Изучение ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Актуальность исследования определяется тем, что система ценностных ориентаций является одной из важных особенностей человека, характеристикой зрелой личности, выражающей содержательное отношение к социальной действительности. Эта система во многом определяет мотивацию поведения человека, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению той или иной деятельности, связанной с удовлетворением потребностей и интересов, указывают на направленность поведения личности.

В каждом обществе формируется своя, особенная ценностно- ориентационная система, отражающая самобытность данной культуры, черты присущие тому или иному периоду ее развития. Поскольку в процессе социализации индивид усваивает совокупность ценностей, передаваемых именно обществом, становится ясным, что изучение системы ценностных ориентаций личности актуализируется в ситуации всесторонних изменений в обществе, когда образуется трещина в социальной ценностной структуре, рушатся идеалы и исчезают моральные и правовые нормы и правила.

Одной из специфических социальных групп, изучение ценностно-смысловых ориентаций представителей которой представляется весьма важным, является молодежь. В свою очередь, весьма важным сегодня является исследование структуры личностных ценностей и смыслов учащейся молодежи, и, прежде всего, такой ее специфической группы, как студенты педагогических вузов. Это обусловлено тем, что от деятельности учителя в немалой степени зависит состояние общества и динамика его изменений.

В последние десять-пятнадцать лет число исследований ценностно-ориентационной сферы будущих учителей существенно возросло, однако они в своей совокупности пока не восполняют пробелов в понимании современной специфики системы личностных ценностей будущих учителей.

До сих пор остаются недостаточно проясненными вопросы, связанные с различиями ценностных ориентаций студентов младших и старших курсов педагогических вузов, а также проблемы влияния на становление ценностно-смысловой сферы студентов-педагогов избранного ими профиля педагогического образования.

Проблема исследования нами сформулирована следующим образом:

Каковы методы изучения ценностных ориентаций студентов педагогических вузов?

Цель данного исследования – изучение особенностей ценностных

ориентаций студентов педагогического вуза.

Объектом исследования является ценностные ориентации студентов педагогического вуза.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Предмет исследования – особенности изучения ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом было сформулировано теоретическое предположение, ставшее гипотезой исследования: существует динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:

  • определить сущность и содержание понятий « ценность», «ценностные ориентации»;
  • раскрыть особенности формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте;
  • изучить особенности ценностных ориентаций студентов педагогических вузов;
  • опытно-экспериментальным путем исследования изучить ценностные ориентации студентов педагогических вузов.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

  • культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского, а также представления отечественной и зарубежной психологии о личности как активном субъекте деятельности, которая опосредована ее сознанием, самосознанием и ценностными ориентациями ( К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина и др);
  • концепции ценностей, ценностных ориентаций и смыслов в отечественной (А.

Г. Асмолов, С. С. Бубнова, В. А. Ядов) и зарубежной (А. Маслоу, Р. Г. Оллпорт, М. Рокич, Ш. Шварц и др.) науке.

Методы исследования: теоретические – наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, констатирующий эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Ценностные ориентации являются одним из важных компонентов структуры личности. Психологическая сущность личности в целом и личности студента в частности, ее развитие, отражаются в ценностных ориентациях, являющихся центральной проблемой общей, педагогической и социальной психологии.

Ценностные ориентации представляют собой общие законы, принципы, идеалы, в соответствии с которыми формируются поведения и поступки человека в различных ситуациях.

С помощью системы ценностей человек может проявлять различные уровни самооценки и давать оценку другим людям в своих ежедневных отношениях и в различных сферах профессиональной и социальной жизнедеятельности в связи с удовлетворением своих индивидуальных и социальных потребностей. Именно поэтому, по утверждению некоторых психологов, система ценностных ориентаций считается одним из самых основных и важных критериев, с помощью которых можно оценить свои поступки и поступки других людей. Так, С. Л. Рубинштейн назвал эту систему идеологией личности.

Структура ценностных ориентаций личности тесно связана со структурой системы жизни человека в семье и обществе. Поскольку в процессе социализации у человека формируется совокупность ценностей, передаваемых именно семьей и обществом, становится понятным, что система ценностных ориентаций личности зависит от определенных обстоятельств в семье и обществе, а также от происходящих в них изменений.

3 стр., 1091 слов

Ценностные ориентации воспитателя

... от характера ценностных ориентаций ее субъекта. Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании. Ценностные ориентации – это осознанные учеником идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценивания окружающей действительности. Структура ценностных ориентаций педагога находит ...

Проблема ценностных ориентаций личности занимает одно из важных и центральных мест в философии, социологии, психологии, педагогике. Многие авторы, изучавшие проблематику ценностей и ценностных ориентаций с точки зрения их места и роли в жизнедеятельности человека, указывают на их социо-психологическую природу и функцию доминирующих и регулирующих мотивов поведения и деятельности.

