Главным условием отношений учителей и учеников, родителей и детей является отказ учителя, отца или матери от давления, насилия в педагогическом или воспитательном процессе. Категорический отказ от насилия взрослых над детьми провозглашает гуманистическая психология и педагогика ненасилия.
Основной идеей «педагогики ненасилия» (В. Ситаров, В. Маралов и др.) является воспитание миролюбия как способности к межличностному, межнациональному, международному общению, уважения к размышлением и образу жизни людей, непохожих на нас, терпимости качества личности. Под ненасильственным процессом ученые понимают взаимное влияние людей друг на друга без использования открытых и скрытых форм принуждения.
Вместе с тем В. Ситаров признает, что насилие полностью искоренить невозмож но, так же, как и зло, поскольку это — вечная категория, пусть в более мягких формах, но оно будет существовать всегда. Поэтому речь должна идти не об уничтожении насилия, а о стремлении к ненасилию [Ситаров В. А., 2000, С.33].
Как отмечает И. Бех, «чувство ответственности выступает, с одной стороны, действующей основой формирования и развития свободы воли как духовного стержня человека, а с другой — заслоном для преобразования ее в произвол» [Бех Д. И., 2009, С.18], поэтому ребенка важно постепенно подводить к пониманию свободы, повышая его уровень ответственности за свои поступки и поведение, то есть уровень его зрелости.
На современном этапе развития педагогической теории и практики свобода рассматривается в качестве признанной многими педагогами особой ценности и служит ориентиром для ненасильственной, гуманной организации образовательного и воспитательного процесса.
Состояние исследования проблемы. Конкретизируя ряд основных доминант педагогики ненасилия, В.А. Ситаров и В.Г. Маралов, рассматривают ее как сумму трех компонентов: во-первых, как «… движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения …»; во-вторых, как «… направление в теории и практике обучения и воспитания, интегрирует в себе различные подходы в обозначенной сфере …»; в-третьих, как «… направление, ориентированное на формирование у подрастающих поколений психического здоровья …, предусматривающий сформированность позиции ненасилия …» [Ситаров В. А., 2000, С.66].
Идея сотрудничества-интеграции имеет свои педагогические эквиваленты: «соборно-строевая» педагогика Л.Н Толстого; коллективистские системы воспитания А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и современной японской школы; идеи группового и коммуникативного воспитания гуманистической психопедагогики (А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Берч и т.д.), советскую педагогику сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, К.К. Иванов, Е. М. Ильин, В. А. Караковский и др.).
Этическое воспитание младших школьников
... что надо делать во имя общего блага. 1. ШКОЛА КАК СРЕДА ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1 Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка Подготовка ... Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. ...
Идеи педагогики сотрудничества близкие идеям педагогики ненасилия. А. Г. Козлова выделяет следующие педагогические направления, имеющие в основе своей идеи педагогики сотрудничества и ненасилия: педагогика диалога, педагогика риска, педагогика успеха, педагогика гармоничного развития, педагогика творчества [6].
Существуют определенные противоречия, в том, что формирование ненасильственного поведения предполагает глубокое осмысление многих компонентов социального познания личности. Одним из таких составляющих является стремление личности к свободе, которая достаточно тесно связана с ответственностью за свои поступки. Например, подросткам свойственно стремление к свободе. Но эти стремления нередко оказываются опасными, поскольку дети этого возраста часто не осознают, что ответственность — это способность и желание отвечать самим за свои поступки, за свое поведение, а также принимать похвалу и справедливую критику.
Проблема исследования. Понимание свободы связано с признанием прав другого человека, поскольку свобода одного человека заканчивается там, где начинаются права другого на то же самое.
Все вышесказанное обуславливает тему исследования «Формирование позиции ненасилия у педагогов-воспитателей».
Предмет – формирование позиции ненасилия у педагогов-воспитателей ДОУ.
Объект — учебно-воспитательный процесс ДОУ
Гипотеза исследования. Создание соотвествующих педагогических условий будет способствовать развитию позиции ненасилия у детей.
