Курсовая работа мышление

Курсовая работа

В настоящее время изучение мысли — одна из первоочередных задач, которые ставят психологи. Это связано с исходным постулатом о единстве сознания и связями между его индивидуальными связями. Изначально изучение мысли приписывалось больше философам и другим наукам, так или иначе с ней взаимодействовавшим. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но, установив ограничения, психология закрепила изучение мыслительного процесса как материала. Психология стала рассматривать мысль не как проявление духа, а как ход первой деятельности, развивающейся с помощью языковой системы, а уже потом приобретающей определенные сокращенные формы, приобретая характер внутренних психических действий. Мы думаем, что на данный момент изучение мысли требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех ветвей человеческого существования и еще более быстрым развитием в будущем. Человеческая жизнь постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности еще много неизвестного, непонятного, скрытого. Это требует глубокого познания мира открытия новых процессов, свойств и взаимоотношений человека и всего окружающего его. «Тем не менее, каждый человек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей. Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человеку известно только его мысли, а не он сам по себе». (17) Стр. 3

Цель этой работы — получить представление о мыслительном процессе. Как протекает этот процесс, каковы его функции, как он формируется в различных ситуациях. Описать основные виды его.

Объект исследования — мышление, предмет — мышление и познавательные процессы.

Задачи:

  • описать природу мыслительного процесса;
  • рассмотреть основные операции и фазы мышления;
  • рассмотреть основные виды и уровни мышления;
  • описать индивидуальные особенности мышления.

Проблемами мышления занимались многие психологи. Тихомиров Олег Константинович, один из его современников, написал множество произведений, посвященных мысли. Выготский Лев Семенович — классик и его фундаментальные произведения, такие как «Мыслить и говорить». Теплов Борис Михайлович и его классическая психологическая работа о мастерстве и таланте. Андрей Владимирович Брушлинский с книгой «Мышление и общение». Нельзя не отметить вклад Жана Пиаже в изучение проблем детской мысли.

4 стр., 1682 слов

Влияние языка на образ мышления, сознания и психики человека

... влияния языка на образ мышления, сознания и психики человека. Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:, Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления., Описать ... случайные, а только основные, главные, сущностные ... мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение ...

2. Возникновение, формирование и протекание мышления

2.1 Психологическая природа мыслительного процесса

Мыслительный процесс по своей внутренней структуре представляет собой действие или акт деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. В этом задании содержится цель умственной деятельности человека, связанная с условиями, из которых она дана. Реальный мыслительный акт субъекта исходит из различных мотивов. В момент начала мыслительного процесса возникает проблемная ситуация. Тогда же и появляется потребность что-то понять. Удивление или недоумение, противоречие, вопрос или проблема — вот где обычно начинается мышление. “Наличие знаний и уменье владеть ими — необходимые предпосылки продуктивной работы мысли и развития ума” (5) стр.

Эти ситуации они затягивают личность в мыслительный процесс. Итак, ситуация возникла, и это фактор чрезвычайной ситуации, но если в этом случае есть начало, то должен быть определенный конец. Конец достигается тогда, когда поставленная задача решена. Случай, когда задача не решена, воспринимается субъектом как неудача или неудача. Весь мыслительный процесс — это сознательно регулируемая операция. Эмоциональное состояние мыслителя, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связаны с динамикой мыслительного процесса. В общем, конечно, весь процесс связан со всей душевной жизнью человека. Мысль своеобразно окрашивается под влиянием определенных эмоциональных состояний субъекта, в том числе любого интеллектуального процесса, исходящего из потребностей и интересов человека.

