1. Рассмотрите понятие мышление и его роль в организации деятельности.
2. Опишите основные типы мышления и мыслительных операций.
3. Рассмотрите Индивидуальные различия мыслительной деятельности.
4. Охарактеризуйте основные механизмы и функции сознания.
5. Раскройте роль бессознательного в организации поведения.
1. Понятие мышление и его роль в организации деятельности
Мышление — это процесс отражения существенных свойств и явлений объективного мира, их связей и отношений, направленный на активное познание человеком окружающей среды и решение возникающих перед ним задач. Исследование механизмов мышления многочисленны и выполнены с помощью различных методологических подходов. Информация, полученная из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
[1]
Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией. В процессе афферентного синтеза поступающая информация анализируется и сопоставляется со следами памяти. Этапу принятия решения соответствует выбор той гипотезы, которая будет проверятся при решении мыслительной задачи. В акцепторе результата действия в соответствии с выбранной гипотезой формируются представления о том, что в первую очередь нужно доказать или опровергнуть. В процессе эфферентного синтеза планируется система доказательств гипотезы и её проверки. Этапу реализации текущего действия соответствует осуществление доказательства принятой гипотезы. [2]
Если доказательство оказалось ошибочным, активируется исследовательская деятельность субъекта, приводящая к изменению содержания акцептора результата действия и эфферентного синтеза и в конечном счете к возникновению новых замыслов, в которых могут использоваться новые пути и способы доказательств.
2. Основные типы мышления и мыслительных операций
мышление сознание поведение индивидуальный
Участие России в деятельности международных природоохранных организациях
... международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере. Особую заботу мирового сообщества на современном этапе представляют глобальные экологические проблемы. Эти проблемы – результат деятельности ... Всемирная метеорологическая организация наблюдает ... что роль парникового эффекта в климатических ... Россия пока попросила отсрочки. в) ...
Описание различных типов мыслительных процессов следует из анализа способов решения различных задач. Выделяют четыре основных способа, которые наиболее часто встречаются при мыслительной деятельности.
Наглядно-действенное мышление основано на переборе действий, связанных с целями решаемой задачи. Данный тип мышления используется в практической деятельности человека. Для такой стратегии мышления характерно отсутствие законченного плана действий, выполнение деятельности в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания предыдущей. При этом образуется разрыв между конечной целью деятельности и её результатом. Кроме того, в памяти человека должна храниться информация о действиях, проведение которых в данной ситуации может привести к достижению цели. Помимо перебора действий может использоваться перебор символов действий. В этом случае формируется так называемая «ага-реакция», или догадка, когда внезапно после некоторой приостановки действий находится решение проблемы. Догадки — приблизительные решения, возникающие при замене процесса перебора действий перебором символов действий.
Наглядно-образное мышление — это также способ практического мышления. Оно базируется на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающей среды. Этот способ мышления очень важен при стратегии поведения человека в новой обстановке. Образы незнакомых предметов при этом в большей степени отражают реальный мир, чем информация, хранящаяся в памяти.
Образное мышление — связано с непосредственным манипулированием образами и представлениями. Этот способ представляет собой вариант теоретического мышления. Образы объединяются в структуры посредством процессов воображения, извлечения информации из памяти. В ходе мыслительной деятельности образные структуры могут преобразовываться, сравниваться друг с другом.
Понятийное мышление в своей основе имеет процессы обработки информации об отвлеченных понятиях. А также проведение логических умозаключений. Специфика понятийного мышления заключается в сложности построения длинных последовательностей причинно-следственных связей между понятиями. Формирование этих связей происходит путем выделения определенных атрибутов понятий. В каждой ситуации используются различные атрибуты одного и того же понятия.
Все типы мышления взаимно дополняют друг друга и могут использоваться одним и тем же человеком в разных ситуациях. Однако можно говорить о том, что в зависимости от индивидуального склада люди могут отдавать предпочтение определенному типу мыслительной деятельности для решения стоящих перед ним задач.
