Обратная связь в межличностном общении

Курсовая работа

Проблема общения была и продолжает оставаться одной из самых интересных в психологии. Казалось бы, так много уже известно, изучено, написано по этой теме, а она кажется неисчерпаемой. Вероятно, одной из причин является то, что общение является не только одной из основных форм деятельности людей, но и базовой, ведущей потребностью. М.И. Лисина указывает на то, что дети, в раннем возрасте лишенные полноценного общения со значимыми взрослыми, характеризуются значительными задержками психического развития. Примером тому служит судьба детей-маугли . С другой стороны, восстановление близких, доверительных контактов с людьми способствует тому, что за непродолжительное время дети «наверстывают упущенное», и многие из них впоследствии не отличаются от своих сверстников [ 8 ] . Таким образом, значение общения в жизни людей неоспоримо. Однако современная ситуация существования людей характеризуется, с одной стороны, все большим разнообразием средств и способов общения, а с другой, все большим отчуждением людей друг от друга, заменой реального общения виртуальным. Налицо парадоксальная ситуация: люди страшатся живого реального общения и в то же время стремятся к нему. Возможность обменяться мыслями и чувствами очень важна для человека, поскольку позволяет определить реакцию окружающих на них, скорректировать свое поведение, изменить свои взаимоотношения в значимых сферах жизнедеятельности.

По словам М.Р. Битяновой , именно благодаря обратной связи общение приобретает «второе дно» – психологический подтекст, что дает возможность прикоснуться к личности другого человека, понять его, почувствовать себя понятым другими, услышанным ими, благодаря чему возникает ощущение близости, снижается страх одиночества и отчужденности от других, появляется возможность обменяться мыслями, чувствами и переживаниями [ 3 ] . Однако, несмотря на явную значимость обратной связи для успешного общения, исследований этого феномена в психологии не так много . Она стала предметом пристального внимания психологов лишь в 70-е годы ХХ века. Среди отечественных исследователей можно выделить Ю.М.Жуков а , Е.Н. Павлову , Л.А. Петровскую , О.В. Соловьёву. Среди зарубежных исследователей проблемы обратной связи можно назвать Т. Рассела, Н. Винера, К. Фопеля . Целью данной работы является рассмотрение феномена обратной связи в межличностном общении. Объектом исследования выступает общение как социально-психологическая категория. Предмет исследования: обратная связь в межличностном общении. Задачи исследования : 1) рассмотреть особенности межличностного общения и определить роль обратной связи в межличностном общении; 2) дать определение понятию обратной связи и проанализировать основные подходы к ее рассмотрению; 3) охарактеризовать функции и виды обратной связи. Гипотеза исследования : обратная связь является одним из основных факторов успешности межличностного общения. Эффективность обратной связи, в свою очередь, зависит от готовности человека принимать положительную и отрицательную обратную связь и его умения ее анализировать. Теоретико-методологическую основу исследования составляют; концепции общения Ю.М. Жукова и Л.А. Петровской; концепции обратной связи О.В. Соловьевой, Н. Винера и др. Метод исследования : теоретический анализ литературы. Структура курсовой работы : введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы из 15 источников.

14 стр., 6997 слов

Общение как реализация общественных и межличностных отношений ...

... общество. Общение существует одновременно как реальность и общественных, и межличностных отношений. Возможно поэтому Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. и ...

Фрагмент работы для ознакомления

В своих работах Н. Винер указывал на то, что любое живое существо, а также механизмы нужно рассматривать как системы, обязательным условием существования которых является наличие обратной связи. Он определял это понятие как процесс получения системой информации о последствиях решений и действий системы таким образом, чтобы в случае необходимости изменить ее поведение и приблизить к поставленной цели. Н. Винер указывал на то, что обратная связь является контролирующим обратным воздействием, которое обусловлено передачей информации с целью повышения организованности системы [5].

Межличностное общение также следует рассматривать как систему, поэтому в его механизме также присутствует обратная связь. В данном случае обратная связь рассматривается как ответ реципиента на сообщение, полученное от инициатора коммуникации. В этом случае общение начинает рассматриваться как двусторонний процесс, в котором благодаря обратной связи участники получают возможность исправлять и совершенствовать свои способы общения, свое поведение по отношению друг к другу [3].

