Реформирование российского общества, начавшееся сразу после распада СССР, в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Дети наиболее болезненно переживают последствия глубоких перемен в сфере нравственных ценностей и социальных ролей, они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении, что осложняет их личностное развитие в социуме.
Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. Однако в переходных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.
Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая неблагополучие и рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно — нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В условиях экономической и политической нестабильности российского общества проблема профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях, приобрела практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа беспризорников, а с другой — неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в современной России ориентированна в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.
В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию ребенка-сироты. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране недостаточно эффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами.
Социальная работа с детьми-сиротами
... особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без ...
Поэтому анализ профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации. В связи с этим системный анализ основных аспектов социальной работы по профилактике социального сиротства в неблагополучных семьях, процессов адаптации и социализации детей социальных сирот представляется теоретически и практически актуальным.
Степень изученности проблемы. В силу своего комплексного характера проблема профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях является объектом исследования различных наук: философии, социологии, психологии и педагогики. К примеру, научные исследования, касающиеся жизни детей социальных сирот и вопросов их адаптации и социализации, долгое время проводились в рамках медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно.
В научных исследованиях созданы основные направления для комплексного изучения профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях:
1) общие подходы по изучению социального статуса семьи (работы Р. В. Очаровой [35] В. В. Ткачевой [57] и др.).
Характерной особенностью данных работ является системное рассмотрение функций, а также места и роли семьи в современном российском обществе. Нередко при этом анализируются вопросы профессиональной помощи проблемным семьям;
2) работы, посвященные анализу семейного неблагополучия (труды С. Ж. Бадараевой [4], Т. Гончаровой [12], М. Егоровой [17], А. И. Елизарова [18], Е. А. Журавлевой [20] и др.).
В данных трудах содержится не только анализ истоков, характерных особенностей и последствий социального неблагополучия в семье, но и предлагаются свои варианты решения этой проблемы;
3) раннюю диагностику причин социального сиротства и предотвращение увеличения количества детей данной категории рассматривают такие авторы как Е. Б. Бреева [5], Ю. В. Василькова [7], И. Патеров [37], Т. И. Шульга [65] и др. При этом почти все исследователи отмечают, что усилий по предупреждению социального сиротства только на федеральном уровне явно недостаточно, в связи с чем необходимо принимать активные действия по профилактике социального сиротства в первую очередь на региональном уровне. Именно от регионов в итоге зависит конечный результат – снижение или увеличение числа беспризорников и социальных сирот.
Философы, социологи, историки, анализируя семейную политику российского государства, подчеркивают, что на всех переломных этапах развития общества и в период его стагнации эта политика была направлена на реализацию общих проблем, ориентируясь на некую абстрактную семью, упрощенно понимая социальную защищенность как гарантированность минимума материального достатка, недооценивая приоритеты семейного образа жизни, семейной культуры как основы интегративности общества, его социального равновесия и стабильности, игнорируя сущность и важность полоролевых отношений в семье и обществе. В последние годы для этой политики характерна другая крайность: она направлена на те семьи, которые уже являются проблемными и составляют группы риска; очень слабо просматривается стратегия семейной политики, направленной на превентивно-профилактический подход к преодолению социального сиротства. Проблемы ресурсной ограниченности подобных семей исследуются в работах И. В. Макаренковой [26], В. Н. Ослона [32] с позиций милосердия и благотворительности, морального обязательства и социальной ответственности. Вопросы же, касающиеся формирования сети социальной поддержки и укрепления ресурсной системы семьи, нуждаются в дальнейшей разработке.
Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
... Актуальность данной дипломной работы обусловлена значительным ростом числа детей из социально неблагополучных семей в современной России. Практически все дети, проживающие в социально неблагополучных семьях, являются группой риска по социальному сиротству. На сегодняшний день ...
В тоже время такие авторы как А. Н. Волкова [10], М. В. Шакурова [62] особое место в своих исследованиях уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей (в т.ч. и социальных сирот) и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям из неблагополучных семей (социальным сиротам).
Таким образом, вопросы социальной работы по профилактике социального сиротства в неблагополучных семьях являются предметом обсуждения в современном научном мире.
Теоретическая база исследования. В работе были использованы следующие источники исследования:
- монографический материал по теме исследования;
- статьи в периодической печати;
- материалы Всемирной сети Internet;
- материалы эмпирического исследования – опроса экспертов.
Объектом исследования являются неблагополучные семьи.
Предмет исследования: профилактика социального сиротства в неблагополучных семьях и технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства
Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
- изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
- исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
- разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Методология исследования. В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в работе применяется совокупность методов, позволяющих реализовать сформулированную цель и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов.
1) аналитический метод позволил проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию.
2) при анализе форм и методов профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях был использован структурный метод.
3) при проведении эмпирического исследования использовался метод экспертного опроса в форме глубинного интервью.
Эмпирическая база исследования. Для более полного рассмотрения темы исследования был проведен экспертный опрос специалистов. Экспертами по вопросам социального сиротства выступили представители Государственного комитета по делам молодежи Республики Мордовия (руководитель комитета – Л. М. Лисунова, зам. руководителя И. А. Касьян) и специалисты отдела социальной защиты Ленинского района ГО Саранск (И. А. Автайкина, Л. А. Максимова, О. В. Канайкина).
Сущность и особенности социально-психологических программ по ...
... подборе социально-педагогических технологий Практическая значимость исследования, Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями 1.1.Проблема неблагополучных семей в современной психолого-педагогической литературе Неблагополучная семья — это семья, в которой родители несовершеннолетних или их ...
Научная новизна дипломной работы состоит в концептуализации и теоретической разработке малоисследованной проблемы социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства. В этом аспекте, а также исследованы региональные инновационные стратегии по профилактике социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах России.
Научно-практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке социальных работников и в работе социальных служб.
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием [63, 20]. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» [6, 125].
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» [6, 128].
В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».