Мыслительный процесс — это активный и преднамеренный волевой акт. Решение проблемы требует значительных волевых усилий для преодоления трудностей, возникающих в мышлении. Сознательная сосредоточенность существенно характеризует мыслительный процесс. Осознание задачи, стоящей перед мыслью, определяет весь ход мыслительного процесса. Это разновидность сознательно регулируемой системы интеллектуальных операций. Мысль сопоставляет, соотносит каждую мысль с задачей, на решение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризуется проверкой, критикой и контролем. Преимущество мышления как сознательного процесса — это способность распознавать ошибку. Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях. Выражаются обобщения в понятиях — специфическом содержании мысли. В то же время понятия, не говоря обособленно, функционируют в единстве с визуальными моментами представлений и с речью, которая в то же время является разновидностью слухового или визуального образа. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс. Они включаются в виде образных представлений, в виде схем и в виде слов. Словами оперирует понятийное мышление, так как оно является словесным. Мыслительный процесс включает в себя слабо и сильно обобщенные изображения. И абстрактное значение слова, и визуальный образ могут быть носителями смыслового содержания и значения.

«Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление» (2) стр.319

Образ, как и образ предмета, имеет семантическое содержание. Образ, воспринимаемый или представляемый субъектом, как правило, возникает в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает объект. Сам образ интеллектуализируется, выполняя смысловые функции и будучи включенным в мыслительный процесс. Обобщенное значение образа трансформирует чувственное содержание мыслительного процесса, на первый план выходят характеристики, связанные с его смыслом, второстепенные отводятся на задний план. Результатом является восприятие изображения как наиболее совершенного носителя мысли. Переход от изображения к схеме — последний этап интеллектуализации изображения. Схема играет значительную роль. Мы не всегда думаем в подробных словесных формулировках; мысль часто предшествует слову. Когда мысль работает очень быстро, мы как бы намечаем место мысли в некоторой системе и затем передвигаем её. Случай работы с мыслью на основе определенного паттерна только способствует нашему ожиданию в нашем сознании еще неразвитой системы мыслей. На основе этой схемы мы можем работать только с очертаниями, не утяжеляя саму мысль деталями. При быстром мышлении человек мыслит именно так. Но основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово.

5 стр., 2348 слов

По психологии Мышление: понятие, классификация. Структура мыслительного ...

... временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. 2. Структура мыслительного процесса Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие ...

Мышление в понятиях – преимущественно словесное мышление. Слово — форма существования мысли, его непосредственная данность. Значение слова, его обобщение, представляет собой акт мышления. Мыслительный процесс протекает в сложном сочетании визуально-образного содержания идей. В этом случае словесное обозначение содержания мысли выходит за пределы непосредственной видимости. Преимущество слова состоит в том, что чувственно-визуальная составляющая слова имеет только значение смыслового содержания. Только поэтому он может быть пластическим вектором содержания мысли в понятиях. Как правило, кто-то начинает замечать слова как звуковые образы только в том случае, если не понимает их значения. Следовательно, это слово является наиболее подходящим средством обозначения интеллектуального содержания мысли.

Одно из самых сильных переплетений имеет место в самых разных формах: логическое мышление в концепциях и визуальное содержание. Логическое абстрактное мышление неотделимо от всей чувственно-зрительной основы. Единство логического и чувственно-визуального состоит в том, что мысль исходит из чувственного созерцания и включает в себя визуальные элементы, в то же время визуально-образное содержание включает смысловое содержание. Они как бы взаимопроникают и переходят друг в друга. Существенно и качественно отличный от всех других психических процессов, сохраняя при этом особенности мышления, мыслительный процесс всегда вплетен в целостность психической жизни. Он соединяет и взаимопроникает во все аспекты умственной деятельности — потребности и чувства, волю и намерение, визуальные образы — репрезентации и вербальную форму речи. Направленность на решение проблемы или задачи остается специфичным для мышления как мыслительного процесса, для мысли как его содержания – обобщенное отражение более существенных сторон существования человека в понятиях, умозаключениях и суждениях, наверное, это ведет к познанию глубочайших объективных связей мира.

