Социально-психологические методы управления персоналом

Курсовая работа

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы управления на предприятии.

Методы управления —— (из лекций) Какие бывают методы : ОРМУ, ЭМУ и СПМУ…

Роль и значимость СПМУ в этих группах методов. –достижение целей через социальные отношения… (не требуют особых фин. Затрат…)

  • Руководство должно признавать, что каждый работник представляет собой личность с неповторимыми переживаниями и запросами.

Актуальность данной темы объясняется появившемся в двадцатом столетии тенденциям к рассмотрению менеджмент а, как процесса управления людьми и взгляд на человека, как на объект управления, а не часть механизма.

Про Школу человеческих отношений (Хотторнский эффект) добавить.Анри Файоль.

Если ещё говорить об исторических предпосылках таких изменений, то можно упомянуть известные из истории социологии факты, имевшие место в начале и середине девятнадцатого века, то есть, в период, непосредственно предшествовавший появлению социологии как самостоятельной науки. Одним из наиболее важных факторов я бы упомянул отмена 21 июня 1824 года в Великобритании законов, запрещавших создание рабочих профсоюзов. Данные действия повлекли легализацию и, следовательно, укрепление отношений внутри коллективов. Профсоюзы постепенно стали реальной силой, и это было одним из первых шагов к социальной ориентированности управленческой деятельности. Оказало также влияние и уже упомянутое обособление социологии и начало активного рассмотрения сущности и природы социальных процессов, в результате чего, безусловно, были подвергнуты изучению и отношения в трудовых коллективах.

Цель данной работы — изучение производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться.

Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-экономический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

Объект – социально-психологические методы, применяемые в управлении…

Пример :

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов оценки деловых и личностных качеств менеджера.

Объектом курсовой работы является деятельность предприятия ООО «Фрегат», предметом оценка персонала и планирование карьеры персонала на предприятии ООО «Фрегат».

3 стр., 1349 слов

Социально — педагогические методы в социальной работе

... социально – педагогические методы в социальной работе. Предметом исследования – условия и способы реализации социально – педагогических методов. Целью курсовой работы: Определение наиболее эффективных форм социально - педагогических аспектов в социальной работе. ... родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы. Условно целеполагание в работе социального педагога ...

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы деловых и личностных качеств менеджера.
  2. Проанализировать качества персонала в ООО «Фрегат».
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и личностных качеств персонала предприятия ООО «Фрегат».

Методологической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления, менеджмента, таких как А. Файоль, Ф. Тейлор, А.А. Васькин, И.П. Пономарев. В качестве источников информации выступают учебная, научная, методическая литература, материалы периодических изданий и специализированных интернет сайтов, посвященных управленческой тематики, документация предприятия ООО «Фрегат».

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы.

1. Социально-психологические методы управления, их структура

Социально-психологические методы — это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между работниками, микроклимат в коллективе. Они включают широкий круг проблем теории и практики управленческой деятельности:

  • управление групповой деятельностью и динамикой коллектива;
  • взаимодействие коллектива и личности;
  • психологию принятия решений;
  • социально-психологический климат;
  • стиль управленческой деятельности;
  • теорию конфликтов и проблему ведения переговоров.

Различают социальные методы -……(субъект, объект у)….

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся:

  • моральное поощрение;
  • социальное планирование;
  • убеждение;
  • внушение;
  • личный пример;
  • регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • создание и поддержание морального климата в коллективе.

Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию, которую обычно называют диаграммой (пирамидой) Маслоу (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Пирамида Маслоу

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

  • знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);
  • сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);
  • мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);
  • хотеть (они должны быть мотивированы).

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.

Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:

  • возможностями выполнить работу;
  • определить его рамки действий;
  • четко сформулировать цели и задачи;
  • создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).
    2 стр., 752 слов

    Организация работы органов и учреждений по оказанию социальной ...

    ... социальной защиты населению, а предметом – социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и значение организации работы органов и учреждений по оказанию социальной ... служба занятости населения, являющаяся единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и ...

