Ценностные ориентации студенческой молодежи

Для социальных наук актуальна проблема изучения общечеловеческих ценностей. Ценность — очень сложное многомерное явление. Они являются важной составляющей формирования компании. Современный период человечества характеризуется динамичным развитием, быстротечностью социальных процессов, системными политическими и экономическими кризисами, изменением набора ценностей, охватывающих все слои современного общества. Молодые люди — самая динамичная, энергичная и важная часть общества. Действительно, человек постоянно находится в ситуации ценностного выбора, какой бы ни была сфера его разнообразных интересов. Все это представляет большой интерес для изучения данного социологического аргумента.

Актуальность данной работы определяется тем, что ценности молодежи претерпевают существенные изменения. Современная молодежь берет свое становление в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и компьютеризации общества, в период социокультурных изменений. Происходит размывание основ ценностей и традиционной общественной морали, ослабление культурной преемственности. Все больше и больше происходит заимствование современных «западноевропейских демократических ценностных моделей» поведения, что приводит к изменению полюсов культуры. В современном «обществе потребления» Рощина Я.М. Глава 11. Культура потребления // Рощина Я. Социология потребления. Руководство. М .: Издательство ГУ-ВШЭ, 2007. С.108-120., Бодрийяр Ж. Потребительское общество // Перевод с французского и сопроводительная статья С. Зенкина — Издательство «Рудомино». М., 2006. — С. 112 Возникает культурное и моральное отчуждение. XXI век характеризуется утратой межличностного взаимодействия, приверженностью техническому прогрессу, культом вещей и материальных благ. Молодое поколение — особая социальная группа, которая формирует структуру системы ценностей, формирует и выбирает карьеру и жизненный путь. Эта группа относится к группе риска.

Для современного общества аксиологические проблемы актуальны, особенно в периоды кризиса, в периоды, когда происходят изменения в социальной структуре общества и устанавливается новая нормативно-ценностная модель. Система ценностей — прямое отражение поведения и мотивации молодого человека, его профессиональных и личных качеств. Проблема нравственных и культурных ценностей развивается в течение нескольких лет, их формирование — длительный процесс. Они формируются под влиянием образа жизни, идеологии на протяжении длительных исторических периодов, на индивидуальном уровне и на уровне государственной политики. Социология заинтересована в изучении механизмов формирования у молодежи ценностей, общей культуры, которые определяют жизненные стратегии и модели поведения современного человека.

2 стр., 774 слов

Армия как социальный институт : проблемы социального управления ...

... периода и глобального кризиса, характерного для современного российского общества. Цель работы – изучить армию как социальный институт: проблемы социального управления в современном российском обществе. В связи с поставленной целью в ... несамостоятельна в своем реагировании на события, ее действия как бы социально не мотивированы. Поведение армии в революции 1917 года, в смещении и назначении ...

Социализация молодежи — сложный социальный процесс. Это связано с переоценкой традиций, норм и ценностей. В политически и экономически нестабильном обществе молодые люди все меньше и меньше полагаются на опыт предыдущих поколений; теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, который формирует поведение современной молодежи. В настоящее время современным молодым людям многие моральные нормы кажутся устаревшими, обременительными, ограничивающими их свободу, волю и индивидуальность. Эти представления, полученные в период юности, остаются практически неизменными на протяжении всей жизни. Известно, что ценностные предпочтения влияют на выбор человеком места в обществе, а также на определение его или ее целевой группы.

В современной науке возросла роль социологических исследований, системы ценностных ориентаций молодежи, по результатам которой можно проследить взаимосвязь между ценностными ориентациями и моделями поведения молодежи, понять механизм формирования профессиональных предпочтений, а также изучить социальные условия, в которых формируется и раскрывается молодая личность. Социальные науки изучают, что составляет руководящие принципы жизни человека сегодня. И что необходимо сделать, чтобы направить эти руководящие принципы в правильном направлении. Изучение ценностных ориентаций молодежной группы позволяет выявить реальную степень вовлеченности молодежи в социальные отношения, определить их адаптивность, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества, понять отношение молодежи к национальной культуре, ее истории, традициям, изучить самосознание студенческой молодежи.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление преобладающих моделей ценностных ориентаций студенческой молодежи и анализ ценностных установок современной молодежи.

Для этого вам необходимо выполнить следующие задачи:

1) применять метод тезауруса для формирования подхода к изучению ценностей;

2) изучение ценностей как предмета социологической науки;

3) провести социологическое исследование, с целью изучения модели ценностей студенческой молодежи;

4) сформулировать объективные выводы социологического исследования и дать практические рекомендации по теме работы.