2.2 Основные операции и фазы мыслительной деятельности

Исходящая проблемная ситуация, с которой начинается мыслительный процесс, указывает на то, что исходная ситуация неадекватно представлена ​​в репрезентациях субъекта. Её аспект случаен, он находится пока еще в несуществующих связях. И чтобы решить эту проблему в результате мыслительного процесса, необходимо прийти к более адекватному знанию аспектов поставленной задачи. Мышление идет к этому посредством многообразных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные и преходящие части мыслительного процесса. Эти операции — сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все операции представляют собой различные аспекты основной операции мысли: выявление все более существенных объективных связей и отношений.

56 стр., 27692 слов

Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного ...

... в начальной школе. Противоречие между потребностью подрастающего поколения в освоении новых знаний и недостаточным уровнем технологического обеспечения образовательного процесса и обусловило выбор темы дипломной работы «Личностно- ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в начальных ... личностных качеств в процессе усвоения изучаемых предметов. Личностная направленность обучения в ...

Сравнение, сравнение вещей, явлений, их свойств выявляет различия и идентичности. Выявление различий одних вещей и идентичности других, их сравнение приводит к определенной классификации. Сравнение зачастую может являться первичной формой познания. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Идентичность и различие — основные категории рационального знания, выступающие в первую очередь как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия важных внутренних связей, свойств и закономерностей. И это делается с помощью других аспектов мыслительного процесса или типов умственных операций: анализа и синтеза.

Анализ, мысленное расчленение предмета, ситуации, явления и выявление составляющих его элементов, сторон, моментов, частей. С помощью анализа испытуемый отделяет явления от случайных и незначительных связей, в которых они часто даются в восприятии.

«Анализ, расчленяющий сложное на единицы указывает путь для разрешения жизненно важного для всех рассматриваемых нами учений» Выгодский стр17

С другой стороны, синтез восстанавливает целое, расчлененное анализом, выявляя более или менее существенные связи и отношения элементов, идентифицированных в ходе анализа. Анализ расчленяет проблему, синтез объединяет данные новым способом для ее решения. Мысль, анализируя и синтезируя, переходит от расплывчатого понятия объекта к понятию, в котором анализ выявляет основные элементы, а синтез выявляет существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, в первую очередь возникают в плане действий. Теоретическому анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которые расчленяли их для практических целей. В логическом содержании анализ и синтез взаимосвязаны. Причем эта связь неразрывна. Анализ без синтеза, как правило, приводит к механическому сведению целого к сумме его частей. А синтез без анализа невозможен, так как он должен восстанавливать в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов. А это уже выделяет анализ. Анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга, они должны строго охватывать себя как две стороны целого. А могут и поочередно выступать на передний план. Это обусловлено в первую очередь характером материала. Если исходные данные неточны, их содержание неясно, анализ неизбежно будет преобладать на ранних этапах. И если в начале мыслительного процесса все данные поступают с достаточной ясностью, то мысль в основном пойдет по пути синтеза. В собственном хранилище некоторых людей преобладает склонность к анализу или синтезу. Преобладают аналитические умы, главная сила которых заключается в ясности и точности анализа. Есть преимущественно синтетические умы, особая сила которых заключается в широте синтеза. Но для действительно великих умов, которые создают ценность в научном мышлении, анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

6 стр., 2717 слов

Мышление и решение мыслительных задач

... это и понятно: чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении. Следует сказать, что сочетание анализа и синтеза присуще всем качествам мышления и в ... дела. Однако мышление - это не просто процесс решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. «Мышление разрешает вставшую перед человеком задачу, благодаря ...

Абстракция — это выделение, изоляция и извлечение стороны, свойства, момента явления или объекта во всех существенных аспектах и ​​отвлечение от всего остального. На практике возникает абстракция в действии, предшествующая умственному отвлечению. Поскольку действие неизбежно отвлекается на ряд свойств объектов, выделяя, прежде всего, те, которые более или менее напрямую связаны с потребностями человека, то, что необходимо для практических действий. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его.

