Психокоррекционная работа в учреждении образования

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

  • психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
  • Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Под психологической коррекцией подразумевается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возможностями ребенка.

Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Она осуществляется в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориентированной на источники и причины этих отклонений. психокоррекционное модель личность поведение

6 стр., 2963 слов

Проблема стрессовых ситуаций

... объяснить понятие стресса и указать причины возникновения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. Задачи работы: Отразить наиболее полно возможные варианты предотвращения стресса; Определить основные направления в области психофизиологических методов предотвращения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. В ...

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Поскольку психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии разной этиологии, в практике работы используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка:

  • биологическая модель связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания;
  • медицинская модель выносит проблемы в область аномального развития;
  • педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей;
  • социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной депривацией ребенка;
  • психологическая (деятельностная) модель ориентирует поиск причин в несформированности ведущей и других типичных для конкретного возраста типов деятельности.

Цели коррекционной работы определяются исходя из понимания психического развития ребенка как активного, деятельностного процесса. В связи с этим их постановка связана с организацией различных видов деятельности ребенка, развитием его психической активности, формированием психических новообразований и оптимизацией социальной ситуации развития.

Содержание и выбор методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).

Объект психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, если объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, то предметы, в зависимости от локуса жалобы, могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др.

По содержанию можно выделить общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.

Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.

12 стр., 5639 слов

«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

... коррекции у детей младшего школьного возраста. Перед учителем встаёт задача: создания условий, обеспечивающих развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства Возникла тема исследовательской работы ... Понятие графической деятельности Доктор педагогических наук, профессор, ... моторика. По содержанию графическая деятельность представляют сложную ...

Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.

Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.

Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей «поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.

Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.

Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.

Максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80 %).

Содержание коррекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей:

  • несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
  • неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией;
  • негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами;
  • неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции;
  • эмоциональными нарушениями поведения;
  • дезадаптацией в детском саду, школе, семье.

Коррекция умственного развития:

  • развитие восприятия, сенсорных способностей;
  • развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
  • развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
  • развитие речи (в рамках логопедической помощи);
  • развитие познавательной мотивации.

Коррекция готовности ребенка к обучению:

  • коррекция внутренней позиции ребенка;
  • формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
  • коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
  • речевая коррекция (чтение);
  • коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п.

(математика).

Коррекция неорганизованности поведения.

1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:

  • четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
  • удержание образца «на виду»;
  • выделение поэтапных подцелей;
  • обеспечение достижения цели и одобрения успеха;
  • перенос успеха на самостоятельное поведение;
  • перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию.

2. Операционно-регулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:

12 стр., 5773 слов

Специфика работы с детьми девиантного поведения

... Преувеличение болезни. ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 7 Б класса ... жизнедеятельности человека (или работе машин); предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и механизмов); ... называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и ...

  • совместное с взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
  • предметное и знаковое моделирование пути действия;
  • овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
  • распределение функций в кооперативных формах деятельности;
  • формирование мотивационной готовности к деятельности;
  • формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
  • введение режима с небольшим количеством требований;
  • последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.

Коррекция личностного развития.

1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками:

  • разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
  • родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
  • тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
  • коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
  • организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями:

  • коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
  • игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);
  • статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
  • социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).

3. Проблемы самооценки, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:

  • психогимнастика;
  • холдинг-терапия;
  • арттерапия;
  • психодрама и другие формы десенсибилизации.

Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.

В подростково-юношеском возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом:

  • акцентуации характера;
  • нарушения поведения;
  • трудности подростково-юношеского возраста;
  • эмоционально-личностные проблемы;
  • психофизический инфантилизм;
  • социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
  • нарушения социально-психологической адаптации.

Для подросткового возраста в большей степени подходят групповые формы коррекционной работы (кроме решения эмоционально-личностных проблем).

4 стр., 1599 слов

Общение как психологическая деятельность людей

... их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Категория деятельности занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них ...

Итак, психокоррекционная работа характеризуется богатством содержания и методов воздействия. На эффективность психокоррекционного воздействия влияет множество факторов: личностная и профессиональная готовность психолога, психотерапевтический контакт с клиентом, правильность постановки психологического диагноза, выбор технологии, психологическая поддержка окружающих.