Психологическое понятие креативности

Курсовая работа

Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.

Актуальность креативности в наше время очевидна, она повсюду: и в анкете по трудоустройству, и в реализации ваших планов, и в карьерном росте, и в творческой самореализации, и в культуре цивилизации.

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исслдедования:, Гипотеза исследования:, Задачи исследования:

1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению креативности человека в современной науке.

2. Раскрыть сущность креативности, виды и структуру креативности человека.

3.Исследовать особенности формирования креативности человека, разработать рекомендации и программу ее развития.

4. Изучить методы и способы формирования креативности человека.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация; систематизация;

2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование. (Творческий тест Торранса (вербальный); Опросник креативности Джонсона; Диагностика уровня невербальной креативности Торренса

Методологическую основу составили:, Теоретическая значимость, Практическая значимость, База исследования.

1. Теоретико-методологические аспекты изучения креативности человека

1.1 Основные подходы к рассмотрению креативности человека в современной психологии

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте: творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. В современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества.

Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. Ряд российских исследователей рассматривают творчество как основу и механизм развития психики (А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов и др.), при этом научные изыскания в этой сфере связываются с закономерностями мышления (В.С. Библер, О.К. Тихомиров, Э.Г. Юдин).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; 2.История становления современной психологии. Существует 4 этапа. 1 этап- античный. На ... 1)Память играет важную роль в жизни и проф. деятельности человека 2)Историческая память делает человека частью народа. Пмять-процесс запоминания и воспоминания. 1)Запоминание 2)Хранение информ. ...

При изучении общих творческих способностей выделяются три основных подхода к проблеме творческих способностей.

Первый состоит в том, что как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаун, А. Олах и др.).

К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных ситуациях.

Во втором подходе к изучению творческих способностей рассматривается творческая способность (креативность) как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд,

К. Тейлор, Г. Губер и др.).

В более мягком его варианте признается, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Дж. Гилфорд писал: «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…». Дивергентное мышление — расходящееся мышление (мышление в различных направлениях) — предполагает несколько или множество ответов на один вопрос [18, c. 94].

В исследованиях Е. Торранса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

Процесс развития мышления оказывается направленным на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Третий подход к изучению творческих способностей состоит в предположении, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы психической активности нет

Исследования психологии творчества проводили следующие зарубежные учёные: Дж. Гилфорд, В. Смит, Е. Торренс, Д. Хэлперн и др., однако, как отмечают авторы Я.А. Пономарёв, Э.Г. Юдин, М.Г. Ярошевский исследования креативности не были достаточно результативными.

Большинство исследователей делают акцент в определении креативности на особенностях или качествах личности. Так, Дж. Гилфорд полагает, что креативность и творческий потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению.

В общем виде можно выделить две основные группы подходов к изучению проблемы креативности [18, c. 102]:

  • исследования общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, О.К. Тихомиров), в которых обосновывались основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой реализации;
  • экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к творческой деятельности.

Одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки является создание общепсихолого-педагогической теории творчества.

17 стр., 8303 слов

Курсовая работа креативность и творческие способности личности

... в области технологии". Творчество неразрывно связано с таким понятием, как креативность.[7, с. 536] Креативность (англ. Creativiti )Творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать личность в целом ...

В современной отечественной и зарубежной психологии творчества в аспекте предметно-процессуального уровня доминирует представление об этапности творческого процесса: возникновение проблемы, стадия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается интуитивный этап (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарёв, Р. Уолесс и др.)

Е.Т Торренс определяет креативность как возникновение особой чувствительности к проблемам, связанным с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом возникновения предположений и формированием гипотез.

Ряд учёных ведут исследования в социальном аспекте творчества: на социально-психологическом и социально-управленческом уровнях — детерминантах творчества (В.П. Карцев, М.Г Ярошевский).

Ведутся научные изыскания по проблеме организации, а также коллективным творчеством с помощью функционально-ролевой дифференциации коллектива.

В современных исследованиях активно разрабатывается следующая точка зрения на креативность: создание нового продукта или результат творческого мышления (К. Тейлор, О.К. Тихомиров).

В других отмечается: доминирует творческий процесс создания нового.

Таким образом, в современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах:

  • проявления дивергентного мышления
  • актуализации интеллектуальной активности (Д.Б.

Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина),

  • интегрированного качество личности (Я.А. Пономарёва, А.В. Хуторской).

Таким образом, существует несколько определений понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями. В различных словарях дается различная трактовка этого понятия (таблица 1.1).

Таблица 1. Определения креативности человека

№ п/п

Автор

Определение

1

словарь под редакцией Артура Ребера

Креативность — это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

2

словарь под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г.

Креативность — это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

3

словарь под редакцией Копорулиной В.Н.

Креативность — способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

4

авторское

Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Еще в 60-х гг. 20-го столетия было описано более 60 определений креативности, и их количество, накопившееся к настоящему моменту, трудно оценить. В самом общем виде понятие креативности включает в себя особенности психики, которые способствуют созданию чего — то нового, оригинального. Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Термин «креативность» (от лат. Creatio — сотворение, создание) получил распространение г; 50-е гг. XX века и в настоящее время широко используется в психологических исследованиях. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг и многие другие).

В отечественной психологии понятие «креативность» рассматривается как синоним слова «творческость». Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин, В.Ы. Козленке, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты, как в теоретическом, так и в практическом отношении, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует. В имеющейся по этому вопросу научной литературе можно проследить лишь некоторые общие тенденции, принципы подхода к его решению.

Необходимо отметить, что множество исследований, проводимых в области связи креативности и интеллекта, выявило большое количество данных, которые были весьма разнообразны. Разнообразными были и подходы к их интерпретации. Так, практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.) считали, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития креативности. Представители этой точки зрения опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термена и К. Кокса, которые проанализировали еще в 1926 г. биографии 282 европейских знаменитостей и попытались оценить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. В исследованиях они опирались на шкалу Стэнфорда-Бине.

1.2 Сущность креативности человека, виды и ее параметры

Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений — желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.

Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач. Другие авторы считают, что креативность — черта личности. Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая — нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи.

Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами. Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы [20, c. 39].

Креативность связана и с позитивным аффектом. Предполагается, что его причиной является повышение уровня дофамина, усиливающего в поясной извилине когнитивную гибкость и облегчающего выбор различных когнитивных позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных точек зрения.

Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, при которой мы позволяем себе создать новый порядок или новое сочетание различных вещей. Ученые, исследующие эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью. Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом.

Один из главных факторов креативности — мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.

Э. Дебоно посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.

Проблема, по утверждению Э.Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом [20, c. 41].

Э. Лэнгер рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение — бессознательным, неосмысленным. Как и Э. Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточится на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.

Э. Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Э. Дебоно, считающим, что люди могут научится быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Э. Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Э. Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения [20, c. 42].

Рассмотрим теперь результаты эмпирического исследования креативности. В мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность — одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.

М. Боден выделил малую и большую креативность. Малая или «личностная» креативность относится к обыденной жизни и к обычным ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения В.Моцарта и А.Эйнштейна [30, c. 125].

Представители гуманистической психологии: А.Адлер предлагал рассматривать креативность Я в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном счете, цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности.

А.Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. А.Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность — качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды [30, c. 126].

А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления креативности. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.

Представители психоанализа: К. Г. Юнг полагал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного выделения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.

З.Фрейд считал, что в основе креативности и одним из источников художественного творчества лежит и является процесс сублимирования, при котором исключительно сильному сексуальному возбуждению, исходящему от источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, а именно в творчестве.

Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [30, c. 127].

Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.

конвергентное и дивергентное

Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности [30, c. 129]:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость — способность к продуцированию различных идей;
  • оригинальность — способность отвечать нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е.Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов.

Е.Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.

При этом Е. Торренс предлагает «теорию интеллектуального порога», где говорится, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной.

Г. Айзенк и Д. Векслер также разделяют эту точку зрения взаимосвязи уровня развития интеллекта и креативности.

Дж.Гауэн рассматривает креативность в связи с одаренностью. Он считает, что одной из сфер одаренности является креативность.

М.Рорбах исследует креативность на материале творческого мышления, которое, по его словам, «само собой создает благоприятные условия для собственной реализации, открывает свои собственные пути и кует свои инструменты для материального воплощения». То есть, он подчеркивает возможность самозарождающейся мотивации, самовозникновения, саморазвития новых психологических качеств человека. Но еще более важным М. Рорбах считает взаимодействие человека со «всеобщим контекстом завершенных и завершаемых мыслей», в котором он находится, от своего рода диалога с объективно существующими вне человека структурами, от его позиции в этом диалоге: «…личность способна творчески мыслить только тогда, когда она готова к диалогу с глобальными факторами, в которые она погружена. Вне этого диалога не может быть продуктивного творческого акта». Итак, позиция человека по отношению к окружающей реальности важнее любых его качеств.