Рассматривая предметы, человек может выделить их форму, отвлекая от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекая от их формы. Из-за бесконечного разнообразия реальности ни одно восприятие не способно охватить все ее стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Эта изолирующая абстракция тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная сенсорная абстракция возникает в результате функции избирательного внимания, связанной с организацией действия. От примитивной чувственной абстракции, не отрывая друг от друга, следует отличать высшую форму абстракции. Высшая форма подразумевает рассмотрение абстрактных понятий. От чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Исходя из этого, мысль может через посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракция является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Если мы перейдем к абстрактному, которое раскрывается через отношения к конкретным вещам, тогда мысль не отрывается от конкретного, а в любом случае к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от него мысль и отталкивается на пути к абстрактному, в любом случае будет связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему же через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания, как переплетение многообразных абстрактных определений.

Обобщение или генерализация зарождается в плане действий, потому что индивид одним и тем же генерализированным действием отвечает на разные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. Ведь в различных ситуациях одно и то же действие вынуждено осуществляться посредством разных действий, однако сохраняется одна и та же схема. Подобная схема по существу и будет являться понятием в действии, а его не применение к другой ситуации своеобразным суждением в действии. Но не подразумевается суждение как сознательный акт, следует подразумевать их действительную основу, некий корень и прототип. Сам процесс обобщения стоит понимать как отбор и отсев того, что уже дано в изначальном виде в содержании чувственно воспринимаемых свойств предмета. Этот процесс можно назвать не тем, который обогащает и углубляет наши знания, а объединяющим. Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее представляется как повторяющееся единичное. Это обобщение, очевидно, не может вывести за пределы чувственной единичности, следовательно не открывает подлинного существа того процесса, который приводит к абстрактным понятиям.

3 стр., 1098 слов

Язык и стиль философского мышления. Философия софистов и Сократа

... философский язык, но сделать это можно только с помощью обычного, естественного языка. 2. Философия софистов и ... первого антропологического поворота в истории философской мысли. Этический рационализм Сократа, непонятный современному ... теоретической области. Философия не занимается бессмысленным делом, каждый раз заново выясняя, что она понимает под свободой, причинностью, счастьем. Каждая философская ...

Смотря с этой позиции нельзя не заметить, что процесс обобщения представляется нам как не раскрывающий новые свойства, а как простой отбор и отсев из числа тех данных, которые даны изначально. Получается, что процесс обобщения обедняет, а не углубляет и обогащает. На самом деле это в корне не так. Положительно ядро лежит в раскрытии существенных связей. Существенно связанное вот что общее. Из этого можно вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, его общность для целого ряда или класса единичных предметов. Существенно то, что между собою связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Исходя из этого, обобщение может совершаться по пути сравнения, выделяющего общее в ряде предметов и явлений. Так совершается процесс обобщения на низших ступенях и в более элементарных своих формах. Высшие же формы обобщения, к ним мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития.

Вкратце рассмотрев операции, перейдем к фазам, что также немаловажно. В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько этапов или фаз.

Начальная фаза – более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Проблемная ситуация может возникнуть сначала в действенном плане. Данные затруднения в плане действий начинает сигнализировать о наличии проблемной ситуации, а удивление дает эту ситуацию почувствовать. И еще необходимо осмыслить проблему как таковую, что требует работы мысли. Но не надо представлять что мыслительный процесс начинается с того момента как установлена ситуация. Сама постановка проблемы это уже акт мышления, который в свою очередь требует мыслительной работы. В процессе мышления все моменты находятся в диалектической связи. И это не позволяет их разрывать и линейно располагать. Сформулировать в чем вопрос, значит уже подняться до известного понимания. Понять задачу или проблему, значит найти путь или метод её решения, а возможно и решить её. Первым признаком мыслящего человека является умение видеть проблему там, где она есть. Возникновение вопроса является признаком начинающей работы мысли и зарождающего понимания.

