Особенности психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Зарубежная статистика подтверждает факт увеличения количества таких детей на западе. Законом о социальной защите зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но инвалиды, особенно дети, находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность (Карпенкова И.В., 2001).

На родителей таких детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., 1998; Черникова Т.В., 2000; Карпенкова И.В., 2001) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается).

Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Проблемой нашего исследования является недостаточная разработанность темы оказания помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом исследования является процесс оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования являются условия и средства оказания психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы: разработать систему эффективной помощи и поддержки семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи данной работы:

1) изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;

2) уточнить эффективность разработанных и применяемых в практике социально-психолого-педагогических технологий, составляющих систему помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разработать диагностическую батарею с целью определения эффективности разработанной системы;

4) апробировать разработанную систему психолого-педагогической помощи семьям данного типа;

51 стр., 25494 слов

Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями

... работы были определены следующие задачи: раскрыть значение музыкотерапии в развитии детей с ограниченными возможностями; исследовать методы воздействия музыкотерапии на развитие детей с ограниченными возможностями; разработать методику, обеспечивающую последовательное коррекционное развитие детей с ограниченными возможностями; разработать коррекционную ...

5) разработать методические рекомендации для психологов, работающих с семьями данного типа.

Теоретические методы исследования: критический анализ литературных источников; экспериментальные методы: тестирование, наблюдение, интервьюирование, опытно-экспериментальная работа; методы обработки данных: методы математической и статистической обработки полученных данных.

Методологической основой данного исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Н.А. Голикова (педагогика оздоровления), А.А. Дубровского (лечебная педагогика), Р. Мэйя (подходы к консультированию), С.С. Ляпидевского (классификация инвалидности), Л.П. Боровой (классификация инвалидности), Т.В. Черниковой (социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами), А.И. Тащевой (психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами), И.В. Рыженко (психологическая помощь семье ребенка-инвалида), В.В. Ткачевой (психокоррекционная работа с матерями детей с аномалиями развития), Е.А. Екжановой (социально-психологическая работа в проблемных семьях), Ю.С. Шевченко (психокоррекционная работа в проблемных семьях).

Гипотеза данной работы состоит в следующем:

если обеспечить систему психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, сущностью которой является:

  • а) определение проблемного поля семьи;
  • б) прогнозирование развития семейной ситуации;

— в) проектирование и реализация персональной психолого-педагогической помощи с учетом специфики семейной ситуации (отношение родителей к ребенку, их самоотношение, эмоциональное состояние и т.д.), включающей групповое консультирование, коррекцию детско-родительских отношений, то это позволит минимизировать эмоциональную напряженность родителей и обеспечит улучшение психологического микроклимата в семье и гармонизацию детско-родительских отношений.

Практическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические основы организации и обеспечения психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям

1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы

Семья, в которой есть дети с ограничениями жизнедеятельности, — особый объект внимания педагогов-психологов. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. Чаще всего с ребенком работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.

детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Инвалидность — это «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [19, С. 40].

При наличии указанных патогенных процессов, состояние ребёнка характеризуется как «инвалидность».

«дети с неспособностями»

“Конвенции о правах ребенка” ,

3 стр., 1437 слов

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

... ограниченными возможностями здоровья; рассмотреть современные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались психолого-педагогической литературы и анализ материалов периодических изданий. Освоение детьми-инвалидами ...

“Основные направления в государственной семейной политике”

  • предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;
  • развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);
  • предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно -воспитательных учреждениях общего типа;
  • развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;
  • формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;
  • совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями [36].

1.2 Феномен и виды ограничений возможностей здоровья детей

Заболевание — это факт возникновения болезни у отдельного человека. Заболевание бывает: 1) интеркуррентным, то есть возникающим на фоне уже имеющейся болезни и по происхождению не связанным с ней; 2) послеродовым, то есть связанным с беременностью и родами; 3) профессиональным, то есть вызванным воздействием на работника вредных условий труда; 4) повторным и т.д.