Еще более разнообразно понимание мотивации, лежащей в основе творческого поведения. Для иллюстрации приведем некоторые взгляды. В качестве источника творчества З. Фрейд выделяет сублимацию полового влечения на другую сферу, А. Адлер — компенсацию комплекса недостаточности, К. Юнг — проявление архетипов коллективного бессознательного, Р. Ассаджиоли — стремление к «идеальному Я», А. Маслоу — потребность в самоактуализации, Г. Олпорт — мотивацию личностного роста и др.

И. Мейерсон трактует творческую личность как квинтэссенцию высших свойств личности, постоянной и важнейшей потребностью которой является побуждение выразить собственную концепцию окружающего мира и свою концепцию человека. С его точки зрения, ведущие мотивы творческой деятельности человек приобретает извне — из самых разнообразных продуктов творчества предшествующих поколений, из культурного опыта человечества [30, c. 132].

Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения.

Таким образом, креативность — это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление, развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам).

Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же.

Большинство исследователей делают акцент в определении креативности на особенностях или качествах личности.

В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах:

  • проявления дивергентного мышления
  • актуализации интеллектуальной активности
  • интегрированного качество личности

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы.

2. Выявление особенностей формирования креативности человека

2.1 Исследование особенностей формирования креативности человека

Следует отличать понятие «формирование креативности» от понятия «развитие креативности». Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов.

Развитие же креативности напрямую связано с жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор — став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми — человек делает большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение — это, по сути, результат сплетения различных знаний.

Для того чтобы оценить уровень проявления креативности, необходимо знать критерии оценки и методы, с помощью которых оценивается креативность. В качестве критериев оценки креативности ученые выделяют такие показатели: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, уровень психотизма, так как именно умеренный уровень предрасполагает к развитию креативности, легкость ассоциирования, способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи, оценочные способности человека, легкость генерирования идей, уровень воображения или фантазии.

Для оценки творческих способностей человека существуют несколько методов: тестирование и эксперимент.

Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам.

Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мыслей), отличающие креативных от не креативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от личности не креативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослыхкреативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании прочвления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Для изучения креативных способностей была разработана следующая диагностическая программа:

Таблица 2. Программа диагностики уровня сформированности креативности человека

Название методики, автор

Цель методики

Исследуемый критерий

Творческий тест Э.Торренса (вербальный)

Исследование творческой одаренности.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления

Опросник креативности Р.Джонсона

Изучение уровня развития творческого мышления

Творческое самовыражение

Диагностика уровня невербальной креативности

Э.Торренса

Исследование креативности

Тест направлен на изучение креативности

В исследовании приняли участие 10 человек, которые являются студентами ВИЭПП, возраст 15-16 лет.

В результате проведенного исследования по опроснику креативности Р. Джонсона были получены следующие результаты:

Таблица 3. Уровни развития креативности по результатам опросника Р. Джонсона

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Уровень креативности

1

Алёна Б.

15

36

Очень высокий

2

Евгения К.

16

28

Высокий

3

Светлана Б.

16

27

Высокий

4

Максим Б.

16

20

Нормальный, средний

5

Артём М.

16

25

Нормальный, средний

6

Ирина М.

16

22

Нормальный, средний

7

Ирина А.

15

22

Нормальный, средний

8

Александра Д.

15

28

Высокий

9

Елена З.

15

30

Высокий

10

Юлия К.

15

28

Высокий

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у современных студентов преобладает высокий и очень высокий уровень креативности.

Далее было проведено тестирование с помощью теста Э.Торренса «Диагностика уровня невербальной креативности».

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 4. Уровни развития невербальной креативности по результатам теста Э. Торренса

№ п/п

Имя

Возраст

Индекс оригинальности

Индекс уникальности

% людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности

1

Алёна Б.

15

0,91

4

0

2

Евгения К.

16

0,85

4

10

3

Светлана Б.

16

0,91

3

0

4

Максим Б.