Решение задачи – следующая фаза мыслительного процесса. Оно совершается множеством разнообразных способов, в зависимости от характера самой задачи. Самыми простейшими являются задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для их решения требуется просто соотнести по — новому наглядные данные и переосмыслить ситуацию. Решение задач, на которые направлены процессы мышления, требуют теоретических знаний, обобщенное содержание которых уже выходит за пределы наглядных ситуаций. Первым шагом мысли при этом будет отнесение, причем приблизительное, возникающего вопроса к некоторой области знаний. Внутри первоначально намеченной сферы совершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие те знания, с которыми соотносится данная проблема. Решение или попытка разрешения задачи предполагает привлечение тех или иных положений из имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения. Иногда они выступают в виде правил, и решение задачи совершается с помощью них же. Использование правила влечет за собой две различные мыслительные операции. Наиболее трудная из них заключается в том, чтобы определить, какое правило должно быть привлечено, другая же применение выбранного правила к частным условиям конкретной задачи. Решение очень сложной проблемы, которая впервые возникает в уме, обычно намечается в результате учета и сопоставления части условий. Они берутся в качестве исходных частей. Возникает вопрос о расхождении намечающегося решения и остальных условий. Когда перед мыслью встает данный вопрос наметившееся решение осознается как гипотеза. Осознание наметившегося решения как гипотезы порождает необходимость в его проверке.

2 стр., 950 слов

Особенности античного философского мышления

... волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к ... ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Генезис философии: переход от мифа к логосу Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления. Мышление ... – кровнородственных отношений. Первой задачей философского мышления стала уяснение противоположности между ...

Завершающая фаза – окончательное суждение в пределах данного мыслительного процесса, фиксирующее достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы переходит в непосредственную практику. Практика подвергает мысль решающему испытанию и ставит новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения.

3. Основные уровни и виды мышления

3.1 Обзор и описание различных видов мышления, его уровни

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Различным может быть их познавательное значение. Неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения. И системы мыслительных операций, посредством которых ученый может разрешить научную проблему о закономерности протекания каких либо сложных процессов. Можно различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности к все более глубокому ее определению. Таким разными уровнями мышления являются наглядное мышления в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления.Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными. Наглядное мышление и мышление отвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно и оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Всякое мышление совершается в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Может быть, поэтому нельзя говорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но тем не менее, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единого мышления можно различать, с одной стороны, наглядное, с другой – абстрактно-теоретическое мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного и общего осуществляется в нем по преимуществу в форме наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нем по преимуществу в форме общего понятия. Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие отвлеченного мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного; это последнее отражается в образе. “Поэтому мысль, особенно последовательно проведенная в системе Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть без остаточно заменен понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления” (2) стр335.

5 стр., 2294 слов

Мышление и деятельность

... разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов - учеба, для взрослых - труд. ... орудия производства и т.п. Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п. в) по сферам деятельности : труда ...

Оперируя с наглядными данными, мы используем наглядно действенное мышление и наглядно образное мышление. Наглядно действенное это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Наглядно образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.