Обратная связь в общении отличается от таковой в автоматических системах одной существенной деталью: ее нельзя предугадать со стопроцентной вероятностью. Именно непредсказуемость общения, с одной стороны, делает его живым и стабильно интересным для людей вызывает у них эмоции радости, удивления, интереса, любопытства, а с другой стороны, может стать причиной драматичных и даже трагичных ситуаций.Общение возможно только в том случае, если его участники понимают друг друга, ведь только в это случае обмен репликами обретет связность. А для этого необходимо знать, достигнут ли желаемый результат коммуникации или нет, или сообщение вызвало не ту реакцию, на которую рассчитывал коммуникатор. Даже в том случае, если человек не прикладывает никаких усилий для налаживания эффективной обратной связи с партнером по общению, он в любом случае почувствует отрицательную обратную связь на себе в виде холодного обращения, краткости реплик, отсутствия улыбки и т.д. Ведь любой коммуникатор не изолирован от внешней среды, и потому обратная связь существует в общении обязательно. Просто если человек ею занимается, она становится управляемой и способствует эффективности межличностного общения, а вот если коммуникатор не уделяет ей должного внимания, она становится стихийной и начинает зависеть от случайных факторов, далеко не все из которых могут быть положительными.

4 стр., 1946 слов

Сущность культуры педагогического общения

... Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. ...

Именно на это указывал А.А. Бодалев, когда писал о том, что непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в процессе взаимодействия людей является необходимым условием успешности общения. Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему поручение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, индивид непрерывно получает сигналы о том, как он действует, и какие результаты им достигаются. В его центральный регулирующий аппарат все время возвращается информация об осуществляемом воздействии на внешний мир, на другого человека.Благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективным [4].

М.Р. Битянова выделила три варианта межличностного общения в зависимости от того, как используется в нем обратная связь:1) «культурный» вариант, т.е. социально одобряемый, принятый за образец поведения. Обратная связь в таком общении приобретает трудноуловимые формы, например, поза меняется с открытой на закрытую, меняется характер и частота взгляда и пр. Дается такая обратная связь спонтанно и принимается коммуникатором на интуитивном уровне;2) вариант «свободный от культурных предрассудков». В этом случае партнеры считают правильным свободно и открыто говорить о своем состоянии, не скрывать реакции на слова и поступки друг друга. Однако навыков для выражения обратной связи нет, поэтому она принимает многозначные, трудные для интерпретации формы;3) вариант «истинной» обратной связи, когда партнеры стремятся прийти к общему смыслу и взаимопониманию. Обратная связь в этом случае дается осознанно, в доступных для понимания другим формах. Она предполагает прямое называние тех чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера. Только в этом варианте общения обратная связь способствует улучшению взаимопонимания, позволяя при этом партнерам быть открытыми и искренними в выражении своих чувств [3].

Таким образом, во всех видах межличностного общения обязательно присутствует обратная связь, устойчивость и управляемость которой является необходимым условием успешной и результативной коммуникации.Глава 2. Обратная связь как психологическая категория о подходы к ее изучению в психологии2.1. Основные подходы к рассмотрению обратной связиХотя словосочетание «обратная связь» проникло в психологическую литературу только в 50-е гг. ХХ века, представление о важности сличения полученного результата с намеченным или необходимым в деле формирования и совершенствования умений и навыков, сложились в психологии сравнительно давно. Содержание обратной связи прослеживается за такими понятиями, как «закон эффекта» Э. Торндайка, «подкрепление» в бихевиоризме, «знание результата» в когнитивной психологии [6].

Т. Рассел разработал трехкомпонентную модель развития компетентности, в которой обратная связь является частью механизма коррекции планов и программ поведения. В своей работе в контексте социально-психологического тренинга он определяет ее «как предоставление участникам тренинга информации о том, какие их действия способствовали достижению необходимого уровня исполнения работы и что именно так они должны действовать в дальнейшем, а также информацию о том, какие действия препятствовали достижению необходимых стандартов и повторения каких действий необходимо избегать [13, с.24].О.В. Соловьева предлагает следующее определение обратной связи – это «намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [14, с.5].По мнению О.В. Соловьевой, в отечественной социальной психологии можно выделить два основных подхода к рассмотрению обратной связи. Г.М. Андреева предлагает рассматривать обратную связь с позиции выделенных ею трех сторон процесса общения – коммуникативной, интерактивной и перцептивной, в каждой из которых обратная связь присутствует. В коммуникативной стороне общения обратная связь может быть описана как совокупность сообщений, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. В этом случае обратная связь выступает как механизм, обеспечивающий осуществление общения как процесса, поскольку она реализует замыкание цепи циркулирования информации в «коммуникативном контуре». При этом акцент делается на содержании происходящей коммуникации как обмена информацией. Обратная связь рассматривается как «интерпретация смысла», как «приращение информации». Такую трактовку обратной связи О.В. Соловьева условно обозначает как широкую, причем, по ее мнению, такое понимание обратной связи преобладает в психологической литературе [14].

