Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации

Курсовая работа

профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.

Цель деятельности по данному направлению работы

1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников., В программу работы по адаптации детей к школе входят:

— консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации;

  • консультирование и просвещение родителей;
  • проведение психолого- педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников;

— проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;

— проведение деловой игры с педагогами, в которой проигрываются и в ходе совместного обсуждения разрешаются проблемные ситуации, возникающие между учителем и ребёнком, между учителем и родителем, между родителями детей;

— проведение деловой игры с родителями первоклассников по выработке единых требований семьи и школы к первокласснику;

— проведение коррекционных занятий с родителями, дети которых находятся в состоянии дезадаптации.

Выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.

14 стр., 6943 слов

"Семья, как фактор социальной адаптации первоклассников"

... с родителями первоклассников. Задачи исследования: Выявить психолого-педагогическую сущность социальной адаптации первоклассников. Определить особенности социальной адаптации первоклассников. Выявить критерии, показатели, уровни сформированности социальной адаптации первоклассников. Выявить эффективные психолого - педагогические условия социальной адаптации первоклассников в семье и школе. ...

Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации, была разработана коррекционно-развивающая программа занятий «Сказочная мозаика», цель которой: преодоление трудностей в интеллектуальной сфере, эмоциональном состоянии, поведении, общении.

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися, Данная программа имеет объём 17 часов

(плюс 13 часов индивидуальной работы с детьми).

Достижение этой цели возможно в процессе реализации

1. Коррекция и развитие у детей познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной школе.

2. Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.

Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 4 – 8 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов).

В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.

Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

39 стр., 19004 слов

Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в ...

... данной курсовой работе будут дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение (родители, социальные педагоги, одноклассники и т. д.) включённые в единый процесс социализации и социальной адаптации. Предметом исследования ...

Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях

Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков.

Ритуалы приветствия

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия, Рефлексия занятия, Тематический план занятий

№ п/п Содержание темы Кол-во часов Примечание
Груп.

работа

Индив.

работа

1 Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие памяти, внимания, образного мышления, воображения. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
2 Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. 35-50 мин. 40 мин.
3 Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля. 35-50 мин. 40 мин.
4 Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-мотор-ной координации, умения управлять собственным телом. 35-50 мин. 40 мин.
5 Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; развитие памяти, внимания, моторики, зрительно-моторной координации, развитие навыков самоконтроля. 35-50 мин. 40 мин. Консультация

родителей по развитию детей в домашних условиях.

6 Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
7 Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. 35-50 мин. 40 мин.
8 Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. 35-50 мин. 40 мин.
9 Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно моторной координации; формирование коммуникативных качеств. 35-50 мин. 40 мин.
10 Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации. 35-50 мин. 40 мин. 1)Проведение контрольного среза.

2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях.

11 Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
12 Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие памяти, внимания, логики, моторики и зрительно моторной координации; профилактика нарушения зрения. 35-50 мин. 40 мин.
13 Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания. 35-50 мин. 40 мин.
14 Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться. 35-50 мин. 40 мин.
15 Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. 35-50 мин. 40 мин. Консультация

родителей по развитию детей в домашних условиях.

16 Развитие воображения, внимания, мышления, моторики и зрительно моторной координации, умения снимать психо-эмоциональное напряжение. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполне-

ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17 Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки. 35-50 мин. 40 мин.
18 Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение. 35-50 мин. 40 мин.
19 Развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей; развитие умения снимать напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации; формирование уверенности в правильности воспроизведения. 35-50 мин. 40 мин.
20 Формирование чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. 35-50 мин. 40 мин. 1)Проведение контрольного среза.

2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях.

ИТОГО: 17 часов 13 часов

Полное содержание занятий представлено в Приложении Б.

Выводы по 2 главе

Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в двух классах СОШ № 2

В рабочей гипотезе мы предполагали выявить то, что процесс адаптации в 1 «А» и 1 «Б» не имеет различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.

В результате сравнительного анализа комплексной многомерной диагностики выдвинутая гипотеза была подтверждена. Нами было выявлено:

  1. особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности.
  2. у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но в двух классах выявлены дети с ² дошкольной позицией ² ;
  3. выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры, отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование отдельных групп в двух классах;
  4. выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
  5. у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.

В выделенных нами группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ² дошкольную позицию ² . У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они испытывают тревогу по отношению к школе.

Заключение

Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.