Изучение ценностных ориентаций берет свое начало в социологии и социальной психологии, тогда когда изучалась эта система как проявление общественного сознания, особенно социальных ценностей. В последнее время наметилась тенденция роста исследований, связанных с ценностями человека и ценностными ориентациями, которые рассматриваются как универсальная психологическая характеристика личности, показывающая существенные взаимосвязи человека и общества.

В определении понятия «ценности» и «ценностные ориентации» сегодня в психологии нет единой трактовки. По мнению М. Рокича ценности действуют как регулятор системы социального поведения.

В философии утилитаризма под ценностями понимается, во-первых, то, что служит реализации потребностей и интересов, во-вторых, ценность представляется как реальность, связанная с потребностями и интересами, но не выводимая из них [16].

В свою очередь Сократ считает, что высшая ценность – это воздержанность, в том числе ценность как счастье и справедливость [19].

С другой стороны, в философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи, с определением сущности человека, его творческой природы, его способности создать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей.

Сторонники биологизаторских точек зрения акцентируют внимание на природной сущности человека, считают именно естественные потребности и даже инстинкты основной ценностью, которая в решающей степени определяет поведение индивида [13].

А. С. Савина под ценностью понимает «все, что является конечной целью человеческих стремлений», Г. А. Хасанов считает ее как «духовный феномен смысла жизни человека», а И. Н. Столяров понимает ценности личности как совокупный опыт человечества, и духовно-ценностная ориентация личности, как индивидуальный выбор нравственных норм, ценностей и форм поведения молодого человека» [18].

Б. Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные образования как базальные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер.

Называя ценности одной из образовательных потребностей, некоторые авторы считают их важным фактором, влияющим на процесс образования, в связи, с чем О. В. Балгурова полагает, что мотивационно-ценностные компоненты – важные элементы для подготовки и успешности деятельности педагогов.

С точки зрения Х. Ремшемидта, ценности означают признаваемые отдельными людьми или группами эталоны или концепции, с которыми соотносятся взгляды и поступки. Они возникают под влиянием психосоциальных условий и выступают в виде ценностных ориентаций, ценностей [17].

В работах некоторых авторов, например О. А. Казановой, утверждается, что нравственные и культурные ценности влияют на сохранение и изменение общественных ценностей. Другие исследователи утверждают, что проблема ценностей считается основой становления и развития направленности личности, другие связывают направленность личности и выбор ценностей.

3 стр., 1248 слов

Различие категорий терминов: человек, личность, гражданин, физическое лицо

... и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно. 1. Различие категорий (терминов): ”человек”, ”личность”, ”гражданин”, ”физическое лицо” “В РФ признаются и гарантируются права и ... здесь, с точки зрения современной политологии, является СССР. 2.”Государство для человека”: во взаимоотношениях человека и государства главенствует защита прав и свобод гражданина, государство имеет ...

Согласно О. Б. Шиоркиху, в философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики ценности и ценностные ориентации характеризуют собой диалектику объективно-субъективного. Ценности объективны, поскольку фиксируют реально существующую значимость объекта оценки, и они всегда субъективны, поскольку существуют вне субъекта – носителя ценностного сознания. Субъектом ценностей может быть как индивид, так и коллектив (профессиональная, группа, класс, общество и т.д.).

Именно поэтому, можно сказать, что ценности, по своей природе двойственны: они, с одной стороны, социальны, с другой стороны, индивидуальны. Они считаются социальными, потому что культурно, социально и исторически обусловлены, а индивидуальность их в том, что они являются результатом жизненного опыта конкретного субъекта и формируются под влиянием социальных факторов.

С точки зрения В. А. Смоляниченко в иерархии ценностей выделяют ценности главные, определяющие жизненную концепцию личности и непосредственные, регулирующие поведение личности. Он утверждает, что основные сферы значимости ценности, связанные с субъектом, это фактор желаемого, факторы мотивации, выбора целей деятельности и средств для их реализации.

Относится к ценности и моральное поведение. Д. В. Малюгина считает, что «моральный выбор человека тесно связан с его ценностными ориентациями в социальных и психологических ситуациях». По мнению Б. А. Евасецова, понятие ценности соединяет три основных значения: вещественно-предметные свойства, явления, в основе которых лежат практические и эмоционально-нравственные категории, в том числе психологические характеристики человека; социальные явления, характеризирующие отношение между людьми.

Несмотря на различные способы деления ценностей человека, большинство российских авторов приходят к выводу о том, что ценностная структура, выражая позицию того или иного человека по отношению к окружающему его миру отражает его. Включенность в бытие представляет собой одно из важнейших образований в психике человека, являясь своеобразным ядром всей ценностной структуры личности.