Объектом исследования являются ценностные ориентации студентов Брянского государственного университета.

Предметом научного анализа работы является ценностные установки.

Метод исследования: анкетирование.

Глава 1. Теоретические основы ценностных ориентаций в социологической науке

1.1Ценностные ориентации как предмет исследования в социологии

Социологические исследования ценностей являются необходимым условием осмысления общественной жизни и социального порядка. В социологии ценности изучаются как регуляторы социального поведения социальных субъектов. Они существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете сообщества. В рамках одного сообщества, ведущие ценности большинства в основном едины, если, конечно, оно не находится в каком-то экстремальном состоянии межнационального или межрелигиозного раскола, гражданской войны, переходного состояния. Однако даже при стабильном состоянии общества возможен конфликт по поводу сложившейся системы ценностей. Политические ценности могут не стыковаться с экономическими, экономические — с социальными, экономические — с экологическими, коллективистские — с индивидуальными.

87 стр., 43180 слов

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи

... были рассмотрены в книге "Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи" [Киев, 1987]. Поэтому автор специально ... плановой темы отдела социологических исследований социально-профессиональных ориентации Института философии АН УССР. Автор выражает ... часть социологических исследований. Однако полученная информация имеет ценность, ограниченную теми узкими временными и содержательными ...

Для того чтобы исследовать понятие «ценностные ориентации», необходимо рассмотреть понятие «ценность». В современных научных представлениях под ценностью понимаются идеально-эталонные побуждения, цели и нормы деятельности человека, в соответствии с которыми индивид оценивает и выражает субъективное отношение, а также практически преобразует себя и мир. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. Философия.- М.: «Современные тетради», 2004. — С. 647. Если систематизировать все эти дефиниции и сформулировать определение ценности, то под ценностью выступает значимый для субъекта предмет (материальный или идеальный), способный удовлетворить его потребности и интересы.

При вовлеченности индивида в социальную систему возникает потребность в изучении ценностей: политических, экономических, культурных особенностей образа жизни общества. Они выражаются в поведение в различных сферах деятельности. Обнаруживаются они в идеалах, целях, интересах и других проявлениях человека. Системы ценностных ориентации являются важным элементом ценностных отношений в обществе. Важно какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Представителей социологической науки признают тот факт, что ценностно-нормативное регулирование социальных отношений выступает важнейшим фактором функционирования любой социальной группы, общности, коллектива, социальной системы. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность ценностных ориентации, упорядоченных по степени их важности.

Можно говорить о трех формах существования ценности:

1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);

2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков — конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.);

3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельности индивида. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида.Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / Под. ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006 (а).

4 стр., 1761 слов

Место и роль ценностей в социальной работе

... главная ценность в социальной работе, должен присутствовать не только в профессиональной сфере социального работника, но и во всей его жизни. В общем профессиональное этико-аксиологическое осознание отдельного социального работника можно представить в виде совокупности ценностных ...

С. 85-105.

Представления о ценности менялись по мере развития научного знания и по-разному объяснялись, и трактовались. Понятие «ценность» в социологии появляются уже у ее классиков: О. Конта, М. Вебера, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Дж.Дью, У.Томаса и Ф.Знанецкого. В XX столетии ценностная проблематика рассматривается в трудах таких известных западных социологов, как Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Г. Блумер, П. Бурдье, Н. Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, А. Шюц, М.Рокич.

В отечественной социологии ценностная проблематика начинает разрабатываться П. А. Сорокиным, А. Г. Здравомысловым, В.А. Ядовым, Л.Г. Иониным, В.В. Радаевым. В XX в. сложилось несколько направлений по трактовке сущности и содержания ценностей. Изучением ценностных ориентаций в условиях общественной трансформации занимались М.Н. Руткевич, Н.И. Лапин, Т.И. Заславская.

В истории социологической науки принято считать, что первое определение социальной ценности дали У.Томас и Ф.Знанецкий в своей знаменитой работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 117., где они тесно связывают его с понятием социальной установки (аттитюда).

Под социальной ценностью понимается «данность, обладающая доступным для членов социальной группы эмпирическим содержанием и тем значением, в отношении которого она является или может являться объектом деятельности», тогда как социальная установка — это «процесс индивидуального сознания, который определяет реальную или возможную деятельность индивида в социальном мире.Добреньков В.И. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 2005. — С. 38. Социальная установка является своеобразным двойником социальной ценности в личностном аспекте: деятельность, в какой бы форме она ни осуществлялась, это всегда связующее звено между ними». В сущности, можно сказать, что в своем исследовании авторы приходят к определению двух типов социальных ценностей — предметных (внешних, объективных) и субъектных (внутренних).

