Тема 2. Методы изучения конфликта

Содержание скрыть
  • Опросные методы изучения конфликта.
  • Экспериментальное изучение конфликта в естественных и лабораторных условиях.
  • Наблюдение и анализ документов как методы изучения.
  • Моделирование ситуаций, изучение моделей социального взаимодействия.
  • Д/З

    Методы изучения конфликта

    • Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание конфликта.
    • Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях.
    • Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта.
    • Опросные методы.

      Гришина Н.

    В.

    2. Просмотр фильма «Эксперимент»

    3. Подборка методик

    Методы изучения каких-либо явлений — это принципиальный вопрос любой науки, во многом определяющий ее развитие, поскольку получаемые результаты в немалой степени зависят от того, насколько эффективны используемые наукой методы.

    Традиционными для психологии являются возможности либо экспериментального воссоздания изучаемых явлений, либо наблюдения и описания их естественного существования. Соответственно и в исследовании конфликта можно различать методы его экспериментального изучения и методы описания естественно возникающих конфликтов. В свою очередь, экспериментальное исследование конфликта может осуществляться как в лабораторных, так и в естественных условиях человеческого взаимодействия.

    Неотъемлемой частью исследовательских процедур, используемых сегодня в различных областях психологии, являются опросные методы, с помощью которых ученые пытаются проникнуть в мир чувств человека, переживаний, мотивов, а также личностных особенностей.

    Практически все методы современной психологии находят свое применение в области изучения конфликтов, хотя они далеко не всегда способны обеспечивать психологов надежной информацией.

    Сложность самого явления конфликта, разнообразие подходов к его пониманию, нередко апеллирующих к разной феноменологии, естественным образом приводят и к разным исследовательским стратегиям, отражающим исходные установки авторов относительно природы изучаемых ими явлений.

    33 стр., 16162 слов

    Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания

    ... статус. Мы рассмотрели метод сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. ... дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и опытно – экспериментальной части. В первой главе рассказывается о том, что такое арттерапия и одно из ее направлений – сказкотерапия, ...

    Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

    Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.

    Опросные методы изучения конфликта

    Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили, пожалуй, опросные методы. Применительно к тем или иным конкретным задачам или ситуациям исследователи создают интервью, разрабатывают анкеты и т. д. Если говорить о стандартных опросниках, то, вероятно, больше повезло семейным конфликтам. (Изменения, происшедшие в последнее время в сфере трудовой деятельности, нередко делают некоторые из применявшихся ранее методик не вполне релевантными.)

    Опросники

    Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

    Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на

    • опросники личности
    • опросники-анкеты.

    В опросниках не может быть правильных и неправильных ответов.

    Личностные опросники

    По характеру ответов, В закрытых опросниках, Достоинства:

    • простота процедуры регистрации и обработки данных,
    • четкая формализация оценивания

    Недостатки:

    • такая форма ответа «огрубляет» информацию
    • у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

    Открытые опросники, Достоинства:

    • получение развернутой информации об испытуемом
    • проведение качественного анализа ответов

    Недостатки:

    • сложность формализации ответов и их оценок
    • трудности интерпретации результатов
    • громоздкость процедуры
    • большие затраты времени

    Форма ответов

    отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

    Опросники-анкеты

    Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

    Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).

    опросы классифицируются

    виды анкет

    с открытыми вопросами

    ответ)

    с закрытыми вопросами

    с полузакрытыми вопросами

    комбинируют все варианты

    Конфликтологи по интересующим их проблемам часто используют ответы людей. Эти данные можно получить как от стороны, участвующей в конфликте, так и от его очевидцев. Важную вербальную информацию могут дать и специалисты в этой области (эксперты).

    7 стр., 3041 слов

    Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей

    ... общения; 3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Далее авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей . 1. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими ... это доступно. 6. Целенаправленно конфликтный тип личности : — рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей; — часто провоцирует конфликты; — склонен к манипуляции ...

