Образовательный консорциум «Среднерусский университет»
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«Московский гуманитарный институт»
Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования
ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ, Исполнитель:
Группа: ППО-Щл-11
Руководитель практики:
Практика проходила на базе МДОУ Детский сад № 35 комбинированного вида «РОДНИЧОК». Щелковский муниципальный район Московской области продолжительностью 5 недель и охватывает период с 25 мая по 21 июня 2014 года.
Цель производственной практики —
— знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида «Ручеек», с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении.
- Реализовать психодиагностическое обследование, составить аналитическую справку с рекомендациями по его результатам.
- апробация основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения
- выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
- ознакомиться с особенностями работы психолога;
- знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
- активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
— активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.
Психокоррекционная работа в учреждении образования
... Под психологической коррекцией подразумевается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возможностями ребенка. Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет ...
Проблема психологической готовности к школе, Актуальность
Производственная практика проходила в два этапа.
I этап практики — ознакомительный, в ходе которого произошло:
- знакомство с базой практики, с детьми, с воспитателями;
- Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.
- Составление плана работы на период практики:
- подбор методической литературы; выбор и изучение методик.
II этап практики
- наблюдения и апробирования методики;
- диагностика психологической готовности детей к школе по выбранным методикам;
- обработка результатов психологической диагностики;
- написание психологического заключения;
- составление коррекционных программ по выявленной проблеме;
- оформление отчетной документации по практике.
I этап практики — 25.05.2014 г. — 08.06.2014 г.
Практика началась со знакомства с детским садом, с детьми, воспитателями и психологом.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №34 «Родничок» расположен в Щелковском районе поселок Краснознаменский.
Заведующая — Кононенко Инесса Александровна.
Зам. Заведующего по ВМР — Ушпик Елена Александровна.
В детском саду функционирует 6 групп, и действует общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду по следующим направлениям.
В кабинете психолога созданы рабочие зоны, так же есть, функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей. Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
Знакомство с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Родничок»:
1. Психодиагностическая работа
- проведение в случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;
- совместно со специалистами соответствующего профиля проведение дифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии;
- проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
2. Психопрофилактическая работа:
- работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми;
- консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
- психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
3. Экспертно-проектировочная деятельность:
- диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению.
4. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.
Теория и практика социальной работы
... в процессе полемики диагностической и функциональной школ в психосоциальной работе сформировался новый (синтетический) подход, ставший обозначаться как метод решения проблем. Основателем его является Х. Перлман («Социальная индивидуальная психотерапия» 1957). В ...
5. Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.
- Составление плана работы на период практики:
1. Ознакомление с детским учреждением, знакомство с воспитателями.
2. Ознакомление с организацией работы психолога в МДОУ.
3. Определение сферы деятельности в соответствие с возрастной группой.
4. Знакомство с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.
5. Наблюдение за детьми в процессе деятельности.
6. Подбор психодиагностического инструмента.
7. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе.
8. Подготовка рекомендаций по проведению психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития.
II этап — 10.06.2014 г. — 21.06.2014 г.
На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. психический дошкольный керн
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
Готовность к обучению — показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
Таким образом, основная цель диагностирования — выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В связи с этим были поставлены задачи:
1.Ознакомиться с психолого-педагогической литературой по проблеме.
2.Подобрать психодиагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе.
3.Используя диагностический материал, определить индивидуальные различия в психологической готовности детей к школе.
4.Обработать и проанализировать результаты исследования, сделать соответствующие выводы.
5. Учитывая результаты исследования, разработать и дать рекомендации педагогам и родителям.
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог.
Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе .
Психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Для диагностики разных сторон данной проблемы были выбраны следующие методики и тесты.
Методика обучения детей с ТНР
... строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Цель настоящей работы - проанализировать методику логопедической работы по обучению орфографии в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями ...
Изучение социальной зрелости.
1. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» (М. Р. Гинзбург).