Важным является и то, что благодаря Томасу и Знанецкому, в социологии начинает развиваться понимание ценности как одной из ключевых категорий.

Приблизительно в одно время с Томасом и Знанецким к ценностной проблематике обращается Э.Дюркгейм Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные суждения» // Социологические исследования. — 1991. — № 2// перевод c фр. Гофмана А.Б. 2006 — С. 108-109.. Свои взгляды на ценности Э. Дюркгейм наиболее четко и лаконично изложил в докладе на Международном философском конгрессе в Болонье названном «Ценностные и реальные суждения». В этой работе он попытался классифицировать различные точки зрения на то, что есть ценность. Ученый разделяет «ценностные» и «экзистенциальные», то есть «реальные» суждения и связывает первые с объективными социальными идеалами. Дюркгейм считал, что ценности есть идеалы, функция которых состоит в преображении реальностей, к которым они относятся. Согласно Дюркгейму, система ценностей общества выступает в виде совокупности ценностных представлений отдельных людей. Дюркгейм полагал, что шкала ценностей оказывается независимой от индивидуальных и переменных оценок индивидов. Люди принимают от общества уже устоявшуюся ценность, к которой они должны приспосабливаться. Кроме того, Дюркгейм подчеркивал необходимость построения иерархии ценностей. Он выделял следующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Усвоенные из этих систем ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей. Также Э. Дюркгеймом было введено в научный оборот понятие «аномия» для объяснения отклоняющегося поведения. Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором разложения, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок, отныне вызывает их несоответствие новым сформулированным и принятым государством идеалам.Дюркгейм Э. Самоубийство. Социол. этюд. / Изд. пер. и подгот. Луковым. В. А. СПб., 1998. С. 294-296. Так же C. 297. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения — с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

7 стр., 3497 слов

Социальная педагогическая деятельность с детьми группы риска

... деятельность социального педагога в образовательных учреждениях. Предмет исследования: особенности социально-педагогической работы с подростками группы риска. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогические исследования, раскрывающие деятельность социального педагога с детьми группы риска. 2. Определить особенности социально-педагогической работы с детьми группы риска ...

  • ?расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
  • ?низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

— ?частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.Ковалева А. И. Аномия. Социология молодежи//Знание. Понимание.Умение — 2005. — № 4. — С. 155-156.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона. Понятие аномии выражает собой политико- экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими, определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности не успевают усваиваться членами этих групп, и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности противоправными).Добреньков В.И. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 2005. —С. 226. Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи. По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 201

4 стр., 1606 слов

Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи

... составе мировоззрения человека и общества. 2. Мировоззрение личности 2.1. Структура мировоззрения личности Мировоззрение личности – это система мыслей, идей, ценностей, принципов человека, его роль, поступки и поведение, которые формируются под воздействием социальных условий, общественного бытия. В ткани мировоззрения чувства и ...

По мнению М. Вебера, ценность — один из мотивов социального действия. М. Вебер предложил обратить особое внимание на специфику социологического познания и различие в нем между оценкой и отнесением к ценности, а также касался понятия ценностей в своих концепциях «идеальных типов» и «интереса эпохи». М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, выделяет их как основные мотивы человеческой деятельности. Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса».Гостенина В.И. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы в ситуации социального риска / В. И. Гостенина, Е. Ю. Лупенкова // Социология образования. — 2011. — N 10. В ценностях, как он считает, в концентрированном виде выражается смысл культуры. Социолог в своей «понимающей социологии» представил ценности как норму, способ бытия, который является значимым для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. Социолог отмечал, что ценностное действие соответствует «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг индивид. Согласно М. Веберу, ценностно-рационально действует тот, кто руководствуется своими убеждениями о важности того или иного предмета или явления. Кроме того, ценности выступают не только мотивом человеческого поступка, но и служат фундаментальными нормами любых видов действий.Кравченко Е. И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.

В рамках «структурного функционализма» Т. Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта, посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через принятие ценностей в процессе социализации. По мнению Т. Парсонса ценности -это представления о желаемом типе социальной системы: они регулируют принятие решений субъектами, обеспечивают сохранение и воспроизводство культурных образцов.Спиридонова В. Проблема ценностей в социологии (Историко-теоретический аспект).

С-Пб, 2004.С.83. Широкое распространение среди социологов получила типология ценностей П.Блау, который в исследовании социальной организации выделял партикуляристские и универсалистские ценности, а также ценности авторитета и оппозиции.

