Общая одаренность

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Сегодня при переходе общества к инновационной экономике к провозглашенным лозунгам: «модернизация» и «выращивание интеллектуальной элиты» добавился призыв к воспитанию конкурентоспособной личности.

Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми возможностями, более высокими, чем у других. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. Поэтому в настоящее время особое внимание педагогов и психологов привлечено к поиску одаренной молодежи. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В связи с этим актуальной становится тема данной курсовой работы.

Очень важно вовремя разглядеть в ребенке черты одаренности. Помочь ему стать успешным взрослым, успешным в учебе, карьере, жизни. Уже существуют способы выявления одаренных детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.

Вопросами одаренности детей и ранее занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно.

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, Н. Б. Шумакова, Г.Д. Чистякова В.С. Юркевич и другие. Видное место в русской психологии занимают работы по изучению психики одаренных детей Н. С. Лейтеса.

Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Предметом изучения данной курсовой работы является одаренность. Объектом изучения – дети раннего и школьного возраста.

Цель курсовой работы — изучить психологические особенности детской одаренности.

Задачи:

  • раскрыть в полном объеме понятия способности, задатки, одаренность;
  • охарактеризовать виды одаренности;
  • изучить основные концепции одаренности;
  • рассмотреть особенности и возможности учебно-воспитательного процесса в ходе работы с одаренными детьми.

Глава 1. Психологические проявления

детской одаренности

1.1. Понятие и определение одаренности у детей

Прежде, чем приступить к исследованию детской одаренности, для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний и приобретения умений и навыков одними людьми и долгого обучения других. Таким образом, способности – это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности.

Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер дает такое определение: «Способности определяются как индивидуально- психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению» [1, c. 276]

В психологии принято различать специальные способности (например, к тем или иным видам искусства, к языкам, к литературе, к технике и т.д.) и общие, которые находят применение в очень многих видах деятельности.

Для развития способностей должны быть природные предпосылки – задатки. «Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей» [8, с. 539]. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

До настоящего времени существуют различные точки зрения на природу способностей. Одним из самых распространенных является утверждение о врожденности способностей. В отечественной психологической науке концепцию наследственного характера способностей считают весьма интересной, но не объясняющей все факты проявления способностей. И в то же время отечественные психологи не отрицают врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Можно сказать, что в отечественной психологии сложилась такая позиция: способности человека по своей природе биосоциальны.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих условий: от особенностей воспитания, потребности общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и других социальных условий [8, с. 548].

Если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство которое они составляют. Словом «одаренность» обозначают также высокий уровень способностей [7, с. 285]

Сложность проблемы определения одаренности в значительной мере связана со спецификой детской одаренности. Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [6, c. 14].

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Раннее проявление одаренности еще не означает, что перед нами будущий гений. Многие очень способные дети, по умственному развитию опережающие своих сверстников, постепенно утрачивают свои преимущества, выравниваются и в итоге через несколько лет уже не отличаются от детей своего возраста.

Известный отечественный психолог Н.С.Лейтес вводит понятие «возрастная одаренность», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одаренности. Таким термином привлекается внимание к тому, что необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранения этого уровня и своеобразия его возможностей в более зрелые годы. Многое будет зависеть, например, от правильного самоопределения. «Из сказанного следует, что выражения «одаренные дети», «выдающиеся дети» (применительно к умственной сфере школьников) – весьма условные, их следует применять с осторожностью: такие характеристики имеют значение только чего-то предварительного. Нужно знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность», писал Н.С.Лейтес [5, c.5]

Феномен ранней детской одаренности относится к числу явлений, которые пытаются разгадать многие ученые. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. На сегодняшний день большинство ученых признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Дети, которые демонстрируют выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников в других областях. Однако, чаще всего, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

«Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем»[11, с.17].

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события. Они предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений [6, c.13].

Можно сказать, что признаки одаренности вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности. Тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей:

  • повышенная познавательная потребность, которая проявляется в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
  • ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;
  • высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [3, с. 202]

1.2. Виды одаренности

Несмотря на общие признаки, одаренные дети сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Существует множество классификаций одаренности. Остановимся на классификации, приведенной в работе Н.С. Лейтеса «Психология одаренности детей и подростков» [6].

Он выделил следующие виды одаренности: художественная одаренность, общая интеллектуальная и академическая одаренность, творческая одаренность и социальная или лидерская одаренность.

Художественная одаренность.

Художественная одаренность поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Главная проблема заключается в том, что эти способности не всегда находят признание и уважение в общеобразовательной школе. Дело в том, что дети с художественной одаренностью уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. И у них остается очень мало времени и возможностей для успешной учебы. Они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в особом внимании со стороны учителей и понимании сверстников [6, c. 92].