Болезнь — это жизнь, нарушенная в своём течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внутренних и внешних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмах [43].

Перечень заболеваний, которыми страдают дети с ограниченными возможностями здоровья, очень широк и разнообразен. В связи с этим имеется необходимость их классификации. Можно выделить следующие основные группы заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья по классификации Л.П. Боровой (1998):

1.Нервно-психические заболевания;

— Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза), синдром Дауна, аутизм.

Умственно отсталые дети, которых называют также детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в развитии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции (Лубовский В.И., 2003).

Поражение мозговых систем, лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, то есть до становления речи. Чем в более ранние сроки у ребёнка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия, ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребёнка оказывается минимальным.

2. Заболевания внутренних органов;

— В эту группу заболеваний входят различные патологические развития социальной работы в России">состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, агрессивный хронический гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).

4 стр., 1963 слов

Заболевания центральной нервной системы. Заболевания центральной нервной системы

... новообразования. 7.Психоэмоциональные нарушения Существует ряд заболеваний нервной системы, сопровождающихся психоэмоциональными расстройствами. К таким болезням относят дистонию, синдром хронической усталости, панические расстройства и другие нарушения. Эти болезни развиваются вследствие негативного воздействия стресса, ...

3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

— Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а эти (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. Нужно постепенно включать ребенка в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.

4. Онкологические заболевания;

  • К ним относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию;
  • неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов. У такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость (25%) , а так же раздражительность, агрессия и другие проявления невротического характера (56%).

    У таких детей практически нет друзей, кроме таких же больных ребят, как и они. Таким образом, они как бы отгорожены от внешнего мира, что вызывает задержку в развитии социальных навыков, социальную дезадаптацию.

5. Поражения и заболевания органа слуха;

— По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи. Число детей с этим заболеванием относительно невелико, они составляют около 2% всех детей-инвалидов.

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

6. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. Эндокринные заболевания.

Так же существует классификация С.С. Ляпидевского (2000).

Согласно ей существуют следующие заболевания, при которых детей относят к различным степеням инвалидности:

  • Расстройства двигательных функций — параличи, парезы, атаксии (нарушение координации), апраксии (невозможность совершения сложных движений);
  • Расстройства зрительных функций — слепота (полная, частичная);
  • Расстройства слуховых функций — тугоухость, глухота, слепоглухонемота;
  • Расстройства речи — афазии (формы распада сформированной речи вследствие поражений головного мозга), фонетико-фонематические расстройства (нарушения звукопроизношения), темпо-ритмические расстройства (нарушения темпа, ритма, плавности речи, их судорожные формы);

Дизонтогении — аномалии развития: дефекты черепа, мозговая грыжа, аэнцефалия, циклопия; хромосомные нарушения: болезнь Дауна (умственная отсталость, пороки развития), синдром Клайнфельтера (умственная отсталость, психическая вялость, нарушения полового развития у лиц мужского пола), синдром Шершевского-Тернера (аномалии соматического развития, низкорослость), синдром Штурге-Вебера-Краббе (психическая отсталость, эпилептические припадки); генетические расстройства: фенилкетонурия (психические расстройства, интоксикации, судороги); прогрессирующие мышечные дистрофии: миопатии, миатонии, атаксии; ганглиозидозы: амавротическая идиотия Тея-Сакса (сочетание слабоумия и слепоты); опухоли мозга ;

6 стр., 2906 слов

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в семье

... полноценную жизнь. Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, ...

Инфекционные заболевания нервной системы — менингит, микроцефалия, олигофрения инфекционного происхождения, гидроцефалия, задержка психического развития, энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея, полиомиелит, невриты (лицевого нерва, тройничного нерва, седалищного нерва, плечевого сплетения, полиневриты), сифилис нервной системы, туберкулез нервной системы;

  • Травматические и сосудистые поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция, детский церебральный паралич, ночное недержание мочи, сосудистые расстройства головного мозга;
  • Эпилепсия (судорожные приступы с расстройствами сознания и своеобразными нарушениями психической деятельности);
  • Неврозы — неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, астения (в том числе и церебральная);
  • Заболевания желез внутренней секреции — карликовость или гигантизм, преждевременное половое созревание, микседема, кретинизм и др.

