ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Портфолио» учителя как основа перехода к новому качеству образования.
Тищенко Марина Николаевна
Заместитель директора по УВР
ГОУ СОШ № 639
Группа № 66
Москва
2009-2010
Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа, как отмечается в программе «Столичное образование – 5», в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Приоритетной задачей развития образования является «разработка и внедрение в практику технологий и критериев оценки качества педагогического труда, учитывающих её эффективность». Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. На первый план выходит способность учителей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Опытная работа по определению стиля педагогического руководства учителя
... социально и нравственно насыщенной категорией, стиль общения отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессиональную компетентность. Таким образом, стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от ...
Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово « портфолио » — мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово «портфолио» не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей статьи я выбрала последний вариант.
В переводе с итальянского « « означает «папка с документами». Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё…
Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Цель создания портфолио учителя
У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать .
Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
Создавать портфолио учителя . Откуда появилась такая традиция? Ответ: из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.
Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога
... стиль деятельности учителя». Цель исследования: изучить влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание. Гипотеза исследования: профессиональное выгорание отрицательно сказывается на индивидуальном стиле деятельности учителя. Задачи: ...
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего учитель или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Основной смысл портфолио — «показать все, на что ты способен».
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести», «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений». В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» как для педагогического коллектива, так, особенно, для вновь аттестуемых учителей.
Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя. Обновляется система аттестации учителей. Большее внимание будет обращаться на соответствующие компетентности педагога.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя,
- участия в профессиональных конкурсах,
• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Портфолио является важной мотивационной основой деятельности
учителя, способствующей индивидуальной самореализации. Мотивацию к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки обеспечивает индивидуальный план деятельности педагога.
Важная цель портфеля – представить отчет о работе учителя по теме
самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
Портфолио способствует здоровой состязательности педагогов. К тому же диагностика профессиональной деятельности позволяет преподавателю реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, иметь стимул к непрерывному росту, а администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда преподавателя.
Но главное предназначение портфолио – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы преподавателя при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться не только в текстовом формате, но и в электронном виде.
По виду стоит выделить портфолио достижений, тематическое портфолио (индивидуума и др.), проблемно-исследовательское портфолио и т.д.
В зависимости от стажа работы, квалификационной категории могут создаваться различные типы портфолио. «Портфолио документов» и «Портфолио работ» составляют в основном начинающие преподаватели, а «Комплексный портфолио» — опытные педагоги с высокой квалификационной категорией. При составлении портфолио есть общие требования к оформлению: сопроводительное письмо с описанием цели и предназначения этого документа, содержание (или оглавление) и самоанализ представленных работ.
Портфолио учителя это визитная карточка педагога, представленная индивидуальной папке, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Портфолио учителя можно рассматривать как:
- средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
- коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности
конкретного учителя.
2. Систематизировать учебные материалы и наработки своей деятельности.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного
учреждения
Портфолио учителя найдёт практическое применение при аттестации педагога, лицензировании и аттестации ОУ, систематизации педагогической деятельности, устройстве на работу.
Педагог может использовать презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания. В таком портфолио необходимо отразить профессиональные компетентности с помощью различных свидетельств.
Требования к профессиональным компетентностям учителя |
Вторая квалификационная категория |
Первая Квалификационная Категория |
Высшая Квалификационная категория |
Учитель должен обосновать выбор образовательной программы |
При выборе образовательной программы учитель использует методические рекомендации |
При выборе образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы |
При выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения |
Учитель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов |
При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель использует методические рекомендации |
При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся |
При использовании педагогических (образовательных) технологий учитель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения |
Учитель должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам |
Учитель использует средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умений и навыки учащихся |
Учитель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся |
Учитель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся |
Учитель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики |
Отдельные элементы деятельности учителя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики |
Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе |
Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики |
Не существует некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него. Портфолио должен отражать субъектную позицию учителя (аттестуемого) как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации (если аттестуемый претендует на вторую квалификационную категорию) или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ (если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию. В портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио – это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. Поэтому считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.
Примерные разделы портфолио
Раздел I. «Общие сведения об учителе». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:
- фамилия, имя, отчество, год рождения; копии документов об образовании;
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;
- копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;
- копии дипломов различных конкурсов.
Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
- работа в методическом объединении, сотрудничество с окружным методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями;
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;
- организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов; проведение научных исследований; разработка авторских программ;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и элективных курсов;
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
Раздел III. «Результаты педагогической деятельности». В раздел помещаются:
- материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов знаний и участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие
медалистов; поступление в вузы по специальности;
- победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.
Раздел IV. «Учебно-материальная база».
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).
Раздел содержит документы:
- список словарей и другой справочной литературы по предмету; наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
Раздел V. (Само)оценка портфолио
Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому очень важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и окружных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя школы имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
В 2008-9 учебном году педагогами школы были созданы портфолио или электронные паспорта своих кабинетов. В 2009-10 учебном году решается задача по созданию электронного портфолио педагогов и методического портфолио по подготовке и ЕГЭ.
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении,
убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
- http://textbook.keldysh.ru/literacy/(М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов. Школа на пути к новой грамотности)