Педагогическая этика учителя (2)

Педагог, где бы он ни работал (в детском саду, школе, колледже, спортивном отделении и т.д.), является представителем одной из важнейших гуманитарных профессий в обществе. Его деятельность сосредоточена на развитии и образовании человека. Содействуя воспитанию человека как творца всех материальных и духовных ценностей, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, знакомят детей со всеми достижениями мировой культуры и тем самым создают условия для дальнейшего человеческого прогресса. Работая в настоящем, учитель должен заставить будущее расти. Особенность профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, которые имеют собственное представление о мире и его правах. Поэтому ведущей стороной педагогического мастерства педагогов является умение правильно направлять процесс развития подрастающего поколения, т.е. организовывать всю деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них мог в полной мере развивать свои наклонности и интересы.

Современному учителю поручается ответственная задача: не только преподавать (развивать интеллектуальные способности, передавать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Поэтому важной частью профессиональной культуры современного учителя является его духовно-нравственная культура и этика.

Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через команды учителей и учеников, через сообщество родителей. В данном случае он выступает в качестве концентрированного носителя общественной морали. Сегодня как никогда важно говорить об этической стороне профессиональной культуры учителя, потому что только учитель, являющийся примером высокоморальной личности, может успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательных и профессиональных школ. Только учитель, чья мораль безупречна, может раскрыть ученикам красоту человеческих поступков и научить отличать добро от зла. Педагогическая этика должна обращать особое внимание на характер и специфику нравственного сознания личности учителя.

Цель курсовой работы

Задачи:

  • определить понятие педагогической этики.
  • рассмотреть основные категории и направления педагогической этики.

Определите концепцию педагогической этики

4 стр., 1704 слов

«Общепрофессиональные компетенции учителя физической культуры» ...

... физическая культура, закономерностей физического развития и психологии учащихся, а также самопознания педагога. Гностическая компетентность предполагает владение учителем психолого-педагогическими ... учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя ...

Педагогическая профессия относится к профессиям «человек-человек». По мнению Е.А. Климова, этот тип профессии определяется следующими характеристиками человека: постоянное хорошее здоровье при работе с людьми, потребность в общении, умение мысленно ставить себя в положение другого человека, умение быстро понимать намерения, мысли, настроения других людей, умение быстро улавливать отношения между людьми. Характерно, что человек с такой профессиональной схемой: умение руководить, учить, воспитывать, «выполнять полезные действия для того, чтобы служить различным потребностям людей»; умение слушать и слушать других; широкий кругозор; (коммуникативная) языковая культура; «умственная ориентация, наблюдение за чувствами, характером, поведением, способностью или способностью человека выражать себя духовно, моделировать свой внутренний мир, а не приписывать его своему или другому миру, известному по опыту»; «проектно-ориентированный подход к человеку, основанный на уверенности в том, что человек всегда может быть лучше»; эмпатии; наблюдении; «глубокой вере в правильность идеи служения народу в целом»; разрешении нестандартных ситуаций; высокой степени саморегулирования.

Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, разворачиванием своих мыслей, одновременно держась в зоне внимания всех учеников, чутко реагируя на признаки усталости, невнимательности, недопонимания, замечая все случаи неправильного поведения и, наконец, отслеживая собственное поведение.

Таким образом, мы видим, что важнейшей предпосылкой успеха в воспитательной работе является профессиональная культура учителя. Учитель — ключевая фигура в системе образования. Уровень развития его профессионализма и нравственной культуры определяет любой успех в этой области и в развитии общества в целом. Поэтому требуется высокий уровень профессиональной культуры преподавателя.

В педагогике понятие образовательной культуры определено следующим образом

  • той части общечеловеческой культуры, в которой наиболее ярко выражены духовные и материальные ценности и пути творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для служения историческому процессу смены поколений и социализации (созревания и становления) личности;
  • существенная характеристика целостной личности учителя, способной к диалогу между культурами в индивидуально-личностном плане;
  • динамичная система педагогических ценностей, форм деятельности и профессионального поведения учителя, элементы которой выделяются: а) педагогическая позиция и личные качества;(b) профессиональные знания и культура педагогической мысли;(c) профессиональные навыки и творческий подход к педагогической деятельности;(d) саморегулирование личности и культуры профессионального поведения учителя.

Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к ученику независимо от успехов в обучении, понимает психологию ученика, обладает глубокими и разносторонними знаниями предмета, творчески подходит к обучению и воспитанию, демонстрирует высокую культуру поведения во всех ситуациях.

7 стр., 3488 слов

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы ...

... учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического ... растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в ... в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или . Квалифицированный педагог в ...

Профессиональная культура учителя

«Этика это философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно по отношению к общественной группе)». (С.И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова:

Этика

Таким образом, этика рассматривает нравственные проблемы человеческой жизни, определяет добро и зло, рассматривает различные модели межличностных отношений и поведения человека в обществе.

Важной основой профессиональной культуры учителя является педагогическая этика, которая определяет нормативные моральные позиции, которыми должен руководствоваться учитель в общении с учениками, их родителями и коллегами. Элементы педагогической этики возникли вместе с появлением педагогической деятельности как особой социальной функции. Особая роль в этом процессе отводится учителю. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван передать студентам основы этического знания. Для этого сам учитель должен в полной мере осознавать идеи и ценности высокой морали и стремиться воплощать их в жизнь как можно лучше.

Образованная этика

Педагогическая этика является самостоятельной частью науки этики и предназначена для изучения особенностей педагогической морали, разъяснения особенностей реализации общих принципов морали в области педагогической деятельности, демонстрации их функций, особенностей содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика исследует характер нравственной деятельности и нравственных отношений учителя в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность конкретных правил общения, поведения и т.д., разработанных в среде учителя, профессионально работающего в педагогической и образовательной сфере.

Педагогическая этика сталкивается с рядом неотложных проблем, среди которых можно назвать следующие:

  • Исследования методологических проблем, характера, категорий и особенностей педагогической морали,
  • Развитие нравственных аспектов воспитательной работы как особого вида воспитательной деятельности,
  • Определение требований к нравственному облику учителя,
  • Изучение природы и особенностей индивидуального нравственного сознания учителя,
  • Исследование характера моральных отношений между учителем и учеником,
  • Разработка вопросов нравственного воспитания и самообразования педагога.

Основные категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и нравственных ценностей. Нравственные ценности можно описать как систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые являются своеобразной оценкой сущности жизненных явлений, нравственных ценностей и поступков людей и т.д. Все основные нравственные понятия применимы к педагогической деятельности; однако некоторые понятия отражают такие характеристики педагогических взглядов, деятельности и отношений, которые делают педагогическую этику относительно самостоятельной отраслью этики. К этим категориям относятся профессиональный педагогический долг, педагогическое правосудие, педагогическая честь и педагогический авторитет.

8 стр., 3785 слов

Педагогическая этика

... нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др. Категории педагогической этики. Педагогическая этика ... настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и ...

Педагогическая нравственность

Педагогическая справедливость имеет свои особенности, так как является своеобразным мерилом объективности учителя, уровня его нравственного воспитания (доброта, принципиальность, человечность), что проявляется в оценке действий учеников, их отношения к учебе, общественно-полезной деятельности и т.д. Справедливость — это моральное качество учителя и оценка степени его влияния на учеников, что соответствует их реальным заслугам перед командой.

Педагогический профессиональный долг

Профессиональная честь в педагогике

Педагогический авторитет учителя

Поскольку некоторые учителя не хотят работать над собой, они будут пытаться завоевать авторитет неправильными способами и приобретать тот или иной вид ложной власти.

Власть угнетения

Авторитет педантизма.

Власть резонанса.

Авторитет воображаемой доброты.

Когда мы говорим о педагогической этике, следует упомянуть концепцию педагогического такта.

Педагогический такт

Такт

Педагогический такт

Главной характеристикой педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт является одним из нравственных регуляторов педагогического процесса и основывается на морально-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

  • точность и уважение к ученику;
  • способность видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
  • деловой тон общения;
  • внимательность, чуткость учителя.

Показана профессиональная чувствительность:

  • во внешнем виде учителя;
  • умение быстро и правильно оценить текущую ситуацию, не перескакивая на поспешные выводы о поведении и способностях ученика;
  • способность сдерживать свои чувства и не терять самообладания в трудной ситуации;
  • в сочетании с соответствующей степенью точности и чувствительности по отношению к студентам;
  • хорошее знание возраста и индивидуальных особенностей учащихся;
  • самокритичная оценка их работы.