В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры. Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует, поэтому раскрытия в образной форме ее общего смыслового содержания, так же как при употреблении метафорического выражения требуется подыскать образы, которые бы адекватно выразили общую мысль. Но как бы это выглядело, если бы образ ничего не прибавлял к общей мысли. Весь смысл, метафоры – в тех новых выразительных оттенках, которые привносит метафорический образ; вся ее ценность в том, что она прибавляет к общей мысли, выражая ее. Метафорические образы выражения общей мысли имеют смысл, только поскольку они содержат больше того, что дает формулировка мысли в общем положении. Образное выражение передает еще много дополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности. Оно передает не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение говорит о том, что с точки зрения говорящего речь идет не о банальном случае, а о чем либо — важном, значительном. Оно оттеняет также момент стихийности, независимость происшедшего от воли человека и этим устраняет момент личной вины. Образное метафорическое выражение и вполне адекватно выражает общую мысль, и выходит за ее пределы, вводя дополнительные оттенки и моменты, не заключенные в общем положении. Метафорическое выражение может, поэтому служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Специфическим для поэтического образа является при этом не наглядность, а выразительность его. Это положение существенно для понимания художественного мышления. Рассмотрим художественное мышление. Образ, отражая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функцию; будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т.е. общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ также в той или иной мере заключается в себе единство единичного и общего; они необходимо в той или иной мере взаимосвязаны в нем, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в нем отображается. В силу того что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейное содержание, то художественное произведение, которое всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы, либо безыдейным, либо тенденциозным. Потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение, которое давало бы идейное содержание помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое, которое не давало бы его вовсе. По существу всякое художественное произведение не только может, но и неизбежно должно иметь, то или иное идейное значение, так как каждое художественно произведение выражает в какой-то мере определенную идеологию. Вопрос в том, насколько совершенно оно это делает.«…всякое произведение искусства таит в себе внутренний разлад между содержанием и формой, и… именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается» (16) стр.273

6 стр., 2706 слов

Торможение условных рефлексов. Типы и особенности высшей нервной ...

... условных рефлексов. Значение торможения условных рефлексов. За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание организма с окружающей средой, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность головного мозга. Значение условных рефлексов. Условные рефлексы ...

В подлинно художественном произведении, одновременно идейном и художественном, само его образное содержание и только оно является носителем его идейного содержания, и оно выражает его иначе, чем этом можно сделать в отвлеченных формулах и общих положениях. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.

Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современной психологии встает и вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология исходила из внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления имелись ввиду исключительно отвлеченные задачи научного мышления и теоретическая деятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности – практический, поскольку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретические интеллектуальные операции принимались как нечто первичное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затем деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во внешний план действия результаты теоретического мышления. Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления; притом эта зависимость представлялась неизменной на всех ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, — проще говоря, не интеллектуальной операцией; поэтому создаётся альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно — отражение теоретического мышления. Возможно исследования В. Кёлера человекоподобных обезьян дали новый толчок для иной, тоже в конечном счете неправильной, постановки вопроса; в связи с этим исследованиями возникло понятие так называемого практического интеллекта. Опыты с шимпанзе, построены по типу экспериментов Келера, были затем – сначала Келером, а потом К.Бюлером – повторены с детьми; за ними последовал целый ряд экспериментов, проводившихся с нормальными и умственно отсталыми детьми и взрослыми. Основная задача практического мышления — подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы через реку. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного словесного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве понятия. Однако в противопоставлении практического интеллекта теоретическому интеллекту нередко сказывался проникший в само понимание интеллекта и потому в известном смысле еще углубившийся старый дуализм теоретического мышления и практики. С практикой связано, в конечном счете, всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных случаях различным. Теоретическое мышление, мышление, опираясь на практику в целом, независимо от отдельного частного случая практики; наглядно-действенное мышление непосредственно связано с той частной практической ситуацией, в которой совершается действие. У человека существует единый интеллект. Мы не можем говорить о двух различных интеллектах как различных механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания. В этом плане можно отличать практическое мышление от теоретического мышления. Если под практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, — в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. Перед теоретическим и практическим мышлением стоят, прежде всего, разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможны еще разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать, использовать и результаты отвлеченной теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Такова мыслительная деятельность изобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложные теоретические соображения. Но возможен и другой случай, при котором для решения встающей в ходе практической деятельности задачи отвлеченное теоретическое мышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление – это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач. В доказательство существования особого практического интеллекта часто ссылаются на то, что некоторые люди прекрасно справляются с очень сложными теоретическими задачами, обнаруживая при их решении высокий уровень мышления. Но оказываются иногда беспомощными. Если им нужно найти выход из сколько-нибудь затруднительной практической ситуации, и обратно – люди, которые прекрасно ориентируются в очень сложных практических ситуациях, оказываются иногда беспомощными, если перед ними встает даже элементарная теоретическая проблема. Для объяснения этого факта нужно вскрыть различия между мыслительными операциями, которые требуются в одном и другом случае. Нужно учесть объективное различие самих задач, подлежащих разрешению. Некоторые задачи по существу своему требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщенными положениями и косвенного, опосредованного разрешения, — они требуют теоретического мышления; другие же практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для мышления, направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершается в ситуации действия, в непосредственной действенном контакте с объективной действительностью. Таким образом «поле зрения» мышления совпадает с полем действия; у мышления и действия одна и та же область оперирования; ход мыслительной операции непосредственно включен в действенную ситуацию, в ход практического действия; в нем практическое действие реализует каждый этап решения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой. Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладывают на нее специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, все решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем в непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальный этап решения, только то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначала необходимо, во всяком случае, сделать то-то. Если сейчас же и реализовать первый этап решения в практическом действии, то это действие, реально изменяя проблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения ее. Сплошь и рядом повлечет за собой и выявит ряд попутных изменений, которые до совершения практического действия могли быть не предусмотрены и которые после его совершения непосредственно видны. Действие, вклинивающееся в течение мыслительной операции, реализуя ближайший намеченный этап решения, освобождает от необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учесть все многообразие тех изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит, и которые нужно было бы заранее предусмотреть. В то же время необходимо мысленно учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия. Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бы непосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно было бы условно сказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимущество мыслительной операции, непосредственно включенной в ход практического действенного решения задачи. Но такая мыслительная операция предъявляет, с одной стороны, и свои специфические требования, отличные от требований, предъявляемых задачей при обобщенном теоретическом решении. Она сплошь и рядом требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае. То особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно. Для одних такие смены являются облегчением, передышкой; для других – медлительных и систематических умов – они воспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения, иногда даже вносящие дезорганизацию в мыслительный процесс. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создает различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада ума и личности в целом, она, естественно, должна дать различные результаты.