Вышеописанные заболевания приводят к детской инвалидности, это травмирует и их психику. Следовательно, им нужна не только медицинская, но и психологическая помощь. Для родителей таких детей данное обстоятельство также является травмирующим психику фактором. Им тоже необходима психологическая реабилитация, а также коррекция родительско-детских отношений, так как обеим сторонам трудно адаптироваться к новой ситуации.

1.3 Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребёнком с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста и его психологических особенностей Д.И. Кича (1994) выделяет:

  • страдание от острого дефицита общения, прежде всего с близкими и со сверстниками;
  • сложность принятия изменяющегося под воздействием заболевания или калечащего тело лечения образа «физического Я» (ребенок полнеет, лысеет, быстро растет), следствием чего может быть отказ от приёма лекарств;
  • переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения.

А.И. Тащева (1998) отмечает следующие эмоциональные состояния, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста:

o страхи (они зачастую имеют парадоксальный характер: это страхи, которые отражают актуальное состояние ребенка и лишь возможное в будущем его состояние):

14 стр., 6611 слов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ...

... список литературы, приложение. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, Дети с нарушением слуха Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ... в непривычных для ребёнка речевых ситуациях (то есть слышимая им раньше речь как бы пропала, но в знакомой обстановке ребёнок ещё помнит, ...

o страх предстоящей операции,

o страх возможного рецидива болезни,

o страх одиночества, но ребёнок может одновременно опасаться и предстоящих встреч со значимыми для него людьми,

o страх смерти, испытываемый с 4-х — 5-ти лет; так, семилетний Коля говорит: «Я вижу, что вокруг умирают дети, и я знаю, что я тоже очень даже могу умереть. Я умереть боюсь и умирать тоже. Я, наверное, внушил себе, что умру, но я часто об этом думаю».

Как отмечают эти исследователи, практически всем тяжело больным детям свойственны признаки педагогической запущенности, нервности и т.д.

Подростки и юноши, имевшие до болезни сложившиеся профессиональные устремления, имеют следующие эмоциональные состояния и психологические особенности:

  • страдание от своей будущей профессиональной непригодности;
  • переживание страха выздоровления в связи с возможной, по их мнению, утратой родительской любви и внимания, а также из-за необходимости возвращения в школу;
  • страх отставания в учёбе;
  • ощущение острого дефицита знаний, умений и навыков;
  • подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, понимая свои ограниченные физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида;
  • суицидальные мысли, намерения, попытки (Тащева А.И., 1998).

Детям с ограничениями жизнедеятельности нужна не только медицинская, но и психологическая помощь для нормализации их эмоционального состояния и предупреждения дезадаптации в обществе.

1.4 Психологические и поведенческие особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

внутриличностный конфликт

1. Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого — резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах;

2. Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе: «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье и т.п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания;

3. Отказ от ребёнка

приспосабливаются к «новой жизни»,

Какова бы ни была причина, родителям ребенка с нарушениями в развитии необходима психологическая помощь. Это не всегда осознают сами родители и близкие (Карпенкова И.В., 2001).

По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми. Страх и тревога являются основными чувствами этих взрослых (Смирнова Е.Р., 1996).

Данные психологических исследований А.И. Тащевой (1998) свидетельствуют о том, что у близких ребенка-инвалида, за редким исключением, наблюдается:

  • хронический стресс, вызванный болезнью дитя, обстоятельствами его лечения и проблемами, связанными с этим;
  • озабоченность;
  • практичность, дипломатичность;
  • высокий уровень тревожности;
  • консервативность мышления;
  • слабость, хрупкость эмоциональных структур;
  • интроверсия;
  • социальная робость, подозрительность;
  • заниженная самооценка.

