Взаимоотношение социологии с другими науками

Курсовая работа

Что касается социологических теорий, то возможны не­сколько оснований деления их на различные типы.

Прежде всего сле­дует выделять общие социологические теории, претендующие на описание и объяснение жизни общества в целом. В социоло­гии, как и в других науках, например в физике, биологии, психологии, существует множество конкурирующих между собой общих теорий. Это — теория общественных формаций К. Маркса; теория социального действия М. Вебера; структур­но-функциональная теория Т. Парсонса; теория обмена П. Блау; теория «многомерной социологии» Дж. Александера и др. По своему статусу они близки к той или иной социологи­ческой парадигме3.

Далее следует выделять специальные социологические теории, изучающие социальные законы и закономерности функциони­рования и развития социальных общностей, т. е. то, что образу­ет непосредственно предмет социологии и связано с категори­ями «социальное», «социальные отношения», «социальное взаимодействие», «социальная сфера».

Дополняющие их теории формируются на стыке социоло­гии с другими науками — экономикой, политологией, этно­графией, науковедением и др. Их назьшают отраслевыми. Эти теории изучают формы проявлений и механизмы действия со­циальных законов и закономерностей в различных сферах жиз­ни общества. Их объектом, в отличие от общих теорий, являют­ся не общество в целом, а отдельные его «части»: экономика, политика, право и т. д. Они опосредуют связь социологии с дру­гими науками.

Основой их различения служит объект исследования, что и отражается в названии той социологической дисциплины, к которой они относятся: «экономическая социология», «политическая социология», «правовая социология». Эти те­ории изучают различные сферы общественной жизни с точ­ки зрения существующих в них социальных отношений, ис­пользуя специфические социологические категории: соци­альная группа, социальный институт, социальная организация и др. Термин «социология» в названии указанных дисцип­лин отражает особый подход к соответствующим сферам жизни общества, обусловленный предметом и методом со­циологии.

Специальные социологические теории характеризуются бо­лее высоким уровнем абстракции, чем отраслевые, и позволя­ют рассмотреть один и тот же объект, ту или иную соци­альную общность под определенным углом зрения, выделить тот или иной интересующий социолога «срез» изучаемого объекта, его «уровень», «сторону».

4 стр., 1559 слов

Роль социологии в современном обществе

... определенную структуру. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных ...

Специальные социологические теории, опосредуя связь об­щих и отраслевых теорий, образуют концептуальное ядро со­циологического знания. Во-первых, в них фактически разраба­тываются собственно социологические категории, образующие своеобразную матрицу категориально-понятийного аппарата со­циологии. Во-вторых, как следствие этого, в специальных тео­риях формируется предмет социологии, имеющий не менее сложную структуру, чем предмет таких наук, как физика, био­логия, экономика и др. Наконец, в-третьих, как следствие двух предыдущих пунктов, в них отражается специфика социологи­ческого знания как особого типа знания, несводимого ни к ка­кому другому. В связи с этим специальные социологические те­ории (аналогично категориально-понятийному аппарату) свя­зывают в единое целое все отрасли социологического знания, независимо от его объекта, функции и уровня, а отношения между общей, специальной и отраслевой теориями строятся по типу обратной связи.

Любая отраслевая теория использует концептуальный аппа­рат специальных социологических теорий и может описывать свой объект как группу, деятельность или институт. Например, сферу быта можно изучать либо как совокупность различных видов деятельности, либо как совокупность различных лю­дей — носителей соответствующих видов деятельности, либо как совокупность различных институтов, организующих соот­ветствующие виды деятельности. Такое «одностороннее» опи­сание объекта условно, представляется определенной абстрак­цией, однако оно не только допустимо, но и необходимо в на­уке, так как служит одним из средств научного исследования и предпосылкой многостороннего описания изучаемого объекта в качестве единого целого. В социологии семьи, например, последняя рассматривается как малая социальная группа, ха­рактеризующаяся своей особой структурой статусов и ролей (групповой подход); определенным набором видов деятельнос­ти (деятельностный подход) и специфической совокупностью норм и ценностей, регулирующей (организующей) ее функци­онирование и развитие (институциональный подход).

