Мы констатировали, что уровень эмоциональной близости родителя и ребенка в группе с нормальным уровнем страха выше уровня эмоциональной близости между родителями и детьми в группе с высоким уровнем страха. Таким образом, существует связь между высоким уровнем страхов у детей и наличием эмоциональной дистантности между родителем и ребенком.
Следующая шкала, в которой выявлены значимые различия в уровне выраженности признака – «принятие – отвержение родителем ребенка» Это говорит о том, что родителям детей с высоким уровнем страха в меньшей степени свойственно принятие своего ребенка. Родителям же из группы детей с нормальным уровнем страхов в большей степени присуще принятие своего ребенка, что обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. А также уменьшает фрустрацию ребенка в ситуациях напряжения, что является важным условием в предотвращении возникновения страхов и их преодолении.
Далее, мы выяснили, что существуют значимые различия в уровне выраженности признака по шкале «тревожность в отношениях с ребенком»
Таким образом, на основании параметров детско-родительского взаимодействия, предложенных в опроснике ВРР, ведущими в возникновении страхов у детей дошкольного возраста можно считать отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, непринятие (отвержение) ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях.
По результатам эмпирического исследования нами была выявлено то значение, которое имеет взрослый и тип взаимодействия с ним на детей дошкольного возраста. Деструктивные детско-родительские отношения являются источниками эмоционального неблагополучия ребенка, а именно возникновения у него страхов. Мы выяснили, что в дошкольном возрасте наиболее неблагоприятным является отсутствие эмоциональной близости между родителем и ребенком. Как известно наличие эмоциональной близости в детско-родительских отношениях — важный параметр в развитии ребенка, а в частности является ведущим в формировании полноценной личности. Дж. Боулби указывает на то, что «…способность к установлению эмоциональных связей имеет высокую ценность в дальнейшей жизни ребенка. При рассмотрении возможных причин психиатрических расстройств в детстве, детские психиатры давно осознали, что предшествующие состояния, обладающие значительно высокой распространенностью, являются либо отсутствием возможности устанавливать эмоциональные связи, либо, вдобавок, переживанием неоднократных разрушений однажды установленных привязанностей». В свою очередь, А.И. Захаров называет отсутствие эмоциональной связи между родителем и ребенком «…ведущим фактором зарождения невротических страхов» .
Психологические особенности страхов у детей с нарушениями зрения
... проблема эмоционального самочувствия детей с нарушениями зрения требует специального психологического изучения. Цель исследования: выявление психологических особенностей страхов у дошкольников с нарушениями зрения. Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Предмет исследования: психологические особенности страхов у детей ...
Далее следует такой важный параметр как принятие ребенка. Для родителей, чьи дети имеют высокий уровень страха в меньшей степени свойственно принятие своего ребенка. На это стоит обратить особое вниманий. С точки зрения К. Роджерса, позитивное принятие ребенка – основа формирования Структуры «Я». К. Роджерс сделал следующий вывод: «Структура «Я» формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. В значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции: потребность в позитивном внимании; безусловное позитивное принятие…единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка — это дать ему безусловное позитивное принятие. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке». Таким образом, родителям из группы детей с нормальным уровнем страхов в большей степени присуще принятие своего ребенка, что обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующихся взрослых.
Также мы выяснили, что в группе дошкольников с высоким уровнем страха преобладает тревожный тип реагирования в отношениях. Как известно в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. А.И. Захаров пишет о том, что «…эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства». В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Таким образом, тревога и страх тесно взаимосвязаны. Это, в свою очередь, подтверждается в нашем исследовании – у детей с высоким уровнем страха преобладает тревожность в детско-родительских отношениях. В то время как у детей с нормальным уровнем страха тревожность между ребенком и родителем значительно ниже.
Заключение
Дошкольное детство – это тот период в онтогенезе человека, в котором очень ярко начинают проявляться влияние социальной среды, окружения. Основной составляющей социального окружения в период дошкольного детства является близкий взрослый как носитель образца познания, мышления, усвоение культурно-заданных способов использования предметов, а так же особенностей взаимодействия со сверстниками. Взрослый оказывает влияние на то, какое статусной место будет занимать ребенок в группе сверстников, насколько он будет принят ими. Говоря о взрослом в дошкольном детстве мы имеем в виду близкого взрослого- родителя, ведь именно родитель является для ребенком самым значимым человеком в его жизни.
Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного ...
... к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется взаимодействие дошкольной ... органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на ... тема выпускной квалификационной работы — «Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного ... возрастной психологии и педагогике изучение адаптации играет важную роль для процесса социализации ребенка. ...