    В частности, для измерения психологии участников конфликта разработано большое количество тестов и опросников. Вопросы, обращенные к респондентам, как правило, опосредованы, поскольку многие из них стесняются рассказывать об участии в конкретном конфликте. Что касается вопросов о конфликтах, в которых респонденты не участвовали, то здесь они обычно более словоохотливы. Достоинства опросов очевидны: они не причиняют вреда ни интервьюерам, ни респондентам; относительно дешевы и не требуют больших затрат времени. Очевидны и недостатки: некоторые опрашиваемые стесняются, другие скрытны, сами же исследователи с трудом преодолевают свой субъективизм, особенно при интерпретации ответов.

    Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.

    В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон:

    1. В.П. Левкович

    2. Для решения задач изучения поведения в семейных конфликтах предназначенопросник Ю. Алешиной, Л. Гозмана, Е. Дубовской «Характер взаимодействия суп­ругов в конфликтных ситуациях» . Он содержит описание 32 ситуаций взаи­модействия супругов, которые носят конфликтный характер.

    3. М. Штраус

    4. Тест К. Томаса

    5. Тест Ф. Розенцвейга

    6. Методика рисуночного теста «Деловые ситуации»

    7. С.И. Ерина

    8. Т.А. Полозова

    9. На тех же принципах основана «Модульная методика диагностики межличност­ных конфликтов» А. Я. Анцупова . Одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выпол­нение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы орга­низации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.

    10. Для изучения взаимодействия руководителя и его подчиненных, стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, решает опросник А. А. Ершова . Автор выделяет у руководителей первичных коллективов четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализи­руются в конфликтных ситуациях: 1) на труд и его эффективность, 2) на себя, свои взгляды, опыт, 3) на авторитет коллег и руководителей, 4) на официальную субординацию, права и обязаннос­ти.

    11. Московскими исследователями разработана методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах. Предполагается, что прогнозирование может осуществляться на основе информации о сфере и уровне притязаний человека, а также на результатах оценки его активности и эмоциональ­ности, потенциально ведущих к конфликтам.

    12. Применительно к жизнедеятельности трудовых коллективов наиболее суще­ственными параметрами взаимных оценок, по ме­тодике А.Н.Лебедева , являются: уровень профессиональной подготовки, отношение к труду, уровень развития нравственных качеств, уровень способностей к руководству коллективом, уровень развития инновационных качеств.

    20 стр., 9785 слов

    Методика социально-нравственного воспитания дошкольников

    ... Предмет исследования - методики обучения социально- нравственного воспитания детей старшего возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть нравственное воспитание как активный ... наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Нравственное воспитание ...

    13. Для исследования педагогического общения Э.И. Киршбаумом пред­ложеныситуации взаимодействия учителя с учениками.

    14. Внутриличностные конфликты

    15. Е.Б. Фанталова — методика «Уровень соотношения «ценности» и «до­ступности» в различных жизненных сферах» , предлагающая приемы распознавания внутренних конфликтов как «расхождений» между «ценностью» и «доступностью».

    16. А.И. Тащева

    17. Проективные методики, Личностные тесты.

    1. Тест А. Басса – А. Дарки

    2. Диагностика межличностных отношений Т. Лири

    3. Личностный тест Г. Айзека

    4. 16-факторный личностный опросник Кеттелла

    5. Шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина

    6. Методика «Q – сортировка» Х. Залена – Д.Штока, Схема наблюдений включает

    • перечень единиц наблюдения
    • способ и форму описания наблюдаемого явления.

    Виды наблюдений, Наблюдения хронологические

    лонгитюдные, или «продольные

    периодические

    единичные, или однократные

    от ситуации наблюдения могут быть

    Ø Полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия),

    Лабораторные

    спровоцированные

    от позиции наблюдателя

    • открытым
    • скрытым (например, через стекло Гезелла),

    наблюдением со стороны

    включенным

    Перечисленные классификации не противостоят друг другу, и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться их разные виды.

    ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается

    многократные систематические наблюдения

    не делать поспешных выводов

    не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации

    стараться быть беспристрастным

    оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей

    Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.

    Наблюдение является наиболее распространенным и довольно простым метод. Каждый из нас, чаще всего бессистемно, пользуется этим методом в повседневной жизни, поскольку он позволяет оценить многие личностные характеристики как знакомых, так и незнакомых нам людей.

    Профессиональными наблюдателями являются журналисты, комментаторы, врачи, учителя, представители многих других специальностей. Наблюдение обычно производятся в естественных условиях, чем и отличается этот метод от других.

    Конфликтолог в зависимости от целей исследования и складывающейся ситуации может наблюдать, являясь либо участником события (включенное наблюдение), либо сторонним наблюдателем (обычное наблюдение).

    29 стр., 14470 слов

    Социометрия как метод изучения отношений в малых группах

    ... заключается в том, что в работе рассмотрены и обобщены технологии применения социометрии как метода изучения отношений внутри малых групп. Структура работы. Работа содержит введение, 4 раздела, ... с методом документального анализа, наблюдения и т д. Кроме того, Паниотто предложил учитывать социально-демографические и антропофизические характеристики группы в процессе изучения взаимоотношений ...

    Наблюдение

    Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник).

    Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

    Профессиональное «обычное наблюдение» провел известный московский социолог А.Г. Здравомыслов во время своих служебных командировок в Осетию в середине 90-х гг. Объектом исследования были последствия осетино-ингушского конфликта, произошедшего осенью 1992 г. Метод, избранный А.Г Здравомысловым, был нестандартизирован, что позволило определить общие направления в наблюдении, согласно которым результаты фиксируются как непосредственно на месте («в поле»), так и позднее по памяти. В сочетании с наблюдением использовались и другие методы: сбор и анализ документов, интервью. Собранный и обобщенный материал был оформлен в виде научного доклада и представлен руководству Осетии, Ингушетии, а также во Временный государственный комитет по ликвидации последствий конфликта.

    Достоинства метода

    наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки

    • частный характер наблюдаемой ситуации;
    • взаимное влияние наблюдателя и конфликта.

    Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативное эмоции, поиск справедливой позиции и др.).

    Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения, да и в отличие от качественного количественный характер выводов может быть поставлен под сомнение.

    Многие исследователи (В.А. Ядов, Ф.И. Шереги, М.К. Горшков и др.) рекомендуют применять его лишь в сочетании с другими методами.

    Изучение документов, Изучение документов

    Заметим, что контент-анализ — это методика с широким спектром применения. Однако он, возможно, более чем любой другой метод, требует тщательной операционализации всех переменных и постоянного мониторинга процесса наблюдения. Благодаря ему можно получить высокоинформативные результаты, но которые должны интерпретироваться лишь в контексте всех материалов, а не только контент-анализа. Дело в том, что анализ документов дает ограниченный результат. Они подготовлены обычно с позиций тех или иных групп и учреждений, т.е. носят, как это ни кажется парадоксальным, субъективный характер. К тому же они достаточно фрагментарны и зачастую не коррелируют с задачами исследователей.

    Можно предположить, что влияние различных (шумовых, световых и др.) раздражителей на агрессивность поведения не обязательно исследовать методом эксперимента. Психофизиологи дают множество сведений об этом как в своих статьях и книгах, так и в официальных отчетах. Исследователь также может узнать о конфликтующих странах, институтах, группах и отдельных людях в многочисленных источниках, которые социологи называют документами, психологи — архивными данными или документальной информацией, экономисты — статистикой и т.д. В любом случае имеются в виду средства различного закрепления на специальном материале информации о фактах, событиях и мыслительной деятельности человека. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д.

    5 стр., 2314 слов

    Стадии развития конфликта, методы разрешения конфликтов

    ... типа конф­ликт ов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному ... оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта. [2.С,128] Приспособление склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию ...