В конечном счете, специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости от характера их деятельности. Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление- это мышление интуитивное и ситуативное определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности. Также нельзя не отметить продуктивное мышление. Оно порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное — это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим. Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в минимальной степени. Очень важным с точки зрения приспособительных функций мышления является его деление на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием. Словесно-логическое мышление — высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В конечном счете, специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости от характера их деятельности.

3.2 Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мысли, самостоятельность. Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок. Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают мышление человека; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке быстро и хорошо решаются подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется в повседневной жизни человека. Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное и самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. “В отечественной психологии нельзя не отметить понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания ”(14) стр.28. Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.

Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. В настоящее время существуют как минимум три трак­товки понятия интеллекта:1. Биологическая трактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации” 2. Педагогическая трактовка:“способность к обучению, обучаемость” 3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода, интеллект — это со­вокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов человека оп­ределяет его интеллект. “Интеллект — это глобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хо­рошо справляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Какова же структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен выделил генеральный фактор интеллекта «фактор О» и «фактор 5», служащий показате­лем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Гилфорд выделил сто двадцать факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим. По мнению Кэттела сто девяносто шесть факторов, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Заключение

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность. При каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями. Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных случаях — важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/myishlenie/

1. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: Академия, 2005. – с.288 с

2. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008. – с.713

3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007. – с.511

4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С.21

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп. — М.: Лабиринт, 1999. – с.351

6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — 1996. — № 5

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.

8. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. — Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.

9. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – с.64

10. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М:Издательство ЛКИ- 2007 – с.248

11. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — с.60

12. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — с.41.

13. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — с.375

14. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — с.28.

15. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М: Наука -2004.- с.444

16. Выгодский Л.С. Психология искусства. – М: Лабиринт – 2008.-с.352

17. Мадди С. Теории личности. – СПб.: Речь – 2002. – с. 539