Младший школьный возраст является периодом кардинального изменения в жизни ребенка, в это время происходит процесс социализации, происходит этап познания мира социальных отношений. Это период первоначального становления личности, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего осознанного поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, ребенок осуществляет процесс вхождения в социальную среду, новую для него и, по сути, совершенно непривычную, которая в значительной мере отличается от всех социальных контактов, имеющих место быть в прошедшие годы ребенка. Проблема детской лжи долгое время являлась основной у многих отечественных и зарубежных ученых: Адама А., Алешинцева И.А., Гартьера К., Д убровского Б.И., Знакова В.В., Ильина И.А., Каптерева П.О., Мелитана Л., Мэй М., Нечаева А.П., Преображенского С.А., Секацкого А.К., Сосновского А., Х. Хартшорна, Шеталова А., Штерна В., Щербатого Ю.К., Экмана П. и другие. Несомненно, важным является тот факт, который следует особо подчеркнуть, что особая значимость многочисленных исследований по проблеме возникновения лжи у детей младшего школьного возраста является неоспоримо важной, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет является основой морально-нравственного и психологического облика гражданина страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть развитие страны в целом. Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным.
Фрагмент работы для ознакомления
Согласно когнитивным теориям (Колберга Л., Липман О., Пиаже Ж. и другие), дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития, от полного отрицания — к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее — к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам — к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания — к сознательному подчинению во избежание самоосуждения [4].
Болгарский исследователь Л. Леви рассматривал ложь в социологическом аспекте. Он раскрывает природу лжи в трех аспектах: информативном, инструментальном и социальном. Его соотечественник С.Желев рассматривал ложь, как сложное психологическое явление. По его мнению, ребенок не рождается лжецом. Причины лжи лежат в его воспитании. И те дети,которые привыкли лгать, повзрослев, могут стать настоящими виртуозами в этом отношении [5].
Социальная информация: сущность, виды и функции
... своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации[3]. В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями ...
Таким образом, индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи для достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.1.2 Факторы, способствующие появлению лжи у детей младшего школьного возраста.Ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. С трех лет проявление самостоятельности все больше увеличивается, но только среди знакомых – в незнакомой группе дети чаще проявляют конформность [3, с.
157]. В неоднозначных ситуациях (ситуациях двойной мотивации) происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, и тогда ребенок нарушает правила, начинает изобретать способы нарочитого искажения истины. Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда черствость не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей [5, с. 220-221]. До трех лет не существует различия между детьми, у которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости, оно появляется только в 4-5 лет. Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми. Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием — умение не проговариваться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. Свою ложь он начинает считать «военной» хитростью, а, по сути — ложь из средства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ.Специалисты в области возрастной психологии, анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, в первую очередь, обращают внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения с ними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями.Среди мотивов детской лжи Экман П. выделяет следующие: избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть. Каждый мотив с точки зрения создания границ психологического пространства можно было бы прокомментировать как вариант рефлексии на содержание отношений, как вариант осознания отношений как особой сферы, имеющей свои законы функционирования [2, с. 146]. В литературе по возрастной психологии середина детства связывается с кризисом шести лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности, а приобретения произвольности и опосредованности, то есть поведение становится многоплановым разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое [6, с. 453]. Дети лгут потому, что боятся увидеть себя в истинном свете, столкнуться с действительностью, как она есть. Они часто впадают в страх, сомнения, склонны к пониженной самооценке или чувству вины. Они неспособны справиться с окружающей их действительностью, с требованиями родителей, воспитателей, учителей. По мнению детей социум предъявляет к ним большие требования и поэтому они прибегают к защитному поведению, и их действия могут быть противоположны их чувствам.Часто детей вынуждают лгать их родители. Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными в своих требованиях, вследствие чего ребёнок будет стараться угодить всей семье [7, с. 336].Также причиной может являться то, что ребенку не хватает родительского внимания, тепла, заботы, родители являются недосягаемыми для него. Тогда ложь является способом получения хоть и отрицательного, но внимания (Гиппенрейтер Ю.