Понятие «ценность» у П.А. Сорокина является базовым в его теоретической системе, а «ценностное качество» как единство норм, знаний и ценностей — основополагающим фактором в построении любого типа общества. По мнению социолога, «ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». По мнению советского и российского социолога В. А. Ядова ценностные ориентации относительно устойчивы. Они организованы в систему. Ценностные ориентации не существуют сами по себе. Структурная иерархия диспозиционных образований выглядит следующим образом (от низшего уровня к высшему): фиксированные установки (set) — социальные фиксированные установки (attitud) — направленность интересов личности — ценностные ориентации.

Сартр и М. Хайдеггер дали экзистенциально-психологическое понимание ценностей. Ими была выделена сфера человеческой реальности, человеческого бытия, отличающаяся вечной неудовлетворительностью. Ее фундаментальными характеристиками являются выбор, беспокойство и ценность. Каждый человек не таков, каким бы хотел быть; основная черта сознания состоит в том, что оно всегда стремится быть иным, не совпадает с собой.Осин Е. Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. — С. 97. Ж.П. Сартр называет нехваткой такую постоянную неудовлетворенность и выводит из нее понятие ценности. Она определяется как состояние сознания, когда нехватка восполнена.

28 стр., 13562 слов

Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

... нормами поведения, ценностями, принятыми в обществе, системой социальных статусов и социальных ролей, менталитетом, стереотипами индивидов и групп индивидов программу управления социальным поведением, в ... процессу работы, при котором управление социальным поведением работников становится одним из основных факторов эффективной работы компании. Чтобы контролировать социальное поведение, контролирующие ...

Американский социальный психолог Милтон Рокич характеризует ценности по следующими признаками:

  • ?истоки ценностей наблюдаются в культуре, обществе и у личности;
  • ?влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

?общее количество ценностей, являющихся достоянием человека,

сравнительно мало;

  • ?все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  • ?ценности организованы в системы.

В отечественной социологии исследование ценностей и ценностных ориентаций началось с середины 1960-х гг., с появления теоретических работ А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, Г.М. Андреевой и др. Наиболее распространенным явилось изучение ценностей в связи с исследованием потребностей личности, их типологизацией и изменением во времени, а также в среде разных социальных групп и общностей. Большой акцент делали В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов на содержание ценностей личности при рассмотрении ее отношения к труду. По их мнению, ценности должны быть включены в мотивационную структуру личности, где побудительные мотивы деятельности личности выстраиваются в своеобразную последовательность: потребности преобразуются в интересы, а затем переходят в ценности. При переходе потребностей в интересы первостепенными становятся те характеристики деятельности человека, в которых проявляется отношение к социальным институтам. Здесь побудителем человеческой активности становится не то, что необходимо, а то, что более выгодно с точки зрения материальных условий. При преобразовании интересов в ценности также происходит смена предмета отношения. В этом случае главным является представление о назначении человека, то есть то поведение, в котором происходит самоутверждение, самореализация личности.Ядов, В.А. Ценности в кризисном социуме / В.А. Ядов // Психолог. журн. ? 1991. — № 6. — С. 160.

Ценности, как указывает А.Г. Здравомыслов, лежат в основе нашего поведения, а потому их набор характеризует определенный «мотивационный тип» с соответствующими этому мотивационному типу целями. Всего автор выделил 10 мотивационно — целевых типов: саморегуляция, стимулирование, гедонизм, достижение, власть, безопасность, конформность, традиция, благосклонность, универсализм. Например, мотивационному типу «Конформность» соответствует такая мотивационная цель, как — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы; в основе этого мотивационного типа лежат ценности: самодисциплина, уважение старших, вежливость, послушание. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, — 2001. — С. 74.

5 стр., 2313 слов

Состояние здоровья общества и качество жизни

... осуществляющей физическое, социальное и психологическое функционирование пациента. В соответствии с приведенным определением здоровья, ВОЗ определяет КЖ как индивидуальное соотношение человеком своего положения в жизни общества, в контексте его культуры и системы ценностей с ...

