Анализ социально-психологического климата коллектива медицинского персонала

Курсовая работа

Социальными психологами установлено взаимовлияние объективных и субъективных факторов. Так, трудовая, духовная и общественная активность работников зависит от:

  • сбалансированности материального и морального стимулирования труда (оказалось, что ориентация исключительно на материальное стимулирование труда не приводит к значительному увеличению трудовой активности работников);
  • наличия в организации инициативной группы людей, выдвигающей цели, отражающей интересы и потребности сотрудников, умеющей убедительно доказывать необходимость предлагаемых ими инноваций;
  • возраста работников (молодые сотрудники проявляют большую общественную активность, а работники среднего возраста отличаются высокой трудовой активностью).

В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на:

  • результативности и продуктивности труда;
  • производительности труда;
  • социально-психологическом климате;
  • степени сработанности членов трудового коллектива.

На удовлетворенность трудом влияют следующие факторы:

  • результативность труда;
  • санитарно-гигиенические условия труда;
  • система организации труда;
  • система стимулирования труда;
  • способы выбора человеком профессии и места работы;
  • престиж профессии;
  • способы принятия решений, сложившиеся в организации.

Сплоченность организации, характеризующаяся прочностью, единством, устойчивостью межличностных взаимоотношений, влияет на:

  • производительность труда;
  • продуктивность;
  • уровень трудовой и общественной активности;
  • текучесть кадров.

В целом исследования социальных психологов на промышленных предприятиях показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены и объективные, и субъективные факторы. В качестве социально-психологических факторов эффективности организации Ю. П. Платонов определяет следующие (30, С. 54):

1. Целенаправленность. Характеризует готовность организации к достижению целей совместного взаимодействия. Цель совместной деятельности выражает потребности, интересы, ценностные ориентации членов трудового коллектива, их идеальное представление будущего результата, что, в свою очередь, определяет средства и способы взаимодействия.

2. Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов группы. В конкретной ситуации социального взаимодействия мотивация выполняет три психологические функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. Побуждающая функция состоит в осознании человеком потребности в совместном с другими людьми достижении целей группы и является «пусковой кнопкой» деятельности. Направляющая функция определяет цели и способы совместной деятельности, согласованные между всеми членами группы. Регулирующая функция способствует выбору наиболее оптимальных и законных средств достижения групповых целей и удовлетворения потребностей.

31 стр., 15336 слов

Воспитание трудовой активности в младших школьников

... трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы. Воспитание у младших школьников трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, ... организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование. Краткая структура курсовой работы: ...

Индивидуальные мотивы совместной деятельности интегрируются и представляют собой достаточно широкий спектр мотивов, среди которых мы выделяем:

  • а) меркантильные — мотивы заработка средств существования;
  • б) коммуникативные — мотивы общения с другими людьми;
  • в) мериториальные — мотивы заслужить положительную оценку, похвалу, награду со стороны других людей;
  • г) коллективистские — мотивы трудиться совместно с другими людьми;
  • д) мотивы полезности — желание трудиться на благо других, приносить пользу, быть необходимым и незаменимым в процессе совместной деятельности;
  • е) мотивы достижения — желание достигнуть цели, получить результат совместного труда, стремление к успеху, самоактуализации.

3. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, прежде всего в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Возникает при переживании людьми близких по направленности и интенсивности эмоциональных состояний. Групповые эмоции выражаются в сходных способах переживания членами организации одних и тех же событий, подобии настроений, особенностях эмоциональных взаимоотношений (симпатия, антипатия, дружба и пр.).

Интенсивность и направленность эмоциональности группы может оказывать стимулирующее или подавляющее влияние на его эффективность.

4. Стрессоустойчивость. Характеризует способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потененциал людей для противодействия различного рода деструктивным ;силам. Стрессоустойчивость обеспечивается степенью включенности членов группы в совместную деятельность и мобилизует внутренние резервы их трудовой активности. По мере усиления стрессогенного воздействия эффективность деятельности и уровень трудовой активности начинают резко падать.

5. Интегративность. Обеспечивает необходимый уровень единства мнений, согласованности действий, структурированности обязанностей (функций).

