Диалектика как философская теория развития

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.

Единый мировой процесс развития — это непрерывное усложнение организации, происходящее в результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.

Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это — звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор.

Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что знание универсальных законов развития раскрывает содержание материалистической диалектики как философской теории. При этом необходимо помнить, что в истории духовной культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что объясняет также ее теоретическое и практическое значение.

Цель данной работы заключается в изучении диалектики как философской теории развития. В соответствии с целью определяются следующие задачи:

  • раскрыть смысл философского понятия развития;
  • определить место диалектики в истории философии;
  • дать общую характеристику понятию диалектики;
  • описать категории диалектики;
  • изучить законы диалектики;
  • раскрыть смысл диалектики как философской теории развития.

    1.

Диалектика и развитие

1.1. Понятие развития в философии

Развитие представляет собой высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

8 стр., 3637 слов

Ленин о диалектике как теории и методе познания

... И. Ленин. В. И. Ленин. Таким образом, применяя диалектику для решения важнейших практически-политических задач, Ленин в борьбе с оппортунистами обогащал и разрабатывал марксистскую диалектику как науку о развитии и ... материализма. Теория познания есть наука об отношении сознания к объективному миру, о по­знании мира человеком. Диалектика внутренне при­суща объекту изучения этой науки — процессу позна ...

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, правосознание, религия и др.).

Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития – далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением.

Развитие представляет собой не всякое, но лишь так называемое качественное изменение в структуре объекта [5, с. 397].

Процессы развития характеризуются большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как различной общей природой развивающихся объектов (напр., биологической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой, дифференциации объекта, подчинения одного объекта другим и т.д. На предельно высоком уровне генерализации среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные друг с другом формы: эволюцию и революцию. Первая – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые – внезапные, резкие, скачкообразные изменения.

Развитие – необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В древней философии не существовало понятия развития как такового, и прежде всего это было связано с циклическим пониманием времени. Предполагалось, что все изменения совершаются с постоянными возвращениями к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. Любая начальная точка движения, т.о., становилась одновременно и его конечной точкой. Такому движению не свойственны ни необратимость, ни поступательность, поэтому оно не может характеризоваться как развитие. К циклическому образу движения древние мыслители прибегали с целью вычленить порядок в природном мире (вращения небесных светил, смена времен года, биологические циклы) и с целью привнести аналогичный порядок в духовный и социальный мир человека. Предполагалось, что все процессы и в природе, и в обществе совершаются по некоторой единообразной, неизменной программе [5, с. 398].

15 стр., 7012 слов

Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития

... знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру. Итак, предметом философии является отношения человека к миру. МИР гносеология ...

Таким образом, развитие является важнейшей формой движения, и, поскольку оно имеет место и во внешнем объективном мире, и в мире субъективной человеческой деятельности, изучение его наиболее общих закономерностей составляет задачу философии

1.2. Диалектика в истории философии

В переводе с греческого языка диалектика означает искусство вести беседу, спор. Она представляет собой логическую форму и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания [4, с. 645].

Диалектика как философская теория развития возникла и сложилась не сразу. Как свидетельствует изучение древ­них культур и культур народов, задержавшихся на доклассовой стадии общества, в их общественном сознании нет сложившихся представлений и понятий о развитии. Впервые глубокие и серьезные представления о развитии как особой форме движения возникают в философии античной Греции. Этому содействовала радикальная перестройка способа производства материальных благ и духовных ценностей, происходившая там в исторически сжатые сроки и приведшая к возникновению рабовладельческой общественно-экономической формации.

Все течет, все меняется, утверждал Гераклит Эфесский. Мысль о всеобщей изменчивости и обновлении отражает быстрые социальные изменения, крутую ломку старых, общинно-родовых учреждений, нравов и обычаев, современником которых был Гераклит. Эту мысль он выражает и в следующем положении: даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Другой античный мыслитель, Кратил, доводит высказывание Гераклита до крайних пределов. Нельзя и единожды войти в одну и ту же реку, утверждает он, желая сказать этим, что в мире нет ни­чего прочного, ничего устойчивого и, следовательно, по-настоящему нового. А раз ничего устойчивого в мире нет, то невозможно познать и его закономерности. Этот взгляд вызывал возражения у других мыслителей, например у элеатов, считавших, что задача философии — поиск вечного, прочного, неизменного. Так с самого начала в учении об изменении, развитии складываются противоборствующие подходы.