Рекомендуется дополнительно для углубленного изучения
2. «Внутренняя позиция школьника» (Стандартная беседа Т. А. Нежновой).
3. Проективная методика «Рисунок школы» эмоциональное отношение к школе.
Изучение личностной зрелости
1. Методика «Запрещенные слова» (Вархотова, Дятко) — принятие учебной задачи, произвольность — отношения со взрослыми.
2. Методика «2 домика» социометрия — отношения со сверстниками.
3. Методика «Какой Я?» (Р. С. Немов) самооценка — отношение к себе.
Рекомендуется дополнительно для углубленного изучения
4. Отношение ребенка к сверстникам (опросник для воспитателей и родителей) (Н.В. Нижегородцева).
Интеллектуальная готовность
1. Методика «10 слов» (А. Лурия) — слухоречевая память.
2. Методика исследования непроизвольного запоминания.
3. Методика «Последовательные картинки» — словесно — логическое мышление.
4. Методика «Классификация предметных картинок» (Н. В. Нижегородцева) — уровень общений (предпосылки логического мышления).
5. Методика «Проставь значки» (Р. С. Немов) — устойчивость. Переключение внимания.
6. Методика «Подражание письменным буквам» (Керн — Йерасек) — мелкая моторика.
Тест Керна — Йирасека
1. Методика «Подражание письменным буквам» — мелкая моторика.
2. Методика «Срисовывание группы точек — глазомер, внимание, зрительная память.
3. Методика «Рисунок человека» — образные, пространственные представления, мелкая моторика, интеллект.
Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.
Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.
По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.
Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.
Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного ...
... к неизвестному. 1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Двигательная активность Движение для ребенка – это универсальное ... аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать: возраст, степень тяжести и форму детского ... стопы и надколенника больше соответствуют поражению пирамидной системы. 4. Синкинезии (дружеские движения). Синкинезии - это ...
Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.
Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.
По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.
Заключение
Возвращаясь к истокам работы необходимо вспомнить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально- психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. В результате проведенной диагностики выяснилось, что большинство испытуемых детей готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что один ребенок из восьми абсолютно не готов к обучению в школе. А многим детям следует побольше позаниматься перед школой. Это подтверждает актуальность выбранной темы. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача — довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/psihodiagnostika-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrejdenii/
1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. — М., 1986.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1981
Психологические особенности одаренных детей (2)
... ребенка. Попытаемся сделать это не с помощью громоздких методик, направленных, в основном, на диагностирование природных психофизиологических особенностей. Для этого мы взяли методику, которая включает в себя 7 тестов, ... классы учащиеся поступали на основе психологического тестирования и зачислялись по результатам выше среднего и высокого уровня развития детей. Эти учащиеся обучались по более ...
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М., 1998.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -М., 1990.
6. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. — М., 1985.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для психологов-консультантов. — М., 1989.
8. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В Петровского. — М., 1979.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной и др. — М., 1984.
10. Волков В.С., Волкова Н.В. Детская психология. — М., 2000.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб., 2004.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.,1985.
13. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
14. Гамезо М.В. и др. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. — М., 1995.
15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. — М., 1993.
16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб, ПИТЕР, 2006.
17. Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. — М.,1997.
18. Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1988.
19. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. — М., 1994.
20. Диагностика в детском саду. Методическое пособие./ под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д., Ростов-на-Дону, 2004.
21. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.,1996.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
24. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.,1997.
26. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
28. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. — М., 1996.
29. Павлова Л. Значение развития действий рук// Дошкольное воспитание.1984, №1
30. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. — Минск, 1982.
31. Подготовка ребенка к школе / Айзман Р.Н., Шарапова Л.К. и др. — М., 1991.
32. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Активные методы работы школьного психолога. — М., 1990.
33. Психология развивающейся личности \ под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.
Приложения
Приложение 1
Результаты диагностического обследования на предмет готовности детей к школе.
Ф.И.: Вика Д.
