Исследование социально-психологического климата в коллективе

Теоретические аспекты социально психологического климата

1.1. Понятие социально психологического климата

Условия

  • совокупность социально психологических характеристик группы ;

  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива ;

  • характер взаимоотношений в коллективе ;

  • интегральная характеристика состояния коллектива .

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм

в развитие организации

реальный объект эмоционального общения

Существуют признаки

  • уровень текучести кадров ;

  • производительность труда ;

    6 стр., 2597 слов

    Анализ социально-психологического климата коллектива медицинского персонала

    ... В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на: результативности и продуктивности труда; производительности труда; социально-психологическом климате; степени сработанности членов трудового коллектива. ... 3. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, прежде всего в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Возникает ...

  • качество продукции ;

  • количество прогулов и опозданий ;

  • количество претензий , жалоб , поступающих от сотрудников и клиентов ;

  • выполнение работы в срок или с опозданием ;

  • аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием ;

  • частота перерывов в работе .

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК . Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов , влияющих на СПК . Остановимся на их характеристике более подробно .

Этот термин

СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника , индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей . В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей , которая может быть деятельной или созерцательной , жизнерадостной или пессимистичной , целеустремленной или анархичной , будничной или праздничной и т . д .

4 стр., 1919 слов

Социально-психологические особенности отношения к другим людям ...

... социально-психологических потребностей, особенностей отношения к другим людям и отношения к городу жителей мегаполиса, большого и малого городов позволили сделать ряд выводов. Выраженность социально-психологических потребностей, параметров, типов отношения к другим людям, компонентов отношения к городу жителей ...

Не только в социологии

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива , который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности .

Существенным элементом в общей концепции социально

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения .

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя эмоционального и предметного .

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности . Под тональным его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами .

Психологический климат коллектива

В результате создается определенная структура ближайших и последующих , более непосредственных и более опосредованных проявлений социально психологического климата .

То обстоятельство

4 стр., 1761 слов

Социально-психологические аспекты управленческой деятельности

... общей совместной деятельности. 2. Динамический уровень, меняющийся, колеблющейся в течение суток; каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Это психологическая атмосфера в коллективе. Социально-психологический климат (СПК) – Здоровый социально-психологический климат ...

Действительно

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе

Это

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом , степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе .

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание , восприятие , оценку и ощущение своего « я » в рамках данной конкретной общности людей .

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала . В данном случае подразумевается психическое состояние , определяемое во многом атмосферой производственного коллектива .

С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК .

Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того

Выделение моделей основывается на оценке трех сторон

  1. уровень развернутости психологического потенциала коллектива ;

  2. степень реализации его в данный момент ;

  3. тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива ;

    45 стр., 22394 слов

    Особенности социально-педагогической деятельности с личностью

    ... социально – педагогической деятельностью с личностью. Эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогического моделирования в работе социального – педагога с личностью клиента. методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической ... других разделов психологии. Следовательно, задача психологии личности состоит в ...

Вариант А .

Высокий уровень развернутости социально

Вариант Б .

Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент , что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы , выходящей за пределы данного коллектива , организации труда и управления . Отсюда наметившаяся тенденция свертывания социально психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления , выходящей за рамки данного коллектива , и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт .

Вариант В .

Невысокий уровень развернутости социально

Роль руководителя в социально

Роль непосредственного руководителя на производстве

Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном , устойчивом воспроизводстве таких психических состояний , как симпатия и притяжение , положительный эмоциональный фон общения , межличностная привлекательность , чувство сопереживания , соучастия , возможность в любой момент оставаться самим собой , быть понятым и положительно воспринятым ( независимо от своих индивидуально психологических особенностей ). При этом особо нужно выделить чувство защищенности , когда каждый знает , что в случае неудачи ( в сфере труда , быта , семьи ) за его спиной « стоит » коллектив , что он обязательно придет ему на помощь .