Сравнение представляет собой сопоставление групп параметров понятий в соответствии с заданными критериями. В результате сравнения выделяют степени различия и сходства понятий. На процессе сравнения основывается любая классификация объектов и понятий.
Анализ состоит в расчленении понятия об объекте для определения характеристик объекта и их взаимоотношений. Результатом процесса анализа является представление данных об объекте в более удобном для сравнения виде.
Технология критического мышления как средство формирования мыслительной ...
... развития критического мышления» Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве учащихся и преподавателя, и рассчитана на постановку проблемы и поиск ее решения. Цель данной технологии - развитие мыслительных ... развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, ... педагогической деятельности по ... (последовательность) действий ученика и ...
Синтез заключается в объединении частей объектов по их соотношению, т.е. в построении целого, не сводимого к простому перечислению исходных частей. Процесс синтеза определяется законами соотношения.
Абстрагирование подразумевает выделение особых параметров объектов. При этом могут быть получены ошибочные результаты за счет некорректности выделения параметров или за счет неверной оценки важности этих параметров.
Обобщение имеет под собой цель объединения в единый класс, группу объектов на основе других процедур мыслительной деятельности.
Конкретизация основана на фиксации ряда параметров понятия, при анализе их обобщенного описания.
Алгоритмы этих процедур могут перекрываться и использоваться одновременно и в различных последовательностях в зависимости от цели деятельности и особенности субъекта.[1,2]
3. Индивидуальные различия мыслительной деятельности
Разрабатывая вопрос о природе индивидуальных различий мыслительной деятельности, И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности. Им было выделено три типа: художественный, мыслительный и средний, в основе которых лежит определенное соотношение у человека первой и второй сигнальных систем. Для художественного типа характерно преобладание первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления чаще пользуются чувственными образами. У мыслительного типа усилена работа второй сигнальной системы, что приводит к резкой выраженности способности к отвлечению от действительности, основанной на стремлении к анализу и соединению анализируемых частей в целое. Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем. Большинство людей относится к среднему типу.
На основе многолетних комплексных исследований типов высшей нервной деятельности, темперамента, общих и специальных способностей выделяют два основных комплекса признаков, характеризующих художественный и мыслительный тип высшей нервной деятельности. Для людей с художественным типом мышления характерно преобладание невербального интеллекта. У них лучше развиты коммуникативные способности: музыкальные, педагогические, коммуникативно-речевые. Художественный тип мышления чаще встречается у людей с сильной нервной системой и экстравертов. Для них характерен оптимистический эмоциональный настрой.
Мыслительный тип отличает преобладание вербального представления фактов, развитые познавательные способности, такие как математические, когнитивные, лингвистические. Людей этого типа характеризует слабая нервная система и высокий уровень интроверсии, повышенная тревожность и пессимизм.
Два специально человеческих типа высшей нервной деятельности характеризуются и разными типами темперамента. Темперамент И.П. Павлов определял как сочетание трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Меланхолики характеризуются слабой нервной системой и инертностью процессов возбуждения и торможения. Для их психики свойственна легкая ранимость, нерешительность, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию решения. Наиболее типичными реакциями на внешний мир у них являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне. Для сангвиников, холериков и флегматиков свойственен сильный тип нервной системы. Однако у холериков преобладают процессы возбуждения, у флегматиков — процессы торможения, а для сангвиников характерна уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Их подвижность. Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной психикой, легко и быстро реагирующий на изменение ситуации. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям в мире. Флегматик — тип человека, который внешне и внутренне невозмутим и спокоен. Его внутренний мир устойчив и мало подвержен внешнему воздействию. Холерик — тип людей, обладающих неуравновешенным характером, эмоционально возбудимых. Их внешние действия всегда быстры, страстны и целеустремленны.
Патология нервной деятельности . патология нервной системы студент ...
... мозге (главным образом в белом веществе) рассеянных очагов демиелинизации, в которых происходит разрастание глии с формированием очагов склероза - бляшек. Рассеянный склероз - частое заболевание нервной системы. ... склерозе. Вначале появляются свежие очаги демиелинизации вокруг вен, которые сочетаются с процессами ремиелинизации. Сосуды в очагах поражения расширяются и окружаются инфильтратами из ...