Анализируется процесс современной социокультурной трансформации, ведущей к резкому усилению роли культуры в социальной жизни Ионин Л.Г. рассматриваются три альтернативные методологии подхода к анализу социокультурных изменений: анализ логики и истории повседневности, анализ культуры как мифа и ритуала. Автор дает собственную концепцию социокультурных изменений в России, опираясь на идею культурного инсценирования. Мысль ученого строится вокруг анализа современного российском общества и представляет собой попытку выработать оригинальный подход к современной трансформации культуры в России, а также к социальному изменению вообще. Ионин, Л. Г.Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004, с. 427

Лапин Николай Иванович

По мнению Н.И. Лапина, общественная ценность, осваиваясь субъектом в процессе деятельности и становясь достоянием индивидуального сознания, начинает функционировать как ценностное отношение личности к определенным фактам, явлениям действительности, выступая в этом своем качестве как механизм регуляции индивидуального поведения и деятельности. Поскольку личность является субъектом нескольких видов деятельности и осваивает, таким образом, различные ценности, постольку ценностные отношения представляют собой подвижную, динамическую систему, т.е. имеет место возможность переноса того или иного ценностного отношения из одной сферы деятельности в другую.Лапин Н.И. О многом и едином в российской трансформации // Общественные науки и современность. — 2002. — № 2. — С. 107

Каждое общество на конкретном этапе своего исторического развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного данным обществом или конкретной социальной группой, на основе которых образуются иные — специализированные системы нормативного контроля. Такие системы могут образовываться в рамках социальных институтов, конкретных социальных групп (например, неформальных субкультурных групп молодежи), целенаправленно регулирующих действия их участников. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества и тесно связаны с изменениями в различных сферах социальной жизни.

Система ценностей включает в себя различные группы ценностей, которые образуют внутренний стержень культуры. Каждое общество имеет свою специфическую структуру ценностей, свои «базовые» ценности, которые одобряются и поддерживаются большинством людей данного общества. Таким образом, в представлениях социологов значение ценностей в жизни человека всегда остается актуальной и важной проблемой. Ключевой акцент делается на рассмотрении роли ценностей для личности, их влиянии на деятельность и поведение как отдельной личности, так и общества в целом.

Анализ взглядов классиков социологии позволяет сделать вывод о том, что ценности, являясь компонентом сознания отдельного человека, выступают также неотъемлемой составляющей и общественного сознания. Выступая элементом культуры, ценности выполняют в обществе интегративную функцию, то есть помогают индивиду выбирать социально одобряемое поведение в жизненно важных ситуациях. Через систему ценностей, которые накапливаются в культуре общества, происходит регуляция поведения акторов. При этом возникает вопрос мотивации, то есть почему человек в той или иной ситуации совершает тот или иной поступок. В некоторой степени выбор мотива объясняет понятие социальной установки, или аттитюда.

9 стр., 4194 слов

Проблема личности как отражение в современном обществе России

... социально-психологические подходы к классификации личности. Цель работы -- изучить проблему личности как отражение в современном обществе России. Для достижения поставленной цели необходимо ... жизни и поведения в обществе. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию: Учеб.Август 2007. С. 75-79 Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера. Данная теория рассматривает включенность личности в ...

Современная трактовка заключается в том, что ценности придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т.д., способствуют интеграции общества, и указывает на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем. Если обобщить все имеющиеся определения ценности, то их можно свести к следующим чертам: образуют ядро культуры; связаны с целеполагающей деятельностью людей и общества; являются смыслом жизни; имеют внеличностный, надличностный, а иногда внеисторический характер; позволяют разделить мир сущего и мир должного; задают одну из возможных предельных рамок социальной деятельности; являются важным фактором социальной регуляции.

1.2 Типология и классификация ценностей в социологии

Следуя из первого пункта работы, проблема ценностей не является новой для социологии. Тем не менее, несмотря на глубокую проработку рассматриваемой проблемы, у социологов пока еще нет единой теории ценностей, или социологии ценностей как состоявшейся отраслевой дисциплины.

Классификация ценностей, определение иерархических порядков ценностного выбора делает возможным раскрытие и более глубокое понимание социального действия личности, ее структуры, установок и мотиваций. В социологической теории используется множество различных типологий ценностей и ценностных ориентаций, многие из которых были разработаны на основе эмпирических социологических исследований. Различаются данные типологии в зависимости от критериев, положенных в их основу, а также от парадигмы, в рамках которой осуществляется классификация. Ценности разделяются на материальные и духовные, индивидуальные и социальные, субъектные (цель, оценка, установка) и предметные (результаты деятельности, объекты ценностного отношения).

Кроме этого выделяются локальные и универсальные, природные и культурные, абсолютные и относительные, конкретно-исторические, ситуационные, общечеловеческие («вечные»), моральные, нравственные, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические и национальные типы ценностей. Многие ценности, накопленные человечеством на протяжении истории, являются универсальными. Однако значимость тех или иных ценностей, их иерархия на ценностной шкале в разных культурах различна.