Б.).Уже к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти. Он должен усвоить, что ложь и зависть — пороки, которые следует преодолеть именно в детстве, когда эти проявления в отношении с другими не стали еще чертой личности [5, с. 223]. Подводя итог указанным причинам детской лжи, мы можем сказать, что она истекает из одного общего источника: стремления доставить себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания. Ложь из страха, из-за погони за эффектом, притворные детские болезни — все эти виды лжи имеют своею целью доставить лжецу больше удовольствий и избавить его от страданий [3, с. 186]. Русский педагог Преображенский С. считал, что причины лжи кроются [10] : 1) Во влиянии общества. В 60-70-е годы 19 века, после реформ в российском обществе, профессия учителя была не престижна, учителя не пользовались авторитетом. Школа стала многосословной, в одних и тех же классах учились дети дворян, купцов и ремесленников, что, по его мнению, привело к бурному расцвету школьной лжи, которая заключается в неприемлемом поведении учащихся: они выходят из класса, прогуливают, а их родители оправдывают их в письмах и записках лживого содержания.2) В семье, где матери увлекаются общественными или иными удовольствиями и оставляют своих детей на произвол судьбы, где детям внушаются для практической жизни житейские правила: всем угождать, а выгоды добиваться лестью, лицемерием, ложью, надувательством. Психолог Филонов Л.Б. выделил факторы, повлиявшие на появление и развитие лживости. Исследователь утверждал, что на раннем этапе развития индивида не может быть и речи о лжи как о намеренном введении в заблуждение. Грани между выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно стерты, фантазии и вымысел переплетаются [7].
Личность и поведение в бюрократической организации: сильные и ...
... является изучение сущности бюрократической организации и выявление ее сильных и слабых сторон. Для достижения цели предполагается решить 1 ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ БЮРОКРАТИИ ... например, к детям, к отдыху. Такого рода обезличенность составляет основу бюрократической природы: здесь каждый теоретически должен знать законы и поступать в соответствии ...
Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной ...
... Выявить необходимость, сущность и содержание социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Охарактеризовать технологию социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Раскрыть опыт социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ...
Самый опасный вид лжи — заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды. У ребенка, накопившего опыт удачных обманов и способов сокрытия истины, возникает стремление оправдать ложь и намерение «отточить» навык лжи. В качестве оправдания своего поведения такой ребенок подводит «философскую базу» под ложь: может быть, все те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает лгущих. Появившаяся в дошкольном возрасте порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Филонов Л.Б. делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не дожидается тех или иных обстоятельств, «обладая мощной побудительной силой, отрицательное свойство может стать основой для противоправного поведения». Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает считать себя способным к хитрости, лжи и так далее Постоянное неодобрение со стороны окружающих побуждает ребенка обратиться к себе подобным, к той среде, где отрицательные качества, наоборот, одобряются, где он чувствует себя сравнительно благополучно. Ребенок осознает прагматические стороны отрицательного качества, стремится извлекать из него пользу. Если дошло до этого, тогда можно говорить о стойкой деформации всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение.Рассматривая социально-психологические истоки формирования склонности к искажению информации, можно предположить, что основные побудительные причины, стоящие за склонностью к искажению информации необходимо искать как в социализации личности, так и в биологических и типологических предпосылках структуры характера. С точки зрения социализации важны такие аспекты, как истоки формирования личности. Одним из пусковых механизмов подобного поведения являются стандартные стратегии поведения родителей и других представителей референтных (значимых для личности) групп в различных ситуациях, предполагающих наличие выбора между искренним и неискренним общением, а также страх перед взрослыми, страх перед наказанием. Как известно из возрастной психологии, ребенок уже в раннем возрасте проявляет способность избегать негативных эмоций со стороны неприятного для него окружения с помощью маскировки и приспособления. В.В. Знаков отмечал, что обращаясь к анализу психологических механизмов лжи, нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими. Не менее важным фактором в формировании предрасположенности к искажению информации является «природная слабость и неуверенность, которые испытывает ребенок, сталкиваясь с затруднительными ситуациями [11].
Подводя итог указанным причинам детской лжи, можно сказать, что она истекает из одного общего источника: стремления доставить себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания. Ложь из страха, ложь от прилаживания себя к окружающим, из-за погони за эффектом, притворные детские болезни — все эти виды и ступени лжи имеют своею целью доставить лжецу побольше удовольствий и избавить его от страданий [3].
