Психокоррекционная работа в учреждении образования

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

  • психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
  • Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Под психологической коррекцией подразумевается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возможностями ребенка.

Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Она осуществляется в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориентированной на источники и причины этих отклонений. психокоррекционное модель личность поведение

6 стр., 2963 слов

Проблема стрессовых ситуаций

... объяснить понятие стресса и указать причины возникновения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. Задачи работы: Отразить наиболее полно возможные варианты предотвращения стресса; Определить основные направления в области психофизиологических методов предотвращения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. В ...

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Поскольку психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии разной этиологии, в практике работы используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка:

  • биологическая модель связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания;
  • медицинская модель выносит проблемы в область аномального развития;
  • педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей;
  • социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной депривацией ребенка;
  • психологическая (деятельностная) модель ориентирует поиск причин в несформированности ведущей и других типичных для конкретного возраста типов деятельности.

Цели коррекционной работы определяются исходя из понимания психического развития ребенка как активного, деятельностного процесса. В связи с этим их постановка связана с организацией различных видов деятельности ребенка, развитием его психической активности, формированием психических новообразований и оптимизацией социальной ситуации развития.

Содержание и выбор методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).

Объект психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, если объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, то предметы, в зависимости от локуса жалобы, могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др.

По содержанию можно выделить общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.

Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.

12 стр., 5639 слов

«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

... коррекции у детей младшего школьного возраста. Перед учителем встаёт задача: создания условий, обеспечивающих развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства Возникла тема исследовательской работы ...

Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.

Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.

Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей «поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.

Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.

Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.

Максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80 %).

Содержание коррекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей:

  • несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
  • неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией;
  • негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами;
  • неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции;
  • эмоциональными нарушениями поведения;
  • дезадаптацией в детском саду, школе, семье.

Коррекция умственного развития:

  • развитие восприятия, сенсорных способностей;
  • развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
  • развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
  • развитие речи (в рамках логопедической помощи);
  • развитие познавательной мотивации.

Коррекция готовности ребенка к обучению:

  • коррекция внутренней позиции ребенка;
  • формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
  • коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
  • речевая коррекция (чтение);
  • коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п.

(математика).

Коррекция неорганизованности поведения.

1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:

  • четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
  • удержание образца «на виду»;
  • выделение поэтапных подцелей;
  • обеспечение достижения цели и одобрения успеха;
  • перенос успеха на самостоятельное поведение;
  • перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию.

2. Операционно-регулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:

12 стр., 5773 слов

Специфика работы с детьми девиантного поведения

... Преувеличение болезни. ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 7 Б класса ... жизнедеятельности человека (или работе машин); предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и механизмов); - ... называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и ...

  • совместное с взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
  • предметное и знаковое моделирование пути действия;
  • овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
  • распределение функций в кооперативных формах деятельности;
  • формирование мотивационной готовности к деятельности;
  • формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
  • введение режима с небольшим количеством требований;
  • последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.

Коррекция личностного развития.

1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками:

  • разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
  • родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
  • тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
  • коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
  • организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями:

  • коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
  • игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);
  • статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
  • социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).

3. Проблемы самооценки, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:

  • психогимнастика;
  • холдинг-терапия;
  • арттерапия;
  • психодрама и другие формы десенсибилизации.

Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.

В подростково-юношеском возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом:

  • акцентуации характера;
  • нарушения поведения;
  • трудности подростково-юношеского возраста;
  • эмоционально-личностные проблемы;
  • психофизический инфантилизм;
  • социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
  • нарушения социально-психологической адаптации.

Для подросткового возраста в большей степени подходят групповые формы коррекционной работы (кроме решения эмоционально-личностных проблем).

4 стр., 1599 слов

Общение как психологическая деятельность людей

... их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Категория деятельности занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них ...

Итак, психокоррекционная работа характеризуется богатством содержания и методов воздействия. На эффективность психокоррекционного воздействия влияет множество факторов: личностная и профессиональная готовность психолога, психотерапевтический контакт с клиентом, правильность постановки психологического диагноза, выбор технологии, психологическая поддержка окружающих.