ВКР «Организационная психология»

Эссе

Профессия «психолог-консультант» относится к конкретной профессиональной группе, а именно «человек-человек». Деятельность психолога-консультанта относится к помогающей профессии, поэтому главная особенность профессионального аспекта представленной профессии – оказание необходимой помощи.

Особенность представленной профессии связаны с тем, что специалисту приходится вступать постоянно в контакт с другими людьми, поэтому специалист должен обладать определенными психологическими особенностями, находиться в постоянном профессиональном и личностном саморазвитии.

К сожалению, в контексте профессиональной деятельности могут происходить изменения специфики работы специалиста, а также трансформация личностных особенностей, что представляет собой формирование и развитие профессиональной деформации психолога-консультанта.

Психолог — консультант в связи со спецификой профессиональной деятельности находится в длительном и напряженном взаимодействии с клиентами, способствует разрешению проблемных моментов клиентов, что зачастую приводит к развитию профессиональной деформации.

Профессиональная деформация сложно поддается коррекции, поэтому важно своевременно диагностировать ее зарождение и определить факторы, определяющие становление дезориентации личности психолога-консультанта.

С этой позиции в рамках нашей работы мы акцентировали внимание на проведении анализа особенностей профессиональной деформации психологов-консультантов с разным стажем профессиональной деятельности с целью разработки рекомендаций по психологической профилактике профессиональной деформации психологов-консультантов.

Спецификой становления и развития профессиональной деформации занимались следующие исследователи: Т. Гордон, Д. Динкмейер, С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Л.М. Митина, Н.Б. Москвина, М.Ф. Секач, Е.А. Семенова, Е.М. Семенова, В.С. Чернявская и др.

Цель исследования, Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности исследования профессиональной деятельности в психологии.
  2. Определить особенности профессиональной деятельности психолога.
  3. Выявить показатели успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
  4. Исследовать особенности профессиональной деформации психологов в научных исследованиях и представить факторы, влияющие на профессиональную деформацию
  5. Провести диагностику профессиональной деформации психологов-консультантов с последующим анализом полученных данных.
  6. Разработать рекомендации по психологической профилактике профессиональной деформации психологов-консультантов.

Объект исследования, Предмет исследования, Экспериментальная база исследования:, Методы исследования:, Методики исследования:

  1. Методика выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий (Е.П. Ильин).
    3 стр., 1033 слов

    Профессиональная этика тренинговой деятельности психолога

    ... тренинги ведут люди, не имеющие психологического образования. Это связано с тем, что в России деятельность тренера не требует лицензирования. Между тем В США выделено несколько уровней компетенции психолога. Звание психолога ... принципом в кодексе профессиональной этики психолога, который был ... Серия «Мастера психологии») Вачков И. В. основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. ...

  2. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко).

  3. Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).

  4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
  5. Диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

Профессиональная деятельность психолога-консультанта как предмет научной рефлексии

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер нашей жизни.

Исследование профессиональной деятельности позволяет не только обосновать пути, методы и средства совершенствования деятельности, но также исследовать фундаментальные явления психики (формирование субъекта труда, развитие способностей, становление личности профессионала, механизмы регуляции функциональных состояний, проявления личностных особенностей в трудовом поведении и т. д.).

Отечественная психология одной из первых обратилась к изучению профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), посвященные рассмотрению общепсихологических проблем деятельности, заложили основы и развили представления о психологическом строении деятельности, ее морфологии, структуре, механизмах регуляции и принципах изучения.

В дальнейшем интенсивно разрабатывались и прикладные аспекты психологии трудовой деятельности, а именно вопросы профориентации, профотбора, профподготовки, проектирования деятельности и другие (В.Д. Шадриков, Д.А. Ошанин, А.А. Крылов, С.А. Конопкин, В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, Е.А. Климов, Г.М. Зараковский, Г.С. Суходольский и др.).

Б.Ф. Ломов обращает внимание на то, что в психологии при изучении профессиональной деятельности исследование ее предмета, средств, условий следует проводить лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы понять процессы, состояния и свойства субъекта.

Он отмечает, что нередко психические явления, возникающие и развивающиеся в процессе выполнения индивидом деятельности, рассматриваются как ее продукты. Действительным продуктом любой, в том числе и индивидуальной, деятельности является преобразованный (хотя и опосредованно – через деятельность других людей) в ходе ее выполнения предмет, материальный или идеальный. Оценка этого предмета (его качества, величины и т. п.), его общественной и индивидуальной ценности, полезности, значения для профессионализации и т. д. выступает критерием профессиональной пригодности, уровня профессионализма субъекта.

Таким образом, профессиональную пригодность можно рассматривать и как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его возможности достичь и реализовать заданные нормативы деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Б.Ф. Ломовым разработана концепция анализа профессиональной деятельности через систему психологических категорий (личность, деятельность, отражение и др.), которая определяет закономерности формирования субъекта труда и проявления его активности.

На основании анализа и обобщения результатов собственных исследований и работ других авторов Б.Ф. Ломов выделил ряд компонентов системы профессиональной деятельности, а именно:

  • мотив;
  • цель;
  • планирование деятельности;
  • переработка текущей информации;
  • оперативный образ (концептуальная модель);
  • принятие решения;
  • Действия;
  • проверка результатов и коррекция действий».