Наиболее простая классификация ценностей выделяет две основные группы ценностей: материальные и духовные. Первую составляет совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного, религиозного творчества: произведения живописи, литературы, памятники архитектуры, ремесленные изделия и т. д. Вторая включает социальный опыт общества, «наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми…».Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — М.: Академическая книга, 2000, 2002, 2003 (второе переработанное и дополненное издание).

М.: Согласие, 2010.С. 252. Другими словами, это социальный опыт общества, приобретенный в результате адаптации к социальной среде, система представлений о том, как должны строиться взаимоотношения между людьми и каким должен быть человек.

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей. А если связывать ценности с качествами, способностями, чертами личности, то Олпорт и Одберт насчитали таких черт 18 (XXI. а Андерсон сумел сократить этот список сначала до 555. затем до 200 названий. Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях жизни. Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд предложил ограничиться двумя. Маслоу пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич оценил число терминальных ценностей в полторы дюжины, а инструментальных — в пять-шесть дюжин, но эмпирически исследовал по 18 тех и других. Словом, речь идет о двух- четырех десятках базовых ценностей. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Изменения затрагивают не столько состав, сколько структуру ценностей, т.е. их иерархические соотношения друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности получают более высокий статус или ранг, другие становятся менее значимыми. В этом выражается изменение их социокультурного смысла для индивидов и других социальных субъектов.Статья в рамках исследовательского проекта «Изменение ценностей и формирование групп интересов в России на исходе XX века», осуществляемого при финансовой поддержке Российского фонда гуманитарных исследований (код 96-ОЗ-О4335а).

В статье учтены предложения участников проекта — к.филос.н. Л.А. Беляевой и к.с.н. А.А. Климова.

Базовые ценности являются смысловым ядром самосознания широких слоев населения.Лапин Н.И.Базовые ценности, социальное самочувствие и жоверие институтам власти/Н.И. Лапин// IX Международная научная конференция по програмам развития экономики и общества.-М.:ГУ ВШЭ,2007 С.101 У каждого народа, у каждой цивилизации, культуры имеются свои «пирамиды ценностей». В фундаменте «пирамиды ценностей» лежат базовые ценности, образующие своеобразный ценностный архетип менталитета тех или иных народов, тех или иных этносов, обществ. По мнению В.А. Ядова вершину иерархии ценностей личности «составляет «жизненный идеал» — социально-политический и нравственный идеал желаемого будущего. Ценностные ориентации так или иначе согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, более отдаленных относительно близких и ближайших, а также ценностей средств и представлений о нормах поведения, которое человек рассматривает в качестве эталона».Ядов В.А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы/В.А. Ядов//Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.-М.,1979 С.6-32

Американский социальный психолог Милтон Рокич разработал систему ценностей, в которой выделялось два главных типа ценностей — терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Терминальные ценности — это наши убеждения о целых и конечных состояниях, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.п.).

Инструментальные ценности затрагивают представления о желательных методов достижения терминальных ценностей (например, честность, благородство, толерантность).Баева Л. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. — Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. С. 42. Другими словами, к первому типу относятся такие ценности как полнота жизни, мудрость, здоровье, любовь, материальное благосостояние. Ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре. Второй тип ценностей-средств представлен различными качествами личности — аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, независимость и др. Ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т. д. В отличии от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта. Шкала ценностей по М.Рокичу выглядит следующим образом. (Приложение 2)

С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальное основание для их типологии разработал Лапин Н.И. и предложил различать терминальные и инструментальные ценности. Терминальные, или целевые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей — такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и аналогичные им. Их в свою очередь подразделяют на личностные и социальные. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой — качества, способности людей (такие как независимость, инициативность, авторитетность и др.).

По определению, целевые ценности более устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с терминальными ценностями.Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С.5

Другим основанием типологии ценностей, по мнению Лапина Н.И., может служить их отнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным — простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность); интеракционистским — более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным — еще более сложным потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным — высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни. Также Лапин Н.И считает важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно- генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей; кроме того, на наш взгляд, следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам, хотя большинство из них (но не все) возникли в традиционных обществах как исторически более ранних. По функциональному основанию, т.е. по роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы важно видеть различие между преимущественно интегрирующими и преимущественно дифференцирующими ценностями. Но такое различие не может быть априорным. По определению, все ценности позитивны (негативны антиценности) и интегрируют ту или иную часть индивидов. Но интенсивность осуществления этой функции зависит от масштабов распространения конкретной ценности среди членов данного общества на определенном этапе его развития: если эту ценность одобряет большинство членов общества, ее можно считать интегрирующей; если же ее одобряет меньшинство, то она оказывается дифференцирующей. По мере развития общества функциональная роль конкретных ценностей может изменяться: дифференцирующие ценности становятся интегрирующими и наоборот. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С.5-6.