16

0,58

1

60

5

Артём М.

16

0,69

2

40

6

Ирина М.

16

0,65

2

40

7

Ирина А.

15

0,73

3

20

8

Александра Д.

15

0,76

3

20

9

Елена З.

15

0,72

3

20

10

Юлия К.

15

0,85

4

10

В ходе проведения данной методики было выявленно, что у половины исследуемых достаточно высокий уровень невербальной креативности.

В завершении был проведен творческий тест П. Торренса (таблица 4).

Таблица 5. Уровни развития вербальной креативности по результатам творческого теста П. Торренса

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

1

Алёна Б.

15

102,8

2

Евгения К.

16

112,3

3

Светлана Б.

16

123,5

4

Максим Б.

16

132,5

5

Артём М.

16

126,3

6

Ирина М.

16

94,2

7

Ирина А.

15

93,4

8

Александра Д.

15

138,6

9

Елена З.

15

93,7

10

Юлия К.

15

173,1

Проведя тест, было выявлено, что основной процент исследуемых имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами.

Но все-таки есть учащиеся, имеющие средний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творчески мыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучших результатов. Отсюда следует, чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать творческие способности и умение нестандартно подходить к решению любой проблемы.

2.2 Методы и способы формирования креативности человека

Для развития креативности человека используются разные методики, тренинги, занятия. Приведем пример 10 самых популярных методик для развития креативных идей:

1. Мозговой штурм. Автор — А. Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

2. Шесть шляп. Автор — Э. де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты. Автор — Т. Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4. Синектика. Автор — У. Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца).

Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов. Автор — Ч. Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ. Автор — Ф. Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7. Непрямые стратегии. Авторы — Б.Эно и П.Шмидт. Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.).

Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8. Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример — Архимед с его ванной.

9. Расшифровка. Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10. Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Упражнение: «Что, если бы…»

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?
  • Что если бы свиньи могли летать?
  • Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Для развития креативности человека предлагается программа, которая рассчитана на пять дней (Приложение 4).

Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышления и воображения.

Цель программы: развитие творческих способностей

Задача программы: разработать комплекс игр и упражнений направленный на развитие креативности человека.

Таблица 6. Комплекс занятий по развитию креативности человека

Название занятия (номер занятия)

Цель занятия

Игры, упражнения, этюды входящие в занятия

Время отведенное на каждое занятие

«Знакомство»

развитие творческого мышления и умения сосредоточиться, а так же креативности

Упражнение «Сочинитель»; Упражнение «Творческое озарение»; Упражнение «Рифмуем имена»

30 минут

«Выявление креативности»

развитие креативности. мышления

Упражнение «Творческое озарение»; Упражнение «Завяжи шнурок»; Упражнение «Прочти текст»

30 минут

«Немного поговорим»

развитие креативности, мышления, развитие воображения и творческих способностей.

Упражнение «Рассказ»; Упражнение «Придумай»; Упражнение «Заголовки»

30 минут

«Капелька творчества»

развитие креативности

Игра «К счастью. К сожалению. «; Упражнение «Превращения»; Упражнение «Заглавная буква»

30 минут

«Заключение»

Стимулировать появление творческих идей, проба оригинальности мышления

Упражнение «Поставь точку»; Упражнение-активатор «Апельсин»; Игра «Поиск общих свойств»

30 минут

Также для развития креативности используются тренинговые занятия. Так, например, Н.Ю. Хрящева предлагает тренинг развития креативности. Основной целью ее программы является осознание креативности в себе и ее развитие.

Задачи тренинга:

1) осознания и преодоления барьеров проявления креативности;

2) осознания характеристик креативной среды;

3) формирование навыков и умений управления креативным процессом.

Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов

Наше исследование проводилось среди студентов в возрасте 15-16 лет. Количество исследуемых 10 человек.

В процессе исследования мы использовали следущие диагностические методики:

1. Творческий тест Торранса (вербальный).

2. Опросник креативности Джонсона.

3. Тест Торренса «Диагностика уровня невербальной креативности» Торренса.

Проведя исследование, мы выяснили, что у современных студентов преобладает высокий уровень креативности, также основной процент исследуемых имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами. Но все-таки есть учащиеся, имеющие средний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творчески мыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучших результатов.

Для развития креативности и организаторских способностей на втором этапе нами была составлена программа на развитие креативности, которая состояла из пяти блоков, включающих различные игры, занятия, упражнения, направленные на развитие уровня креативности.