Цель исследования — проанализировать эффективность педагогических методов воспитания с позиции взаимоотношений воспитателя и дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы формирования позиции ненасилия у воспитателей.
2. Определить особенности диалога как условия успешной педагогической деятельности.
3. Провести анализ эффективности педагогических условий воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и воспитанников старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Методы исследования: анализ результатов научных исследований, наблюдение, анкетирование.
Фрагмент работы для ознакомления
Существенную роль в решении этой проблемы играет образовательное пространство, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Моделирование в учебном заведении ситуаций конструктивного решения конфликтов предусматривает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретно чувственного опыта, осознание и осмысление ценностей взаимного уважения и взаимодействия на уровне социально -группового сознания. Такое моделирование позволило бы участникам учебно-воспитательного процесса согласовывать собственные ценности с заданными извне, осуществлять самоопределение в процессе общения.Особенно актуальна проблематика формирования воспитания ненасильственных, гуманных отношений у детей. В процессе неформального общения между ними часто возникают конфликты, основанные на непонимании особенностей характера, неумении решать спор конструктивно и тому подобное.Воспитание ненасилия, гуманных отношений среди детей — непростая задача, которое охватывает жизненную позицию личности, ее интересы, специфику самовыражения. Формирование культуры межличностных отношений требует взаимодействия образовательного пространства с семьей, с социальной средой.Ненасилие в широком смысле — это суть, которая заключается в умении согласовывать и сочетать культурные ценности общества и индивидуальные ценностные ориентации, как альтернативу психолого-педагогических насильственных способов взаимодействия. К ценностям ненасилия, по мнению С. Баныкина и Б. Егорова, можно отнести:
Эстетическое отношение человека к миру
... тем, что искусство занимает небольшую часть в жизни эстетики. Искусство является выражением эстетического отношения человека к миру при помощи художественного и образного моделирования. Искусство занимает важное место в области ... формировал И. Кант. Идеи, метод обоснования и исследования проблем эстетики оказали огромное влияние на эстетическую мысль во всем мире в XIX-XX вв. Центр эстетики Канта ...
- признание безусловной ценности другого человека, его самоценности;
- значимость самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
- доминирование альтруистической мотивации по сравнению с эгоистическими побуждениями, проявлениями [26].
Ценности ненасилия — ориентация на сотрудничество, компромисс, поиски согласия и содружества в совместной творческой деятельности, выступают условиями толерантности отношений.В узком смысле «ненасилие» С. Баныкиной и Б. Егоровым рассматривается как активность, демонстрируемую в целях удовлетворения любой потребности с учетом потребностей партнера и согласования с ним совместных действий. Позиция ненасилия является устойчивой системой отношений человека к определенными сторонами действительности, проявляющейся в конкретном поведении и поступках [26].