Тактичный учитель приходит вовремя на работу, на деловые встречи; вовремя возвращает то, что позаимствовал у коллег, учеников, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, особенно когда они могут навредить другим. Восприимчивость к образованию является важной частью нравственной культуры учителя.

Основные направления педагогической этики

7 стр., 3240 слов

Педагогическая этика учителя

... индивидуального нравственного сознания педагога, исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. 2. Основные категории педагогической этики Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ...

Педагогическая этика рассматривает моральные отношения как ряд общественных контактов и взаимоотношений, которые возникают между преподавателем и теми лицами и учреждениями, перед которыми он имеет профессиональные обязанности. Исходя из этого подхода, наиболее целесообразно рассматривать моральные отношения в наиболее четко определенных подсистемах: «учитель-ученик, учитель-учитель-педагог и учитель-родители учеников».

Учителя и ученики.

Среда, в которой учителя и учащиеся общаются и взаимодействуют, имеет как общие, так и специфические социальные характеристики. Ведущая роль учителя в этой среде приводит к повышенным моральным требованиям к нему, поскольку объектом его влияния являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Образовательная деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети записывают все оттенки отношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т.д.

Учитель общается с учениками в то время, когда они на практике изучают алфавит социальных отношений, а также когда формируются и закрепляются их основные нравственные установки. Взрослый мир детей понимается через призму их любимого учителя, который часто становится их идеалом жизни. Учитель, который грубит, относится к детям произвольно и оскорбляет их достоинство, не может пользоваться авторитетом учеников. Они склонны активно сопротивляться влиянию такого учителя, даже если он или она правы.

Профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие студента:

  • Не предъявлять чрезмерных требований к ребенку,
  • Не сердись, но постарайся разобраться в ситуации,
  • Не оскорбляй и не кричи на ученика, это разрушит его психику.

Уважение к личности студента:

Учителя и родители ученика

В системе нравственных отношений следует выделить подсистему «учитель-родитель ученика», исходя из того, что семья является важнейшим источником формирования нравственных позиций ребенка и укрепления его морально-психологических установок. Как показали многие исследования, семейное образование оставляет глубокое впечатление на формирование нравственных качеств человека. Семья является основным коллективом, в котором ребенок приобретает определенный жизненный опыт и присоединяется к нравственным нормам, существующим в обществе.

В школу приходит шестилетний мужчина, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только, какие у ребенка сформировались идеи, но и условия, в которых это образование происходило. Поэтому для него важно установить контакт с родителями учеников, сделать их союзниками в образовании. Важно, чтобы учитель и родители стали взаимно заинтересованными людьми, чья потребность в дружеском общении становится естественной и органичной и служит основой всей системы нравственных отношений.

15 стр., 7383 слов

Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей

... др. 1. СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1 Средства воспитания в процессе воспитания детей В этой социальной обстановке воспитание подрастающих поколений ... плане - учение и, наконец, труд как высшая форма целенаправленного изменения объектов среды. Как мастер-краснодеревщик ... освоения каждым учеником-воспитанником различной информации: обеспечения возможности выбора особенных средств, которыми он будет ...

Учителя и преподавательский состав:

У педагогического коллектива есть своя специфика, которая также влияет на отношения между его членами и, в конечном итоге, на морально-педагогический климат школы в целом.

В зависимости от характера взаимоотношений, каждый учитель может укреплять или ослаблять педагогические способности другого. Примечателен опыт организации профессорско-преподавательского состава, основанный на идее коллективной ответственности за каждого студента, за профессиональное развитие каждого преподавателя и за повышение качества образовательного процесса. Когда отношения между людьми в команде создают атмосферу сплоченности и дружелюбия, они способствуют образовательному процессу. Дружеские отношения, которые приводят к постоянной напряженности, конфликтам и столкновениям, вынуждают учителей отвлекаться от преподавательской и педагогической работы, чтобы регулировать свои отношения с коллегами.

Педагогический коллектив

Самая большая трудность для молодого специалиста — это общение с родителями. Для преодоления этих трудностей важно иметь психологическое отношение к сотрудничеству с семьей, осознание необходимости завоевать доверие родителей, донести их до школы с вниманием, теплом и заботой о ребенке. Доверие родителей — это первый «строительный блок» для учителя, который завоевывает авторитет. Она укрепляется в глазах родителей, учеников и коллег, когда они «раскрывают» моральные качества учителя, его культуру, его эрудицию, его преданность профессии. Мудрый учитель борется за свой авторитет, ценит его. Учитель должен задуматься о причинах успехов и неудач, ошибок и трудностей в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения и добиться лучших результатов в последующей деятельности.