Люди с меланхолическим темпераментом по соотношению сигнальных систем относятся к мыслительному типу. Флегматики, сангвиники и холерики более тяготеют к художественному типу по сравнению с меланхоликами, т.е. особенности художественного типа могут сочетаться с любыми из этих типов темперамента. Однако в большей степени это свойственно холерическому темпераменту. Это говорит о том, что черты темперамента и когнитивные способности специально человеческих типов высшей нервной деятельности образуют своеобразные отличающиеся эмоционально-познавательные комплексы.
Художественный и мыслительный типы различаются и выраженностью степени доминирования левого и правого полушарий головного мозга. В целом справедливо утверждение, что художественный тип характерен для людей с преобладанием активности правого полушария, что определяет образность их мышления. Мыслительный тип свойственен людям с доминированием левого полушария, наиболее часто связанного с речевой функцией. Однако для творческих людей и людей искусства характерна интеграция способов обработки информации, предоставляемой различными полушариями, что приводит к интенсивному использованию двух полушарий в процессе мышления.
Использование методик, позволяющих избирательно воздействовать только на одно полушарие, позволило продемонстрировать различия в деятельности левого и правого полушарий в процессе мыслительной деятельности.
Полагают, что левое полушарие обеспечивает процессы понятийного мышления. Оно преимущественно оперирует с вербальными стимулами и участвует в основном в аналитических процессах, что является базой логического мышления. Обработка входных сигналов осуществляется левым полушарием последовательно, что позволяет строить причинно-следственные связи.
Правое полушарие реализует процессы образного мышления. Оно в основном имеет дело с невербальными стимулами, участвует в синтетической деятельности и отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за их преобразования.
В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Функционируя изолированно, каждое полушарие формирует свое целостное изображение образа. При выборе суждения ведущим является левое полушарие.
4. Механизмы и функции сознания
Существует множество теорий о механизмах сознания в которых предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия для возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрение роли отдельных структур или нейронных сетей мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции — мышление, воображение, запоминание и желание. На деле эти два подхода не исключают друг друга, так как специальные операции, связанные с сознанием, реализуются с участием особых нейронных сетей, находящихся в конкретных структурах мозга.
Нейрофизиологические корреляты сознания и речи
... же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Следовательно, это полушарие (или какие-то его области) можно считать главным нейронным субстратом ... становится возможным их объединение в единую систему. 4.3 Функциональные предпосылки сознания сознания человека С другой стороны, сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов - например, при ...
Изучая процессы концентрации и индукции возбуждения, их распределение по коре больших полушарий головного мозга, И.П. Павлов создал теорию сознания, которая получила название теории светлого пятна. Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре больших полушарий головного мозга. При этом сознание не обязательно связано с символьными операциями — второй сигнальной системой и речевой деятельностью. По И.П. Павлову, сознание есть у человека и у животных.
Среди многочисленных определений сознания можно выделить два принципиально разных подхода. С позиции первого из них сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных, связанных с субъективными переживаниями своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий и продуктов творчества. Другое определение сознания исходит из функционального состояния мозга. В этом случае сознание рассматривается как определенное состояние мозга или уровень реактивности мозга. Обобщение этих двух подходов находит отражение в определении сознания как специфического состояния мозга, позволяющего осуществлять высшие психические функции.
Существует ряд теорий о механизмах возникновения сознания.
В основе голографической теории сознания К. Прибрама (1975) лежит положение о том, что информация о входных сигналах распределена по сети нервных клеток так же, как по узору физической голограммы. Распространение свойств голограммы на функции мозга означает, что информация в мозге о каждой точке объекта распределена по голографическому экрану мозга. При этом любая малая часть голограммы содержит информацию обо всем объекте. С уменьшением куска голограммы, с которого восстанавливается образ всего объекта, уменьшается и разрешающая способность его опознания. Сканирование информации, как полагает К. Прибрам, осуществляется с помощью гиппокампа, где хранится информация обо всех объектах и явлениях в голографическом виде.