В современном толковании идея ненасилия предполагает безусловное примирения «всех со всеми», «услужливость» слабого сильному или безоговорочное принятие той или иной позиции. Это социально-уверенная позиция, охватывающая признание равного права сторон на независимость и успех, собственное мнение, самостоятельность, ответственность, ориентацию сознания людей на сближение позиций, согласования целей и интересов, поиск новых способов для их обеспечения. Именно поэтому в современном толковом словаре понятие «ненасилие» трактуется так: «Отказ от применения силы, неприменение насилия в решении проблем, стоящих перед обществом» [28, с. 8]. Как видим, понятие «ненасилие» синонимично понятию «гуманизм»: свободное проявление стремлений и желаний человека; утверждение любви и уважения к человеку [28, с. 26].1.2. Методы формирования позиции ненасилии у педагогов-воспитателейСоциальная позиция личности, как результат освоения разнообразного опыта взаимоотношений с людьми, проявляется в установках, взглядах, убеждениях человека, представляя единство субъективного и объективного. Она является совмещенной характеристикой самосознания и системы отношений и типа взаимодействия. В конфликтологии выделяют такие особенности самосознания [26]:
- конфронтационная: отчуждение от реальной действительности;
- индивидуализация сопровождается чувством одиночества, страхом, депрессией или агрессией;
- неконфронтационная: характеризуется своевременным разрешением возникших конфликтов;
- личность способна переживать себя как гармоничную целостность, осуществлять процесс личностного саморазвития.Несмотря на то, что опыт отношений у каждого индивидуальный, можно выделить два их типа: с позиции насилия (насильственные) и с позиции ненасилия (гуманизм), характеристику которых подаем в таблице 1.Таблица 1Черты, характерные для различных позиций в отношениях по С. Баныкиной и Е. Степанову [2]Позиция насилияПозиция ненасилиянедовериедовериепрезрениеуважениеотторжениепринятиевозражениепризнаниеавторитарностьдемократичностьсубъект-объектностьсубъект-субъектностьнизкий уровень эмпатиивысокий уровень эмпатииэгоистичностьгуманизм, альтруизмпокорениеотношения равенства и равноправияНенасильственное взаимодействие предполагает отсутствие открытых или скрытых форм принуждения, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, проявляет готовность к согласованию действий и достижению положительного результата.
2 стр., 818 слов
Формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество
... реализующимися в различных формах (сотрудничества и соперничества, господства и подчинения, организации и дезорганизации) социальными взаимодействиями, выступающими первоосновой любой человеческой деятельности, ее базовыми элементами. Объясняя общественные отношения взаимодействиями индивидов, социальные науки дают ...
Такое взаимодействие возможно только при единстве ориентации как на самого себя, так и на другого человека.Сравнение ненасильственного и насильственного типа взаимодействия дает основание считать, что в основе различий этих типов лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Так, С. Баныкина и Е. Степанов [2] обращают внимание на то, что ненасильственное, гуманное взаимодействие имеет установку на равенство и равноправие, его цель — в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, гуманистическая мотивация обеспечивает субъект-субьектний тип взаимоотношений, а тип общения — диалог. Насильственное взаимодействие отличается установкой на неравенство;
- целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация — в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений — субъект-объектный, а тип общения — монологичный, авторитарный. Ученые отмечают, что тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения [2].
При создании условий для формирования позиции ненасилия, гуманизма в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса особое значение должно придаваться рефлексии опыта молодежи в процессе тренинговых занятий, где возможно проигрывание различных жизненных ситуаций, требующих осуществления выбора.Современная интерпретация этого понятия позволяет считать одним из способов достижения ненасильственных, гуманных отношений друг к другу является обучение асертивному поведению — способности человека уверенно, с достоинством отстаивать свои права, не унижая прав других. Асертивным называют прямое, искреннюю поведение, не имеет целью причинить вред другим людям [28].
Это означает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ограничивая при этом достоинства другого человека. Важно приобрести умение просить других об услуге, не испытывая чувство неловкости. Все это позволит сохранить партнерские, то есть ненасильственные, гуманные отношения с окружающими людьми.Таким образом, на основе анализа понятия «ненасилие» можно сделать вывод, что оно было предметом исследований многих ученых в разные исторические периоды, сохраняя постоянно свою сущность (отказ от применения силы, неприменение насилия в решении проблем) и актуальность. Это понятие наиболее касательное к термину «гуманизм». Сейчас существенную роль в воспитании ненасильственных, гуманных отношений играет образовательно-воспитательное пространство, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.Свобода личности, развитие ее «самости», по мнению А. Газмана, может оказать помощь детям в конструировании их внутреннего мира. Эта помощь может заключаться в том, что та или иная личностная проблема в идеале обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованной участия взрослого [10].
Аксиологические основы педагогического взаимодействия
... воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, ... и симпозиумов по широчайшему спектру аксиологических проблем.[3] Педагогическое взаимодействие, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный ...