Целью курсовой работы было исследование роли взрослого на психическое развитие детей дошкольного возраста.
В ходе теоретического анализа проблемы нами были сделаны следующие выводы:
Каждая теоретическая концепция выдвигает свои механизмы влияния взросло на психическое развития ребенка, но все концепции склоняются к мысли, что условием для нормального психического развития является близкий взрослый – родители.
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии: как познавательном, так и личностном развитии ребенка,
Взрослый является тем условием, который позволяет ребенку стать человеком в наиболее полном смысле этого слова, усвоив человеческую речь, способы человеческого познания.
Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания.
В результате эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Тип родительского взаимодействия с ребенком оказывает решающее влияние на личностное развитие ребенка.
2. Тип родительского взаимодействия оказывает влияние на уровень страхов у дошкольников.
3. В дошкольном возрасте наиболее деструктивными типами родительского взаимодействия, которые оказывают влияние на уровень страхов являются взаимодействие по следующему типу эмоциональная близость- дистанция, принятие- отвержение ребенка, тревожность в отношениях с ребенком.
Таким образом, гипотеза о том, что тип взаимодействия с близком взрослым влияет на личностное развитие дошкольника, а именно на уровень страхов у детей дошкольного возраста полностью подтвердилась.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/rol-vzroslogo-v-psihicheskom-razvitii-rebenka/
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: АпрельПресс, ЭКСМОПРЕСС, 2000.- 294 с.
Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. — М., 1983. — Ч. 2. — С. 274-276.
Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей.- М.: Педагогика, 2005.- 185 с.
Выготский Л. С. Собр. соч. – М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. –320 с.
По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...
... развития причины нарушения речевого развития; специфику охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей ...
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 2007. – 384 с.
Фрейд А. Норма и патология детского развития. – М.: Поппури, 2008.- 437 с.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Прогресс, 2002.- 310 с.
Фромм Э. Искусство любви. – М.: АСТ, 2004.- 198 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- 416 с.
Приложение 1
Стимульный материал к опроснику типа взаимодействия родителей с детьми И. М. Марковской (ВРР)
Инструкция (для подростков, родителей подростков, родителей дошкольников и младших школьников): «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения
отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М – для матери, под буквой О – для отца:
5 баллов – несомненно да (очень сильное согласие);
4 балла – в общем да;
3 балла – и да и нет;
2 балла – скорее нет, чем да;
1 балл – нет (абсолютное несогласие)».
Текст опросника
Для родителей дошкольников и младших школьников
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.
8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.
11. В нашей семье часто бывают конфликты.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.
16. Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как
мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены
семьи не мешали.
24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
Особенности социально-педагогической деятельности с личностью
... и систематизировать некоторые положения других разделов психологии. Следовательно, задача психологии личности состоит в том, чтобы, во- ... личности в социальной педагогики и психологии. Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельностью с личностью. Эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогического моделирования в работе социального – педагога с личностью ...
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений u1074 всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) на-
чинает упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
49
46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к
своим друзьям и т. д.
52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.)
специально говорит наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства
моих знакомых.
Приложение 2
Стимульный материал к методике «страхи в домиках» А.И. Захарова
По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
Ребенок от года до 3-х лет (2)
... начинает ходить, у него бывают бессонные ночи. Сказанное относится ко всем периодам развития: успехи ребенка в какой-то одной ... замедлением в других областях. Когда к 18 мес.. ребенок научится ходить самостоятельно, возможно, покажется, что его развитие ... Начните многое понимать, научитесь думать, говорить. В то же время физическое и нервно-психическое состояние ребенка остается нестабильным и ...
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: Прогресс, 1992.- 310 с.
Фрейд А. Норма и патология детского развития. – М.: Поппури, 1990.- 437 с.
Фрейд А. Норма и патология детского развития. – М.: Поппури, 1990.- С. 62.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.- 483 с.
Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- 416 с.
Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Летний сад, 2000- С.118.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: АпрельПресс, ЭКСМОПРЕСС, 2000.- С.79.
Фромм Э. Искусство любви. – М.: АСТ, 2004.- С.59.
Выготский Л. С. Собр. соч. – М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.
Выготский Л. С. Собр. соч. – М.: Наука, 1960. Т. 1, 4.- С.163.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников. М.: Наука, 1974.- с.59.
Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. — М., 1983. — Ч. 2. — С. 37.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – С. 57.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.- 164 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.- 478 с.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.- 164 с.
3