Практически все обследованные матери и отцы в исследованиях А.И. Тащёвой, постоянно ухаживающие за детьми, испытывают:

3 стр., 1112 слов

Психическое здоровье ребенка: влияние семьи

... характер ребёнка, и психологический климат семьи представляет для него среду ближайшего социального окружения. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной. Объект исследования - психическое здоровье. Предмет - влияние семьи на формирование психического здоровья ребенка. ...

  • выраженные чувства вины и стыда перед больными, перед членами семьи, часто разрушившейся, а также перед собственными родителями;
  • непреходящую месяцами невротическую усталость;
  • опустошенность;
  • раздражительность и пр.

По результатам анкетирования 420 семей, имеющих детей в возрасте от 6 до 18 лет, Е.А. Екжанова (1998) выделяет три группы, в которых родители различаются по типу отношения к ребёнку и его проблемам:

  • Семьи (18%), где родители достаточно адекватно воспринимают проблемы ребёнка;
  • эти семьи в основном полные (73%);
  • тип взаимодействия доброжелательный, тёплый, эмоционально окрашенный;
  • семьи открыты внешнему общению, готовы помогать другим таким же семьям;
  • Семьи (52%), испытывающие растерянность от проблем ребёнка;
  • негативные переживания при контактах с государственными структурами затормозили их активность;
  • в них наблюдается закрытый тип взаимоотношений с окружающими людьми, неверие в возможность продуктивных контактов ребёнка с нормально развивающимися детьми, отрицание позитивного личностного развития для ребёнка;
  • Семьи (30%) с негативной реакцией, как на самого ребёнка, так и на его проблемы;
  • перекладывание этих проблем на другие плечи, незаинтересованное отношение к особым нуждам ребёнка.

Позиция матерей, имеющих ребёнка-олигофрена, и их реакции на ребёнка описаны в исследовании О.Б. Чаровой и Е.А. Савиной (1999).

В своём исследовании они использовали опросник ОРО, методику PARI и тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Результаты показывают, что аномальный ребёнок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый, обиженный, страдающий, агрессивный. Качественный анализ ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребёнку. Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребёнка является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%).

Нередко родители испытывают горе и страдание (15%) и тому подобное. Преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.

Итак, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходима психологическая помощь для стабилизации эмоционального состояния, предотвращения дезадаптации, для нормализации общения с близкими и изменения отношения к собственному ребёнку.

1.5 Направления, формы, методы, средства и принципы психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

функции психолога

  • организаторская (организовывать занятия с детьми и их родителями),
  • информативная (информировать семью о том, где можно получить медицинскую, социальную помощь, в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи),

посредническая (быть посредником между семьёй и другими социальными институтами: больницей, учебными заведениями, социальными организациями),

4 стр., 1840 слов

Социальных проблемы современной семьи

... состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры ...

осуществление психолого-педагогической и социально- бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи,

диагностика и коррекция «особенностей» ребенка.

Таким образом, можно говорить о многофункциональности психологов и социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков.

Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают исследователи. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.

Система психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, включает в себя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и помощь их родителям.

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья:

направления работы

медицинское (с детским врачом, невропатологом, психоневрологом, дефектологом, логопедом, массажистом и др.);

  • социальное (с социальным работником — удовлетворение информационного голода, социальных нужд для данной категории населения);
  • психолого-педагогическое (с педагогом-психологом, психологом, психотерапевтом — работа по улучшению эмоционального состояния, социальной адаптации, работа с акцентуациями или психопатией, если таковые имеются).

Методами работы с детьми могут быть следующие:

Педагогика оздоровления Н.А. Голикова (2004).