Лапин Н.И. полагаем, что по функциональному основанию можно также различать одобряемые и отрицаемые ценности. В данном исследовании в качестве одобряемых принимаются те ценности, которые поддерживают больше респондентов, чем отрицают. Соответственно, отрицаемые — это те ценности, которые отрицают больше респондентов, чем одобряют.

В заключение следует подчеркнуть, что ценности никогда не выступают разрозненно, они всегда образуют некую целостную систему. Система ценностей включает в себя различные группы ценностей, которые образуют внутренний стержень культуры. Каждое общество имеет свою специфическую структуру ценностей, свои «базовые» ценности, которые одобряются и поддерживаются большинством людей данного общества.

1.3Практическое значение формирования ценностных ориентаций в молодежной среде

Назначение ценностных ориентаций заключается в том, что ценности, являясь общепризнанными ориентирами общественного сознания и поведения, приобретают различную степень актуальности, значимости, проблематичности для разных людей, социальных групп и общностей, тех или иных социальных слоев, зависят от пола, возраста, профессии, места жительства, тех или иных мировоззренческих установок, превращаются тем самым в ценностные ориентации, в которых отражена субъективная их интерпретация личностью, группой, слоем, общностью и т.д. Также ценностное отношение к действительности отличается ярко выраженной практической направленностью, т. к. оно всегда связано с деятельностью.Лязина Ю. А Трансформация ценностей института семьи в современном обществе как социальная проблема/ Лязина Ю. А // IV Очередной Всероссийский социологический конгресс. Секция 7: Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие/ Уфа, 2005. -С.3405

Молодежь, как неотъемлемая часть любого общества, вовлеченная в многочисленные процессы модернизации и стабилизации социума, является не только своеобразным индикатором происходящих перемен, но и формирует потенциал будущего инновационного общества. Важную роль в интеграции системы личности и социума играю ценности. Молодёжь является довольно широкой социально-демографической группой. Изучение молодежи всегда сложный процесс. Молодежь глубже всех других возрастных групп улавливает «дух времени», острее переживает все изменения, происходящие в обществе.

Современная исследовательская практика показала, что многие западные модели анализа социализации молодежи не могут быть автоматически положены на условия современной России. Так, например, Т. Парсонс еще в 50-х гг. определил понятие «культуры юных», которая рассматривалась им как состояние оппозиционности юношеских ценностей по отношению к миру взрослыхПарсонс Т. Социальные системы. -М: «Академический проект», 2002. — С. 832.. Но этот подход, наложенный на специфику молодежных проблем в России 90-х ХХ в., оказался малоэффективным. Современные социально-культурные особенности, порожденные 70-летней историей строительства социализма, слишком непохожи на американские или западноевропейские. Начиная с середины 90-х гг., проблема социально-философского осмысления ценностных ориентаций молодежи становится центральной для всей российской ювенологии. Так, в целом ряде диссертационных исследований был предпринят глубокий анализ сложных процессов ценностных переориентаций, происходящих в молодежной среде. В России впервые были защищены докторские и кандидатские диссертации по социальной философии, проведены социологические исследования, опубликованы десятки статей и монографий, в которых проблемное поле ценностного мира российской молодежи было существенно расширено.

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима СорокинаПортал «Фонд имени Питирима Сорокина». Экспертно-аналитический интернет-ресурс социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.// http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=2( дата обращения 27.02.2015) к инструментам влияния на ценностный базис общества, а значит, в частности, и на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, относятся:

1. ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей законодательной базы, цензуре, влиянию на общественные институты);

2. общественные институты (СМИ, образовательные учреждения, иные институты гражданского общества);

3. традиционные религиозные институты (к ресурсам которых отнесены: опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям, опыт идейной консолидации нации, опыт преодоления социальной диверсификации; к ожидаемым формам активности — воспитательная работа с детьми, просветительская активность совместно со светскими институтами).

Методы воздействия на институты социализации у этих инструментов влияния весьма различны. Большую роль на формирование систем ценностных ориентаций молодежи оказывают изменение социального устройства, законодательной базы, видов социальной защиты, способов хозяйствования, экономической ситуации. Однако, вне зависимости от наличия или отсутствия ресурсных возможностей, участвовать в процессе формирования систем позитивных ценностных ориентаций молодёжи должны все субъекты молодёжной политики: государство, религиозные конфессии, политические партии, общественные организаций и корпорации.