Теория повторного входа Дж. Эдельмана (1981) предполагает, что элементарные процессы сознания являются прерывистыми. Система сознания построена так, что сигнал, возникший внутри некоторой системы, входит в неё повторно после дополнительной обработки в других группах клеток. Параллельно в эту же группу клеток поступает сигнал из долговременной памяти. Соединение этих потоков информации составляет цикл активности сознания. Предполагается, что длительность каждого цикла составляет 100 мс. Таким образом, в соответствии с этой теорией осознание возникает в результате взаимодействия нервных клеток (нейронов) высокого порядка с ассоциативными структурами, заложенными в долговременной памяти на основе прошлого опыта.
Прожекторная теория сознания предложена Ф. Криком (1990).
Сознание как психофизиологический феномен
... особый уровень возбуждения коры полушарий больших, который именуется оптимальным. Итак, в сознание психофизиологии понимается, в первую очередь, как состояние особое мозга, при котором только и ... фоне». И в когнитивной психологии внимание как определяется направленность «деятельности по переработке информации на часть ограниченную «входа», при этом существует представляющее, предвнимание ...
В его теории идея И.П. Павлова о сознании как светлом пятне получила дальнейшее развитие. Он предположил наличие специального аппарата, создающего «луч прожектора», связав его с особой формой внимания и электрической активностью мозга. Кроме того, он указал на зависимость сознания от механизма кратковременной памяти.
Согласно теории Крика, нейронные процессы, попадающие под луч прожектора внимания, определяют содержание нашего сознания, в то время как нейронные процессы вне света прожектора образуют подсознание. В ситуации произвольного внимания луч прожектора направляется командами из рабочей памяти. Таким образом, сознание практически зависит от некоторых форм памяти и внимания.
Процессы, которые обеспечивают осознание результатов действия когнитивных механизмов, образуют высший уровень сознания. Высокий уровень его активности обеспечивается включением механизма, регулирующего генерализованные и локальные влияния активирующих систем мозга. Высший уровень сознания находится под иерархическим контролем. Командные сигналы из коры больших полушарий извлекают необходимую информацию и переводят её в рабочую память для контроля за исполнением поведения.
Высший уровень сознания не может существовать без участия модулирующей системы мозга. Прерывание связей с системой активации вызывает нарушение сознания. Зависимость сознания от модулирующей системы мозга дает основание связывать сознание с определенным состоянием мозга, а не содержанием информационных процессов. С этой точки зрения сознание — это специфическое состояние мозга, при котором только и возможна реализация высших психических функций.
Выход из этого специфического состояния приводит к выключению высших психических функций при сохранении механизмов жизнеобеспечения. Различают глобальное и локальное прерывание сознания. Примером перехода к глобальному бессознательному состоянию является засыпание, при котором наблюдается выключение активирующих и включение инактивирующих структур модулирующей системы мозга.
Выделяют две функции сознания: чувство «Я» и функцию коммуникации. Предполагают, что процессы самооценки, самосознания (чувство «Я») и мотивационной сферы связаны с деятельностью правого полушария. Его поражение ведет к нарушению личности, тогда как при повреждении левого полушария личность остается сохранной, но страдает речь, т.е. коммуникативная функция сознания.
Однако начальные этапы формирования речевого высказывания связаны с функционированием правого полушария, а завершается этот процесс при активном участии левого полушария. Лингвистические способности правого полушария и сходство функций обоих полушарий на ранних этапах развития свидетельствуют о том, что оба полушария первоначально обладают достаточно сходными симметричными свойствами, а в процессе развития постепенно специализируются, что и приводит к формированию доминантного и субдоминантного полушарий.
Существует мнение, что левое полушарие интерпретирует то, что делает правое полушарие. Вследствие этого при отсутствии достаточной информации человек может логически сформулировать некоторые предположения о причинах своих реакций и поступков, хотя эта интерпретация может быть далека от истины.