Ее целью является социально-психологическая реабилитация детей. Предлагаемая в его работе [7] здоровьесберегающая образовательная технология предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Н.А. Голиков выделяет процедуру и последовательность действий учителя для организации эффективной деятельности:

1. Анализ характера факторов, определяющих примерную учебную нагрузку на отдельного ребенка с учетом его типа;

2. Проведение проб на выявление факторов как затрудняющих, так и облегчающих учебный процесс;

3. Планирование педагогом учебной нагрузки на учащегося в масштабе полного рабочего дня;

4. Наблюдение за состоянием здоровья ребенка в процессе учебной, игровой, досуговой деятельности;

5. Современная коррекция учебной нагрузки, режима жизнедеятельности ребенка в школе.

Здоровьесберегающая технология адаптации учащегося к образовательному процессу после его длительного отсутствия в школе по причине госпитализации или амбулаторного лечения:

I. Специалисты школьного Центра охраны здоровья:

1) осмотр ребенка педиатром, изучение сопровождающей медицинской документации;

2) назначение комплексной реабилитации по согласованию с лечащим врачом в условиях школьного Центра охраны здоровья;

3) разработка рекомендаций для педагогов, обучающих данного ребенка;

4) обеспечение постоянного патронажа процесса адаптации школьника к учебной деятельности: консультирование педагогов и родителей, наблюдение за ребенком в реальной педагогической ситуации, участие в «микромедико-психолого-педагогическом» консилиуме.

II. Педагог-психолог:

1) изучение актуального психоэмоционального состояния школьника;

2) разработка рекомендаций-помощников для ребенка, его родителей, педагогов;

4 стр., 1593 слов

Роль матери в воспитании детей

... воспитания детей раннего возраста. 2.2. Методика программы развития эмоциональных отношений матери и ребенка Цели: 1. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста. 2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка. ... эмоционально отзываться на переживания других людей. М. В. Осорина эмпатией называет базовую настройку ребенка на окружающий мир ...

3) организация сопровождения процесса адаптации школьника к учебной деятельности, в случае выявления дидактогении и других психических явлений и затруднений, применение разработанных для персонального использования коррекционно-развивающих программ.

III. Педагоги, работающие с данным школьником, проводят:

1) изучение рекомендаций психолога, медицинских специалистов по созданию условий для успешной адаптации ребенка к учебному процессу;

2) определение у ребенка уровня остаточных знаний по предмету;

3) поиск резервов для оптимального восполнения пробелов в знаниях;

4) проектирование процесса восполнения пробелов в знаниях и выравнивания со знаниями одноклассников (включая проведение консультаций после урока, создание карточек-инструкций, обеспечение ребенка технологическими картами при изучении нового материала, индивидуализация домашнего задания);

5) реализация программы педагогической реабилитации (Голиков Н.А., 2004).

Следующим методом работы с детьми является лечебная педагогика А.А. Дубровского (1987).

Целью её является помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей, увлечь больных детей возможностью самосовершенствования и «творения добра», привить любовь к природе, развивать творчество и самовоспитание.

«Успех лечения», — пишет он, — «зависит от того, как оно будет организовано. Важно построить работу так, чтобы преодолеть одиночество и подавленность ребенка» [11, С. 44].

По мнению автора этого метода, понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот главные лекарства. И еще — полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. Ребенку необходимо быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточиваться на болезни, и она отступит (Дубровский А.А., 1987).

Формами лечебной педагогики А.А. Дубровского могут быть как групповая, так и индивидуальная.

Средствами

«труд-забота», которым увлечён каждый ребёнок в его группе;

  • «труд-радость», мероприятия, которые вносят в жизнь больных детей романтику;
  • традиции, рождённые совместным трудом;
  • встречи с легендарными людьми;
  • игры;
  • общественно-полезная работа;
  • проведение этических бесед;
  • творческие занятия детей;
  • занятия психотерапией и аутогенной тренировкой (Дубровский А.А., 1987).

Ещё один подход к работе с больными детьми был опробован в условиях детского центра комплексной реабилитации в г.Тюмени (Закирова А.Ф., Морева О.В., 2003).