Даже Сократ, Платон и Аристотель не сумели полностью преодолеть представление о цикличности как наиболее совершенной форме движения. Вместе с тем, наблюдая сложный характер изменений, происходящих в окружающем мире и сознании человека, они высказывали соображения и о важной роли противоречий и их разрешения в развивающихся явлениях [7, с. 189].

Слитность представлений о времени, движении и развитии, характерная для античной философии, была преодолена философией средневековья. Одним из ее источников было христианство. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает первое представление об исторической направленности, о неповторимости. Один из ранних христианских философов, Августин, уподоблял историю общества основным этапам человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости и смерти, сопоставляя рождение человека с началом истории, а смерть — со страшным судом. Циклической схеме развития, распространенной в античности, он противопоставлял столь же упрощенную прямолинейную схему.

Философы нового времени все больше концентрируют свое внимание на проблемах развития природы и общества. Французский философ XVII века Р. Декарт выдвинул идею развития мира в целом. Бог, создавая мир, дал ему и импульс, внешний толчок, подобно тому как часовщик сообщает часам импульс, заводя их. Получив этот импульс, природа начала развиваться, порождая новые формы и образования, что расходилось с библейским учением о невозможности возникновения принципиально новых явлений в природе. Однако у Декарта понятие развития не распространялось на общество. Французские просветители, опираясь на труды своих предшественников, развили идею исторического прогресса как высшей формы движения общества. Согласно их взглядам, это был не линейный, одномерный, а сложный процесс. Его движущие силы усматривались в моральных, религиозных или научных идеях.

14 стр., 6855 слов

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

... миру и эстетические ценности. Духовно-практическое освоение мира неразрывно с философской культурой общества и личности, ее гуманистической направленности. 1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Методы зарождаются в ... принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом ...

Синтез разных концепций развития на идеалистической основе был осуществлен представителями немецкой классической философии. Их высшим достижением явилось открытие того, что подлинные источники развития любого процесса заключены не вовне, а в нем самом. Так, Гегель считал, что развитие должно рассматриваться как процесс, заключающий в себе свой собственный импульс, свой собственный источник возникновения и формирования нового. Но взгляд Гегеля был ограничен, так как у него подлинное развитие не затрагивало природу, а происходило лишь в области сознания и общественной жизни, то есть там, где проявлялся абсолютный дух. Чтобы придать диалектической концепции развития научное содержание, ее нужно было истолковать материалистически. Именно так понимает задачу К. Маркс.

Философия марксизма поставила диалектику на материалистическую основу и стала рассматривать развитие как всеобщую и универсальную форму движения, присущую природе, обществу и мышлению [7, с. 190-191].

Таким образом, можно сделать вывод, что понимание развития возникло нелегко, не сразу. Оно само исторически развивалось, усложнялось, совершенствовалось, отражая развитие человеческой практики и познания. В теории диалектики есть немало нерешенных проблем, и ее дальнейшее совершенствование должно быть тесно связано с глубинными изменениями и преобразованиями, происходящими в современном мире — в общественно-политической и духовной жизни, науке, технологии, с учетом всей их реальной сложности.

2. Сущность и структура диалектики

2.1. Общая характеристики понятия диалектики

Диалектика является теорией и методом познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика употребляется в различных значениях.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя ее искусством представлять ложное и сомнительное за истинное. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал три типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность.

12 стр., 5694 слов

Диалектика как учение и метод философского исследования. Исторические ...

... античную диалектику, диалектику немецкого классического идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли они были наиболее плодотворными. 1. Диалектика как учение и метод философского исследования Диалектика Его ...

В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектикой особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении логика, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой [9, с. 321].