Возраст: 6 лет
На тест была настроена положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? — ответила неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. — «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашла 7 «нелепиц». — «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После двух попыток повторила 4 фразы. « С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильные ответы на 5 карточках. « В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память.
Ф.И.: Данил З.
Возраст: 6 лет.
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Данил чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию с моей стороны мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Данила проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «В» (высокий уровень)
0 баллов.
0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратил 2 мин. 1 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. — «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашёл 8 «нелепиц». — «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильно ответил на 6-ти карточках. « В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Возраст: 7 лет
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.
Результаты тестов
6 баллов.
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «С» (средний уровень)
МЕТОДИКА: «Домик» 2 балла.
0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 2 ошибки — «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашёл 5 «нелепиц». — «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильно ответил на 4-х карточках-« В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Ф.И.: Аня И.
Возраст: 6лет.
Тест Керна-Йирасека:
На выполнение теста была настроена положительно. После рисования мужской фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у мужчины надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. При выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.
Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.
Перед выполнением задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.
Работала с интересом, спокойно, уверенно.
Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4 балла.
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл.
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «Н»
13 баллов.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 5 мин. 5 ошибок. — «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашла 6 «нелепиц». — «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После двух попыток повторила 3 фразы. « С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильные ответы на 3 карточках. « С».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.
Рекомендации:
Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание.
Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду!!! Ребенок сам хочет остаться. Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.
Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.
Ф.И.: Андрей К.., Возраст: 6 лет.
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Андрей чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов. Результаты хорошие.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «В» .
0 баллов.
0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 3 ошибки. — «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашёл 8 «нелепиц». — «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильно ответил на 6-ти карточках. « В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И.: Алиса М.
Возраст: 6 лет.
На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «В» .
МЕТОДИКА: «Домик» 1балл
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. — «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашла 7 «нелепиц». — «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После двух попыток повторила 4 фразы. « С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильные ответы на 5 карточках. « В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Особое внимание уделять развитию произвольного внимания и интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе обучения.
Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.
Ф.И: Женя М.
Возраст: 6 лет.
На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в детском саду? — ответил неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «С»
МЕТОДИКА:«Домик» 1балл
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3,5 мин. 1 ошибка. — «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашёл 7 «нелепиц». — «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После двух попыток повторил 4 фразы. « С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильные ответы на 4 карточках. « В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память, внимание. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Ф.И.: Никита Л., Возраст: 6 лет.
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
На вопросы отвечал быстро. . Ошибок не допустил.
Результаты тестов
6 баллов.
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» — «С»
МЕТОДИКА: «Домик» 2 балла.
0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» — Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. — «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» — Нашёл 5 «нелепиц». — «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» — После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» — Правильно ответил на 4-х карточках-« В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Приложение 2
Таблица диагностики по уровневым показателям
Ф.И. Ребёнка. методики |
Вика Д. |
Данил З. |
Антон К. |
Аня И. |
Андрей К. |
Алиса М. |
Женя М. |
Никита Л. |
|
Керна-Йирасека |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
|
Графический диктант |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
В |
С |
|
«Домик» |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
В |
С |
|
«Да и Нет» |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
|
«Эхо» |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
|
«Переплетённые линии» |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
С |
С |
|
«Корректурная проба» |
В |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
В |
|
«Нелепицы» |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
С |
|
«Лишний предмет» |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
|
«Запомни фразы» |
С |
В |
С |
Н |
В |
С |
С |
С |
|
Приложение 3
Таблица процентных показателей по итогам диагностики
показатель методика |
высокий |
средний |
низкий |
выводы |
|
Керна-Йирасека |
37,5% |
62,5% |
— |
Требуются фронтальные занятия |
|
Графический диктант |
75% |
12,5% |
12,5% |
Требуется индивидуальная работа |
|
«Домик» |
75% |
12,5% |
12,5% |
Требуется индивидуальная работа |
|
«Да и Нет» |
87,5% |
12,5% |
— |
Коррекция не нужна |
|
«Эхо» |
100% |
— |
— |
Коррекция не нужна |
|
«Переплетённые линии» |
37,5% |
50% |
12,5% |
Требуются фронтальные занятия |
|
«Корректурная проба» |
62,5% |
37,5% |
— |
Требуется индивидуальная работа. |
|
«Нелепицы» |
62,5% |
37,5% |
— |
Требуется индивидуальная работа. |
|
«Лишний предмет» |
75% |
25% |
— |
Требуется индивидуальная работа. |
|
«Запомни фразы» |
25% |
62,5% |
12,5% |
Требуются фронтальные занятия |
|
Приложение 4
На основе данных расчетов видно, что необходима коррекционная работа. Т.к. смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей, то воспитателям следует проводить занятия по развитию этих сторон психической деятельности. Один ребенок не готов к обучению в школе, поэтому следует обратить внимание родителей на его предшкольную подготовку.