Целью подхода является достижение оптимального уровня личностного комфорта у больного ребёнка. Задачи данного подхода, выделенные авторами А.Ф. Закировой и О.В. Моревой в книге «Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем.»: 1) своевременное изучение и при необходимости коррекция типа отношения к болезни у детей, проходящих курс реабилитации; 2) построение образовательного процесса с учётом особенностей психики больного ребёнка; 3) профилактические меры, направленные на создание условий для формирования позитивных личностных структур. Одним из основных средств достижения цели является создание среды экологичного общения и взаимодействия в образовательном процессе. Средствами также являются:

1) психолого-педагогическое просвещение педагогов, социальных и медицинских работников в таких вопросах как особенности психического развития хронически больного и соматически ослабленного ребёнка; критические периоды развития и специфика воспитательных подходов на данном этапе развития личности; экология общения;

2) специальная тренинговая подготовка сотрудников центра (развитие навыков социальной перцепции, коммуникации и позитивного взаимодействия, осознание собственных личностных особенностей и стиля педагогического общения);

3) подготовка методических рекомендаций и анализ отдельных случаев трудностей позитивного взаимодействия в процессе воспитания, которые могут быть использованы педагогами и медицинскими работниками с целью оптимизации процесса комплексной реабилитации;

4) проведение медико-психолого-педагогических консилиумов, позволяющих уточнить причины затруднений в обучении и поведении у детей, выработать целостное видение проблемы и гуманистические по содержанию подходы к её решению.

Безусловно, существуют и другие методы , используемые в работе с данной категорией детей. Среди них можно отметить:

  • игровые (игротерапия);
  • арттерапия;
  • метод интерактивной работы, взаимодействие;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • клоунотерапия;
  • трудотерапия.

Выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка.

Психолого-педагогическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья:

направлениями работы

Как считает Р. Мэй (1999): «Для того чтобы в человеке начали происходить позитивные изменения, он должен пройти через страдания и отчаяние. Пациент будет пребывать в бездействии, пока его страдание не станет невыносимым. Подобное состояние является необходимым условием излечения в психотерапии» [27, С. 94]. Это одна из точек зрения. Ей созвучна точка зрения К.Г. Юнга, которую в своей работе упоминает Р. Мэй (1999).

К.Г. Юнг утверждал, что «переживая душевные страдания, человек не только растет духовно, но и черпает силы для духовного творчества» [27, С. 92]. Отсюда вытекает один из основных принципов консультирования родителей с детьми-инвалидами: консультант должен стремиться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло. Страдание — не единственный способ роста, хотя в работе с родителями детей с ограничениями жизнедеятельности этот способ может быть использован.

Но нужно помнить, что «врач создает условия, а бесконечность вырабатывает лекарство» [27, С. 54].

Применим для работы с родителями детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности метод психологической работы Ранка О. — это воздействие эмпатической связи, установившейся между клиентом и консультантом. Целью этого метода терапии является отождествление пациента с позитивной волей терапевта, при этом пациент получает от последнего дополнительные силы для преодоления своей отрицательной воли (Мэй Р., 1999).

Средствами

целью консультирования.

Другие исследователи (Черникова Т.В., 2000; Рыженко И.В. и Карданова М.С., 2003) подходят к проблеме с другой стороны. Они говорят о существовании закономерностей переживания в семье случившегося, и эти закономерности совпадают с этапами решения жизненной творческой задачи. Разные исследователи выделяют разные этапы переживания семьями случившегося и соответствующие им тактики помощи семьям. Так, например, И.В. Рыженко и М.С. Карданова (2003) в своей статье «Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи», выделяют следующие четыре стадии: отрицания, агрессии, депрессии, принятия. Следует отметить, что все перечисленные стадии не располагаются в строгом порядке и могут менять очередность. В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2-3 лет. В худшем — принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из стадий, что приводит к нарушению адекватности контактов с людьми.

В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членами семей с ребенком-инвалидом. Поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения больного ребенка. Направленность и содержание психологических (и психопрофилактических) усилий определяется тем обстоятельством, что последствия хронического социально-психологического стресса, в котором пребывают семьи с ребенком-инвалидом, имеют тенденцию приводить к патологическому развитию личности (Боев И.В., 1999).

