Структура педагогической деятельности

Курсовая работа

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.

Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

Под “способами педагогического воздействия” понимаются прежде всего выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.

13 стр., 6301 слов

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

... карты, и, конечно же, без карты немыслима надежная оборона государства. Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение использования топографических карт в различных направлениях деятельности человека. ... функции, которыми обладают топографические карты: справочная (оценка местности и детальное изучение, ориентирование по карте), метрическая (производства измерений и расчетов при ...

Особенность труда педагога состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик).

В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

  • По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;
  • По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
  • По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • разобрать сущность педагогической деятельности;
  • выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;
  • психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.

Основная часть

  1. Понятие педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.

2 стр., 818 слов

Самостоятельная работа : «Экспертная деятельность педагога-психолога»

... На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию и развитию школьной организации. Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, ... в идеале, весь педагогический коллектив). При этом ... на субъективном мнении эксперта. Как подчеркивает , «от эксперта ... профессиональная позиция, занимаемая человеком, проводящим экспертизу. Эта ...

Цель этого вмешательства — преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она вооружена:

  • o педагогической теорией (теоретическими знаниями);
  • o педагогическим опытом (практическим опытом);
  • o системой специальных учреждений.

Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в Педагогической деятельности. Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:

  • o законов воспитания;
  • o воспитательного влияния жизненных условий;
  • o их требований к человеку.

Научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский , вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, — одно из величайших дел в истории.

Если учитель, полагал Л.Н. Толстой имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский , не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя, 1997, Маркова А.К. 1993).

4 стр., 1553 слов

Педагогическая акмеология: достижения i проблемы

... изучением дiяльности педагога как специалиста, с исследованием профессионализма педагогической деятельности. Парадигма этих проблем создает предмет педагогической акмеологiи, изучающая профессиональное становление педагога, достижение им ... (5, 110). "Ключ к пониманию роли учителя, которая изменяется, i новых требований к подготовке учителей один — этоконцепция профессионализм «(8,42). Именно поэтому ...

Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом — деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек — человек.

— В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

  • o организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
  • o коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
  • o перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность , интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
  • o экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
  • o профессиональная работоспособность;
  • o физическое и психическое здоровье.
  • В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить

o Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

o Проблема профессионализма учителя.

o Проблема психологической подготовки учителя.

o Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

o Проблема повышения квалификации учителей и др.

Структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

1. Мотивация;

2. Педагогические цели и задачи;

3. Предмет педагогической деятельности;

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;

5. Продукт и результат педагогической деятельности.

10 стр., 4951 слов

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

... оценочной деятельности педагога» на сегодняшний день актуальной. Цель работы - проанализировать психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. Объект – основы оценочной деятельности педагога. Предмет – педагогическая оценочная деятельность ... лет по проблемам «отметочного» обучения ... оценочного основания. Не обращаясь к другим примерам, заметим, что при многообразии трактовок сущности ...

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
  • «носители» знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства — технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

  • объяснение;
  • показ (иллюстрация);
  • совместная работа;
  • непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
  • тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

  • его личностное совершенствование;
  • интеллектуальное совершенствование;
  • становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций — целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

  • ориентационная;
  • развивающая;
  • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
  • информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

  • конструктивная;
  • организаторская;
  • коммуникативная;