Заключение

На протяжении веков гуманистическая педагогика из уст своих лучших представителей называла любовь к детям одной из основных этических норм. В то же время эмоциональное и ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Г. Для Ж. Руссо, Л. Толстого, Р. Штайнера любовь к детям означала предоставление им максимальной свободы творческого самовыражения в соответствии с потребностями их возраста. И.Г. Песталоцци остался верен принципу: «Не только жить ради детей, но и жить вместе с детьми, разделяя все их радости и несчастья». И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, сочувствия, заботы и понимания невозможно достичь духовного единства учителя с детьми. Быть человеком со студентом — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и умственного развития. Гуманное отношение учителя выражается также в непоколебимом уважении прав и свобод детей. Особенно важно отметить, что любые насильственные действия в отношении детей недопустимы: навязывание чужого мнения, посягательство на личное достоинство и физическое наказание.

Спектр этических качеств широк и разнообразен. Исследования показывают, что молодые люди и старшие ученики больше всего ценят тактичность, дружелюбие, справедливость, понимание проблем детей, общительность, дружелюбие, точность и т.д. среди учителей. Но главное, что ценит студент, это духовную щедрость, искренность и теплоту в отношениях. Смысл профессии учителя заключается в том, что учитель вкладывает душу в учеников. Дарить свою душу трудно и радостно. Это трудно, потому что требует огромных усилий и психических и физических сил. Радостный, потому что взамен вы получаете такой молодой поток энергии, который более чем компенсирует все расходы, все трудности и все мучения.

23 стр., 11148 слов

Педагогический такт учителя

... следует сказать о профессиональном такте учителя как об особом умении выстраивать собственные отношения с учениками. Педагогический такт - это соблюдение ... в огне действенной любви к детям. Сердечность, безоговорочная любовь к детям были самыми примечательными чертами известного ... Часто понятие этики используется как синоним этого слова, означающего обычай, обычай, обычай. Этика используется в ...

Многие слышали, что должен родиться настоящий учитель. Это верно, когда речь идет о ярких талантах, великих талантах. Но я считаю, что любой учитель, который хочет работать с детьми, чтобы передать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, преподавание которого будет похоже на актера в сказочной пьесе, где все понятно и интересно. А для этого необходимо постоянно работать над собой: духовно обогащаться, развивать и реализовывать свой творческий потенциал, те личные качества, которые способствуют положительному влиянию на других, овладевать передовыми идеями и технологиями в области педагогики, методики преподавания и обучения, учиться на опыте передовых педагогов и твердо верить в их успех.

Только тогда, когда учитель чувствует ответственность перед теми, кого он учит и воспитывает, стремится к саморазвитию и самообразованию, творчески подходит к своей работе, дети будут заинтересованы в обучении, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своего учителя.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pedagogicheskaya-etika-sportivnogo-pedagoga/

  1. О.Я. Гойчман, Надеина, Т.М. Основы языковой коммуникации: Уч-К для высшего образования / под ред. проф. — М.: ИНФРА, 1996. — 272 с.
  2. Психология и этика корпоративной коммуникации: УЧ-К для вузов / В.В. Дорошенко, Л.И. Зотова и др. под редакцией профессора В.Н. Лавриненко — 2-е издание. — М.: ЮНИТ, 1998. — 279 с.
  3. Лаврентьева Н.Б., Нечаев А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева А.В. Нечаев. — Эд. от Альт-ГТУ, 2011.
  4. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1992.
  5. Хусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Уббник.-М.:Гардарики, 2002-472с.
  6. Сластенина В.А. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Изаев, Е.Н. Жиянов; под редакцией В.А. Сластенина — 3-е издание, стереотип -М.: Издательский центр «Академия», 2005-576-е гг.
  7. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс по нравственности самовыражения / В.И. Андреев. Казань: CIT, 2002. — 272 с.
  8. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и реальное / Д.А. Белухин. МОСКВА: MPSY, 2006. — 123 с.
  9. Маркова А.К. Психология педагогической работы: Книга для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
  10. А.Б. Сариева // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, июль 2011 г.).

    — Уфа: Лето, 2011.