5 стр., 2026 слов

Междисциплинарные связи организационной психологии

... Весьма важными являются междисциплинарные связи организационной психологии с относительно новой прикладной отраслью социальной психологии — именуемой организационное развитие. Существует понимание организационного развития в ... психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками. реферат [21,2 K], добавлен 22.04.2010 Описание: Организационная психология, как один из разделов психологии, ...

В узком смысле принцип обратной связи используется в социальной психологии как связывающий между собой две стороны общения – и коммуникативную и перцептивную. В таком понимании обратная связь определяется как сообщаемые коммуникатором реципиенту сведения по поводу того, каким он воспринят в процессе деятельности и общения. При этом акцент делается на восприятии самого говорящего и его проявлений в деятельности и общении (стиль подачи информации, личностных особенностей, коммуникативных навыков и пр.) [12].

Таким образом, важное различие двух подходов к рассмотрению обратной связи в общении в социальной психологии связано с ролью и значение межличностного общения, да и общения в целом, в каждом из этих подходов к обратной связи. В случае широкого толкования межличностное общение является пространством, в котором обратная связь циркулирует. Но следует отметить, что таким же пространством можно считать и массовое общение. В случае узкого толкования межличностное общение и три его стороны являются еще и предметом, по поводу которого дается обратная связь. Можно сказать, что обратная связь в узком значении является частным случаем обратной связи в широком значении, но при этом надо иметь в виду, что этот частный случай настолько специфичен, что меняет характер протекания коммуникативного процесса, сдвигая фокус происходящего в нем с содержания коммуникации на ее участников (их проявления в деятельности и общении) и восприятие ими друг друга.Обратная связь в этом случае становится механизмом межличностного общения не только в том смысле, что имеется в виду процесс диадического общения, но и потому, что в фокусе внимания исследователей оказываются партнеры по общению – именно как личности, а содержанием их коммуникации становятся они сами или один из них («обратная связь от личности к личности и по поводу личности»).Такой подход к обратной связи в нашей стране был начат работами JI.A. Петровской и ее учеников на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в конце 70-х годов ХХ века. Первые исследования межличностной обратной связи в этом узком смысле проводились параллельно на материале социально-психологического тренинга и реальных групп. В настоящее время эта традиция исследований развивается и дифференцируется [14].

6 стр., 2807 слов

Типы, виды и формы общения в социальной психологии

... компетентность в общении. Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно ... ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи; 8) корректировка направления, стиля, методов общения; 9) фаза взаимоотключения и выхода ...

Таким образом, межличностная обратная связь может быть рассмотрена как составляющая всех трех сторон процесса общения: коммуникативной, поскольку содержит информацию, сведения о партнере по деятельности и общению, адресованные ему самому; интерактивной, поскольку регулирует процесс межличностного взаимодействия; перцептивной, поскольку является предпосылкой, механизмом и продуктом социальной перцепции.2.2. Функции и виды обратной связиО.В. Соловьева предлагает выделить три основные функции обратной связи: 1) регуляция поведения человека; 2) регуляция межличностных отношений; 3) источник самопознания. При анализе функции регуляции поведения человека американские психологи К. Гиффин и Б.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/obratnaya-svyaz-v-psihologii/

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/obratnaya-svyaz-v-psihologii/

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.

2.Арутюнян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

3.БитяноваМ.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 576 с.

4.Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

5.Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине/ Под ред. Г.Н. Поварова. – 2-е издание. – М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. – 344 с.

6.Жуков Ю.М. Павлова Е.Н. Роль обратной связи в совершенствовании коммуникативных умений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arborcg.org/downloads/publication/sp018ap.pdf

7.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

8.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. С. 31–57.

9.Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – 256 с.

10.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – з-е изд. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2005. – 495 с.

11.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

12.Петровская Л.А. О природе компетентности вобщении // Мир психологии. – 1996. – № 3 (8).

– С. 31-35.

13.Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. – СПб.: Питер, 2002. – 176 с.

4 стр., 1955 слов

Связь психологии с другими науками

... психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики. Очевидна связь психологии с ... с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с ... свою очередь психология зрелого человека оказывает обратное влияние ...

14.Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992 . – 109 с.

15.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании,концептуальные и прикладные основы социальной психологии. Учебное пособие. – М.: Мир, 1995. – 384 с.