Психологическая помощь — это воздействие на чувства, импульсы, мысли, отношения, способствующие снятию психологических проблем, беспокоящих клиента (Алексеева Л.С., 1998); это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинная и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психологического и психического здоровья, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости (Менделевич В.Д., 2001).

Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. Ожидаемые изменения должны касаться трех плоскостей: познавательной сферы (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание), эмоциональной и поведенческой сфер. Тактика психолога, психотерапевта зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится клиент. Обобщенно это можно представить следующим образом:

В стадии отрицания мы не должны мешать родителю больного ребенка.

В стадии агрессии целесообразно дать клиенту «выплеснуться», принять агрессию на себя из милосердия к клиенту.

В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание.

В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать клиента.

В работе с родителями и членами семей детей-инвалидов на групповых и индивидуальных занятиях мы используем следующие направления: кататимно-имагинативное переживание образов (Обухов Я.), семейную психотерапию (Эйдемиллер Э.Г., 1999; Варга А.Я. и др.), групповая психотерапия (Карвасарский Б.Д.), социально-психологический тренинг (Сидоренко Е.В., Хрящева Н.Ю.), аутогенную тренировку (Шульц И.), гипносуггестивные методы, музыкотерапию, цветотерапию, аромотерапию, воздействие эффектов сенсорного оборудования и др.

В отдельные блоки психологической помощи, по мнению И.В. Рыженко, И.С. Кардановой (2003), выделено образовательное направление, которое позволяет родителям получать знания о воспитании, обучении «нетипичных» детей, а также информировать население о проблемах детей-инвалидов и их семей через средства массовой информации и воспитание гуманного отношения к детям-инвалидам у школьников общеобразовательных школ (тренинги, беседы)».

А Т.В.Черникова (2000) в своей статье «Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося», выделяет следующие стадии переживания семьей случившегося: осознание ситуации и ее анализ, актуализация прежнего опыта, дискредитация этого прошлого опыта и/или отказ от него, создание нового знания и его реализация. Форма оказания помощи, по Т.В. Черниковой, — групповая семейная терапия. Одновременно с выявлением особенностей динамики восприятия случившегося предстоит выявить наиболее действенные средства оказания поддержки, соответствующие различным этапам переживания.

Т.В.Черникова (2000) предлагает в начале психологической помощи родителям проводить диагностику восприятия и переживания случившегося, а так же диагностику эмоционального состояния родителей.

Средствами

1. Информирование о заболевании и возможностях его лечения;

2. Обучение обоих родителей специальным навыкам по уходу за ребенком;

3. Своевременная медицинская помощь в начале заболевания;

4. Эмоциональная поддержка, содействующая более спокойному оцениванию случившегося и усилению адекватности восприятия ситуации;

5. Привлечение нужных специалистов-консультантов и спонсорских денежных средств для организации медицинской и социальной поддержки на первом этапе переживания случившегося.

Помощь психолога на этом этапе должна носить в большей степени эмоционально поддерживающий, информационный и посреднический характер.

Второй этап характеризуется первичным ростом напряжения, актуализирующего привычные способы решения проблем. У одних это проявляется в форме поисковой активности, цель которой — узнать как можно больше о болезни ребенка и постараться своевременно оказать ему помощь. В этот период появляется настоятельная потребность родителей во вспомогательных средствах лечения (Каткова Л.П., 1994).

средствами

Когда усилия родителей не приносят желаемого улучшения, увеличивается психологическое напряжение и может происходить отказ от продолжения дальнейших активных действий. Часто это бывает тогда, когда обращение к найденному наконец нужному специалисту происходит слишком поздно. Появляется сомнение в необходимости и впредь тратить силы и время. Хотя потребности родителей в это время остаются прежними, на данном этапе переживания ситуации происходит своего рода переоценка прошлого опыта отношения к событию (Каткова Л.П., 1994).

