во время командировок на предприятия-потребители, — «полевые исследования», либо с помощью кабинетных методов, например, письменным опросом, когда опросный лист направляется по e-mail компаниям-респондентам, или путем размещения опросного листа на корпоративном сайте компании для участия в опросе в режиме on-line. Для повышения степени вовлеченности всех подразделений с достижение общей цели — укрепление взаимоотношений с покупателями и получение прибыли — предложено доводить результаты исследования до сведения руководства всех служб компании и использовать в дальнейшей работе. В целях повышения мотивации респондентов к заполнению анкет и установления обратной связи с потребителями предложено по результатам каждого анкетирования направлять письменные уведомления о тех мероприятиях, которые были разработаны и приняты к исполнению на основании полученных анкет [21,c.416].

2.2 Способы мотивации человека

Мотив — это то, ради чего мы выполняем какие-либо действия. Он может быть материальным или эмоциональным. Например, материальным мотивом может выступать денежная премия, выплачиваемая за выполнение той или иной работы, а эмоциональным — получение эмоций во время или после выполнения работы.

На самом деле способов мотивации существует не так много. Больше в этом мире теорий мотивации (каждую из них мы рассмотрим далее в наших статьях).

Формально можно разделить все методы на метод «кнута и пряника». Т.е. мотивация может быть положительная или отрицательная.

Положительная : «Я сдам сессию и получу стипендию»

Отрицательная: «Я сдам сессию, чтобы меня не отчислили из университета»

Вся разница лишь в том, что при положительном подходе вы настраиваете себя на результат, который вызывает у вас положительные эмоции, а, в противоположном случае, мотивом вашего поведения является страх или другие негативные эмоции.

Мотивация может быть внутренней и внешней. В первом случае мотивом для вас выступает какая-либо эмоция, которую вы ожидаете получить в процессе деятельности. Внешняя мотивация не имеет отношения к внутреннему миру человека, а нацелена на получения материального результата [22,c.235].

Другие виды и методы мотивации:

  • Мотивация самоутверждения — это стремление человека добиться признания в обществе (социуме).

    Это мотивировано самолюбием.

-Мотивация идентификации с другим человеком. Мотив, характерный для подростков. Он состоит в подражании герою. Это может быть родитель, родственник, друг или публичная личность: актер, певец и т.п. Эта сильная мотивация, которая заставляет человека саморазвиваться и стремиться к своему идеалу.

-Мотивация власти — направлена на получение, например, руководящей должности. Заключается в желании человека руководить группой людей любой ценой. Все его действия будут направлены на подъем по карьерной лестнице с целью руководства. Мотивация сильная, но не надежная. Она представляет опасность для коллектива в целом.

  • Мотивация саморазвития. Связано с желанием человека развиваться, узнавать что-то новое, самосовершенствовать себя. Саморазвитию и движению вперед всегда предшествует страх неизвестности.

Человек держится за свое прошлое, боясь сделать шаг вперед. Но, преодолев страх, он встает на путь саморазвития.

  • Мотивация достижения. Заключается в постановке какой-либо цели и стремлении ее достичь. Другими словами, добиться результата в своей деятельности. Полезна для спортсменов.
  • Негативная мотивация.

Так называемый «кнут». Этим методом пользуются, чтобы «наказать». Например, штрафы за опоздания на работу или ремень за двойку. Краткосрочная мотивация: действует пока действует наказание.

Независимо от применяемых приемов мотивации нужно учитывать определенные правила управления мотивацией, которые базируются на особенностях человеческой психики. Они отражают накопленный управленческий опыт и обеспечивают эффективность применяемых методов мотивации. Наиболее важные из этих правил могут быть сформулированы следующим образом:

Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, особенно в долгосрочной перспективе.

Непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.

Поощрение должно быть конкретным и безотлагательным; чем больше временной интервал, тем меньше эффект.

Человеку должно быть совершенно точно известно за что конкретно произошло поощрение. Тогда эти желательные действия будут закреплены и получат дальнейшее развитие. Немедленное поощрение сильнее стимулирует работников и их окружающих, чем отложенное на длительный срок. Оно может принимать различные формы. Например, президент компании IBM Т. Уотсон ввел практику выписывания чеков прямо на месте событий за достижения, которые он обнаруживал во время своих обходов предприятий [17,c.672].

Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые — удовлетворение.

Свои достижения люди преимущественно оценивают путем сравнения с результатами других, а не по абсолютным показателям. Разница между собственным заработком и заработком коллеги является подчас более устойчивым фактором удовлетворенности, чем сам заработок.

Высокие, редко кому достающиеся награды, обескураживают остальных сотрудников, всех тех, кто их не получил. Они вызывают напряженность среди персонала, приводят к ухудшению взаимоотношений. В то же время небольшие, часто и многими получаемые поощрения оказывают положительное воздействие на индивида и коллектив в целом.

Заключение

На мой взгляд, выбрав данную тему, я не ошиблась. В курсовой работе я исследовала взаимосвязь потребностей и мотивов. Очень много разногласий возникало и существует по сей день между учеными, занимающимися исследованиями в данной сфере. Я рассмотрела различные точки зрения относительно мотивов личности — как отечественных, так и зарубежных психологов.

В своей работе я постаралась раскрыть понятие и смысл мотива и потребности.

Таким образом, в результате проведенных мною исследований, на основе анализа различных теорий по изучению потребности и мотивации деятельности человека, можно заключить, что сфера потребности и мотивации человека очень сложна и неоднородна.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации и потребностей настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации и потребностей на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины.

Мотивационные факторы, такие как: ориентированность на достижения успехов, избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний, потребность в общении (аффилиация), потребность власти, альтруизм и агрессивность — в процессе становления личности становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это — наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

Сфера применения знаний по мотивации и потребности деятельности человека на сегодняшний день очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях деятельности.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/potrebnosti-kak-osnova-motivatsii-deyatelnosti-cheloveka/

1.Боутке П., Причитко Д., Хейне П. Экономический образ мышления. Издательство: Вильямс, 2005. 544 с.

2.Бухарев А.М. О духовных потребностях жизни. Издательство: Столица, 2005. 320 с.

3.Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях. Учебник — 5 изд. Издательство: Норма, 2008. 480 с.

4.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. Издательство: Норма, 2007. 448 с.

5.Головачев А.С. Организация, нормирование и оплата труда. Учебное пособие. Издательство: Новое знание, 2007. 603 с.

6.Гостик Э., Элтон Ч. Новейшие тенденция в системе мотивации сотрудников. Издательство: ЭКСМО, 2008. 256 с.

7.Джонс П. Управляйте людьми эффективно: Как обеспечить высокую продуктивность в работе, опираясь на мотивацию сотрудников. Издательство: ДиС, 2008. 272 с.

8.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. Издательство: Инфра-М, 2006. 464 с.

9.Занько Д. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. Издательство: Вершина, 2006. 240 с.

10.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Просвещение, 2004. 274 с.

11.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2005. 187 с.

12.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Учебное пособие. Издательство: Питер, 2008. 512 с.

13.Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Труд. Издательство: Экономика, 2005. 590 с.

14.Коноплева Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие. Издательство: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2007. 248 с.

15.Кулинцев И.И. Экономика и социология труда — 2 изд. Издательство: Центр экономики и маркетинга, 2006. 312 с.

16.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 2003. 369 с.

17.Макклелланд Д. Мотивация человека. Издательство: Питер, 2007. 672 с.

18.Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. Издательство: Речь, 2003. 296 с.

19.Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство: Налог Инфо, 2008. 224 с.

20.Уткин Э. А. Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 2006.

21.Федоров С. От наемного труда к свободному. Производственное самоуправление или «третий путь» в экономике. Сборник. Издательство: РИГ-ИЗДАТ, 2007. 416 с.

22.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. Т1. М.: Педагогика, 2006.. С. 235.

23.Холлифорд С. Мотивация. Издательство: ГИППО, 2008. 352 с.

24.Шиповская Л.П. Человек и его потребности. Учебное пособие. Издательство: Альфа-М, Инфра-М, 2008. 432 с.

25.Яковлева Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. Издательство: Питер, 2006. 240 с.

26.Маслоу А. Мотивация и личность. Издательство: Питер, 1970. 296 с.