Психология лжи и обмана
... и списка литературы. 1 Теоретические аспекты исследования лжи и обмана 1.1 Понимание феноменов лжи и обмана в психологии Ложь является одним из сложнейших коммуникативных феноменов, ... обзор теоретических и прикладных аспектов проявления и распознавания лжи – лягут в основу диссертационного исследования. Структура исследования. Реферат состоит из введения, основной части, включающей две ...
Таким образом, основными мотивами детской лжи являются желание самоутвердиться и боязнь наказания. Причиной детской лжи часто являются сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное. Так или иначе, привычка ко лжи – это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.1.3 Отношение ко лжи взрослых.Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь явная и по лицу ребенка это хорошо заметно. Все родители хотят, чтобы их дети выросли честными людьми. И все так или иначе сталкиваются с проблемой детской лжи. Почему ребенок говорит неправду? Можно ли с этим бороться? Если можно, то как?Опросы показывают что 80% родителей уверены, что дети их обманывают. При этом родители отмечают тот факт, что бывают ситуации, когда ложь оправдана (ложь может избавить от наказания; помогает не обидеть человека; помогает благому делу; ложь во спасение).
К неблагоприятным последствиям лжи родители отнесли такие ситуации, как то, что ложь приучает к обману; делает больно; на душе остается неприятный осадок; приносит моральный (стыд) и физический вред. Причины детской лжи родители определили следующим образом: страх наказания; недостаток воспитания; нарушение социальных контактов; ложь во спасение (чтобы не расстраивать родителей); показать себя с лучшей стороны. При этом большинство родителей (60%) основной причиной детской лжи считают боязнь наказания. Все родители (100%) думают, что беседовать с детьми о пользе или вреде лжи стоит. К приемам, способствующим предотвращению детской лжи родители относят: беседу (80%); собственный пример (60%).Большинство родителей считают необходимым проводить работу по предотвращению детской лжи, но не владеют в полной мере знаниями о необходимых приемах и способах.1.4 Проявления лжи детей младшего школьного возраста.Выявлено что все дети обманывают либо взрослых, либо сверстников, но делают это по разным причинам и с разной интенсивностью. 30% детей обманывают для самоутверждения либо для достижения своих целей в детском коллективе; 10% детей, чтобы не доставлять неудобства взрослым; 40% — детское фантазирование, что не является ложью в семантическом значении этого понятия. Это не ложь и не обман, просто дети нечетко отличают реальность от вымысла, к тому же такие небылицы не приносят никакого вреда и свидетельствуют только о развитом воображении ребенка. Только один ребенок обманывает постоянно и без видимых причин. В этом случае лучше выяснить причины такого обмана и постараться предотвратить его. Если же ребенок старше 7 лет продолжает хронически лгать, это может свидетельствовать о наличии у него каких-то внутренних проблем. Не исключено, что в подобной ситуации малышу даже понадобится помощь детского психолога.У всех остальных детей (90%) ложь – причинно обусловлена.Дети считают, что обманывать это плохо: из-за боязни наказания (80%); нравственные причины (обман – это плохо) – 30%. 60% детей утверждают, что никогда не обманывали родителей. 40% — сознаются в обмане взрослых. Большинство детей отмечают, что взрослые разговаривают с ними на тему лжи. Но при этом родители не объясняют детям, почему нельзя обманывать, т.е на проявление лжи со стороны родителей следует директивное указание: врать нельзя. К 5-6 годам дети уже осознают, как важно быть честным. В этом возрасте они мыслят предельно конкретно, и большинство детей говорят: «Лгать нельзя никогда и ни при каких условиях». И хотя дети в этом возрасте, случается, скрывают правду, им прекрасно известно, что лгать дурно.1.5 Методические рекомендации для родителей и педагогов.На основании проделанных исследований были составлены рекомендации по предотвращению лжи детей младшего школьного возраста для родителей и педагогов.Совет 1-й. Верьте ребенку.Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: «Только попробуй, подерись сегодня!», «Пусть только на тебя сегодня пожалуются!» — это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: «Веди себя спокойней и посдержанней». Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.Совет 2-й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она — полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.Совет 2-й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она — полезна.. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.Если ребенок разбил чашку, и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: «Это ты разбил чашку?» — а лучше скажите: «Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей и педагогов свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его — бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. «Нет, это не я!» — «Нет, ты признайся!» — «Нет, не я» и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его. Но если вы не уверены в том, что это совершил именно этот/ваш ребенок, в этом случае лучше сказать: «Я надеюсь, твои слова — правда. Если нет, я очень огорчусь».Совет 5-й. Вознаграждайте честность.Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: «Я рад тому, что ты — честный человек, ведь ты сказал правду».Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать.