В таком случае ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей, то есть становится субъектом своей жизнедеятельности. А. Газман отмечает, что для практического запуска педагогики свободы следует решить множество научно-исследовательских проблем: в чем проявляется свобода человека в течение каждого возрастного периода? В чем заключается самоопределение детей на разных ступенях развития? Какой должна быть помощь взрослого? Среди подобных вопросов есть первостепенные. Очевидно, одним из главных, первоочередных вопросов является следующее: при каких условиях возможен, а при каких — наиболее вероятен переход авторитарного взрослого (педагога, родителя) если не на твердые позиции педагогики ненасилия, то, по крайней мере, на позиции отказа от твердых авторитарных требований, от ничем не ограниченной власти над детьми и затем — к признанию за ними права быть ни на кого не похожими, другими, в отличие от взрослых.Только глубокое понимание ребенка является для взрослого необходимым условием перехода на позиции гуманистической педагогики.Поиски способов взаимодействия взрослых и детей, в которых возникают стремление ребенка к развитию самого себя, ведутся в сфере долговых технологий.Мы убеждены в том, что в воспитательном процессе школы осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника, в нем происходит духовный диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее будет этот диалог для воспитанника, тем глубже он осознает и позаимствует богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане протекать этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. При добровольной организации сотрудничества и партнерства воспитателей и воспитанников в деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания осуществляется диалогическое взаимодействие, которое является одной из предпосылок формирования гуманных межличностных взаимоотношений.Гуманистическая педагогика, проповедуя равноценность воспитателя и воспитанника, отмечает, однако, что приоритеты воспитательной деятельности педагога имеют стратегическое значение. Приоритетными в гуманистической педагогике есть — оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив.Следуя этим идеям, воспитатель помогает ребенку в процессе развития, является открытым для общения, для диалога, он относится к своим воспитанникам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников, ему свойственно теплое, понимающе отношение к детям; проявляет в процессе взаимодействия с детьми всю глубину личностного в себе, опирается на положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности. Исходя из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей, педагог — гуманист развивает и в себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое понимание неповторимости каждого человека, демонстрирует конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.Взаимодействие участников воспитательного процесса — это универсальная форма развития, с обеих сторон меняет взаимодействующие субъекты и приводит каждый из них в новое состояние.Выводы по главеВ главе на основе ретроспективного анализа сделан вывод, что понятие «ненасилие» было предметом исследований многих ученых в разные исторические периоды, сохраняя постоянно свою сущность (отказ от применения силы, неприменение насилия в развязывании проблем) и актуальность. Также, можно сделать вывод, что это понятие наиболее касательное к термину «гуманизм». В настоящее время существенную роль в воспитании ненасильственных, гуманных отношений играет образовательно-воспитательное пространство, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.Глава 2. Формирование позиции не насилия у педагогов-воспитателей2.1. Методы исследованияВ ходе экспериментального исследования эффективности педагогических условий воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и воспитанников в условиях группы продленного дня, которое проводилось в два этапа и включало целенаправленною работу с воспитателями и воспитанниками ГПД по формированию и развитию у них педагогической толерантности, умений и качеств, способствующих гуманизации педагогических отношений; создание среды, направленной на построение комфортной атмосферы в группе продленного дня для младших школьников; ненавязчивое формирование у учащихся навыков коммуникативного взаимодействия, приемлемых форм проявления эмоций с помощью привлекательной для детей форме игровой деятельности было установлено, что соблюдение следующих условий способствует гуманизации педагогического взаимодействия в системе «воспитатель ГПД — ученик начальных классов». Это: формирование готовности воспитателей к воспитанию гуманных взаимоотношений воспитателя и учащихся начальных классов в группе продленного дня; организация воспитательного коллектива через формирование субъективности младших школьников в педагогическом взаимодействии в условиях группы продленного дня; учет гуманистических принципов (безусловное принятие, понимание и поддержка ребенка, определение развития каждого ребенка на примере своих собственных достижений, признание права ребенка на ошибку) в процессе взаимодействия воспитателя и воспитанника; повышение мотивации воспитанников к построению гуманных взаимоотношений как результата взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности средством приобретение учащимися знаний о моральных нормах, гуманистических потребностей и опыта гуманного поведения.