Социологические исследования проблем молодежи в современной России опираются на громадный эмпирический опыт, накопленный в 60-70-е годы. Авторами были разработаны методики и сравнительные программы изучения ценностных ориентаций молодежи. Проведен ряд исследований ценностного мира молодого поколения. Социологи уделяли особое внимание изучению объективного состояния ценностного мира молодого поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)// Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.40-44

В России эмпирическое изучение базовых ценностей россиян ведется достаточно активно, однако крайне редко носит сравнительный характер и не всегда основывается на общероссийских выборках. Сюда относятся исследования В. А. Ядова и его сотрудников,Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В.А. Ядова. — Л.: Наука, 1979. — 264 с. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой и их сотрудников,Динамика ценностей населения реформируемой России. Под ред. Н.И. Лапина и Л.А. Беляевой. — М.: Эдиториал УРСС, 1996. —224 с. исследования Фонда «Общественное мнение», выполненные И.Г. Дубовым, А.А. Ослоном, Л.М. Смирновым, И.М. Клямкиным, Б.Г. Капустиным, В.В. Лапкиным, В.И. Пантиным и продолженные В.П. Горяиновым, а также коллективом авторов под руководством А.В. Рябова и Е.Ш. Курбангалеевой в проекте «Базовые ценности россиян».Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 448 с. Важные исследования ценностей выполнены социологами «Левада-центра» (А.А. Голов, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая, Ю.А. Левада).

Кроме того, существует большое количество исследований, фокусирующихся на отдельных видах ценностей (трудовых, военных, религиозных и т.п.), на отдельных социальных группах (молодежь, студенты, население отдельных регионов и т.п.).

Это работы А.С. Антиповой, Н.В. Зоткина, В.В. Гаврилюк, С.В. Медведко, П.А. Михеева, Л.З. Сафиуллиной, С. С. Соловьева, Н.А. Трикоз, С.П. Утехина, В.В. Форсовой, Ю.Р. Хайруллиной, Н.Н. Цветаевой, Е.С. Элбакян и целого ряда других исследователей. Отдельно стоит отметить систематические исследования, сфокусированные на изучении различных социальных процессов и явлений — таких, как модернизация, бедность, идентичность, — и активно использующих в этом контексте понятие ценностей. Это ряд исследований под руководством М.К. Горшкова, См. например — Российская идентичность в социологическом измерении. (ИНАБ, Выпуск №3) / под общ. ред. М.К.Горшкова — М.: Институт социологии РАН, 2008.— 72 с. а также исследования Н.Е. Тихоновой, в которых ценности выступают одним из элементов изучения российского среднего класса и процессов модернизации российского общества.См. например — Тихонова Н. Е. Социокультурная модернизация в России. (Опыт эмпирического анализа).

// Общественные науки и современность. — 2008. — № 2. — С. 5-23 (статья 1); № 3. — С. 5-20, (статья 2); Средний класс в современной России / отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. — М.: Ин-т социологии РАН, 2008. — 320 с.; Тихонова Н.Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и реальность. — М.:Альфа-М, 2009. — 320 с. Значимость «внутристрановых» российских исследований ценностей для подходов, нацеленных на их сравнительный межстрановой анализ, заключается в том, что в них подробно рассматривается внутренняя структура ценностей россиян, во многих из них подчеркивается ценностная неоднородность населения России.

Крупномасштабные исследования по выявления ценностных ориентаций россиян, проводимые под руководством академика Н.И. Лапина, позволили измерить уровень поддержки населением 14 базовых ценностей. Они представляют три цивилизационных типа (общечеловеческие, традиционные и современные) и два функциональных слоя (терминальные и инструментальные), которые спонтанно эволюционируют в массовом сознании.Лапин Н.И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян/Н.И. Лапин//Глобализация и современные изменения в современной России: доклады Всероссийского социологического конгресса.- М. :Альфа-М,2007. Исследование проводится на протяжении последнего полутора десятилетия методом мониторинга и направлено на выявление ценностных ориентаций россиян. По его результатам фиксируется нарастание индивидуализма в российском обществе. Характерной чертой постсоветского сознания Лапин назвал «потребительский индивидуализм». Вместе с тем, постепенный рост популярности ценностей западного прагматизма и индивидуализма, что фиксируется в мониторинговом исследовании Н.И. Лапина, сталкивается с традиционными коммунитарными ценностными установками россиян.