Ввиду того, что каждое полушарие может иметь собственную независимую систему оценок значения событий и явлений, можно полагать, что в процессе осознания события ведущую роль в вынесении суждения играет доминантное речевое полушарие, а субдоминантное полушарие поставляет ему результат собственной деятельности, что учитывается в процессе принятия решения.
Мозг. Сознание. Бессознание
... факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Исходя из сказанного выше, мы ... были обозначены как фокусы взаимодействия. При этом их топография различается в зависимости от вида мыслительной деятельности. Так, при ... кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли полушарий и имеющую отношение к памяти. Там определяется ...
Таким образом, в сознании представлены только конечные результаты процессов обработки информации, которые человек осознает в виде последовательных образов и переживаний. Операции, лежащие в основе создания отдельных образов и переживаний, в сознании не представлены. Однако, чтобы понять, что такое сознание, необходимо выйти за пределы сознания и определить механизмы тех. процессов, которые формируют субъективный образ и реализуются на уровне подсознания.
5. Роль бессознательного в организации поведения
Познание окружающей действительности осуществляется не только на сознательном уровне, большая часть информации воспринимается бессознательно. Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, и принято относить к категории бессознательного. Наряду с сознанием бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности человека.
Таким образом, бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, действий и состояний, не представленных в данный момент в сознании. Бессознательное способно оказывать заметное влияние на поведение человека, его психику и содержание его сознания, проявляясь в формах аффекта, реакции защиты, сновидениях, гипнозе, непроизвольном запоминании и т.д.
Неосознаваемое психическое сообщает сознанию о результатах своей деятельности с помощью эмоций. Такая форма психического отражения, как эмоция, не относится к категории осознаваемых явлений. Для перевода эмоций на уровень сознания необходимы дополнительные операции, связанные с вербализацией соответствующего эмоционального состояния.
Механизмы бессознательного восприятия связаны преимущественно с функционированием правого полушария головного мозга, отражающего действительность в совокупности существенных для данного момента элементов среды и единичных, случайных признаков, не имеющих в данный момент смыслового значения, а поэтому и не воспринимающихся сознанием человека. Однако при постановке новых задач, требующих поиска и выбора новых необычных путей решения, эти элементы бессознательного могут быть осознаны человеком, т.е. перейти в сферу сознания.
П.В. Симонов предлагает выделяет три группы проявления бессознательного. Первая группа — досознательное. Оно охватывает все биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также генетически заданных свойствах темперамента.
Вторая группа бессознательного — подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. К подсознанию П.В. Симонов относит и те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают использование ранее накопленного опыта. В процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса. Основной чертой подсознания является его консервативность. Из-за своего консерватизма подсознательное лишено творческого начала, которое предполагает преодоление устоявшихся норм и правил.
Деятельность. Сознание. Личность
... Главы эти служат введением к ее центральной части, в которой рассматриваются проблемы деятельности, сознания и личности. Совершенно особое место занимает последняя часть книги: она не является продолжением ... анализ; наконец, у очень многих закружилась голова от фрейдизма, якобы нашедшего в бессознательном ту точку опоры, которая позволяет поставить психологию с головы на ноги и ...
Третью группу бессознательных явлений составляет сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание — источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа — трансформация следов памяти и порождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. За сознанием остается функция отбора гипотез на основе их логического анализа. Сверхсознание всегда направлено на удовлетворение потребностей, устойчиво доминирующих в иерархии мотивов субъекта. В отличие от подсознания деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях. Сознание оценивает только результаты деятельности сверхсознания. И если подсознание защищает сознание от излишней работы и психологических перегрузок, то неосознаваемость творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/psihofiziologiya-myishleniya/
1. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник / Вадим Петрович Ступницкий. — Москва : Дашков и К°, 2013. — 520
2. Учебное пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» Психофизиология профессиональной деятельности, [Текст] Омск-2008
3. Григорьева Н.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс).
[Электронный ресурс] МИЭМП, 2009.
4. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. — СПб.: [Электронный ресурс] Питер, 2011.