5 стр., 2478 слов

Социально-психологическая характеристика коллектива

... коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы. Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. ... изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не ... повысить эффективность трудовой деятельности коллектива. Структура оперативного плана работы с ...

Часто в коллективе появляются люди

1.2. Факторы определяющие социально психологический климат

Существует целый ряд факторов

а

3 стр., 1326 слов

Российская благотворительность: конфликт интересов

... благотворительности в России часто сопровождается конфликтными ситуациями, которые обусловлены особенностями взаимодействия участников ... свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению ... катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и ... благотворительность и зарубежного бизнеса. Например, таможенные сборы за ввоз лекарства на российскую ...

б

в

г

Привлекательность работы зависит от того

  • в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении ;

  • в общении и дружеских межличностных отношениях ;

  • успехе , достижениях , признании и личном авторитете , обладании властью и возможностью влиять на поведение других ;

  • творческой и интересной работе , возможности профессионального и личностного развития , реализации своего потенциала .

Характер выполняемой деятельности

Организация совместной деятельности

Психологическая совместимость является важным фактором

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то

Выделяют три уровня совместимости

а

б

в

Сработанность

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК

1.3. Конфликты в коллективе

5 стр., 2003 слов

Психоаналитическая концепция адаптации личности Г. Гартманн. ...

... общего интереса к личности и ее приспособлению к условиям внешней реальности. Адаптация в конфликтных ситуациях Как психоаналитик, Г. Гартманн придает большое значение конфликтам в развитии личности. Но ... психоаналитическое исследование особых талантов, но он исследовал их с иной точки зрения. Конкретное исследование различных расстройств эго в психозах и в некоторых психофизических взаимодействиях ...

В психологии конфликт

Исходя из определения

  1. В конфликте всегда присутствует противоречие , столкновение позиций , за которым стоит различие интересов , ценностей или нормативных представлений сторон . Участники конфликта ощущают , что выигрыш первой стороны это проигрыш для другой .

  2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления ( независимо от того , о чем идет речь ), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения .

  3. Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного поведения противодействия , возникающего при попытке решить противоречие .

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев , которые берутся за основу .

Так

Ценности взаимодействия

7 стр., 3115 слов

Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов

... благоприятен для каждого участника переговоров. Целью данной курсовой работы явилось изучение переговоров как эффективного способа разрешения конфликтов и его последствий. Объект исследования – формы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Предмет исследования: переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов и его последствий. ...

Интересы участников взаимодействия

Средства

Потенциал участников взаимодействия

Правила взаимодействия

По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации .

Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от

А

внутриличностные ;

межличностные ;

межгрупповые ;

между отдельным человеком и группой .

Б

деструктивные ;

конструктивные .

В

горизонтальные ( при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня );

вертикальные ( при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней ).

Г

кратковременные ;

затяжные .

Д

субъективные ( личные качества , индивидуальные особенности участников конфликта );

объективные ( экономические , технологические , организационные факторы ).

Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты

*

*

Структура конфликта

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру В любом конфликте присутствуют :

а

б

в

г

Стадии протекания конфликта

*

*

*

*

Стратегии конфликтного взаимодействия

По мнению специалистов

Наиболее частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются :

представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы ;

подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления ;

эмоциональные аспекты , препятствующие компромиссу или уступкам ; неадекватности ;

недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества ;

недостаточность навыков ведения переговоров и выработки компромисса , тенденция к использованию неэффективных стратегий .

В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации :

1)

2)

3)

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта . Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия ( авторы У . Томас и Р . Килмен ) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений , и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий .

  1. Доминирование стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений .

  2. Уступчивость в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений .

  3. Уход , для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации , так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей , из за чего , собственно , и произошел конфликт

  4. Компромисс , характеризующийся тактикой второстепенных уступок .

  5. Сотрудничество когда участники ситуации приходят к альтернативе , полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними .

Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации , поведением его партнеров , а также его собственными личностными особенностями . Было бы неверным однозначно рассматривать какие то из упомянутых стратегий как неэффективные . В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации . Это не означает , однако , что , анализируя « цену » тех или иных решений , мы не можем выделить среди них приоритетные .

В сущности

Глава 2. Исследование климата в коллективе

Исследование коллектива на примере группы М

Объектом

В этом учебном

Что касается самоорганизованности группы

2.1. Исследование социально психологического климата в группе М 9-3 П

Психологический климат в

30-31

25-29

19-24

14-18

9-13

4-8

3

Я провел данное тестирование в группе

Результаты получились следующие

у 14 человек результаты свыше +10 баллов ;

у 6 человек с результатами от 0 до +10 баллов ;

По

Также я

В целом сумма баллов по группе

2.2. Изучение сплоченности группы М 9 – 3 П

Групповая сплоченность

Данная методика предназначена для определения степени и характера ценностно ориентационного единства коллектива .

Каждый

  1. Дисциплинированность

  2. Трудолюбие

  3. Самокритичность

  4. Отзывчивость

  5. Целеустремленность

  6. Коллективизм

  7. Критичность

  8. Духовное богатство

  9. Честность

  10. Инициативность

  11. Внимательность

  12. Чувство ответственности

  13. Принципиальность

  14. Самостоятельность

  15. Общительность

  16. Рассудительность

  17. Скромность

  18. Справедливость

  19. Уверенность в себе

После проведения опроса были выявлены

общительность – 18 человек ;

самостоятельность – 21 человека ;

уверенность в себе – 19 человек ;

рассудительность – 18 человек ;

коллективизм – 17 человек .

Количество выборов получилось достаточно большим

Вычисляется коэффициент

C=n/5/N (1)

где

Достаточно

Приложение

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча . Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи ?

  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом , сообщением , информацией на каком либо совещании , собрании или тому подобном мероприятии ?

  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента ?

  4. Вам предлагают выехать в командировку в город , где Вы никогда не бывали . Приложите ли Вы максимум усилий , чтобы избежать этой командировки ?

  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было ?

  6. Раздражаетесь ли Вы , если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой ( показать дорогу , назвать время , ответить на какой то вопрос )?

  7. Верите ли Вы , что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга ?

  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому , что он забыл Вам вернуть деньги , которые занял несколько месяцев назад ?

  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо . Промолчите ли Вы , лишь рассерженно отодвинув тарелку ?

  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком . Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться , если первым заговорит он . Так ли это ?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь , где бы она ни была ( в магазине , библиотеке , кассе кинотеатра ). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании ?

  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций ?

  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы , искусства , культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете . Это так ?

  14. Услышав где либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу , предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор ?

  15. Вызывает ли у Вас досаду чья либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме ?

  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения ( мнение , оценку ) в письменной форме , чем в устной ? Оценка ответов : “ да ” – 2 очка , “ иногда ” – 1 очко , “ нет ” – 0 очков .

Полученные очки суммируются

КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА

30-31

25-29

19-24

14-18

9-13

4-8

3

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

Тест разработан американским психологом М

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Заключение

В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на некоторые положения , представляющиеся главными для данной работы . Прежде всего , важно еще раз указать на , казалось бы , всем понятную даже банальную истину , что люди различаются между собой . Это положение становится главным аргументом в пользу отрицания возможности широкого использования психологических знаний и рекомендаций из за уникальности , неповторимости людей . Но следует также отметить , что незнание сути разрешения и предотвращения конфликтов , ведет еще к более плачевным последствиям .

Данная ситуация в коллективе возможно измениться по истечению времени . А пока для достижения сплоченности требуется проводить больше времени друг с другом , объединяться для высказывания мнений окружающим и общаться на различные темы , помогать в трудных ситуациях .

Благоприятный социально

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive-2/

1.

Видяпина Н

Парыгин Б

Социально

Конфликты в коллективе

Гайнутдинов И