Перечисленные компоненты не являются изолированными друг от друга, а выступают как взаимосвязанные, выполняющие различные регулирующие функции в подготовке, организации и выполнении профессиональной деятельности, в ходе которой осуществляется преобразование ее предмета в продукт.

В контексте представленного анализа необходимо выделить

изучение компонентов структуры профессиональной деятельности. Данное направление представлено В.Д. Шадриковым.

Исследователь показал, что процесс овладения профессиональной деятельностью не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, а затем – другие. Деятельность как бы «закладывается вся целиком», но в неразвитой форме. При этом развитие любой из составляющих на каком-либо определенном этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (не максимальным).

Иначе говоря, развитие каждой из составляющих подчиняется развитию системы в целом.

Концепция системогенеза деятельности выступает как единство системного, генетического и собственно психологического изучения деятельности. В ней формируется представление об идеальном объекте психологического анализа деятельности как системе – представление о структуре основных образующих деятельность с их многообразными взаимосвязями.

Большое значение для психологического изучения профессиональной деятельности и психологической пригодности к ней имеют работы О.А. Конопкина по обоснованию механизмов осознанной регуляции профессиональной деятельности.

С позиции автора важнейшую роль в процессе саморегуляции профессиональной деятельности и достижении заданного уровня профпригодности выполняет принятая субъектом цель деятельности, которая отражает не только реальный или идеальный результат самого трудового процесса, но и нормативный уровень его достижения для конкретного субъекта. Этот уровень достижений является субъектной мерой, характеризующей уровень пригодности.

Цель, являясь постоянно осознаваемым компонентом профессиональной деятельности, выступает в то же время и ключевым звеном саморегуляции.

Предложенная Г.М. Зараковским и В.И. Медведевым концепция психолого-физиологического содержания профессиональной деятельности определяет ее четырехкомпонентный состав:

8 стр., 3664 слов

Проектная деятельность как основа творческого развития дошкольников

... уровню знания. В качестве учебной деятельности проектная деятельность дошкольников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно ... и частные особенности понятий (и стоящих за ними видов деятельности), связанных с проектной деятельностью детей [11]. Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития ...

  • интенциональный компонент — мотивы формирования цели деятельности;
  • операциональный компонент — процесс преобразования информации и энергии, направленный через посредство орудия деятельности на ее предмет (внешний или внутренний – концептуальный);
  • активационно- активация волевых усилий;
  • базовый компонент — функциональные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, регуляцию его функций в соответствии с характером деятельности.

В последние два десятилетия исследования в области психологии профессиональной деятельности были направлены на изучение психологических механизмов регуляции деятельности, обоснование принципов и методов формирования профессиональной пригодности, поиск путей и способов психологического обеспечения работоспособности человека и т. д.

Одним из направлений развития психологической теории деятельности является изучение роли состояния психических и физиологических функций человека в обеспечении его профессиональной надежности и пригодности. Многочисленные исследования показали, что состояние функциональных систем организма, степень развития и особенности реактивности профессионально важных функций и качеств человека прямо или косвенно влияют на уровень его работоспособности.

В исследованиях В.А. Бодрова, Ф.Д. Горбова, Н.Д. Заваловой и других обращается внимание на особенности нарушения профессиональной деятельности при совмещенном предъявлении задач обуславливаются степенью их приоритетности, модальностью сигналов, психологической структурой задач, пространственно-временными особенностями предъявления задач и другими факторами.

В психологических исследованиях значительно вырос интерес к вопросам о роли психического образа в регуляции профессиональной деятельности, об особенностях его формирования и развития, использования связанных с его функционированием феноменов в процессе формирования профессиональной пригодности. Основной вклад в развитие этой проблемы сделан известными отечественными психологами Н.Д. Заваловой, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломовым, ДА. Ошаниным, В.А. Пономаренко и другими.

Итак, в системе анализа профессиональной деятельности выделяются конкретные направления исследования, определяющие особенности объективного и субъективно определения данного понятия.

При этом важно отметить, что происходит постоянное развитие направлений, затрагивающих специфику профессиональной деятельности, что детерминировано протекающие социальными процессами современного общества и требованиями к организации профессиональной деятельности.

Список источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/organizatsionnaya-psihologiyaskachat-besplatno/

Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 78

Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003. С.96

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2001. С. 53

Там же, С. 112

Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 2008. С. 144

Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: «Наука», 1982. С. 34

Андреева О.В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/ conf_reports/conf11/151.

2 стр., 977 слов

Особенности формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных ...

... особенностям инвалидов; совершенствованию системы транспортного обслуживания инвалидов с целью обеспечения их доступа к учреждениям реабилитации, профессионального обучения, объектам культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности; формированию общегородских систем специализированных телекоммуникаций и информации для инвалидов ...

Гуревич П. С. Психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 151

Ермолаева Ю.Н. Профессиональная социализация молодых работников // Фундаментальные исследования. 2013. № 9-1. С. 38-39

Каломин И.Д. Особенности профессий «человек-человек» // Мир знаний. 2014. № 8. С. 92

Караванова Л.Ж. Психология. М.:Дашков и К, 2017. С. 110