Деление теорий на общие и отраслевые дает возможность выявить различие между общей и отраслевой социологией либо по объекту («общество в целом» и его «части»), либо по типу теорий — общие служат основанием для формирования социологической парадигмы (впрочем, как и специальные — опосредованно через них), а отраслевые образуют погранич­ный пояс на стыке социологии с другими науками. К понятию обшей социологии приложимы характеристики социологии фундаментальной и теоретической, хотя отраслевая социоло­гия, разумеется, не исключает научной ориентации и теорети­ческого уровня, но чаше всего имеет эмпирический и при­кладной характер Таким образом, структура социологического знания представляется многомерной и может быть описана в трех измерениях: по объекту знания (общая и отраслевая соци­ология), по функции знания (фундаментальная и приклад­ная), по уровню знания (теоретическая и эмпирическая).

Особый слой теоретического социологического знания об­разуют такие теории, как теория социального развития, тео­рия социальных систем, теория социального детерминизма и др. Основанием деления таких теорий служит ряд общенауч­ных категорий: «развитие», «система», «детерминизм» и др., т. е. таких, которые применимы не только в обществоведении, но и в естествознании и по уровню абстракции приближаются к философским категориям «материя», «сознание» и др. Эти теории могут претендовать на статус общих.

5 стр., 2491 слов

По социологии современная теория конфликта

... и решения. Социология провела большие исследования в этой области и сегодня разрабатываются математические модели протекания конфликта, которые достаточно ... основных типов: физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и.т.п.); потребности в безопасности; социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); потребности в достижении престижа, знаний, уважения; потребности в ...

Можно также раз­личать социологические теории по их преимущественной ори­ентации: фундаментальные и прикладные. Первые ориентиро­ваны на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социоло­гии, методов социологического исследования. Они отвечают на два вопроса: что познается? (объект) и как познается? (метод), т. е. связаны с решением познавательных задач. Вторые ориенти­рованы на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта и отвечают на вопрос: для чего познается?1 Теории здесь различаются не по объекту или методу, а по той цели, которую ставит себе социолог, решает он познавательные задачи или практические

Задача прикладных теорий — поиск средств для достиже­ния намечаемых обществом практических целей, т. е. их зада­ча — найти пути и способы использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Приклад­ные теории непосредственно касаются определенных практи­ческих отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают на вопрос: для чего? — для социального развития, совершен­ствования социальных отношений и т. д. Прикладной (практи­ческий) характер социологических теорий определяется тем вкладом, который они вносят в теории, прямо связанные с решением задач социального развития.

Признак «фундаментальности» не совпадает с признаком «те­оретичности», и наоборот, хотя второй термин часто употребля­ется как синоним первого: теоретическая физика, теоретическая психология, теоретическая биология. Здесь «теоретический» озна­чает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

Теоретическое знание в качестве фундаментального выступа­ет в сопоставлении с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характери­стики, как «практический аспект», «прикладная функция», вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его анти­тезой является не прикладное знание, а эмпирическое4.

Таким образом, деление теорий по ориентации на фундамен­тальные и прикладные достаточно условно, поскольку любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: на­учной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для ее отнесения в ту или иную категорию. То же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, на­пример на формирование специальной социологической теории, или практических, связанных, например, с совершенствованием социальной структуры общества. Фактически эти два аспекта со­циологического знания неразрывно связаны между собой и, буду­чи отнесенными к социологии в целом, в конечном счете образу­ют две из се функций: познавательную и практическую.

Итак, термины «фундаментальный» и «прикладной» обозна­чают аспект, направленность социологического знания в це­лом и не тождественны терминам «теоретический» и «эмпирический», обозначающим его уровни. В первом случае осно­ванием деления является целевая установка, во втором — уровень абстракции.

4 стр., 1641 слов

Теория социальной аномии Роберта Мертона

... перспективы»;70-х гг. - «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюция теории действия». Другим важнейшим представителем этой социологической школы является Роберт Мертон. Родился он в 1910г. в Филадельфии, в ...

Здесь следует отмстить одно существенное обстоятельство. Деление социологических теорий на уровни и типы по различ­ным основаниям (по объекту, уровню абстракции, социологи­ческой категории, подходу, методу, целевой установке и др.), т. с. построение их типологии, а в конечном счете их обоснован­ной иерархии, так или иначе отражает сложную структуру предмета социологии, способ его изображения, деления на «уровни», «стороны», «аспекты», «сферы». Говоря иначе, воп­росы структуры предмета социологии и социологического зна­ния тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означа­ет, что адекватное изображение предмета социологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, связанных с описанием структуры отображающего его знания.

Теории, описывающие изменения структуры изучаемого объекта, относятся к разряду теорий развитии, а теории, опи­сывающие факторы стабилизации его структуры, составляют класс теорий функционирования.

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации, двумя противоположными тенден­циями в социологическом мышлении — к дивергенции и ин­теграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире рас­пространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь мно­жеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».