Высокая социально-психологическая интегративность является важным условием эффективности организации и свидетельствует о ее социально-психологической зрелости.

6. Организованность. Обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления, а также спецификой структурно-функционального взаимодействия членов группы, организованность является главной предпосылкой эффективности их совместной деятельности.

Таким образом, перечисленные факторы эффективности организации предстают как ее социально-психологические характеристики, обеспечивающие достижение поставленных целей, получение необходимого результата, повышение производительности индивидуального и совместного труда. В Таблице 1 приведены средние зарплаты работников Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы.

Таблица 1

Средние зарплаты работников Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы

Должность

Оклад

Премия

Итого

Старшая медсестра

4800

4000

8800

Палатная медсестра

4200

2500

6700

Санитарка

3000

800

3800

Сестра – хозяйка

3400

1200

5600

Водитель

3700

3000

6700

Слесарь – сантехник

3200

2000

5200

Медстатист

3700

2500

6200

Прачка

2700

2500

5200

Техник АСУ

3400

2000

5400

Основным источником формирования имущества Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы являются целевое финансирование из районного бюджета. Другими источниками образования имущества учреждения могут быть:

  • средства из фонда обязательного медицинского страхования;
  • средства, получаемые от занятия учреждением разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В Таблице 2 представлено распределение средств Муниципа льного управления здравоохранения центральной районной больниц.

Таблица 2

Наименование статей финансирования

Средства из районного

бюджета, руб/год

Средства из фонда обязательного

медицинского

страхования, руб/год

Зарплата сотрудникам

37646000

162000000

Начисления по единому социальному налогу

9863000

42444000

Медикаменты

6070000

1070000

Мягкий инвентарь (одеяла, подушки, халаты и пр.)

60000

69000000

Питание больным

2600000

18000000

Анализ экономической деятельности организации позволяет сделать основные выводы:

1. Одним из важнейших понятий теории управления экономическими системами является эффективность.

2. Выделяют три основных аспекта эффективности: эффективность как соотношение затрат и соответствующих им результатов; как характеристика качества управления; как вероятность достижения цели.

3. Эффективность работы организации оценивается комплексно, по экономическим и субъективным (психологическим, физиологическим, социально-психологическим) показателям.

2. Организация как социальная группа

Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально- психологическую специфику данного типа групп. Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеологической жизни общества (41, С.58).

Их роль проявляется в основном в следующем:

1. В организациях происходит включение большинства членов общества в совместную социально значимую деятельность.

2. В организациях человек получает возможность работать на современных средствах производства, например, на сложных станках с числовым программным управлением.

3. В процессе овладения специальностью, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков формируется субъект общественно значимой деятельности.

4. В процессе общения в организации происходит формирование целей и ценностей личности, направленных на удовлетворение потребностей общества.

5. В процессе совместной трудовой деятельности создаются условия для развития творческой активности личности.

6. Социально организованная деятельность предполагает возможность коллективного обсуждения и совместного решения вопросов деятельности предприятия, оценки работы должностных лиц, использования гласности, информированности, контроля за их деятельностью.

В социальной психологии при изучении организаций применяется структурно-функциональный анализ. Под структурой организации понимается относительно постоянная система взаимосвязей работников и их связей в целом. Под функциями организации понимаются различные стандартизированные действия, регулируемые социально-правовыми нормами и контролируемые социальными институтами.

Функции организации (35, С. 114):

Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Типы структур организации:

Социально-демографическая структура определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем их образования, квалификацией и стажем работы. Выделяются гомогенные и гетерогенные типы социально-демографической структуры. Установлено, что особенности этих типов оказывают существенное влияние не только на производственно-экономическую деятельность организации, и в том числе на эффективность труда, но и на социально-психологический характер взаимоотношений людей. Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирования общности интересов, ценностных ориентации, норм и стереотипов поведения. Гетерогенные же организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирование их психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым. Заметим, что, по данным социально-психологических исследований, чисто женские группы отличаются от мужских большей глубиной и длительностью неформальных отношений, как дружеских, так и враждебных.