Мотивационное управление концентрируется:

  • на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов);
  • чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, со общения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
  • приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
  • усилении мотивов;
  • оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
  • удовлетворении потребностей;
  • обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:

  • к увеличению оборота и прибыли;
  • улучшению качества изделий;
  • к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;
  • повышенному притоку сотрудников;
  • повышению их работоспособности;
  • большей сплоченности и солидарности;
  • уменьшению текучести кадров;
  • улучшению репутации фирмы.

В теории управления человек рассматривается как элемент и ресурс организации, основа ее существования и развития. Модель управления с помощью социально- психологических методов представлена на рисунке 2:

Рисунок 2 — Модель управления с помощью социально- психологических методов

Следует отметить, что эта схема достаточно условна, так как на результат влияет множество факторов помимо человеческого. Логично рассматривать поведение работника, как результат его деятельности в организации, что является составной частью обратной связи.

Работа руководителя — это управление людьми в постоянно меняющейся ситуации с целью достижения заранее намеченных целей, мотивации работников и других факторов, на которых базируется деятельность. Руководство персоналом предполагает достаточное знание каждого подчиненного, как работника, так и личности. Цель его — сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несущественными.

Руководитель осуществляет управление, принимая на себя власть, распределяя обязанности и контролируя действия подчиненных. Знание закономерностей механизма социально-психологического управления дает возможность выбирать соответствующие методы, проектировать систему социально-психологических отношений в организации.

2. Социально-психологические приемы формирования коллектива. Установление нормального психологического климата в коллективе

Коллектив — это не просто группа людей собранных под одной крышей для решения каких-либо задач, а единомышленники, для которых важны честь и интересы организации, принципы, нарушение которых недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как любая группа коллектив подчиняется законам групповой деятельности. Это живой организм, проходящий стадии рождения, развития, становления, зрелости, старения и умирания. Каждая из стадий имеет критические точки, сильные и слабые стороны, следовательно, и требования к сотрудникам будут существенно различаться в зависимости от того, когда тот или другой человек принят в организацию.

4 стр., 1518 слов

Социальный механизм государственного управления: методы взаимодействия ...

... темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении граней взаимодействия государства и общества. Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач: раскрыть социальный механизм формирования государственного управления; ...

В динамике развития коллектива чаще всего выделяют три стадии:

Первая стадия — коллектив только формируется, люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь определяющие значения имеют личностные отношения (симпатии и антипатии, большая или меньшая подверженность влиянию и т.д.), которые оказывают большое влияние на связи, возникающие в групповой деятельности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностное отношения. Взаимная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и стиля управления руководителя.

Вторая стадия — организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завешается взаимное изучение друг друга, и определяются личные позиции каждого. Формируется неформальные группы, и выявляются неформальные лидеры. Личностные отношения еще достаточно сильны, но и производственные взаимоотношения становятся устойчивыми и прочными. Теперь эффективность работы коллективы в большей степени зависит от стиля управления им.

Третья стадия — стабильная жизнедеятельность коллектива — характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Деловые отношения оказывают определяющие влияние на личностные связи.

Препятствием в работе с коллективом организации является его территориальная разрозненность. Формированием коллектива отдельного магазина занимается директор магазина, как подразделения организации, тогда как в офисе организации могут лишь знать о существовании такого работника, но оценить его рабочие и личностные качества практически не в состоянии. С недавнего времени «кастинг» продавцом стала проводить менеджер организации, занимающаяся налаживанием торговых связей и маркетингом, человек, не компетентный, выбирая продавцов и директоров магазинов исключительно исходя из личной симпатии, рискует нанести ущерб организации.

Коллектив — это сложное социальное явление, обладающие рядом характеристик. Коллектив организации является официальным (юридически оформленным образованием, действующим в рамках правового пространства).

Как и любой официальный коллектив содержит в себе формальные и неформальные группы. Формальные группы представляют собой отношения между должностями, им свойственна иерархичность, неформальные существуют между личностями независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице. Границы формального и неформального коллектива не совпадают

Социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, процессы, протекающие внутри него основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанных системой социальных взаимоотношений и потребностей. Социально психологические методы, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всесторонне гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллектива. Психологические методы управление направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения работников с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключения монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентации и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

5 стр., 2092 слов

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления

... начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отношений родитель - ... кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже ... отношений для психологов и педагогов на сегодняшний день является широко известный в социальной психологии метод ...