Для проверки эффективности указанных педагогических условий проводилось экспериментальное исследование воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и учащихся начальных классов (линейный эксперимент), которое предусматривало реализацию следующих этапов:1. Констатирующий этап, на котором проводилось исследование состояния готовности воспитанности гуманных взаимоотношений воспитателя и учащихся начальных классов в группе продленного дня.2. Формирующий этап, который осуществлялся на основе реализации содержания модели воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и учащихся начальных классов в группе продленного дня и включал технологию реализации взаимоотношений системы «воспитатель — воспитанник» в условиях ГПД.В ходе экспериментального исследования приняли участие 25 учеников общеобразовательного учебного заведения и 5 воспитателей групп продленного дня.С целью реализации содержания модели воспитания гуманных взаимоотношений педагога и учащихся начальных классов в условиях группы продленного была использована технология гуманизации взаимоотношений в системе «воспитатель — воспитанник», которая включает информационный, деятельностный и аналитический этапы.Цель работы с воспитателями — формирование готовности к гуманизации отношений «воспитатель — воспитанник» в группе продленного дня, развитие определенных профессиональных навыков (саморегуляции и гибкости мышления, толерантности; рефлексии; способности к децентрации, самопознанию, самоконтролю), овладение способами эффективного взаимодействия путем применения интерактивных методов воспитания.Взаимодействие воспитателя с воспитанниками группы продленного дня на деятельностном этапе технологии опиралось на правила гуманизации взаимоотношений «воспитатель — воспитанник». Любое взаимодействие должно быть неформальным, справедливым и объективным, направленным на принятие и помощь, давать шанс на перспективу, демонстрировать личную заинтересованность педагога и вызвать интерес ребенка; в основе взаимодействия — несомненное уважение к личности ребенка. Работа воспитателей с младшими школьниками, которые посещают ГПД предусматривает:
Методы воспитания. Педагогика Методы воспитания
... изучение методов воспитания в педагогическом процессе Задачи: Раскрыть понятия: "воспитание", «метод воспитания», определить их сущность; Рассмотреть классификацию методов воспитания; Изучить основные характеристики методов воспитания. 1. Общее представление о воспитании Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Воспитание ...
Проблемы правового воспитания
... определить формы и методы правового воспитания; изучить актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодёжи; определить основные направления правового воспитания. Предмет исследования - общественные отношения, регулирующие правовое воспитание в обществе. Объект - понятие и цели правового воспитания. При написании данной ...
- Организацию жизнедеятельности детей в группе продленного дня через систему целей и задач, которые реализуются в совместной деятельности (воспитатель инициирует у воспитанника роль «воспитуемого», тем самым при взаимодействии и воспитатель, и воспитанник нивелируют свою ролевую противоположность;
- цели воспитания определяются на основе интеграции потребностей, интересов и задач воспитателя и воспитанника: вводя спецкурс, воспитателю важно получать обратную связь, поэтому перед началом каждого занятия педагог раскрывает детям в доступной форме их цель, а после окончания занятия проводит рефлексию, знакомит детей с темой следующего занятия и обязанности (обязательно спрашивает их, почему они хотели бы научиться на следующем занятии, чего от него ждут)- Создание комфортной атмосферы в группе на основе гуманистических принципов, что способствует развитию личности младшего школьника (во взаимодействии воспитатель исключает любые формы насилия в отношении воспитанника, ориентируясь на создание положительного эмоционального фона, на установление отношений взаимного доверия, действует на основе эмпатийного восприятия школьника);
— Введение спецкурса «Культура взаимоотношений», который решает определенные педагогические задачи.В ходе аналитического этапа технологии гуманизации отношений «воспитатель – воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы на семинарах по обмену опытом воспитатели обменивались опытом реализации в своей деятельности правил, педагогических условий и путей воспитания гуманных взаимоотношений воспитателя и воспитанников в условиях группы продленного дня.Таким образом, данная технология гуманизации взаимоотношений в системе «воспитатель — воспитанник» в группе продленного дня позволила педагогам выбрать установку на субъект-субъектные связи, сформировать у воспитателей позицию ненасилия, способность быть фасилитатором, а также выработать у учащихся понятие «гуманность», «гуманные качества», «гуманные поступки», «гуманная поведение», способность применять полученные знания в жизненных ситуациях, снять у учащихся эмоциональное напряжение во время пребывания в группе продленного дня, развить коммуникативные навыки общения в коллективе.При обработке результатов исследования готовности воспитателей групп продленного дня (линейный эксперимент) на констатирующем и формирующем этапах достоверность и достоверность результатов исследования выводилась с помощью вычисления средней арифметической оценки состояния гуманных взаимоотношений в условиях группы продленного дня.