Основным социологическим парадигмам (социальных фак­тов, социальных дефиниций, социального поведения) соот­ветствуют и определенные виды социологических теорий.

Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с пози­ций теорий — структурно-функциональной, системной и кон­фликтной. (Заметим, что системные теории обычно рассматри­ваются в западной социологии как составные части или разно­видности структурно-функциональных теорий.) Парадигма «социальных дефиниций» исходит из теорий социального дей­ствия, символического интеракционизма, феноменологичес­кой социологии, этнометодологии. Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и те­ории социальною обмена.

Однако социология, как и любая научная дисциплина, само­определяется по специфическому дли нее относительно самосто­ятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысле­ния. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько цен­тральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве та­ких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Пер­вая из них была обоснована в исследованиях Дж. Тернера — это проблема социального порядка. Вторая проблема уровней соци­альной реальности получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соот­ветственно было положено начало формированию, помимо ука­занных, еще двух парадигм — парадигмы «социального порядка» и «интегративной социальной парадигмы».

Глава 2 Место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания

2.1 Место социологии в системе наук об обществе

Социология включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество — настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество.

2 стр., 874 слов

Место социологии в системе наук об обществе и человеке

... служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна ...

В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина — социальная психология — описывает человека в непосредственном окружении. Она изучает взаимодействие людей в малой группе. Но социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.

Этими проблемами занимается политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политологией).

Политология добилась многого, но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.

В настоящее время еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно отнести социологию — в разряд социальных или гуманитарных наук.

Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки — формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное, знание.

Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания.

В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности. Поэтому социология предстает и как гуманитарное знание. По своей исторической интенции подобная интерпретация совершенно бесспорна.

Социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека5.

Возникшая позже других наук, социология вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Так всегда происходит с вновь возникающими науками. Молодым наукам свойственно постоянно обновляться и обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше.

2.2 Связь социологии с другими науками

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук.

Возникнув в XIX в. как самостоятельная наука и заняв особое место в структуре научного знания, социоло­гия не только не утрачивает связей с другими отрас­лями науки, но и постоянно расширяет эти связи. Данное обстоятельство продиктовано сложностью и многообразием самого объекта исследования — общества, потребностью применения общенаучных методов его изучения6.

4 стр., 1990 слов

Социология как наука в обществе

... науке, искусству, достижениям. Отрицательная энергия вызывает различные болезненные состояния, которые можно назвать неврозами. В XIX в. на стыке психологии и социологии зарождается такое направление, как социальная психология. ... на работы Ч. Дарвина. Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, однако человек и общество возникли из органического мира. Общество как организм ...

Взаимодействие социологии с другими науками дает продуктивное приращение теоретического и эмпири­ческого материала. В результате возникают новые научные дисциплины, научные направления и школы, кото­рые зачастую нельзя отнести к какой-либо отдельной сфере научного знания.

Наиболее тесные связи социология имеет с социаль­ной философией. Последняя является разделом фи­лософии, изучает качественное своеобразие обще­ства (его отличие от природы, отношение общества и его подсистем: государства, религии, морали, культуры).

В ряду общих проблем, исследуемых философией и социологией, находятся проблемы социального прогресса и его критери­ев, соотношение стихийности и сознательности в обществен­ном развитии и др.

В конце XIX — начале XX в. на границе социологии и психологии возникла новая дисциплина — социальная психология. Первоначально она носила название «психология толп», или «психология масс», и изучала зако­номерности социального поведения и деятельности больших социальных групп. Со временем ее предмет расширился и включил психологию малых социальных групп. Большую роль социальная психология играет при исследовании и выработ­ке рекомендаций при возникновении конфликтных ситуаций в коллективах.

Политология, экономика, право и другие общественные науки изучают лишь какую-то одну сферу жизни общества, социология же исследует общество и иные социальные системы как целостные объекты с присущими им свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере их жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической. В то же время любой общественный процесс, изучаемый специальными науками, входит как неразрывная часть в обобщенный, целостный социальный процесс.

Поэтому можно сказать, что социология — это генерализирующая (обобщающая), по словам П.А. Сорокина, наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, в своих генерализирующих функциях социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология7.

Наиболее близкими по предмету исследования к социологии наукам считают обычно социальную антропологию и социальную психологию Однако социальная антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социология же изучает современные сложные общества.

Кроме того, социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности поведения людей в группах и обществах, а также психологические характеристики индивидов, групп и общностей.