Дальнейшее развитие событий происходит в основном в двух направлениях: люди либо мобилизуют внешние и внутренние источники развития и преобразования сложившегося положения, либо мирятся с ним. Предшествующий опыт активности позволяет сформировать несколько иное отношение к жизни с ребенком с ограничениями жизнедеятельности. Чаще на ребенке как бы негласно «ставят крест» — дома, в школе, в поликлинике. Родители пытаются извлечь выгоды для себя из ситуации с больным ребенком.

Деятельность специалиста по расширению информированности о возможностях реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья на этом этапе не всегда находит поддержку в семье. Цель специалиста состоит в поддержании мотивации родителей активно заниматься своим ребенком, хотя направление активности, как правило, меняется. Средством работы сотрудника социально-психологической службы является содействие процессу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации их интеллектуального развития и расширения возможностей обучения практическим навыкам (Климова Ю.А., 2001).

Некоторые родители отмечают, что со временем приходит новое видение своей ситуации, в связи с чем другими становятся их действия. Родители понимают, что для облегчения участи ребенка надо рассчитывать на собственные ресурсы — личностные, интеллектуальные, коммуникативные, профессиональные. Такие родители, как отмечает Т.В. Черникова (2000), принимают новую стратегию жизни, дети воспринимаются ими уже не только как источник постоянной тревоги, но и как источник радости. Такие родители выходят за пределы проблем своей семьи и устанавливают связи с другими подобными семьями.

Реализация названных выше идей и целей психологической психотерапии семьи с ребенком с ограничениями жизнедеятельности, по мнению Г.Т. Коментаускаса (1989), предполагает решение следующих задач:

  • ребенок и члены семьи приобретают навыки понимания себя, своих чувств и чувств близких;
  • родные учатся поддерживать больного, не забывая о собственных потребностях, поддерживая его самостоятельность и инициативу;
  • семья стремится поощрять не болезнь, а здоровье.

правилам:

Дополнительные правила:

1. Педагогический такт родителей;

2. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;

4. Культура быта в семье (Абрамова Г.С., 1999).

психокоррекционную работу

В данном разделе представлен более общий вид психологической помощи и поддержки родителей детей с ограничениями жизнедеятельности, а также общие правила воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Более конкретные методы работы с родителями представлены в следующем разделе главы.

Рассмотрим авторские методы психолого-педагогической работы с родителями детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Анализ методик работы с матерями детей-инвалидов по В.В.Ткачёвой. В.В. Ткачёва (2000) разработала методику работы с матерями, которые воспитывают детей с аномалиями развития. В ней предусмотрена индивидуальная работа с матерями в форме беседы. Она нужна для установления контакта между психологом и матерью ребёнка, для ознакомления с историей жизни данной женщины, с историей болезни её ребёнка, для выявления особенностей характера женщины, для того, чтобы мотивировать её на работу в группе.

психокоррекционная работа

Разминка — на первом занятии происходит знакомство, а на последующих — настрой на работу, проверка домашних заданий;

  • Основная часть — происходит обсуждение жизненных ситуаций: «Мой жизненный путь», «Моя точка опоры в жизни», «Моя проблема», «Мой ребёнок меня не любит», «Мои представления о моём ребёнке», «Что я люблю в моём ребёнке», «Мама, не бей меня, я тебя люблю», «Стоит ли тратить всю жизнь на больного ребёнка», «Моё отношение к моему ребёнку»;
  • Разыгрывание ролевых ситуаций — цель — научить женщин вербализировать свои и чужие чувства, играть определённые роли, переживать вновь стрессовые состояния;
  • по окончании задания происходит общий анализ, обсуждение ситуации, обмен мнениями;
  • Аутотренинг — техника релаксации по Э.Джейкобсону и И.Шульцу, формирует у членов группы способность к переключаемости с травмирующих психику переживаний к гармоничным состояниям;
  • Музыкальная релаксация — формирует позитивную установку, положительные ощущения и переживания, происходит замена травмирующих мыслей позитивными, снятие агрессии, внутреннего напряжения;