Приложение 5
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Тест Керна-Йирасека.
Данный тест направлен на определение школьной зрелости .
Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе ( 1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание).
Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция по применению теста.
Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатся данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины. На обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части- образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).
Пред выполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений).
Помощь испытуемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр., сказав: ” Рисуй, у тебя все получится ”).
Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.
По окончании рисования детей просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают им скопировать два слова ( ” Это шарик ”), написанных письменными буквами ( второе задание ).
Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.
В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентраций внимания.
Во время выполнения заданий требуется следить за детьми, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует- правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать, несмотря на указания, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и др.
Оценка результатов теста
Задание 1
1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице- глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных частей) , при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.
2 балла. Все требования ( кроме использования синтетического способа рисования ) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей ( шея, волосы, один палец руки, но не часть лица ) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями ( объемные ).
Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.
4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание 2
1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30 градусов.
2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание 3
1балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот- даже не 180 градусов.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.
Если испытуемый по всем заданиям теста Керна- Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов ( если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями ), обладают среднем уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, ( напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3- за второе и 4- за третье ), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10- 15 баллов ( 10-11 баллов- нижняя граница среднего развития, 12- 15 баллов- развитие ниже нормы).
[4,c.53]
Методика «Графический диктант»
Методика Эльконина Д.Б. Данная методика позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.
Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первый дней учебы.
На тетрадном листе ( каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии ), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток).
Педагог предварительно объясняет:
«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня- я буду говорить, в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь ( дается реальный ориентир, имеющийся в классе).
Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери ( на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку).
Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь- на три клетки направо ( слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)”.
После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.
”Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.
Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы — две минуты.
Последующий текст инструкции таков:
“ Теперь поставьте карандаши на следующую строчку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.
Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к испытуемым со словами:
“ Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. одна направо. Три клетки вверх. Одна направо. Теперь продолжайте рисовать этот узор”.
Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель- о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:
- Высокий уровень. Оба узора ( не считая тренировочного ) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.
Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.
Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.
Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому. [10,c.243]
Методика « Домик» ( для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
- А) неправильно изображенный элемент (1 балл).
Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если не6правильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу).неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);
- Б) замена одного элемента другим (1 балл);
- В) отсутствие элемента (1 балл);
- Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
- Д) сильный перекос рисунка (1 балл).
За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль).
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если но увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.
В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла. [9,c.94]
Методика «Да и нет».
Направлена на выявление уровня развития произвольного внимания.
Эта методика- модификация известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет»,а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя.
Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».
Преподаватель обращается к испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их).
«Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что ему все ясно).
После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых — провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе. Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь идти в школу.? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4.ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?.) 5. Ты любишь гулять? 6. Ты любишь играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть?
Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да»и «нет» и одновременно обдумывать ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности. Эксперименты показали, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова. Интересно отметить, что родители, присутствующие при этой игре, не считали кивок головой за ответ и пытались вмешаться репликой: «Ты что, говорить не умеешь?».
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль).
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.