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
... школы . Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа текущей социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления данных исследований и ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pedagogika-nenasiliya/
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
2. Баныкина С. В. Современный подросток как субъект школьного социума. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. — М.: АРКТИ, 2005. — 276 с.
3. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. — М.: Худ. Лит., 1986. — 541 с.
4. Бех Д. И. Психологические источники воспитательной мастерства: [учеб. пособие] / Д. Бех. — М.: Академия, 2009. — 248 с.
5. Бех. Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И. Д. Бех. — М.: Просвещение, 2006. — 272 с.
6. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
7. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М., 1997. С. 201 — 222.
8. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. — М., 2010. — 111 с.
9. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М .: Академия, 2005.
10. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / А. С. Газман // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С. 6-33.
11. Григорьева А. И. Позиционный подход к деятельности воспитателя // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев;под ред. Е. И. Соколовой. — Пермь, 2001.
12. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога / И. Д. Демакова // Классный руководитель. — 2002. — № 5. — С. 97-124.
Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие
... поддержки различных слоев населения, а социального воспитания и перевоспитания. Подобные тенденции не могли не отразиться и на том, что проблемы социальной педагогики и социальной работы рассматривают в едином контексте, в ...
13. Кей Э. Век ребенка / Э. Кей; пер. со швед. — М.: Саблин, 2010 — 313 с.
14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М .: Педагогика, 1983. — Т. 1.
15. Монтессори М. Разум ребёнка / М. Монтессори. — М., 2007. — 176 с.
16. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. Учеб. Пособие. — М .: Академия, 2006. — 224 с.
17. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Сластенина. М .: Академия, 2002. — 576 с.
18. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сб. науч.трудов / Под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. — СПб., 2005. — 236 с.
19. Рерих Н. К. О вечном / Н. К. Рерих. — М.: Политиздат, 2011. — 462 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб .: Питер Ком, 1999. — 720 с.
21. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж. -Ж. Руссо // Пед. соч. : В 2 т. — М., 2011. — Т. I. — С. 94-289.
22. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: [учеб. пос.] / под ред. В. А. Сластенина. — М., 2000. — 216 с.
23. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / А. Сухомлинский // Выбор. соч. : В 5-ти томах. — М.: Сов. шк., 2006. — Т. 4. — 640 с.
24. Толерантность в пространстве образования: [учебное пособие] / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 152 с.
25. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).
— М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
26. Учимся толерантности: [методическое пособие для проведения классных часов, бесед] / С. В. Баныкина, В. К. Егоров. — М.: АРКТИ, 2007. — 128 с.
27. Фор С. Заметки воспитателя / С. Фор // Свободное воспитание. — 2014. — № 5. — С. 9-22.
28. Шамиева В. А. Ассертивности в стуктуре личности субъекта адаптации: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / В. А. Шамиева. — Хабаровск, 2009. — 20 с.
29. Шрейдер Ю.А. Утопия или устройство / Ю. А. Шрейдер // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — 128 с.
30. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. — СПб .: Питер, 2005.