Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры стали необходимой принадлежностью школ, офисов медицинских учреждений, прочно вошли в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий стало одним из атрибутов современности. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, одна из которых Интернет, различного рода программ – факторы, влияющие на каждого человека. Всё больше пользователей ежедневно подключаются к «Всемирной паутине». Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии и не удивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Социальные сети уже стали чрезвычайно популярными у подростков. И всё большую популярность приобретают среди детей младшего возраста. В этом пространстве они общаются, играют, размещают свои фотографии и видеоролики и смотрят чужие, ведут блоги, публикуют данные о себе. Со временем дети перестают замечать разницу между жизнью в реальном мире и в Интернете, эти границы размываются…

Теоретическая значимость исследования о

Задачи:

  • выявить причины зависимости от Интернета;
  • изучить психические и физические симптомы Интернет-зависимости;
  • изучить последствия Интернет- зависимости;
  • изучить способы предотвращения зависимости от Интернета;
  • выявить отношение младших школьников к Интернету;
  • выявить количество пользователей зависимых от Интернета;

Гипотеза: у детей младшего школьного возраста существуют предпосылки к Интернет-зависимости.

Этапы:

1.Знакомство со статьями отечественных и зарубежных авторов по

данной проблеме;

2.Изучение теоретической проблематики;

3.Определение задач и рабочей гипотезы исследования, подбор методик;

4.Сбор фактических данных, проведение исследования в период преддипломной практики;

5.Количественная обработка данных исследования;

6.Интерпретация данных и формулирование выводов, рекомендаций родителям, разработка родительских собраний.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Глава I. Интернет- аддикция в исследованиях зарубежных и

отечественных психологов

  1. Сущностные характеристики понятия «аддикция». Классификация нехимических аддикций

В переводе с английского addiction означает пагубная привычка, но в настоящее время сам термин понимается, как зависимость. Согласно определению аддитивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния, посредствам приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях, сопровождается развитием интенсивных эмоций [7, с.15-17].

Аддикция (addict- от англ. наркоман) — это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся вследствие личных или социальных проблем и создающие почву для развития психических заболеваний . [8, с.100 – 133]

В переводе с латинского addictus- приговорённый за долги к рабству. Человек зависимый [11, с. 370-377]

Аддитивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силу, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт « оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, отдыхать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствия, эмоциональную, поддержку, даже наиболее близким людям [ 9, с.20-27].

Важно отметить, что аддитивная реализация включает в себя не только аддитивное действие, но и мысли о состояния ухода от реальности, о возможности и способе его достижении [3, с.268-275].

Аддиктивный процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. « Создаётся субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации»[13, с.370-377]

Аддиктивному процессу могут способствовать биологические ( например, индивидуальный способ реагирования на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние), психологические ( личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и не семейные взаимодействия) факторы.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими, а с неодушевлёнными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращают в цель [15, с. 320]

Все аддиктивные личности обладают схожими частями: трудно переносят трудности и стрессовые ситуации, в общении с окружающими поверхностны, часто не сдерживают своих обещаний, обманывают, необязательны, при решении проблем ответственность перекладывают на других, нет самостоятельности, обладают неустойчивой самооценкой и повышенной тревожностью. Одной из возможных причин развития аддиктивного поведения, как правило, является нарушение семейных взаимоотношений.

2 стр., 869 слов

Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности. Характеристика ...

... значит побуждать, давать толчок, импульс чувству, мысли и действию. К методам стимулирования и мотивации деятельности обычно относят поощрения, запреты, наказания, создание ... и поведения; вторая группа - цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.; третья группа - цели формирования творческой деятельности, ...

Существует три вида аддикций, а именно:

  • Химические аддикции (наркомания, токсикомания, алкоголизм)
  • Биохимические (анорексия)
  • Нехимические (подсознательные) – к ним относится аддикция отношений, мобильная зависимость, Интернет-зависимость.

Нехимическая форма аддиктивного поведения связана с психологическими защитными механизмами человека. Защита, которую строит человек, всегда является «ответом» на неприятности, проблемы, дискомфортные ситуации; защита приобретает ритуализированный характер, а также чётко отрабатываются модели поведения личности. Вообще, все виды нехимических аддикций связаны с тем, что если оторвать человека от «игрушки» (компьютера, телефона, работы, магазина), то у него быстро развивается эмоциональный, а потом и физический дискомфорт. Человек просто не находит себе место. Многие люди путают понятия зависимость и привычка.

Привычка — способность сохранять и легко воспроизводить ранее приобретённые навыки. У сознательных существ, привычка имеет активный характер: непрерывность или повторяемость какого — нибудь изменения создает стремление самостоятельно воспроизводить его; причём физическая привычка обуславливается часто повторяющимися мускульными сокращениями; умственная – повторяющимися ассоциациями; нравственная – повторяющимися действиями. Привычные действия становятся бессознательными и совершаются тем легче, чем меньше мы о них думаем.

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что разница между привычкой и зависимостью заключается в неспособности человека противостоять зависимости, он всецело поглощен ею, в то время как привычка просто делает обращение с предметом (выполнение каких либо действий…) более простым, легким и запоминающимся меньше времени и внимания выполняющего. Также нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий потерн. В западной литературе для обозначения этих видов аддитивного поведения чаще всего используется термин «поведенческие аддикции». Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц.П. Короленко(2001).Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры, аддикции отношений, любовная аддикция, работоголизм, аддикция к трате денег, аддикция к еде, компьютерные аддикции, Интернет аддикции и многие другие.

И.Маркс (1990) предложил следующие критерии для диагностики нехимических аддикций:

1.Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности.

2.Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена.

3. Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение.

4.Повторная тяга и напряжение через часы, дни, недели.