Исследование личности в зарубежной психологии
... окружающих его людей [7,10].Глава II. Исследование личности в зарубежной психологии2.1. Понимание личности в психоаналитическом направленииАвстрийский ученый Зигмунд Фрейд основоположник «классического ... индивидуальное бессознательное и индивидуальное сознательное. Основной структурой личности является коллективное бессознательное, в нем сосредоточен весь культурно-исторический опыт ...
» Формирование педагогической культуры родителей младших школьников»
... педагогической культуры родителей младших школьников. Выявить критерии, показатели, уровни сформированности педагогической культуры родителей младших школьников. Проанализировать педагогический опыт формирования педагогической культуры родителей младших школьников. Выявить эффективные психолого- педагогические условия формирования педагогической культуры родителей ... родителей к воспитанию детей. ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/detskaya-ljivost-kak-vospitatelnaya-problema/
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/detskaya-ljivost-kak-vospitatelnaya-problema/
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] – Москва, Академия, 1999.-672 с.
2. Байярд Т. Ваш беспокойный ребенок [Текст] — М., Акванун, 1991, — 220 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться нонимать своего ребенка [Текст] — М., ACT- ПРЕСС, 2000, — 432 с.
4. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. [Текст] – Москва, Педагогическое общество России, 2000. – 144 с.
5. Гармаев А. Ложь во спасение [Текст] //научная статья А. Гармаев // Семья и школа. – 1981. — № 7. – 31-34 с.
6. Девина И. Правда о лжи [Текст]: научная статья И. Девина // Школьный психолог, 2009. — № 6 (436).
– 23-25 с.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции [Текст] — М., Просвещение, 2003, — 263с.
8. Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] – Москва, Академия, 1996. — 352с.
9. Зимбардо Ф., Ляйне М. Социальное влияние [Текст] – СПб, Питер, 2000, — 448 с.
10. Изучение отношения ко лжи старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Курсовая работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alldisser.com/download/ref-74534.html — Дата доступа: 25.03.14
11. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. [Текст] — Москва, Модэк, 1999. — 336 с.
12. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. -С. 260
13. Лебедева Л., Соловьев В. История одной лжи. Метод в теории и на практике [Текст] //научная статья Л. Лебедева, В. Соловьёва // «Школьный психолог» № 6. 2009. – 23-25 с.
14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь., 4-е изд.-е, [Текст] — М., СПб., Аст. Москва, Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] – Москва, Академия, 2000. — 456 с.
Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателей ДОУ (2)
... эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. В современных условиях конкурентоспособным ...
16. Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст] — М., Российское педагогическое агентство, 1996, — 235 с.
17. Оклендер В. Окна в мир ребенка. [Текст] – Москва, Класс, 2005. – 336 с.
18. Пэрну Л.,Я воспитываю ребёнка. [Текст] – Москва, Прогресс, 1982. – 272 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] – СПб., Питер, 1998, — 526 с.
20. Сельченок К., Сомов В. Нерецессивная педагогика [Текст] – М., Акванун, 2001, — 294 с.
21. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] — Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 379 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. [Текст] – Москва, Академия», 2001. — 336 с.
23. Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. Справочная информация и рекомендации [Текст] //научная статья Ю.И. Холодный // Мир безопасности. – 1998. — Выпуск 1. — 96 с.
24. Экман П. Психология лжи [Текст] — СПб., Питер, 2001. – 272 с.
25. Юнацкевич П.И., Кулагин В.А. Психология обмана [Текст] – СПб., Фолио-Плюс, 2003, — 271 с.
26. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. [Текст] – Москва, Просвещение, 1978. – 267 с.