Актуальность исследования заключается в том, что деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных технологий развития народного творчества, эстетического и художественного воспитания, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д. Большое влияние на развитие социально-культурных технологий оказывают условия их практической реализации, социально-демографическая, экономическая ситуация в регионе, а также характер общественных инициатив. Изучение этих факторов, умение работать с аудиторией, руководить информационно-просветительской и творческой деятельностью людей – главные задачи специалиста социально-культурной деятельности. Разработка социокультурных технологий связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера имеет социально открытый характер и отличается большим динамизмом.
Проблема исследования. Разработка социокультурных технологий связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера имеет социально открытый характер и отличается большим динамизмом.
Цель исследования – рассмотреть рекреативные технологии в социо-культурной сфере.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы рекреативных технологий;
- Рассмотреть сеть учреждений социально-культурной сферы, использующие социо-культурные рекреационные технологии;
- Проанализировать деятельность учреждений по применению социально-культурных рекреационных технологий на примере МБУК «Музей города Чебоксары»;
- Представить методические рекомендации по совершенствованию рекреационных технологий в учреждении социо-культурной сферы.
Объект исследования – рекреативные технологии.
Предмет исследования – рекреативные технологии – проблемы и перспективы развития.
Степень научной разработанности и проблемы исследования. Действенным методом формирования основ здорового образа жизни у подрастающего поколения стало принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2012 года, где в статье 30 отмечается, что формирование культуры здоровья у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем организации мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. В контексте данного документа определились приоритетные направления развития государственной системы охраны здоровья граждан России, в которых главный акцент сделан на работу образовательных учреждений.
Социально-реабилитационные технологии в работе с инвалидами
... адаптации и трудоустройства; социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально - бытовой адаптации. ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ 2.1. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов. Технологии социальной реабилитации Патология опорно-двигательного аппарата ...
Среди них выделяются следующие направления работы по охране здоровья подрастающего поколения: популяризация ценностей культуры здоровья и профилактика негативных тенденций в молодежной среде; введение в вузах спецкурсов, пропагандирующих знания по сохранению и укреплению здоровья молодежи; применение инновационных, интерактивных форм педагогического воздействия на молодых людей; повышение уровня теоретической и практической подготовки молодежи по проблемам формирования культуры здоровья и отдыха.
Разрабатывали проблему рекреативных технологий за рубежом: Е.Браун, Р. Келли, Г.Кок, Р. Хаббард, Х.Климм и др., а также вызвали интерес исследования, показывающие специфику организации рекреативной деятельности в России: А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.С. Садовской, М.В. Антропова, И.А. Аршевский, И.П. Березин, B.П. Беспалько, В.Г. Бочарова, Н.Л. Василенко, Н.Т. Веселов, Б.З Вульфов, М.Г. Галагузова, В.В. Генецинский, B.В. Гогуадзе, Д.В. Григорьев, Е.И. Григорьева, И.М. Долженкова, Е.В. Домаренко, O.A. Дорожкина, Н.П. Дубинин, В.З. Дуликов, Д. Жаркова, А.С. Залманов, Г.К. Зайцев, И.Д. Зверев, А.А. Зитлер, Е.И. Кальченко, В.П. Кащенко, А.И. Киколов, Е.Н. Князева, Д.В. Колесов, В.В. Колбанов, P.M. Куличенко, С.П. Курдюмов, Н.В. Кузьмин, И.Л. Липский, Б.Н. Лумаков, A.C. Макаренко, З.А. Мальков, Ю.С. Мануйлов, А.П. Марков, Л. В. Мардахаев, A.B. Мудрик, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Никитин, В.П. Петленко, А.Г. Селевко, Л.И. Уманский, Е.И. Холостова, А.Г. Хрипкова, В.М. Чижиков, С.Т. Шацкий и H.H. Ярошенко.
Объект исследования – рекреативные технологии.
Методы исследования: метода анализа научной литературы, сравнительный.
Практическая значимость. Заключается в том, что результаты исследования могут быть применены для дальнейшего проведения анализа при написании дипломного проекта, а также использованы в деятельности современных социальных организаций.
База исследования. В МБУК (Муниципальное бюджетное учреждение культуры) «Музей города Чебоксары».
Глава 1. Теоретические основы изучения рекреативных технологий
1.1 Сущностная характеристика рекреационных технологий: концептуальные подходы
Рекреационные технологии включают в себя организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Различают несколько уровней рекреационной деятельности:
Первый уровень – «пассивная рекреация» – предполагает простое расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Второй уровень – «активный» – направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.
Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени1.
Сущность рекреационных технологий состоит в ориентации на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, удовлетворении разнообразных рекреационных потребностей (потребностей в физической реабилитации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.) личности.
На основе анализа современной педагогической и психологической литературы Жарков А.Д. выделяет следующие принципы:
I. Принцип насыщения содержания рекреативной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.
II. Принцип индивидуального подхода в создании условий для отдыха и оздоровления молодежи. Он реализуется в следующих моментах:
- создании вариативных досуговых программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям молодежи;
- в направленности досуговой деятельности на обогащение, внутреннего мира (субъективности) личности;
- в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения;
- в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации (редезадаптации) студентов новичков к нормам поведения в рекреационном микросоциуме;
- в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на молодежь2.
III. Принцип коллективности в организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
Это один из ведущих принципов организации социопедагогической деятельности. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению к друг другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться.
IV. Принцип технологического подхода к управлению досуговым процессом.
Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативной деятельности, включающей оздоровление, физическую и психофизическую активность молодежи пр.
Элиас Канетти и Андре Мальро в своей статье «Специфика рекреативных технологий» выделили следующие концепции рекреации3:
Психологическая устойчивость личности человека
... Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы. Способность человека ... Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности – она результат деятельности в целом. Весьма ...
- рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удволетворения;
- виды рекреационной деятельности многообразны;
- участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществлятся под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств;
- рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.
Функции рекреативных технологий позволяют органично соединять интересы и потребности личности и общества. Горохова А.П. выделяет
- социализирующая функция обеспечивает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание.
- информационно-просветительная функция направлена на духовное обогащение личности и физическое развитие, самообразовательную деятельность, получение необходимой информации и распространение знаний о сути наиболее значимых событий и явлений.
- образовательно-развивающая фун
кция ставит своей целью развитие и саморазвитие личности, ее социальное самоутверждение, она обеспечивает процесс социализации и индивидуализации личности; - рекреативная функция обеспечивает восстановление сил, затраченных в процессе физического труда и активного духовного развития, снятие эмоционального напряжения;
- рекреативно-игровая функция предусматривает расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, установок и позиций.
- интегративно-коммуникативая функция реализует потребность человека во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями и прежде всего осведомительной, эмоциональной, регулятивной информацией.
Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувства наслаждения, успеха, личной значимости и достижения личных целей;
- культурно-творческая функция
направлена на решение целого ряда социальных проблем. Она компенсирует недостаток возможностей реализации творческих способностей, развития активности и инициативы людей.
Рекреационные ресурсы Соколов А.В классифицирует
- по происхождению;
- по видам рекреационного использования;
- по скорости исчерпания;
- по возможности экономического восполнения;
- по возможности замены одних ресурсов другими;
- по возможности самовосстановления и культивирования;
Вовлечение рекреационных ресурсов в процесс рекреационной деятельности может быть различным по характеру
1) восприниматься зрительно — пейзажи, экскурсионные объекты;
2) использование без прямого расходования;
3) непосредственно расходоваться в процессе рекреации;
- По происхождению природные рекреационные ресурсы подразделяются на физические, биологические, энергоинформационные.
Физическими рекреационными ресурсами являются все компоненты неживой природы, отнесённые к физико-географическим ресурсам геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные.
Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое (эмоциональное и духовное) состояние человека. Этот тип ресурсов является основой для развития культурного и религиозного туризма.
Социальное развитие и возможности личности
... — это биологическая составляющая (задатки и способности личности) и второй — его социальная составляющая (социальные потребности, социальные ценности). В качестве важнейших ресурсов социального развития личности могут быть возможности самой личности: физиологические (состояние здоровья, физическая сила, трудоспособность, ...
Под биологическими рекреационными ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические, флористические.
Все природные рекреационные ресурсы – физические, биологические, энергоинформационные объединены между собой и неразрывно связаны потоками вещества и энергии, формируют комплексные рекреационные ресурсы природно-территориальных рекреационных комплексов;
— На этой основе выделены типы природных рекреационных ресурсов геологические, морфологические, климатические и др6. Каждый тип природных рекреационных ресурсов обладает свойственными, присущими только им признаками, на основе которых выделяют виды
- по возможности использования (прямые и опосредованные).
- по степени аттрактивности;