Также для развития креативности используются тренинговые занятия. Так, например, Н.Ю. Хрящева предлагает тренинг развития креативности. Основной целью ее программы является осознание креативности в себе и ее развитие.

Заключение

Проведя анализ теоретического аспекта формирования креативности человека, было выявлено, что креативность(от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Для исследования уровня креативности нами были использованы следующие методики:

1. Творческий тест Э.Торранса (вербальный).

2. Опросник креативности Р.Джонсона.

3. Тест П.Торренса «Диагностика уровня невербальной креативности» Торренса.

В результате проведенного исследования было выяснено, что у современных студентов преобладает высокий и очень высокий уровень креативности, при этом показатели социального интеллекта значительно сниженны и только небольшой процент студентов имеет показатели выше нормы или в ее пределах, также основной процент исследуемых имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами.

Для развития креативных способностей был составлен комплекс занятий.

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление у человека. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskie-issledovaniya-kreativnosti/

1. Анастази, А. Психологическое тестирование. [Текст]: книга 2; пер. с англ./ под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.- М.: Педагогика, 2002. — 336 с., ил.

2. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей. [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 1995. — т.16. — №5. — С.49-58.

3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. — М.: Академия, 1998. — 380 с.

4. Воспитателю о детской игре. [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2000. — 128 с., ил.

5. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1996. — С.432-433.

6. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольников. [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. — М., 2004. — 320 с.

7. Жуковская, Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх. [Текст] / Р.И. Жуковская // Дошкольное воспитание. — 1988. — №10. — С. 21-25.

8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. [Текст]: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. / А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с., ил.

9. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. [Текст] / Н.И. Иванова // Дошкольное воспитание. — 1987. — №10. — С. 18-20.

10. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией).

[Текст]: Пособие для воспитателей детского сада. / Т.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1985.-192 с.

11. Косенко, Н.Т. Формирование творческой активности в игре. [Текст] / Н.Т. Косенко // Дошк. восп.- 1989. — №12. — С. 14-16.

12. Кудрявцев, В. Ребенок — дошкольник: к диагностике творческих способностей. [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошк. воспитание. — 1995. — №9. — С. 19-21.

13. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3. — С. 18-20.

14. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст] / А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 2001. — 380 с.

15. Макаренко, А.С. Игра. [Текст]: соч. / А.С. Макаренко. — М., 1957. — т.IV. — С. 376.

16. Михайленко Н. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. — 1993. — №4. — С.18-23.

17. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. [Текст] / Б.П. Никитин — М., 1991. — 250 с.

18. Одаренные дети. [Текст]: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. — М., 1991. — 230 с.

19. Основы психодиагностики. [Текст] / Под. ред. А.Г. Шмелева. — Ростов на Дону, 1996. — 310 с.

20. Панов, В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. [Текст] / В.И. Панов. // Прикладная психология. — 1998. — №3. — С.33-48.

21. Педагогический словарь в 2-х томах. [Текст]: Том первый. — М.,1960.

22. Поздняков, Н.А. — Исследователь игры детей дошкольного возраста. [Текст] / Н.А. Поздняков, Д.В. Менджериц // Дошкольное воспитание. — 1995. — №12. — С. 21-23.

23. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст] / Я.А. Пономарев. — М.: Педагогика, 2000. — 290 с.

24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. [Текст] / Под ред. Н.Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. — М., 1987. — 280 с.

25. Психология и педагогика игры дошкольника. [Текст] /Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 1996. — 290 с.

26. Психологический словарь. [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. -исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с., ил.

27. Пчелкина, В. Книга — источник детского творчества. [Текст] / В. Пчелкина //Дошк. восп. — 1981. — №6. — С. 14-16.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — М, 2000. — 610 с.

29. Савенков, Л.И. Детская одаренность в познавательной сфере. [Текст] / Л.И. Савенков // Дошк. восп. — 1998. — №5-6. — С. 17-19.

30. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. [Текст]: Практикум. / Г.А. Урунтаева. — М., 2002. — 380 с.

31. Хазратова, Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. [Текст] / Н.В. Хазратова. //Индивидуальность и способности. — М. 1994. — С.93-114, Приложения (с.114-117).

32. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка — дошкольника. [Текст] / Д.Б. Эльконин. // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1999.