    В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды письменных документов:

    • официальная документация государственных и общественных организаций, литература;
    • пресса;
    • личные документы (письма, дневники);
    • фонетические (радио, магнитные записи, грампластинки).

    В последние десятилетия появились и продолжают появляться новые физические носители для хранения документации, например микрофильмы. Универсальным способом хранения и распространения становится представление информации в машиночитаемой форме на магнитных (магнитные ленты, дискеты и т.п.) и оптических (оптические диски) носителях для компьютера. Например, исходные данные переписей населения хранятся в машиночитаемой форме; исходные данные социологических исследований хранятся в банках данных на магнитных носителях; некоторые газеты распространяют тексты электронным способом. Все более популярным становится использование системы Интернет.

    Анализ содержания документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для углубленного анализа проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования конфликтолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Анализ документов дает первоначальную информацию.

    Российский исследователь конфликтов в сфере девиантного поведения Я.И. Гилинский тщательно изучал необходимую ему статистику. Он пришел к выводу, что статистические данные, характеризующие состояние и динамику организованной и экономической преступности, весьма неполны. Это объясняется, во-первых, пробелами в уголовном законодательстве, не позволяющими учитывать непосредственно деятельность преступных организаций, во-вторых, очень глубокой латентностью совершаемых ими преступлений. Лишь дополнительные специальные исследования позволяют представить развитие организованной экономической преступности в стране и ее регионах (в частности, в Санкт-Петербурге).

    Между тем при всей ограниченности информации об организованной преступности все же нельзя пренебрегать какими-либо источниками, включая официальные статистические данные.

    В результате анализа он смог констатировать:

    • существующие показатели организованной и экономической преступности в современной российской уголовной статистике лишь в очень слабой степени, весьма косвенно отражают криминальную ситуацию;
    • тренд большинства показателей характеризует не столько реальную динамику преступлений, сколько активность (пассивность) правоохранительных органов, их политику и практику;
    • некоторые показатели (групповая преступность, преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия) свидетельствуют о расширении масштабов организованной преступности.

    Тема 2. Методы изучения конфликта

    • Опросные методы изучения конфликта.
    • Экспериментальное изучение конфликта в естественных и лабораторных условиях.
    • Наблюдение и анализ документов как методы изучения.
    • Моделирование ситуаций, изучение моделей социального взаимодействия.

    Д/З

    3 стр., 1345 слов

    Психология организованной преступности

    ... психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время особое значение приобретает борьба с организованной преступностью. ... и методов организованной преступной деятельности, способов совершения преступлений; длительность существования организованной преступной группы, ...

    Методы изучения конфликта

    • Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание конфликта.
    • Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях.
    • Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта.
    • Опросные методы.

      Гришина Н.

    В.

    2. Просмотр фильма «Эксперимент»

    3. Подборка методик

    Методы изучения каких-либо явлений — это принципиальный вопрос любой науки, во многом определяющий ее развитие, поскольку получаемые результаты в немалой степени зависят от того, насколько эффективны используемые наукой методы.

    Традиционными для психологии являются возможности либо экспериментального воссоздания изучаемых явлений, либо наблюдения и описания их естественного существования. Соответственно и в исследовании конфликта можно различать методы его экспериментального изучения и методы описания естественно возникающих конфликтов. В свою очередь, экспериментальное исследование конфликта может осуществляться как в лабораторных, так и в естественных условиях человеческого взаимодействия.

    Неотъемлемой частью исследовательских процедур, используемых сегодня в различных областях психологии, являются опросные методы, с помощью которых ученые пытаются проникнуть в мир чувств человека, переживаний, мотивов, а также личностных особенностей.

    Практически все методы современной психологии находят свое применение в области изучения конфликтов, хотя они далеко не всегда способны обеспечивать психологов надежной информацией.

    Сложность самого явления конфликта, разнообразие подходов к его пониманию, нередко апеллирующих к разной феноменологии, естественным образом приводят и к разным исследовательским стратегиям, отражающим исходные установки авторов относительно природы изучаемых ими явлений.

    Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

    Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.